Итоги поиска изначального смысла мифологии Осириса, «утраченного в песках времени»
Изначальное значение мифологии Осириса состояло в том, чтобы сохранить в религиозной культуре населения долины Нила память о климатической катастрофе, постигшей Египет, ставшей результатом усыхания климата в Северной Африке.
Рис 13. Пустыни Северной Африки.
В чем и заключался глубинный смысл мифологии Осириса – гибель царства растительности Осириса (саванн), вследствие чего оно было поглощено царством песков пустынь Сетха, что и нашло свое отражение в характерной для мифологии аллегории убийства Сетхом своего брата Осириса с целью занять его место на царском престоле Египта:
«Любовь и уважение людей давали Осирису благостную в своей основе власть над людьми и над всем миром. Это вызывало острую зависть со стороны его брата — Сета (Сетха), который захотел стать царем Египта и решил предательски уничтожить Осириса». (5)
Таким образом, последствия климатической катастрофы – гибель царства растительности Осириса на более чем 90% площадей территории Египта, с «воцарением» на этих территориях царства песков пустынь бога Сетха, были представлены в мифологии Осириса в аллегории убийства Сетхом своего брата, что и обусловило возникновение образа Осириса в его религии, предоставляя исчерпывающий ответ на вопрос: «как возник образ Осириса», и одновременно обосновывая генезис религии Осириса, основанной на совершенно неизвестной прежде парадигме религиозного мышления жречества Осириса – вере в бессмертие души в вечности загробной жизни.
В отличие от жречества богов проторелигии Египта, которое восприняло вполне адекватно результаты климатической катастрофы – сохранение богом царства растительности Осирисом (бог-царь Египта) своих владений в долине Нила, жречество новоявленной религии Осириса умудрилось проигнорировать эту объективную реальность, преследуя собственные цели, исключительно, меркантильного порядка, совершенно предвзято – в буквальном смысле восприняв аллегорию убийства Осириса своим братом Сетхом. При этом оно воспользовалось ассоциацией Осириса в проторелигии Египта с символом вечной жизни (в контексте доктрины бессмертия человеческой души), а предвзятость буквализма восприятия ими аллегории убийства Осириса позволило им обосновать возникновение своего бога, все также в качестве символа вечной жизни, спровадив его навечно в потусторонний мир в роли бога вечной жизни в загробном мире.
Т.е. они спровадили совершенно безосновательно Осириса, как символа вечной жизни в его царстве растительности, в преисподнюю, что и позволило им внушать своим адептам веру в вечную загробную жизнь, основав на её основе целую индустрию заупокойного бизнеса.
Меркантилизм возведен в ранг приоритетного для жречества религии Осириса «религиозного» мышления, лишь в роли «упаковки» которому и служит «вера в вечную загробную жизнь».
Формально, вера в вечную загробную жизнь вторична по отношению к альтернативной парадигмы религиозного мышления – вере в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, став результатом гиперболизации продолжительности, в контексте веры в реинкарнацию, пребывания души человека в потустороннем мире, устремленной измышлениями жречества Осириса в бесконечность – в вечность. Поэтому религия жрецов Осириса является производной от проторелигии долины Нила (Египта), позаимствовав из неё доктрину бессмертия человеческой души, в основе которой и был образ Осириса в качестве бога царства растительности (саванн), ежегодно возрождавшейся к «новой жизни».
Человечество обязано происхождению веры в вечную загробную жизнь в долине Нила климатической катастрофе, в результате которой более 90% территорий царства растительности бога Осириса были замещены песками пустынь бога Сетха.
Как жречество религии Осириса ещё в конце IV тысячелетия до н.э. извратило реальную картину последствий усыхания климата на территории Египта, посредством буквализма восприятия аллегории убийства Сетхом своего брата, спровадив Осириса в преисподнюю на безальтернативной основе, так и апологеты религии Осириса от египтологии и академической науки также извращают представления о религиозной культуре населения долины Нила…
Начальный этап становления мифологии Осириса, который пришелся на вторую половину IV тысячелетия до н.э., заложил основу религии жречества Осириса, что и дает исчерпывающие представления о генезисе религии Осириса, одновременно отвечая на вопрос: «как возник образ Осириса». И даже в результате отождествления в египтологии «первого периода истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», фактически, с первым периодом истории религии Осириса, её возникновение также приходится где-то на конец IV тысячелетия до н.э.
Следовательно, тезис апологетики религии Осириса, доминирующей в академических кругах египтологов, об исконности веры египтян в вечную загробную жизнь целиком основан на игнорировании известного даже школьникам факта усыхания климата в Северной Африке. (О чем, возможно, не догадывались лишь египтологи XIX века – в качестве уважительной причины их заблуждений.) Что усугубляется «иллюзией» единомышленников Г. Кееса извечного существования Ливийской пустыни к западу от Нила и Аравийской – к востоку, которая и лежит в основе тезиса об исконности веры египтян в вечную загробную жизнь.
Апологеты религии Осириса от египтологии и академической науки умудряются игнорировать религиозную культуру долины Нила додинастического периода – проторелигию Египта в той же мере, в какой жречество, основавшее религию Осириса, проигнорировало факт сохранение богом царства растительности Осирисом «остатков» своего былого царства лишь в долине Нила.
Вся совокупность этих обстоятельств в египтологии ни столько не позволяла, сколько блокировала возможность поиска адекватных ответов на вопросы о генезисе религии Осириса и «о том, как возник образ Осириса», являясь источником иных многочисленных проблем в египтологии.
Ноябрь 2024 _________ Апрель 2025
Продолжение последует…
Литература
1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.
2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999
3. Николас Ривз. Эхнатон лжепророк Египта. Москва. 2004.
4. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
5. А. Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. изд. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2008.
6. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.: Изд-во «Журнал ,,Нева“». 2005.
7. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М. Издание Солдатенкова. 1895.
- << Назад
- Вперёд