Итоги поиска изначального смысла мифологии Осириса, «утраченного в песках времени»


  Изначальное предназначение мифологии Осириса состояло в том, чтобы сохранить в религиозной культуре населения долины Нила память о климатической катастрофе, постигшей Египет и ставшей результатом усыхания климата в Северной Африке.

 

Пустыни Северной АфрикиРис 13. Пустыни Северной Африки.


  В чем и заключался изначальный смысл мифологии Осириса – гибель царства растительности Осириса на более 90% территории Египта в результате поглощения этих территорий к западу и востоку от долины Нила подвластными Сетху песками пустынь, что и нашло свое отражение в характерной для мифологии аллегории убийства Сетхом своего брата Осириса, с целью занять его место на царском престоле Египта:

«Любовь и уважение людей давали Осирису благостную в своей основе власть над людьми и над всем миром. Это вызывало острую зависть со стороны его брата — Сета (Сетха), который захотел стать царем Египта и решил предательски уничтожить Осириса». (6)


  Таким образом, последствия климатической катастрофы – гибель царства растительности Осириса на более чем 90% площадей территории Египта, с «воцарением» на этих территориях царства песков пустынь бога Сетха, были представлены в мифологии Осириса в аллегории убийства Сетхом своего брата, что и обусловило возникновение образа Осириса в его религии, предоставляя исчерпывающий ответ на вопрос: «как возник образ Осириса», и одновременно обосновывая генезис религии Осириса, основанной на совершенно неизвестной прежде парадигме религиозного мышления жречества Осириса – вере в бессмертие души в вечности загробной жизни.


  В отличие от жречества богов проторелигии Египта, которое восприняло вполне адекватно результаты климатической катастрофы – сохранение богом царства растительности Осирисом (бог-царь Египта) своих владений в долине Нила, жрецы новоявленной религии Осириса умышленно проигнорировали эту объективную реальность, преследуя собственные цели, исключительно, меркантильного порядка, совершенно предвзято – в буквальном смысле восприняв аллегорию убийства Осириса своим братом Сетхом.

  При этом они воспользовались ассоциацией бога Осириса в проторелигии Египта с символом бессмертия души в царстве органической природы, что было предопределено процессом ежегодного возрождения растительности к новой жизни как на всей территории Египта до климатической катастрофы, так и после – уже лишь в пределах долины Нила. Поэтому религия жрецов Осириса глубоко вторична по отношению к проторелигии Египта, в которой бог царства растительности, Осирис, олицетворял собой символ бессмертия души в череде её перевоплощений в подлунном мире.

  Т.е. обоснование веры в вечную загробную жизнь в религии дельцов заупокойного бизнеса зиждется, исключительно, на факте искажения объективной реальности последствий климатической катастрофы на территории Египта, позволив спровадить совершенно безосновательно бога Осириса, как символа бессмертия души и вечной жизни в его царстве растительности (в подлунном мире), в преисподнюю, что и позволило жрецам заупокойного культа внушать адептам своей религии веру в вечную загробную жизнь, основав на её основе целую индустрию заупокойного бизнеса.


Меркантилизм возведен в ранг приоритетного для жречества религии Осириса «религиозного» мышления, лишь в роли «упаковки» которому и служит «вера в вечную загробную жизнь».


  Формально, вера в вечную загробную жизнь вторична по отношению к альтернативной парадигмы религиозного мышления – вере в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, с одной стороны, став результатом умышленного извращения объективной реальности результатов климатической катастрофы на просторах Северной Африки, а с другой стороны, став результатом гиперболизации продолжительности пребывания души человека в потустороннем мире (в контексте веры в реинкарнацию), устремленной измышлениями жречества Осириса в бесконечность – в вечность.

  Поэтому религия жрецов Осириса является глубоко вторичной по отношению к проторелигии Египта, позаимствовав из неё доктрину бессмертия человеческой души, в основе которой и был образ Осириса в качестве бога царства растительности (саванн), ежегодно возрождавшейся к «новой жизни» как до климатической катастрофы на всей территории Египта, так и после – в долине Нила.


  Человечество обязано происхождению веры в вечную загробную жизнь в долине Нила климатической катастрофе, в результате которой более 90% территорий царства растительности бога Осириса, бога-царя Египта, были замещены песками пустынь бога Сетха.


  Таким образом, как жречество религии Осириса ещё во второй половине – последней трети IV тысячелетия до н.э. извратило реальную картину последствий усыхания климата на территории Египта, посредством буквализма восприятия аллегории убийства Сетхом своего брата, безосновательно спровадив Осириса в преисподнюю, так и апологеты религии Осириса от египтологии и академической науки также извращают представления о религиозной культуре населения долины Нила, отрицая существование проторелигии Египта с её альтернативной парадигмой религиозного мышления, отношение к которой в Христианстве прекрасно известно.

 


  Начальный этап становления мифологии Осириса, который пришелся на вторую половину – последнюю треть IV тысячелетия до н.э., заложил основу религии жречества Осириса, что и дает исчерпывающие представления о генезисе религии Осириса, одновременно отвечая на вопрос: «как возник образ Осириса».
  И что является немаловажным обстоятельством, подтверждающим этот вывод – даже в результате отождествления в египтологии «первого периода истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», фактически, с первым периодом истории религии Осириса – «Тексты пирамид», её возникновение также приходится где-то на последнюю треть IV тысячелетия до н.э.


  Следовательно, тезис апологетики религии Осириса, доминирующей в академических кругах египтологов, об исконности веры египтян в вечную загробную жизнь целиком основан на игнорировании известного даже школьникам факта усыхания климата в Северной Африке и его последствий, превративших некогда полные жизни флоры и фауны саванны, преимущественно, в безжизненные пустыни. (О чем, возможно, не догадывались лишь египтологи XIX века – в качестве уважительной причины их заблуждений.) Что усугубляется «иллюзией» единомышленников Г. Кееса извечного существования Ливийской пустыни к западу от Нила и Аравийской – к востоку, которая и лежит в основе тезиса об исконности веры египтян в вечную загробную жизнь, умышленно извращающего представления о религиозной культуре населения долины Нила и Древнего Египта.


  Апологеты религии Осириса от египтологии и академической науки умудряются игнорировать религиозную культуру долины Нила додинастического периода – проторелигию Египта в той же мере, в какой жречество, основавшее религию Осириса, проигнорировало факт сохранение богом царства растительности Осирисом «остатков» своего былого царства лишь в пределах долины Нила.
  Вся совокупность этих обстоятельств в египтологии ни столько не позволяла, сколько блокировала возможность поиска адекватных ответов на вопросы о генезисе религии Осириса и «о том, как возник образ Осириса», являясь дополнительно источником иных многочисленных проблем в египтологии.


Ноябрь 2024 _________ Апрель 2025


Продолжение последует…


Литература


1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.
2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999
3. Николас Ривз. Эхнатон лжепророк Египта. Москва. 2004.
4. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
5. Видеман. Религия древних египтян.

6. А. Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. изд. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2008.

7. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.: Изд-во «Журнал ,,Нева“». 2005.
8. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М. Издание Солдатенкова. 1895.