Апогей орбиты Луны – Лилит или Геката?
                                       Алекс Кандр

 

   Основы астрологии, изучающей влияние планет и других небесных тел на жизнь людей, были известны в Месопотамии ранее VII века до н.э., где эти знания воспринимались как языческая природная философия, возведенная в ранг астральной религии.
   Астрология, как целостная система знаний, раскрывающая механизмы связи макрокосма (вселенной) и микрокосма (человека), при всей мистической сложности для человеческого восприятия даже своих основополагающих понятий, известных в Месопотамии, таких как:
    – Зодиак, как пояс на небесный сфере с изображениями животных, с его делением на 12 знаков, обладающих каждый в отдельности своим набором значений;
    – 7 планет, каждая из которых наделена своими качествами и сферой влияния на жизнь людей;
    – весьма специфическая связь между 12 знаками Зодиака и 7 планетами;
    – аспекты, как угловые расстояния между планетами, со своими особенностями влияния;
никоим образом не могла быть получена людьми эмпирическим путем самостоятельно. Поэтому астрология со всем её набором базовых понятий не может считаться результатом процесса «изобретения», т.к. этот термин в полной мере подходит к более утилитарной сфере деятельности человечества, например – изобретение колеса.
   Это справедливо в той же степени, в какой законы физики и химии, известные на сегодняшний день, и лежащие в основе большинства известных нам физических или химических процессов, не являются предметом изобретения их учеными, а демонстрируют возможность человечества открывать законы природы по мере возникшей в них необходимости практического характера.


   Вместе с этим в истории науки известны случаи, когда законы природы открывались их исследователям не во время бодрствования и осознанного стремления к этому, а во сне, как это было с открытием закона периодичности химических элементов, когда периодическая система химических элементов предстала перед внутренним взором спящего Д.И. Менделеевым.
   Да и озарения в бодрствующем состоянии у гениальных исследователей могут быть результатом открывшегося им доступа к тайнам мироздания, как одному из многих законов, лежащих в его основе.
   Поэтому нет ничего противоречивого в утверждении, что не само человечество, благодаря усердию лучших умов от науки, открывает законы природы, что формально имеет место, но не во всех случаях, а человечеству открываются законы природы благодаря какому-то мистическому механизму, лежащему пока за гранью нашего понимания, результаты которого очевидны и наглядны на примерах открытий, сделанных во сне.


   Даже те из современных ученых, кто напрочь отказывается признавать существование Бога, как Творца всего сущего, вынуждены под давлением научных фактов прибегать к терминологии «Высший Разум» («информационное поле»), что является всего лишь вариацией на тему множества имен Бога, удобной для людей ортодоксально-научного склада ума, которые попросту испытывают неприязнь ко всему мистическому, что находит свое объяснение в особенностях их гороскопов.
   По мнению Платона, Вселенная была создана рациональной силой, которую он назвал «Демиургом» – Творцом.
   Вера в Бога никогда не являлась камнем преткновения в научных исследованиях для многих выдающихся ученых минувших веков и наших современников, что объясняется отсутствием у них внутреннего конфликта научного склада ума и его способности к мистическому восприятию вещей, лежащих за гранью объяснимых наукой явлений.
   Таким образом, весь комплекс знания, лежащие в основе астрологии, со всей его сложностью и мистической целостностью, свидетельствующими о невозможности получения этих знаний эмпирическим путем, подтверждает лишь то, что эти знания были дарованы человечеству свыше Творцом ли, Высшим Разумом ли – это принципиального значения не имеет.

