Принципиальное отличие двух типов мистерий Осириса


«Мистерии – театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся либо в храмах, либо при храмах. Древнейшая из мистерий существовала уже в эпоху Древнего царства». М.А. Коростовцев


  Этот раздел посвящен очередной проблеме в египтологии, ставшей следствием доминирования апологетики религии Осириса в академических кругах египтологов, и связанной с существованием двух принципиально отличавшихся между собой типов мистерий Осириса, сообразно двум его образам: бога царства мертвых и бога растительности.
  Принято считать, что каждый из этих двух типов праздников в честь Осириса был приоритетным по своей популярности в религиозной культуре населения долины Нила в разные периоды истории Древнего Египта. Выяснение же причины изменения характера мистерий Осириса в I тысячелетии до н.э., когда образ бога царства мертвых в мистериях Осириса постепенно «вытесняются» (или «замещаются») образом бога растительности, и в этом «новом» образе мистерии Осириса приобретают широкую популярность во второй половине I тысячелетия, и представляет собой очередную проблему в египтологии апологетов веры в вечную загробную жизнь.

 


Два типа мистерий Осириса


     1.    Мистерии в честь бога царства мертвых, Осириса, повествующие трогательную историю страдальческой гибели бога-царя Египта, «невинно пострадавшего за людей», проводились начиная с времен Среднего царства в целях «демократизации» заупокойного культа:

«Центральным религиозным событием Среднего царства было распространение культа Осириса (можно даже сказать, религии Осириса) в египетском обществе. …
Именно с почитанием Осириса связана отчетливая тенденция к «демократизации» эксклюзивных форм культа и веры». Ян Ассман (2)


«Во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса. Начиная с эпохи Среднего царства здесь разыгрывались жрецами мистерии Осириса. Считалось, что в Абидосе погребен Осирис, вернее, его голова. Гробницей Осириса числили гробницу одного из царей I тинисской династии – фараона Джера». (1)


«Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса – эпизоды его жизни, его страдальческая смерть».
«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших».


«Актерами были жрецы. Даже один фараон XIII династии, по имени Неферхотеп, принимал как действующее лицо участие в мистерии Осириса, о чем говорится в составленной им надписи.
Наиболее раннее упоминание об этих мистериях содержится в стеле некоего Ихернефрета, посланного фараоном Сенусертом III на девятнадцатом году его царствования (приблизительно 1859 г. до н.э.) для ревизии абидосского храма и происходивших там мистерий. "Из его автобиографии видно, что мистерии состояли из следующих обрядов.
1) Выход Вепуата. Идол шакала на шесте выносился из храма. Он указывал путь Осирису и был его первым бойцом.
2) Выезжал сам Осирис на своей барке, поражая врагов. На корабль нападали «враги»; верховный жрец и свита отражали их.
3) Далее следовал таинственный «великий выход», во время которого Осирис был убиваем Сетхом. Следовал плач.
4) Тот перевозил тело Осириса в барке.
5) Духовенство приготовляло тело к погребению и перевозило на барке в местность Пекер, где его погребали.
6) Совершалась расправа над «врагами» Осириса на месте его убиения в местности Недит.
7) Ликование и перевезение идола ожившего Осириса в его храм в Абидосе.
Таким образом, мистерии Осириса пользовались популярностью и, несомненно, оказывали идеологическое воздействие на зрителей». (1)


  «Идеологическое воздействие на зрителей» мистерий Осириса в образе бога царства мертвых и было востребовано в целях «демократизации» заупокойного культа, проходившей начиная с эпохи Среднего царства в два этапа:
  Первый этап, став следствием краха Древнего царства, пришелся в основном на времена Среднего царства и был связан с вовлечением в число адептов элитарной во времена Древнего царства религии фараонов (религии Осириса), преимущественно, представителей наиболее состоятельных слоев общества, сановную знать, тем самым лишь незначительно снизив планку былой элитарности религии Осириса:

«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчаниев «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона.

В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати» (1)


  Второй этап столь же стал следствием краха правления последней династии Среднего царства, завершившегося Вторым переходным периодом. И ко временам Нового царства кампания по «демократизации» заупокойного культа была уже ориентирована на более широкий контингент потенциальных адептов хиревшей в элитарном плане религии Осириса, который был представлен состоятельными египтянами из разных слоев общества, имевших финансовые возможность прикупить перед смертью «Книгу мертвых», наряду с прочими расходами на достойное погребение усопшего. С этой целью и получили распространение в эпоху Нового царства заупокойные тексты «Книги мертвых».


  Вывод М.А. Коростовцева о мистериях первого типа вполне закономерен:

«Как видно из приведенных фактов, Осирис в мистериях представляет собой именно бога-царя, невинно пострадавшего за людей, но никак не бога растительности». (1)

 


     2.    Как принято считать в египтологии, мистерии Осириса в образе бога растительности получили широкое распространение значительно позднее – во второй половине I тысячелетия до н.э.:

«Аспект Осириса как бога растительности проявляется в его культе и мистериях значительно позднее, в основном в греко-римское время. Религиозную практику древних египтян в поздние, особенно греко-римские, времена отразил Плутарх в комментарии об Осирисе как о боге растительности.
Итак, характер мистерий Осириса меняется, на первый план выступает растительный аспект бога.
Фигура умершего Осириса сооружается из ила с предназначенными для прорастания зернами хлебных злаков, или деревянные контуры бога заполняются землей и засеваются (иначе говоря, изображение мертвого с заложенной в нем основой для «воскрешения»).
Такое изображение Осириса покоилось в специальном помещении храма. Через год изображение торжественно заменялось новым с восклицаниями «Мы нашли его!», а старое предавалось погребению. Водружение новой фигуры и погребение старой были важнейшими моментами нового типа мистерии.
Неизвестно, однако, почему сами египтяне осознали и отразили эту связь (Осириса в образе бога растительности) лишь в мистериях позднего типа – не ранее.
Мистерии нового типа приобрели широкую популярность – они разыгрывались при широком участии народа». (1)


