Целесообразность двух этапов в процессе создания концепции загробного суда


  Вот с созданием концепции загробного суда у жреческих коллегий крупных религиозных центров возникли явные затруднения, что значительно замедлило внедрение и популяризацию в египетском обществе её окончательного варианта, ставшего популярным лишь во времена Нового царства, как об этом пишет Коростовцев М. А.: «во времена Нового царства (1580 – 1085 гг. до н. э.) стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими».
  В связи с этим представляется возможность выделить два этапа в процессе создания концепции загробного суда религии Древнего Египта, обусловленные двумя совершенно разными задачами, в решении каждой из которых были заинтересованы жреческие коллегии крупных религиозных центров, дабы, во-первых, способствовать «демократизации» заупокойного культа, а во-вторых, в этих условиях содействовать процветанию заупокойного бизнеса.

 


Целесообразность 1-го этапа


  Поскольку задача поддержания нравственного здоровья египетского общества окончательно не утратила своего значения для приверженцев религии Древнего Египта из числа высшей сановной знати, фараонов и верховных жрецов, то жреческие коллегии из крупных религиозных центров были вынуждены прийти к консенсусу в вопросе заимствования из концепции загробного суда проторелигии её процедуры судопроизводства, психостасии (взвешивание сердца), внеся в неё существенные изменения. В результате чего, психостасия стала первой процедурой судопроизводства в концепции загробного суда религии Древнего Египта, о чем косвенно свидетельствуют «Тексты саркофагов»:
                                                                                     Рис. Психостасия.  Психостасия

 

«В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) уже упоминается психостасия (взвешивание сердца) как способ определения нравственного облика человека в его земной жизни». (1)


  Так что первую процедуру судопроизводства для своей концепции загробного суда жреческие коллегии крупных религиозных центров позаимствовали из проторелигии, что было обусловлено её популярностью среди простых египтян, с чем волей-ни-волей приходилось считаться дельцам заупокойного бизнеса, поскольку они вязи курс как раз на продвижение своего бизнеса (и своей религии) в разных слоях египетского общества, где и пользовались популярностью нравственные ценности проторелигии.


  Концепция загробного суда религии Древнего Египта лишь формально позаимствовала из проторелигии психостасию, существенным образом изменив для подсудимого последствия результатов взвешивания его сердца, предопределившие лишь две крайности – либо рай в царстве мертвых, либо сгинуть навеки в пасти чудовища Аммат здесь же в чертоге Двух Истин, если вердикт суда будет не в его пользу.

Аммат

 Рис. Ammat.

 

  Аммат – это мифологическое чудовище с мордой крокодила, передней частью туловища льва (в каких–то номах – леопарда), а задней – бегемота.


  В контексте проторелигии какой бы вердикт загробного суда ни был бы вынесен, он не был представлен лишь двумя крайностями, а отражался на судьбе последующего перерождения в лучшую или худшую сторону, что соответствует представлениям о хорошей или плохой карме в религиях востока. Также психостасия в проторелигии не подразумевала какой-либо возможности корыстного вмешательства дельцов заупокойного бизнеса в результат взвешивания сердца, чтобы повлиять на показания весов, которые записывал великий бог Тот, определяя таким образом как посмертную участь подсудимого, так и перспективы его следующего перерождения. Этим и объяснялась популярность психостасии как среди простых египтян, так и среди состоятельных египтян, чтящих важность принципов Маат, чему позже мы найдем подтверждение.

 


Целесообразность 2-го этапа


  Вполне естественно, что из-за подобных своих особенностей психостасия не способствовала процветанию заупокойного бизнеса, что и стимулировало меркантилизм жреческих коллегий религии Древнего Египта на разработку иной процедуры загробного судопроизводства, которая уже должна была предусматривать возможность извлечения финансовой выгоды для заупокойного бизнеса. Вот это и стало второй актуальной задачей, от решения которой зависело ни много ни мала, а финансовое процветание заупокойного бизнеса в условиях «демократизации» заупокойного культа.
  В свою очередь, от успешного решения первой задачи зависела принципиальная возможность «демократизации» заупокойного культа, и успех попытки «внедрения» религии дельцов заупокойного бизнеса в разные слои египетского общества, где прежде культивировались нравственные ценности проторелигии.

  Подобный способ «внедрения» религии Древнего Египта в широкие слои египетского общества можно соотнести с понятием мимикрии из мира животных и растений, и в данном случае это было реализовано как беспринципное приспособление дельцов заупокойного бизнеса к религиозным предпочтениям разных слоев египетского общества. «Подражая» проторелигии, они попросту позаимствовали из неё психостасию, исключительно, в своих корыстных интересах популяризации своего бизнеса в египетском обществе, где она и пользовалась заслуженной популярностью.


  Именно благодаря актуальности решения этих двух задач, взаимодополнявших друг друга на этапе «демократизации» заупокойного культа, в концепции загробного суда религии Древнего Египта присутствует не одна, а две процедуры загробного судопроизводства!  Причем каждая из них являлась вполне самодостаточной для вынесения вердикта суда о виновности или невиновности подсудимого, а эта избыточность и подтверждает факт заимствования психостасии из проторелигии доисторического Египта.
  Меркантилизму идеологов второй процедуры судопроизводства в концепции загробного суда религии Древнего Египта, как именно детищу жрецов заупокойного культа, посвящена следующая страница.