   «Откуда взялись эти идеи о космическом царстве, и мудрость для их истолкования?
Месопотамская традиция, а именно тексты из библиотеки Ашурбанипала, рассказывает нам о божественных учителях, в древние времена посетивших Землю, и давших людям науку, философию, закон и другие знания. Высказывания ученых Месопотамии о том, что их наука дана божественными учителями, перекликается с Гермескими верованиями в Гермеса и Египетским культом Тота.» (1)


   Человеческий разум далеко неидеален в связи с гнездящимися в людях страстями и пороками, поэтому нет ничего удивительного и в том, что привнесенные в первоначальных откровениях астрологические знания были самым банальным образом искажены в угоду мировоззренческим доктринам своего времени.
   Различные эзотерические доктрины всегда пытались использовать астрологию в своих целях в меру своей посвященности в неё, так или иначе искажая астрологические знания, но неизменно претендуя на знание истины, что привело к появлению нескольких эзотерических вариантов нумерологического ряда с соотнесением каждому числу ряда той или иной планеты. Эти эзотерические варианты нумерологических рядов предназначались для определения природы влияния аспектов в русле различных эзотерических школ астрологии.
   При этом самым парадоксальным образом был проигнорирован нумерологический ряд, лежащий в основе строения Зодиака, дающий ключ к астрологическому обоснованию природы влияния аспектов – Теория аспектов.  Это лишний раз свидетельствует о том, что все эзотерические доктрины с их претензиями на истинность в обосновании природы влияния аспектов вторичны по отношению к астрологии, как и множество имен Бога, включая и Высший Разум, вторичны на фоне Творца, мудро остающегося в тени своего творения.
   Объясняется это отчасти и тем, что эзотерические доктрины, претендуя на знания о целостной картине мироздания, в свете своих мистических представлениях о нем, просто были вынуждены доступными им средствами, далекими от астрологии, восполнить недостаток астрологических знаний своего времени. Потому что многие знания по астрологии, дарованные людям, изначально были адаптированы под тот небольшой багаж научных знаний, которым обладало человечество тысячи лет назад.
   Эта адаптация основополагающих знаний по астрологии наглядно проявляется в дошедшей до нас древнегреческой мифологии, принимая во внимание тот факт, что именно Греция дала астрологии её интеллектуальную структуру. Некоторые знания по астрологии были сформулированы и сохранены в древнегреческой мифологии, как в своеобразном пособии по изучению астрологии, раскрывающим природные качества мифологических богов и сферу их влияния, достаточно наглядно соответствуя предназначению планет в астрологии.
   Вряд ли следует верить утверждениям, что древние греки, египтяне или халдей имели какое-то представление о дальних планетах: Уран, Нептун (Посейдон), Плутон (Аид), не имея возможности изучать движение этих планет, невидимых невооруженным взглядом. Однако в мифологии древней Греции они присутствуют и мало того, они ещё и достаточно полно символизируют собой качества и спектр влияний, присущий этим планетам, введенным в астрологию спустя тысячелетия.


   Древнегреческая мифология – это дитя своего времени, как комплекс знаний по астрологии, облаченный в мифологическую оболочку. Она была предназначена для сохранения в веках этой информации, чтобы в последующем восполнить вполне объяснимой пробел в знаниях древних астрологов о невидимых невооруженным взглядом планетах, свидетельствуя этим о том, что была дарована людям в комплексе с другими знаниями по астрологии, как учебное пособие.
   Неординарность этого учебного пособия по астрологии, дарованного людям тысячи лет назад, заключается в том, что оно было способно сохранить свою актуальность вплоть до наших дней, давая возможность астрологам легко адаптировать вновь открытые планеты Уран, Нептун и Плутон в своею астрологическую практику, в значительной степени опираясь на древнегреческую мифологию Урана, Посейдона (Нептуна) и Аида (Плутона). Древние греки не могли игнорировать мистическое присутствие и влияние этих богов, т.к. они хоть и не были вовлечены в астрологический символизм того времени, однако дополняли собой актуальную для своего времени потребность людей в целостной мифологической картине мира, в которой Посейдон повелевал морями, Аид – царством мертвых, Уран – небесами.
   Древнегреческая мифология давала более полную картину обустройства «небес», учитывая многое из того, что было неизвестно астрологам того времени. Вместе с этим отсутствие в арсенале астрологов древней Греции, как и у астрологов более поздних веков, знаний о дальних планетах не означает, что эти планеты в течение многих столетий своего астрологического забвения не оказывали на земную жизнь должного им влияние, хорошо известное нашим современникам.

