История Лилит и Черной Луны


   В 1918 году астролог Уолтер Горн, известный под псевдоним Сефариал, предоставил астрологическому сообществу эфемериды новой планеты, которая была «намного меньше Луны, полностью поглощала солнечный свет и двигалась с бешеной скоростью, из-за чего и не была видна даже в телескоп».  Учитывая известность Сефариала в астрологическом мире его «открытие» произвело сенсацию, заставив тысячи астрологов учитывать этот «новый объект» при составлении гороскопов. Сефариал назвал новую планету Лилит, придав ей астрологическое значение, связанное с дьявольской энергией, влияющей на человека и его поведение.
   Даже несмотря на то, что позже астрономы не подтвердили существование новой планеты, открытой Сефариалом, интуитивная потребность астрологов в поиске объекта, отождествляющего собой демоническую природу мифологической Лилит, оставалась насущной.
   И в начале 1930-х годов французский астролог Доме Нероман, известный под псевдонимом Pierre Rougie, ввел в астрологическую практику элемент лунной орбиты – Апогей, как самую удаленную от Земли точка эллиптической орбиты Луны. 

 

Рис. Апогей орбиты Луны

 

   Доме Нероман ввёл в практику средний апогей лунной орбиты и назвал его Чёрная Луна, астрологическое значение которой соответствовало значению мифологической Лилит.
   Чуть позже в Европе некоторые астрологи стали связывать Черную Луну не с точкой среднего апогея лунной орбиты, по всей видимости, не находя для себя удовлетворительного астрономического объяснения связанного с этой точкой влияния Лилит, а со вторым фокусом орбиты Луны, вкладывая какой-то свой эзотерический смысл в оправдание этого выбора.
   Однако проекция оси аспид на эклиптику в направлении апогея Луны приводит к совмещению Черной Луны, как среднего апогея лунной орбиты, и Черной Луны, как второго фокуса. Фактически, используя в своей астрологической практике одну и ту же точку в Зодиаке - Черная Луна = Лилит, мнения астрологов при этом расходятся в попытках умозрительно локализовать источник этой «дьявольской» энергии либо в точке среднего апогея, как наиболее удаленной от Земли точки орбиты Луны, либо во втором фокусе эллиптической орбиты Луны, расположенном примерно в 9,5 раз ближе к Земле, чем апогей.
   Лишь в геоцентрической системе, в которой положение небесных тел в Зодиаке рассчитывается относительно центра Земли, проекции среднего апогея и второго фокуса совпадают. Для астрологических целей расчета положения Луны, как наиболее близкой спутницы Земли, правильней выбирать топоцентрическую систему, учитывающую параллакс – смещение наблюдаемой точки небесной сферы в зависимости от положения наблюдателя на поверхности Земли, что приведет к значительному смещению точки проекции второго фокуса относительно положения среднего апогея. Поэтому астрологи, предпочитающие ассоциировать Лилит со вторым фокусом лунной орбиты, используют именно пространственные координаты второго фокуса и топоцентрическую систему координат для удовлетворения своего эзотерического предпочтения локализовать источник «дьявольской» энергии Лилит во втором фокусе орбиты Луны.


   Однако на этом история поисков местоположения источника «дьявольской» энергии, учитывая мифологию Лилит, как элемента системы Луна-Земля, не закончилась, потому как, введенное ранее понятие среднего апогея лунной орбиты (второй фокус), явно коробило слух некоторых эзотерических астрологов, озаботившихся поиском истинного местоположения этого источника «дьявольской» энергии. Что не заставило себя долго ждать, и в астрологическую практику были введены ещё два объекта, каждый из которых претендовал на звание «истинной Лилит», – истинный апогей и истинный второй фокус, имеющие уже каждый свое положение в Зодиаке, отличное от точки среднего апогея и среднего второго фокуса.
   В Авестийской школе астрологии, с явно выраженным эзотерическим уклоном, истинный апогей лунной орбиты получил называние Друдж, относящееся и к истинному второму фокусу, для отображения которого изменяется одна из настроек компьютерной астро программы.
   «Истинная Лилит» или Друдж (истинный апогей лунной орбиты) совершает колебания относительно Черной Луны, как среднего апогея лунной орбиты, с амплитудой порой достигающей 28-29 градусов, и с периодом порядка лунного месяца.
   Чем же не устроило ценителей «истинной Лилит» (Друдж) положение Черной Луны, как среднего апогея лунной орбиты?


