Проблема приоритета происхождения одного из двух типов мистерий Осириса


  Отмеченная в цитате М.А. Коростовцева популярность мистерий Осириса «нового типа» во второй половине I тысячелетия до н.э. создает весьма превратное впечатление, опосредованно навязывая идею приоритета происхождения мистерий Осириса в образе бога царства мертвых и вторичности – мистерий «позднего типа»:

«Неизвестно, однако, почему сами египтяне осознали и отразили эту связь (Осириса с образом бога растительности) лишь в мистериях позднего типа – не ранее». (1)


  Дескать, изначально в религиозной культуре населения долины Нила проводились только мистерии Осириса в образе бога царства мертвых, и лишь много позднее «египтяне (якобы) осознали и отразили связь» Осириса с образом бога растительности, причины чего и озадачили М.А. Коростовцева.
  Подтверждение этому устоявшемуся в египтологии мнению можно обнаружить в одном из многочисленных примечаний автора перевода (и примечаний) книги «Плутарх об Исиде и Осириса», Н. Н. Трухиной:

«Древнейший Осирис — олицетворение царской власти и бог мертвых, позднее он превращается в божество зерна и плодородия». (8)


  Важное уточнение: это «превращение (Осириса) в божество зерна и плодородия» оценивается, исключительно, в контексте тезиса апологетики религии Осириса, исключающего существование проторелигии Египта в религиозной культуре населения долины Нила.
  Поэтому эта точка зрения является очередным и закономерным результатом фальсификации представлений о религиозной культуре долины Нила в египтологии апологетов религии Осириса. Ибо сторонники этой точки зрения умудряются игнорировать существенное отличие в происхождении источников информации о каждом из двух типов мистерий Осириса, формально, отражавших собой мнение сторонников двух альтернативных парадигм религиозного мышления, чему не уделено должного внимания, несмотря на свою очевидность.

 


  Информацию о мистериях Осириса в образе бога царства мертвых египтология заимствует из письменного наследия жречества религии Осириса, что вполне закономерно. Однако сведения о мистериях Осириса в образе бога растительности опираются на источники совершенно иного толка, которые, в значительной степени, отражены «в комментариях Плутарх об Осирисе как о боге растительности»:

«Аспект Осириса как бога растительности проявляется в его культе и мистериях значительно позднее, в основном в греко-римское время. Религиозную практику древних египтян в поздние, особенно греко-римские, времена отразил Плутарх в комментарии об Осирисе как о боге растительности». (1)


  Комментарии же Плутарха, в свою очередь, основаны на свидетельствах античных авторов и не только, приведенных Плутархом в трактате «Об Исиде и Осирисе»:

«Дают нам свидетельства и мудрейшие из эллинов: Солон, Фалес, Платон, Эвдокс, Пифагор и, как некоторые утверждают, Ликург, которые приезжали в Египет и общались с жрецами.
Говорят, что Эвдокс учился у Ксонофея из Мемфиса, Солон — у Сонхита из Саиса, Пифагор — у гелиополита Ойнуфея». (8)


Солон (640/635 – 559 гг. до н. э.)            Фалес (637/624 – 558/547 гг. до н. э.)       Пифагор (ок. 570 – 490 гг. до н. э.)
Геродот (ок. 484 – ок. 425 гг. до н. э.)   Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.)    Евдокс (ок. 408 – ок. 355 гг. до н. э.)
Плутарх (45/50 – 119/125 гг.)


  Как это ни прискорбно, но Плутарх вообще не приводит подробное описание сценария мистерий Осириса в образе бога растительности, а ограничивается лишь отрывочными комментариями к нему, да и то с чьих-то слов, зачастую противоречащих друг другу, что, преимущественно, касается весьма разнообразных представлений египтян о роли главных персонажей мифологии Осириса в религиозной культуре Древнего Египта.
  Поэтому текст Плутарха и изобилует многочисленными отсылками к чьим-то пересказам, совершенно не дающим целостной картины сюжета мистерий Осириса в образе бога растительности:

