Причина популярности мистерий Осириса в образе бога растительности во второй половине I тысячелетия до н.э.
Для того, чтобы получить достоверный ответ на вопрос М.А. Коростовцева: «почему сами египтяне осознали и отразили эту связь (Осириса в образе бога растительности) лишь в мистериях позднего типа – не ранее», следует абстрагироваться от главного тезиса апологетики религии Осириса в египтологии, отрицающего существование проторелигии Египта с её парадигмой религиозного мышления, идеологически ненавистной для апологетов веры в вечную загробную жизнь, в связи с чем этот тезис и стал актуален в египтологии.
Выяснить причину популярности мистерий «нового типа» во второй половине I тысячелетия до н.э. не составит особого труда, стоит лишь признать факты фальсификации в египтологии представлений о религиозной культуры населения долины Нила, посредством игнорирования проторелигии Египта, доказательства существования которой присутствуют даже в мифологии Осириса.
Ибо эта причина обусловлена результатами конкурентной борьбы за преобладание в египетском обществе морально-нравственных ценностей двух жреческих сословий, представленных двумя религиями: проторелигией Египта и религией Осириса, влияние которых на этические устои общества было диаметрально противоположным.
Осирис в мистериях «нового типа» был представлен в качестве символа вечной жизни, отнюдь, не в загробном мира, а в подлунном, что и соответствовало парадигме религиозного мышления жречества проторелигии Египта, единым фронтом ещё при поддержке Эхнатона выступавшего против тлетворного влияния заупокойного бизнеса религии Осириса на этические устои египетского общества.
Результаты консолидированной деятельности жречества проторелигии Египта увенчались успехом ко второй половине I тысячелетия до н.э., обусловленные устойчивой тенденцией к увяданию культа Осириса в египетском обществе, что отразилось, в частности, на его центре, в Абидосе, уже по окончании эпохи Нового царства (1580 – 1085гг. до н. э.):
«По окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (1)
Увядание культа Осириса в Абидосе стало следствием, в частности, религиозной реформы фараона XVIII династии Аменхотепа IV–Эхнатона, запретившего в годы своего правления религию жрецов Осириса из-за её тлетворного влияния на морально-нравственный облик своих адептов:
Торговля свитками «Книги мертвых» в среде адептов религии Осириса, позволяла им игнорировать этические устои общества, презирать богиню Маат и её принципы, тем не менее вселяя в них надежду на оправдательный вердикт загробного суда и перспективы богатства и счастья в раю царства мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса. Для чего адепту религии Осириса необходимо было прикупить перед смертью «Книгу мертвых», 125-я глава которой позволяла ему предстать в буквальном смысле слова «безгрешным и святым» в глазах судей загробного судилища:
«Всякий египтянин с этой главой в руках и на устах оказывался безгрешным и святым, … Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения». (1)
Тлетворное влияние дельцов заупокойного бизнеса на моральный облик адептов своей религии, подрывавшее в целом этические устои общества, и вызвало адекватную к себе реакцию Эхнатона, как результат его эмоциональной вовлеченности в проблематику нравственного здоровья своих подданных. Что и нашло отражение в его религиозной реформе, главным образом, выраженной в категорическом запрете религии Осириса и её заупокойного бизнеса, в чем он опирался на поддержку жречества богов проторелигии Египта.
Эхнатон отказался от религии Осириса в качестве религии фараонов в связи с аморальностью её заупокойного бизнеса в той же мере, в какой впоследствии некоторые страны центральной и северной Европы отказались от Католицизма в XVI веке также в связи с аморальностью торговли индульгенциями в Римско-католической церкви.
В конечном итоге, о преобладании нравственных ценностей проторелигии Египта в египетском обществе ко второй половине I тысячелетия до н.э. свидетельствовало признание Геродотом, а впоследствии и другими античными авторами, «египтян самым благочестивым из всех народов», сообразно цитате из книги «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации» Яна Ассмана:
«Геродот и другие античные авторы подтверждают сложившееся у нас впечатление, называя египтян самым благочестивым из всех народов». (2)
Этому же свидетельствует изменение отношения даже адептов религии Осириса к нравственным аспектам собственной жизни в результате утраты доверия к дельцам заупокойного бизнеса религии Осириса и всесилию магии их «Книги мертвых»:
«Богатство и связанный с ним в той или иной мере ритуал погребения утрачивают свой смысл, становятся чем-то второстепенным, ибо после смерти «нет различия между богатым и бедным» и все в равной мере ответственны перед богом за свою земную жизнь». (1)
Ко второй половине I тысячелетия до н.э. тлетворное влияние дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса на общество было минимизировано благодаря деятельности жречества богов проторелигии Египта (жречества проторелигии Египта), о чем опять же свидетельствует популярность мистерий Осириса «нового типа» в образе бога растительности, чего не смогли утаим даже апологеты религии Осириса от египтологии:
«Мистерии нового типа приобрели широкую популярность – они разыгрывались при широком участии народа». (1)
Увядание культа Осириса по окончанию эпохи Нового царства, свидетельствовало о кризисе заупокойного бизнеса религии Осириса, как результат позитивного влияния на морально-нравственный климат общества последствий религиозной реформы фараона XVIII династии Аменхотепа IV–Эхнатона, а также деятельности жречества проторелигии Египта.