   Вот также и некоторые иные персонажи древнегреческой мифологии на протяжении тысячелетий оказывали свое астрологическое (узкопрофильное) влияние на земную жизнь, как незримые объекты в небе, оставаясь неизвестными для практикующих астрологов. Это самым банальным образом объясняет неточность астрологических прогнозов даже у самых мудрых астрологов, не говоря уже об общей массе астрологов, во все века не отличавшейся прозорливостью.


   В арсенале астрологов прошлых столетий было гораздо меньше астрологических объектов для описания каких-то нюансов человеческого бытия, что восполнялось ими обращением к различным эзотерическим доктринам (эзотерическая астрология), позволявшим иметь больший простор для неастрологического, а эзотерического описания устройства мира со всем многообразием богов и демонов, дополнявших собой недостаток астрологического инструментария, обременяя астрологию дополнительными смыслами.
   Вполне понятна потребность людей, воспитанных в традициях мистицизма, найти оккультное объяснение, в частности, таким горестным событиям как младенческая смертность. Ещё Птолемей писал о том, что Луна правит младенчеством вплоть до возраста четырех лет. Даже без учета астрологической значимости Луны в заботах о сохранности и благополучии младенца, роль женщин в этом процессе очевидна и без астрологии, что и определило направление поисков зловредного демонического влияния женской природы как первопричины младенческой смертности. Вследствие чего младенческая смертность во многих культурах была приписана злому влиянию демонической сущности (Лилит), символизирующей собой темную сторону женского (лунного) начала.


   Если нас не удивляет прозорливость древнегреческой мифологии, выразившаяся в упоминании таких богов как Уран, Посейдон (Нептун) и Аид (Плутон), нашедших свое месте в астрологии лишь спустя тысячи лет, подтверждая значимость древнегреческой мифологии, как учебного пособия по астрологии, то нет ничего удивительного и в том, что многие менее значимые герои древнегреческой мифологии, как и их прототипы из других источников, со временем найдут своё место в астрологии по мере открытия новых объектов солнечной системы. Это в полной мере уже относится к крупным астероидам и некоторым другим объектам солнечной системы, названным в честь мифологических персонажей.
   Вот так же и в начале прошлого века пришло время для демонизированной Лилит и древнегреческой богини Гекате найти себе место в арсенале средств, используемых астрологами, что требует более глубокого понимание основ астрологии для осмысленного уточнения спектра влияния апогея орбиты Луны, введенного первоначально в астрологию под именем Черной Луны. Вместе с этим мифологии демонической Лилит и древнегреческой богини мрака Гекаты должны соответствовать тому негативному спектру астрологического влияния апогея орбиты Луны, являющемуся местом локализации в солнечной системе («как наверху») «вредоносного» для человечества астрологического влияния, ответственного, в частности, за младенческую смерть («как внизу).

Рис. Лилит и Геката

 

   Лилит, как собирательный образ темного женского начала, имеет богатую мифологическую историю:

«В иудейской демонологии Лилит – злой дух, обычно женского пола.
   В Библии Лилит упоминается однажды (Ис. 34:14).
Имя её восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; первый и второй – инкуб и суккуб.
   В роли суккуба Лилит выступает и в европейской традиции: она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд («Шаббат», 1516) не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним.    В иудейском быту особенно известна, как демоница, наводящая порчу на рожениц и бесплодие на женщин.
   Согласно одному преданию Лилит была первой женой Адама. Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Лилит. У Адама и Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные Богом. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с неё клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей.
Согласно «Зогару» (11:2676), Лилит стала женой Самаэля, матерью демонов.
   Но не вполне правильно рассматривать Лилит как абсолютно отрицательное, злое начало. Так в «Розе Мира» Даниил Андреев впервые разделил два образа, которые древняя традиция приписывает Лилит. Первый – демонический – соблазняющее начало, омрачающее солнечный, мужской принцип, – Великая Блудница, «втягивающая, всасывающая души и судьбы в орбиту Гагтунгра» (планетарного демона). Второй, собственно Лилит – «великая стихия человечества, некогда супруга Первоангела, затем ваятельница физической плоти человеческого рода и некоторых других существ». По словам Д. Андреева, «её собственное существо демонизировано Гагтунгром». Таким образом, непосредственно связанная с деторождением, она, неся в себе дьявольское семя эйцехоре, омрачает женский, лунный принцип в человеке. Тем не менее, согласно Д. Андрееву, «значение Лилит в нашем существовании необозримо велико», так как «без ее участия невозможно формирование ни одного тела в мире плотной материальности...
   Ей свойственна неистощимая теплая любовь ко всему, даже к демонам: она тоскует и скорбит о них, но прощает. «Мати» называют её все, даже ангелы мрака и чудовища Гашшарвы». (2)