  Приведенное выше описание мистерий «нового типа» некорректно, мягко говоря, не отражая в полной мере смысл проведения мистерий Осириса в образе боге растительности, что обусловлено стремление единомышленников Г. Кееса исказить сюжет этих мистерий в контексте главного тезиса апологетики религии Осириса в египтологии, отрицающего существование проторелигии Египта в религиозной культуре населения долины Нила. Об этом более подробно речь пойдет отдельно в контексте уточнения обстоятельства, препятствующего выяснению причины изменения характера мистерий Осириса.

 


  Мистерии Осириса в образе бога (царства) растительности служили альтернативой мистериям первого типа, в которых перед зрителями визуализировались события, предшествовавшие и обосновывавшие причину «сошествия символа вечной жизни» в царстве растительности, Осириса, в образе бога-царя Египта, в потусторонний мир уже в новой его ипостаси – бога царства мертвых и символа веры в вечную загробную жизнь:

«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших». (1)


  «Идеологическое воздействие на зрителей» мистерий первого типа было востребовано в контексте кампании по «демократизации» заупокойного культа, с целью закрепления в религиозном сознании потенциальных адептов религии Осириса веры в вечную загробную жизнь, символом которой и стал «безвинно пострадавший за людей» и их благодетель при своей жизни бог-царь Египта, Осирис.


  В то время как в мистериях «нового типа» Осирис был представлен в образе бога (царства) растительности, наглядно демонстрируя зрителям этих мистерий идею реинкарнации – бессмертия души в череде её перевоплощения в подлунном мире, чему и свидетельствовало ежегодное «умирание и возрождение к новой жизни» флоры в царстве растительности Осириса долины Нила, символически представленное зрителям этих мистерий в факте прорастания «хлебных злаков» в контурах фигуры Осириса, благодаря ему и возрождавшихся к новой жизни именно в подлунном мире.

 


  Так что в мистериях «нового типа» фигурировал не мертвый Осирис в качестве ставленника жрецов заупокойного культа, а здравствовавший бог растительности проторелигии Египта. Благодаря его трогательной заботе о людях возрождалась растительность как в границах контуров его фигуры («деревянные контуры бога заполняются землей и засеваются»), символизируя в мистериях образ бога растительности, так и в долине Нила после завершения сезона «ахет» — сезона разлива или половодья, как раз накануне завершения которого и проводились мистерии Осириса как в образе бога растительности, так и в образе бога царства мертвых:

«Разливы Нила начинались в июле и длились около четырех месяцев.
Год в Древнем Египте делился на три периода.
Четырехмесячный период разлива Нила считался первым временем года и назывался «ахет», что в переводе и означает «разлив», «половодье». В это время земледельческие работы почти прекращались и устраивались многочисленные религиозные праздники, когда по Нилу плыли нарядные лодочные флотилии. …
Когда вода начинала спадать, земледельцы выходили на поля, чтобы, пока почва не отвердела, вспахать ее и засеять. Наступал сезон сева — «перет» (это слово означало «выхождение», то есть появление земли из-под воды и прорастание всходов). Затем надо было в течение четырех или пяти месяцев поливать поля, пропуская по проведенным каналам и канавкам накопленные в прудах запасы воды.
Потом начинался сезон сбора урожая. В это время дождей в Египте практически не бывает, но из пустыни в апреле—мае может дуть сильный сухой ветер, «хамсин». Поэтому третий период в египетском календаре назывался «шему» — «сухость», «засуха»». (6)


  И именно в последнюю декаду сезона половодья (разлива) проводились мистерии Осириса, предшествуя сезону сева:

«Мистерии Осириса разыгрывались в последнюю декаду последнего месяца сезона разлива». (1)


  Ежегодное возрождение к новой жизни растительности долины Нила свидетельствовало о том, что Осирис в контексте изначального смысла его мифологии, отнюдь, не умер «окончательно», навечно покинув бренный мир людей, как это представлялось жрецам заупокойного культа, а, оставив за собой 10% территории от своего былого царства в Египте – в долине Нила, продолжал свое существование в образе бога растительности проторелигии Египта, символизируя собой идею вечной жизни и бессмертия души в подлунном мире.


  Жречество проторелигии Египта и проводило мистерии Осириса «нового типа», популярность которых в египетском обществе ко второй половине I тысячелетия до н.э. возросла на контрасте падения привлекательности мистерии первого типа для своих зрителей – адептов религии Осириса. Причины чего и объясняют изменение характера мистерий Осириса: «характер мистерий Осириса меняется, на первый план выступает растительный аспект бога». (1)


  Тем не менее, предварительно, следует уточнить обстоятельства, препятствующие в египтологии получению ответа на вопрос о том, почему мистерии «нового типа» стали популярными лишь во второй половине I тысячелетия до н.э., чем и был озадачен М. А. Коростовцев, предварительно констатировав изменение характера мистерий Осириса:

«Итак, характер мистерий Осириса меняется, на первый план выступает растительный аспект бога. …
Неизвестно, однако, почему сами египтяне осознали и отразили эту связь (Осириса с образом бога растительности) лишь в мистериях позднего типа – не ранее». (1)