   Все дело в том, что Луна движется вокруг Земли по достаточно сложной траектории, которую только грубо можно себе представить в виде эллипса, поэтому и возникает проблема с расчетом точных координат точки апогея.
   Средний апогей лунной орбиты получается путем математической идеализации сложной траектории Луны до почти идеального эллипса, естественно с учетом эпициклического характера орбиты Луны, что и приводит к равномерному движению среднего апогея по Зодиаку в направлении против часовой стрелки. Для полного оборота среднего апогея требуется приблизительно 8 лет и 310 дней, что составляет 8, 85 года.
   Вот как раз математическая идеализация сложной эллиптической орбиты Луны до почти идеального эллипса для получения среднего апогей (Лилит) и вызывает недовольство сторонников использования истинного апогея (Друдж), которые даже не осознают того факта, что при расчетах положения истинного апогея в каждый конкретный момент времени приходится прибегать также к идеальному эллипсу, пристраивая его к сиюминутному направлению вектора движения Луны, находя на этом идеальном эллипсе точку апогея, как искомый истинный апогей в каждый конкретный момент времени.
   В связи с этими тонкостями математических расчетов положения среднего и истинного апогея, не факт, что расчет истинного апогея дает более достоверный результат истинного положения источника «дьявольской» энергии. Поэтому-то и практика многих серьезных астрологов подтверждает получение хороших результатов при работе именно со средним апогеем, чего нельзя сказать о Друдж, если конечно не прибегать к каким-то дополнительным эзотерическим умозаключениям в русле Авестийской школы астрологии.
   Что касается наработок астрологов по интерпретации Черной Луны (Лилит, Гекаты), то они во многом совпадают, подтверждая в целом её негативное влияния на жизнь людей.


   Некоторых эзотерических астрологов не устраивало положение в Зодиаке истинной Лилит, соответствующее расчетам и положению (Друдж), поэтому были предприняты попытки поиска ещё более достоверного местоположения истинной Лилит, как источника «дьявольской» энергетики.
   Дитрих Кох в книге «Лилит и Приап» (3) приводит таблицу новых эфемерид «истинной» Лилит, весьма критически оценивая эфемериды «истинного» апогея (Друдж), не допуская возможности отклонения «истинного» апогея от среднего на 28-29 градусов.
   Он также находит недостатки в «скорректированной» Лилит, представленной в одной из таблиц книги о Лилит Де Грейвлэна. «Скорректированный» апогей отклоняется от среднего на 12 градусов, тогда как согласно утверждению Дитриха Коха «в действительности эта величина не может превышать 5 градусов».


   Новые эфемериды Лилит Дитриха Коха взял на вооружение астролог Бернгард Ридген, став соавтором книги «Лилит и Приап», получившей мировое признание, как астрологический бестселлер, и удостоенной Первой премии на Всемирном астрологическом конгрессе в Швейцарии.
   Что само по себе уже интересно, Б. Риндген является так же представителем эзотерической астрологии, но в русле каббалистического и оккультного учения о Клиппот, поэтому и его взгляд на истинный апогей Д. Коха, как истинную Лилит, отражают собой представления «каббалистов средневековья и практикующих оккультистов современности» «о развертывании миров и душ».
   В книге «Лилит и Приап» Б. Риндген приводит результаты большой исследовательской работы о влияния «истинной Лилит» Д. Коха, как элемента натальной карты, однако при всей ценности этого исследования в свете эзотерических представлений о Лилит, Б. Риндген не приводит обоснование связи астрономического положения Лилит на орбите Луны с её астрологическим значением.
   Только Д. Кох в конце своей статьи, предшествующей его эфемеридам, затрагивает вопрос астрономического подхода к астрологической трактовке Лилит:

   «Лилит, апогей, является точкой на лунной орбите, где Луна наиболее удалена от Земли, представляется по размерам несколько меньше, чем обычно, и, таким образом, несколько отступает. Одновременно, Луна имеет здесь наименьшую скорость движения. Если это интерпретировать символически и\или астрологически, то такая Луна, вероятно, находится «под контролем», уверенная в себе и вполне владеет собой. Здесь она не пойдет ни на какие уступки, однако очень внимательно прислушивается и следит за тем, как уступают другие.
   На перигее Луна, напротив, находится близко к Земле, кажется большой и движется с большой скоростью. Символически это означает, что она ведет себя навязчиво, страстно, не соблюдает дистанции и не владеет собой». (3)


   Можно только констатировать, что такая «символическая и\или астрологическая» интерпретация Луны в точке апогея лунной орбиты Д. Коха более чем абстрактна, не предоставляя возможности хоть как-то связать эти абстрактные качества Луны в точке апогея с предназначением Лилит в астрологии.
   Как это не покажется странным, но именно эзотерическим школам астрологии свойственно использовать истинный апогей, прибегая, как выясняется, к множеству его различных эфемерид, в то время как большинство классических астрологов используют в своей практике средний апогей, убеждаясь в его работоспособности.
   Вот так же на протяжении многих тысячелетий, люди, занимающиеся изучением астрологии, вкладывали свое индивидуальное эзотерическое восприятие в интерпретацию элементов астрологии, так или иначе внося свое субъективное искажение в знание, дарованное человечеству свыше, что и привело к возникновению множества конкурирующих друг с другом астрологических школ, включая эзотерические школы астрологии.
   Как видим, Лилит создает астрологам серьезные трудности, порождая массу разногласий в определении места своего «истинного» пребывания на лунной орбите, в качестве её элемента – апогея, как наиболее удаленной от Земли точки орбиты Луны, не говоря уже о втором фокусе орбиты Луны.