   Многие феминистки воспринимают образ Лилит, как эталон женской независимости, обосновывая это библейским преданием о гордой и независимой женщине, равной «по рождению» Адаму, и отказавшейся выполнять предначертанные Богом заповеди семейной жизни, на которых потомки Адама и Евы веками обустраивали свой семейный быт.
   Бурный процесс эмансипации женщин привел к тому, что на западе некоторые феминистические организации берут образ Лилит за эмблему, усматривая в нем такие черты как независимость и самостоятельность, игнорируя при этом демоническую природу Лилит, как матери демонов.
   «Толкователи» древних трактатов по мистицизму и эзотерической астрологии утверждают, что Лилит или Черная Луна в гороскопе говорит о дурных наклонностях и пороках человека, которые искажают его Божественную природу и ведут к духовной деградации.

   «В древнееврейских и вавилонских народных верованиях, а также в гностических и каббалистических книгах «имя Лилит используется либо для обозначения определенного женского демона, либо – что значительно чаще – как собирательное название целой группы женских демонов, происходящих из царства тьмы. Наряду со многими другими духами, демонами, дьяволами, духами амулетов, храмов и капелл, а также в компании с идолами, архонтами, вампирами, лешими и прочими духами они населяют империю тьмы(...)». (3)


   В древнегреческой мифологии наиболее близким по своему значению к Лилит является лунная богиня Геката:

   «Геката – богиня мрака, ночных видений и чародейства, дочь титана Перса (по другой версии – Зевса) и титаниды Астерии. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил её великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали её присутствие среди них нежелательным; даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал её право исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных.
   Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах; к ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным.
   Она – богиня мрака, но вместе с тем и лунная богиня. Как и Артемиду, её повсюду окружала свора собак, но охота Гекаты – это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Её атрибутами были факел, бич и змеи». (4)


   Тот факт, что Геката покровительствовала охоте, пастушеству и другой деятельности людей, приобретает оттенок чего-то потустороннего, учитывая места её охоты, единственной астрологической ассоциацией которым может служить знак Скорпиона (8 дом).


   Употреблению в современной астрологии имени Лилит мы обязаны различным эзотерическим источникам, в которых она является демоническим персонажем, наделенным «дьявольской» энергетиков своего влияния, однако ни один из этих эзотерических источников не дает и намека на её астрономическое соотнесение с тем или иным объектом из арсенала астрологии.
   Вот в древнегреческой мифологии, как в древнейшем пособии по астрологии, не теряющем своей актуальности для астрологов по сей день, богиня Геката имеет прямое отношение к сфере влияния Луны, как лунная богиня, наравне с Селеной и Артемидой.
   В самую пору задаться вопросом: что за мифологическое расщепление личности лунной богини Селены (римская Луна) на две дополнительные самостоятельные составляющие – Артемиду и Гекату?
   Этому есть достаточно простое объяснение.
   Селена – это номинальная лунная богиня, как богиня небесного тела, освещающего «путь» людей в ночь. Она притягивала к себе пристальное взгляды ещё первобытных людей, в мистическом трепете осознающих достаточно зримое влияние этого шарообразного небесного тела на земную жизнь, включая его особое влияние на женщин, что и определило женскую природу этого небесного тела, как богини Селены.
   Первым же результатом этого пристального внимания за торжественным шествием Луны по небосводу явилась констатация факта неизменности её лика, создающего впечатление встречного пристального «взгляда» богини Селены (Луны) на обитателей Земли. Луна обращена к Земле постоянно лишь одной своей стороной с характерным запоминающимся рисунком своей поверхности, что и создает такой мистический эффект её восприятия.