В дальнейшем, в результате продолжавшейся деятельности жречества богов проторелигии Египта и их последователей (впоследствии признанных язычниками – врагами Христианства!) по дискредитации заупокойного бизнеса религии Осириса посредством сказок, подобных «сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса», культивирование негативного отношения в обществе к дельцам заупокойного бизнеса свело на нет былую эффективность кампании по «демократизации» заупокойного культа посредством мистерий Осириса в образе бога царства мертвых.
Устойчивая тенденция к падению популярности в социуме мистерий Осириса в образе бога царства мертвых, имевшая место уже «по окончании эпохи Нового царства (…)» – «… блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу…», ко второй половине I тысячелетия до н.э. значительно снизила былую популярность этих мистерий, посещение которых стало уделом лишь относительно небольшого круга адептов религии Осириса, ежегодно сокращая их численность.
В то время как влияние нравственных ценностей проторелигии Египта, стимулировавшие стремление египтян «прожить жизнь с Маат в сердце», постоянно возрастало, исключительно, благодаря усилиям жречества богов проторелигии Египта, результаты чего и были представлены выше.
Таким образом, атмосфера веротерпимости в Древнем Египте, которой египетская цивилизация была обязана политеизму проторелигии Египта, представленной совокупностью номовых религий задолго до возникновения религии жрецов заупокойного культа, отразилась крайне негативно на участи в социуме религии Осириса и её заупокойном бизнесе, с чем и было связано возрастание популярности мистерий Осириса в образе бога (царства) растительности Египта во второй половине I тысячелетия до н.э., именно, на фоне упадка религии дельцов заупокойного бизнеса, в которой Осирис и фигурировал в образе бога царства мертвых.
* * * * *
Представления М.А. Коростовцева о религиозной культуре населения долины Нила зачастую противоречили точке зрения единомышленников Г. Кееса, о чем более детально речь шла в работе Апологетика религии Осириса в египтологии. Поэтому и в этой теме следует также обратить внимание на некоторую неоднозначность в трактовке М.А. Коростовцева сюжета мистерий Осириса в образе бога растительности, представленную двумя цитатами из его книги.
В первый, приведенной в описании двух типов мистерий Осириса (Два типа мистерий Осириса), сюжет мистерии Осириса отражает весьма неуклюжую попытку единомышленников Г. Кееса интерпретировать его в контексте апологетики религии Осириса:
«Фигура умершего Осириса сооружается из ила с предназначенными для прорастания зернами хлебных злаков, или деревянные контуры бога заполняются землей и засеваются (иначе говоря, изображение мертвого с заложенной в нем основой для «воскрешения»).
Такое изображение Осириса покоилось в специальном помещении храма. Через год изображение торжественно заменялось новым с восклицаниями «Мы нашли его!», а старое предавалось погребению. Водружение новой фигуры и погребение старой были важнейшими моментами нового типа мистерии». (1)
В то время как во второй – отражены представления египтян о связи Осириса с растительным миром, которые соответствуют смыслу сюжета мистерий жрецов проторелигии Египта с акцентом на прорастании по ходу мистерии зеленых побегов хлебных злаков в контурах фигуры Осириса:
«Совокупность данных, сообщаемых Плутархом (произрастание дерева из сундука на берегу у Библа, комментарий об Осирисе как о боге растительности) и древнеегипетскими текстами, в которых Осирис уподобляется зерну или хлебу, несомненно, свидетельствует о том, что Осирис в представлении египтян связывался с растительным миром.
«На эту же связь Осириса с зерном указывают и очень интересные предметы, находимые при раскопках: это – полотно, натянутое на раму с ножками, на котором лежит сделанное из дерева контурное изображение Осириса, заполняемое землей с посеянными зернами. Последние, быстро взойдя, давали зеленеющий силуэт Осириса». Осирис «прорастал»». (1)
В этой цитате М.А. Коростовцева и сформулирован смысл мистерий Осириса, проводимых жрецами проторелигии Египта, что и было актуально для зрителей мистерий в каждом из номов «накануне наступления нового сезона, «всходов» урожая». (7)
* * * * *
Стоит отметить ещё одно обстоятельство в связи с устойчивой тенденцией увядания культа Осириса в образе бога царства мертвых в I тысячелетии до н.э., которое имело столь же существенное значение.
Мистерии Осириса в образе бога царства мертвых проводились жрецами заупокойного культа лишь в нескольких религиозных центрах Египта, «где были погребены части тела Осириса» – его «мощи», главным из которых и был Абидос в качестве центра культа Осириса, как «место погребения его головы».
В то время как мистерии Осириса в образе бога растительности проводились жречеством проторелигии Египта в каждом из номовых религиозных центров по всему Египту, что было предопределено актуальностью этих мистерий накануне сезона сева для подавляющего большинства египтян каждого из номов, задействованных в проведении мелиоративных и сельскохозяйственных работ.
В связи с этим весьма существенным обстоятельством, имеющим свое безупречное логическое обоснование, следовало бы опровергнуть мнимую приоритетность возникновения мистерий Осириса в образе бога царства мертвых и якобы вторичность происхождения образа бога растительности, что и характерно для египтологии апологетов религии Осириса. О чем и пойдет речь далее.