   Такое многообразие воззрений современных астрологов на «истинное» местоположение в пространстве источника «дьявольской» энергии Лилит показывает, как легко было за тысячи лет истории астрологии при таком субъективном отношении к предмету своего исследования, привносить в астрологию многое из того, что сейчас справедливо считается мусором.
   В связи с таким широким полетом астрологической мысли в обосновании нескольких положений апогея и второго фокуса, как местоположения источника «дьявольской» энергии Лилит, предлагаю более внимательно изучить особенности положения среднего апогея орбиты Луны, прилагая к этому не только какие-то эзотерические ассоциации, но в большей степени опираясь на здравый смысл, чему его обладатели обязаны в значительной мере, благотворному влиянию на них Луны.
   Здравому смыслу в астрологии придавал большое значение В. Лилли: «соедини вместе искусство и здравый смысл, а не полагайся сверх меры на общие правила искусства». (5)


   За примером отсутствия здравого смысла у некоторых профессиональных астрологов далеко ходить не надо, тем более что этот пример имеет непосредственное отношение к теме Черной Луны (Лилит), как к фиктивной планете, и её способности оказывать свое специфическое влияние, подразумевающее наличие у её собственной энергетики.
   Изучая особенности влияния апогея орбиты Луны, как нематериальной точки лунной орбиты, следует акцентировать внимание на принципиальной возможности нематериальных объектов астрологии (фиктивные планеты) оказывать свое специфическое воздействие или влияние, что уже подразумевает признание существования у них своей энергетики.
   В Астрологии бытует укоренившееся мнение о том, что только реальные объекты, имеющие материальную природу, такие как планеты, астероиды и пр., способны оказывать свое специфическое астрологическое влияние. Однако в случае с апогеем орбиты Луны, являющимся по факту всего лишь бестелесным на физическом уровне элементом лунной орбиты, подобный подход, как стереотип мышления, наталкивается на естественное сопротивление, препятствуя тем самым признанию его астрологического значения, как объекта, способного оказывать какое-либо самостоятельное влияние.
   Некоторые профессиональные «астрологи» умудряются утверждать, что Лилит своей энергетикой не обладает (0), как фиктивная планета, так как это фактически не планета, а точка пространства, однако при этом допускают возможность воздействия Лилит на человека совместно с другими планетами, обладающими своей энергетикой (N). Это противоречит здравому смыслу, так как 0+N=N, что абсолютно не смущает таких «астрологов».


   Опровергнуть это нелепое, но бытующее среди профессиональных «астрологов» мнение не представляет труда.
   Во-первых, в астрологии испокон веков используется такое астрономическое понятие, как угловое расстояние, например между двумя планетами, что фигурирует в астрологии как аспект, а аспектов известно немало, каждый из которых наделен своей энергетикой, формально обладая своей природой, сопоставимой с природой соответствующей аспекту планеты.
   Аспекты не имеют материальной природы, возникая ниоткуда и растворяясь бесследно, при этом внося свою энергетику во взаимодействие с другими элементов гороскопа: планетами, куспидами домов и пр.
   Таким образом, ещё древним астрологам были известны нематериальные элементы (объекты) астрологии – мажорные аспекты, обладающие каждый своей собственной энергетикой и собственным спектром влияний на результат взаимодействия планет и других элементов карты.
   Во-вторых, знаки Зодиака не имеют материальной природы сами по себе, однако способны оказывать характерное для каждого знака влияние на материальные объекты (планеты и пр.) и на каждого человека без исключения, обладая энергетикой, соотносимой с энергетикой планеты хозяина знака. Вместе с этим особенность влияния конкретного знака Зодиака модифицируется сообразно влияниям иных знаков Зодиака на планету-хозяина этого конкретного знака, что обуславливает в астрологии наличие такого важного понятия, как диспозитор.
   В нематериальной природе знаков астрологического Зодиака сомневаться не приходится, как и в том, что они способны оказывать свое астрологическое влияние, вплоть до определения внешности любого человека, находясь на Асц его натальной карты. Поэтому-то и верхом абсурда может служить утверждение о принципиальной невозможности самоценного влияний нематериальных объектов, якобы не обладающих своей собственной энергетикой.
   Само по себе признание наличия какого-либо воздействия или влияние у любого объекта (элемента) астрологии уже априори означает присутствие у него своей собственной энергетики.