 

Рисунок фаз Луны

 

   Думаю, нетрудно понять потребность людей ещё тысячи лет назад попытаться дать этому факту объяснение, разделив мифологический образ богини Селены на две составляющие её многообразного и сложного влияния на земную жизнь. Чисто формально это послужило причиной с пониманием отнестись к трем лунным богиням древнегреческой мифологии, как тайному пособию по астрологии, дарованному людям свыше.
   Неизменный лик богини Селены, периодически затеняемый, но постоянно обращенный к Земле, нашел свое мифологическое воплощение в образе богини Артемиды, мифологическое наполнение которого значительно богаче, чем у Селены и Гекаты.
   Артемида – это «богиня девственной чистоты, целомудрия и одновременно богиня растительности и плодородия, покровительница супружества и деторождения, защитница младенцев и всех животных, сосущих молоко» в подлунном мире, полностью соответствуя современному астрологическому значению Луны.
   Вместе с этим обратная сторона Селены (Луны) нашла свое место в мифологии под именем богини Гекаты, пугающей своим неведомым для людей ликом, вечно устремленным прочь от Земли в звездную бездну Космоса, что самым естественным образом сделало её богиней мрака, прибывающей среди мертвецов, могил и призраков преисподней.
   Вероятней всего, что происхождению термина «потусторонний», означающего существование чего-то за пределами земной жизни, мы обязаны древнегреческой мифологии. Видимая («эта») сторона Селены (Луны), неизменно обращенная к Земле, в греческой мифологии предстала в образе богини Артемиды, покровительствующей зарождающейся жизни на Земле, а «ту» сторону Селены (Луны), постоянно обращенную прочь от Земли, поэтому и пугающую своей неизвестностью, стала олицетворять богиня Геката, покровительствуя местам захоронения усопших и местам пребывания людей после смерти, оказавшихся в потустороннем мире.
   Потусторонний мир – это мир по ту сторону Луны, куда неизменно обращен лик богини Гекаты, как «темной» стороны Луны, пугающий своей неизвестностью.


   Следует особо обратить внимание на полное отсутствие в различного рода эзотерических источниках о Лилит и намека на её связь с каким-то астрономическим объектом, кроме факта её женщиной природы, в то время как образ мифологической лунной богини Гекаты прямо подтверждает её неразрывную связь с Луной (Селеной, Артемидой).
   Демонизированный образ Лилит пришел в астрологию из эзотерических источников, передающих свои, далекие от астрологии, представления о скрытых механизмах божественного и дьявольского (демонического) влияния на жизнь людей, основываясь на отвлеченных от астрологии понятиях, что несколько усложняет адаптацию образа Лилит в астрологической картине мироздания.
   Вот лунная богиня Геката из древнегреческой мифологии не только подтверждает свою неразрывную связь с лунной природой, но и почти прямо указывает место своей локализации в Зодиаке, отдельное от положения Луны в нем, что будет обосновано в одном из следующих разделов.
   Поэтому, если отдавать дань уважения древнегреческой мифологии, как пособию по астрологии, дарованному людям Свыше, то будет правильным для астрологов, необремененных излишним эзотерическим мусором, использовать имя Гекаты для обозначения апогея орбиты Луны. Тем более что изначально средний апогей орбиты Луны, введенный в астрологическую практику в начале 1930-х годов, имеет вполне нейтральное название – Черная Луна.
   У Гекаты гораздо больше прав на астрологический трон Черной Луны, благодаря более глубокой связи древнегреческой мифологии с астрологией, чем у Лилит, пришедшей к нам из источников, далеких от астрологии.
   Однако популярность Лилит на фоне незаслуженного забвения древнегреческой мифологии и Гекаты привела к тому, что именно имя Лилит вошло в астрологию, благодаря усилиям различных эзотерических школ астрологии, которые привносят в астрологию в значительной мере отвлеченные от неё понятия, увлекая своих адептов в дебри эзотерической астрологии.