«– 8. «О древних же говорят, … Говорят еще,…»
 – 9. «Также многие полагают, … Говорят,…»
– 12. «Говорят, что… Рассказывают, что… Иные же говорят»
– 14. «Другие же полагают, что… Рассказывают, что… Поэтому египтяне думают, что … И потом, как рассказывают…»
– 17. «Другие рассказывают не так, но говорят, что… А некоторые утверждают, что… Третьи говорят…»
– и т.д.
– 72. «Также недостоверно, что… одни рассказывают, … другие говорят, что… третьи же пишут, …»
– 74. «До сих пор многие думают и рассказывают,…»»
(8)


  Так что весьма скудная, отрывочная и часто противоречивая информация о мистериях Осириса в образе бога растительности, представленная Плутархом, и позволяет апологетам религии Осириса от египтологии переиначивать сюжеты этих мистерий в контексте приоритетной для себя веры в вечную загробную жизнь.


  И это несмотря на то, что Г. Кеес обнаружил присутствие приданий об Осирисе в образе «первобытного бога растительности, бога Нила и т.п.», относящиеся к глубочайшей древности:

«мы уже в «Текстах пирамид» встречаем образ Осириса как фигуру отчасти умозрительную. Все они (предания) без исключения направлены на то, чтобы трактовать его как первобытного бога растительности, бога Нила и т. п.» (7)

 

 

  При этом Г. Кеес признал приемлемость для «египетской богословской мысли» восприятия образа Осириса как «бога природы, олицетворяющего смерть и возрождение растительности», или «как первобытного бога растительности, бога Нила» в контексте этой его ипостаси, «выявлявшей в цикле гибели и обновления растительности свидетельство вечной жизни».
  И речь здесь идет, исключительно, о свидетельстве вечной жизни именно в подлунном мире, в котором Осирис и был представлен в образе «первобытного бога растительности, бога Нила».


  Упоминаемые Г. Кеесом преданий из глубины времен египетской цивилизации, трактующих Осириса «как первобытного бога растительности, бога Нила и т. п.» и передают, косвенно, изначальный смысл мифологии Осириса, впоследствии «утраченный в песках времени» ни без заинтересованности в этом жречества религии Осириса.
  Этот изначальный смысл мифологии Осириса, отраженный в аллегории убийства Осириса Сетхом, подразумевает под собой первичность образе Осириса как бога царства растительности, исключительно, в бытность его царем Египта и богом проторелигии Египта, «научившим египтян почитанию богов».
  В то время как Осирис в образе бога царства мертвых, сообразно той же мифологии, исключительно, вторичен, соответствуя последовательности повествования мифа об убийстве Осириса Сетхом, вследствие чего и возник образ бога царства мертвых жрецов заупокойного культа:

«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших». (1)

 


  Можно даже не сомневаться в том, что мистерии «нового типа» проводились жречеством проторелигии Египта в долине Нила ещё задолго до возникновения религии Осириса, как раз накануне сезона сева, тем самым воздавая хвалу богу царства растительности, в надежде на его милость, дарующую египтянам богатые урожаи в новом сезоне посевных работ…
  Впоследствии в этом и состоял смысл мистерий Осириса в образе бога (царства) растительности, остававшегося ЗДРАВСТВУЮЩИМ богом в проторелигии Египта, который сохранил за собой 10% территорий от своего былого царства в Египте – в долине Нила.


  Гипотетически, в противном случае, соответствующим подаче информации в контексте апологетики религии Осириса, создающей иллюзию приоритета происхождения мистерий первого типа, жречество религии Осириса относилось бы глубоко индифферентно к тому, в какие дни сезона половодья, продолжительностью в четыре месяца, проводить мистерии в честь своего бога царства мертвых.


  Тем не менее, как это и надлежало быть, сообразно приоритета происхождения мистерий Осириса в образе бога растительности в религиозной культуре долины Нила, сроки проведения мистерий Осириса первого и второго типа совпадают – и это последняя декада месяца окончания сезона разлива (половодья), накануне сезоне сева, что и предопределяет приоритет происхождения мистерий Осириса в образе бога растительности.
  К этой же мысли приходил и Г. Кеес:

«Все они (предания) без исключения направлены на то, чтобы трактовать его как первобытного бога растительности, бога Нила и т. п. …
Ведь не случайно и праздники Осириса, связанные с церемониями его погребения, справлялись именно в конце последнего месяца сезона половодья, накануне наступления нового сезона, «всходов» урожая». (7)


  Эти аргументы являются исчерпывающим подтверждением более раннего происхождения мистерий Осириса в образе бога растительности в истории ещё додинастического периода египетской цивилизации – задолго до возникновения религии дельцов заупокойного бизнеса, проведение которых было прерогативой жречества проторелигии Египта, а одним из её богов и был бог растительности, Осирис.