   И таких абсурдных заблуждений скопилось немало в астрологии за многие столетия «творческого» самовыражения эмпирических астрологов, включая и их эзотерических представителей, при полном отсутствии у них способностей к элементарному пониманию азов астрологии.
   Несмотря на то, что приведенная выше аргументация в пользу подтверждения астрологического влияния объектов, не обладающих явной материальной природой, таких как аспекты и знаки Зодиака (дома гороскопа), настолько очевидна даже для любого новичка в астрологии, остается загадкой существование абсурдного для здравого смысла, но бытующего среди профессиональных «астрологов» мнения о невозможности самого факта наличия какого-либо потенциала влияния и собственной энергетики у объектов, не обладающих материальной природой, что касается, в частности, апогея орбиты Луны (Черной Луны, Гекаты, Лилит).
   А учитывая тот факт, что многие из таких не дружащих со здравым смыслом профессиональных «астрологов» ещё и занимаются преподаванием астрологии, способствует тому, что глупость и абсурд становятся нормой, облаченной в якобы мистическую форму «тайного учения» о звездах.
   Это же относится и ко многим другим абсурдным для здравого смысла утверждениям, бытующим в современной астрологии.
   Стоит ли удивляться, что астрология на протяжении тысячелетий постоянно теряла какие-то крупицы своих знаний, данных людям свыше, погребенных под мусором субъективных представлений многих поколений «астрологов», необремененных пониманием азов астрологии.
   Во все века среди людей, занимающихся астрологией, было мало тех, кто был способен понять и глубоко погрузится в эту таинственную область знаний, на что не раз сетовал великий английский астролог В. Лилли, глядя на своих современников: «(понимание), что в наше время встретить очень трудно».(5)

«Птолемею хорошо известно то, что астрология содержит много «чепухи и предрассудков, не имеющих правдоподобного объяснения», и это он пропускает, называя «алогон», что означает «необъяснимое, иррациональное»; он концентрирует свое внимание на том, что может быть объяснимо с точки зрения физических причины и следствия». (1)


   История поисков местоположения источника «дьявольской» энергии, учитывая мифологию Лилит, весьма витиевата, проделав путь от введенной Сефариалом в 1918 году планеты Лилит, и появления в начале 1930-х годов Черной Луны, как среднего апогея орбиты Луны, чему мы обязаны французскому астрологу Д. Нероману, до многообразия «истинных Лилит» от приверженцев эзотерической астрологии.
   Поэтому было бы правильным разобраться с тем, насколько эта точка лунной орбиты соотносится по своему астрономическому положению с тем набором значений, который ей присваивается, потому что без такого взвешенного анализа, астрологам ничего другого не остается, как только принять на веру весьма субъективные заверения астрологов, принадлежащих преимущественно к эзотерическим школам астрологии.
   Детальное исследование особого положения апогея орбите Луны может дать ещё и дополнительные, теоритические наработки для более полной интерпретации этой нематериальной точки в астрологической практике, вместе с тем отметая в сторону, как мусор, какие-то лишенное основания, глубоко субъективные «наработки» эзотерических астрологов, возводящих, возможно, напраслину на и без того устрашающий образ Лилит.


   Если верить утверждению, как постулату астрологии, сформулированному в изумрудной таблице: «... что есть внизу, равно тому, что находится наверху, а то, что наверху, равняется и соответствует тому, что внизу...», в справедливости которого ежедневно убеждаются астрологи, то присутствующие в человеческой жизни («что есть внизу») такие горестные события как младенческая смертность и пр. явления, соответствующие злому влиянию демонической Лилит, должны находить свою аналогию в астрологии, соответствуя влиянию какого-то объекта, используемого в ней, подразумевая присутствие этого астрономического объектов в солнечной системе («равно тому, что находится наверху») – апогей орбиты Луны (Апогей).
   Фактически. астрология предлагает нам свою модель описания, в частности, жизни людей, как сверх сложного механизма реализации Божьего Промысла, поэтому этот божественный механизм, предопределяющий судьбы людей и наделяющий их при этом свободной волей, должен иметь четкую локализацию местоположения Черной Луны в пространстве солнечной системы, определяя своим астрономическим положением её астрологические характеристики.
   Для астрологов важнее не столько соотнесения апогея лунной орбиты с тем или иным именем, что вторично, сколько осмысленное понимание связи астрономического положения апогея орбиты Луны с особенностями его астрологического влияния.
   Апогей орбиты Луны, как нематериальный объект астрологии, обладает преимущественно негативным спектром влияний, как раз благодаря своей нематериальности и своему особому положению на орбите Луны, имеющей для древних цивилизаций важнейшее значение в их представлении о жизни на Земле, как о жизни в подлунном мире.