 


  В качестве «ложки дегтя в бочку меда» апологетов религии Осириса от египтологии:
актуальность проведения мистерий Осириса в образе бога царства мертвых для дельцов заупокойного бизнеса возникла лишь во времена Среднего царства, исключительно, в целях проведения кампании по «демократизации» заупокойного культа:

«Во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса. Начиная с эпохи Среднего царства здесь разыгрывались жрецами мистерии Осириса». (1)


  Дабы способствовать увеличению клиентуры заупокойного бизнеса, посредством вовлечения в лоно религии Осириса египтян из самых состоятельных слоев общества Среднего царства, чей социальный статус вообще не предусматривал их непосредственного участия в сельскохозяйственных и мелиоративных работа после завершения сезона половодья (разлива), даже в роли организаторов этих работ. Поскольку организацией и планированием этих работ занималось жречество проторелигии Египта, чьим познаниям в прикладных науках египетская цивилизация и была обязана высочайшим для своего времени уровнем развития прикладных наук.


  Мистерии Осириса в образе бога царства мертвых проводились в центре его культа в Абидосе, лишь начиная с времен Среднего царства, и предназначались в основном для весьма состоятельных египтян, которые имели возможность совершить туда паломничество из отдаленных уголков долины Нила, неудовлетворенные статусом мистерий Осириса в менее престижных местах погребения его «мощей», численностью – 13-14, в то время как число номов в долине Нила превышало три-четыре десятка на рубеже IV-III тысячелетия до н.э.


  В свою очередь, мистерии Осириса в образе бога растительности проводились жречеством проторелигии Египта в каждом из номов накануне сезона сева, имея архиважное значение для мобилизации большей части населения нома, тем или иным образом задействованного в сельскохозяйственных и мелиоративных работах. Это было крайне актуально для экономического и продовольственного процветания жителей любого из многочисленных номов долины Нила ещё задолго до возникновения религии Осириса, чем и было озабочено жречество проторелигии Египта.
  Именно из их среды номархи, а впоследствии и фараоны, привлекали специалистов в разных сферах прикладных наук к реализации крупных проектов, к числу которых можно причислить планирование и организацию мелиоративных работ…

 


  Таким образом, жречество здравствовавшего в проторелигии Египта бога Осириса «проявляло от имени своего бога», как этому и положено, заботу о благоденствии населения своего нома, мобилизуя и вдохновляя своих сограждан «на ратный труд» в предстоящем сезоне посевных работ, в чем и состоял смысл праздников в честь Осириса в образе бога растительности «накануне наступления нового сезона сева, «всходов» урожая». Принимая во внимание важнейшую особенность проторелигии Египта, культивировавшей среди египтян стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», что и являлось залогом трудолюбия и предельной честности в реализации своих трудовых обязанностей, какими бы они ни были, в частности, в период сезона сева. А эти качества египтян и соответствовали представлениям Геродота и античных авторов второй половины I тысячелетия до н.э. о египетском народе:

«Геродот и другие античные авторы подтверждают сложившееся у нас впечатление, называя египтян самым благочестивым из всех народов». (2)

 


  И уже со времен Нового царства, а также в I тысячелетии до н.э. исходная целесообразность проведения мистерий Осириса в образе бога растительности в каждом из номов, отмеченная выше, была дополнена идеологической составляющей – насущной потребностью жречества проторелигии Египта, в частности, и посредством своих мистерий, противостоять тлетворному влиянию дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса, проводивших кампанию по «демократизации» заупокойного культа столь же посредством проведения своих мистерий Осириса в образе бога царства мертвых.
  Это было связано с обострением конкурентной борьбы двух жреческих сословий за превалирование в обществе своих морально-нравственных ценностей, ареной которой, в частности, и стали два типа мистерий Осириса. В контексте каждого из них предпринималась попытку закрепить в религиозном сознании зрителей соответствующую парадигму религиозного мышления. О чем и пойдет речь далее.