Заключение


  Коррупционная начинка концепции загробного суда, разработанная во времена Среднего царства в недрах некогда элитарной религии Осириса, оказала тлетворное влияние на нравственные устои высших слоев общества, породив коррупцию, в частности, в светских судах, что стало началом деградации этических устоям египетского общества.
  В дальнейшем, с популяризацией учения о загробном суде во времена Нового царства, торговля свитками папируса «Книги мертвых» привела к ещё большей деградации нравственных устоев общества, с чем уже не мог мериться отец Эхнатона, Аменхотеп III. Ему и его теологам принадлежала заслуга разработки теологии нового солнечного бога, Атона, которая была лишена влияния «мертвечины» мифологии Осириса – покровителя вечной загробной жизни адептов религии дельцов заупокойного бизнеса.

  Атон должен был стать верховным богом новой религии фараонов, что и подразумевало под собой необходимость религиозной реформы с благородной целью восстановления этических устоев египетского общества, что в религиозном сознании египтян было тождественно восстановлению Маат.
  Эта цель достигалась посредством, во-первых, запрета аморальной деятельности дельцов заупокойного бизнеса – торговли свитками папируса «Книги мертвых», т.е. посредством запрета религии Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, во-вторых, реставрацией проторелигии Египта в статусе религии фараонов с её верой в реинкарнацию.
 

 

Эхнатон

Рис 27. Эхнатон 

 

  Достойным продолжателем начинаний Аменхотепа III стал его сын, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон – «Полезный для Атона» (3), что в полной мере соответствует исключительной роли фараона в египетском обществе по восстановлению Маат. Существуют и другие варианты перевода имени «Эхнатон», например: «Действенный от имени Атона» или «Действенный дух Атона». (4)

 


  Таким образом, аморальность торговли свитками папируса «Книги мертвых» во времена Нового царства, ставшая вполне очевидной угрозой для нравственного здоровья общества, привела к отказу фараона XVIII династии Аменхотепа IV-Эхнатона прежде всего от религии Осириса в той же мере, в какой в XVI веке несколько государств центральной и северной Европы отказалось от Католицизма, первопричиной чему стала также аморальность торговли индульгенциями, ставшей инструментом обогащения папства Римско-католической церкви.


  Религиозная реформа Эхнатона пыталась устранить диссонанс двойных стандартов религиозного мышления разных слоев общества, что в перспективе, несомненно, должно было способствовать восстановлению нравственного здоровья общества. Однако этому не суждено было сбыться в краткосрочной перспективе из-за реванша жречества религии Осириса, восстановившего свое влияние на династию фараонов после, по всей видимости, безвременной кончины Аменхотепа IV.

  Тем не менее благодарность египтян последующих поколений к Эхнатону нашла свое выражение в росте скептицизма к религии Осириса среди, в первую очередь, её адептов, уменьшая их численность, чему и свидетельствовало увядание культа Осириса в Абидосе (центр культа Осириса) уже через два-три века после смерти фараона-реформатора.


  Следовательно, религиозную реформу Эхнатона в полной мере можно уподобить отказу государств центральный и северных стран Европы от Католицизма, чему в обоих случаях первопричиной послужила аморальность как торговли свитками папируса «Книги мертвых» в Древнем Египте с корыстной целью «спасения душ состоятельных египтян, погрязших во грехе», так и торговли индульгенциями в Римско-католической церкви под благовидным предлогом «спасения душ христианского мира» (папа Лев X). Как видим, эти событийные сюжеты повторились на разных витках многовековой истории аморальной деятельности дельцов заупокойного бизнеса, торговавших местами в раю вечной загробной жизни своего Бога.

 


  В свою очередь, реванш дельцов заупокойного бизнеса, восстановивших свое влияние на династию фараонов, с последующими их попытками опорочить доброе имя Эхнатона, объявив его еретиком, можно уподобить восстановлению почитания икон в Византийской империи после смерти Константина V (и нескольких его последователей), которого апологеты почитания икон также объявили еретиком, глумясь до сих пор над его памятью в среде своей паствы в той же мере, в какой «большинство современных египтологов» (Н. Ривз) глумится над памятью Эхнатона, фактически, транслируя ненависть к нему жречества религии Осириса. В то время как он пытался оградить народ Египта от их тлетворного влияния на нравственное устои египетского общества.


  Единственная парадигма религиозного мышления, которая препятствует аморальной деятельности дельцов заупокойного бизнеса, к каким бы религиям они не принадлежали – это первозданная (Маат) парадигма религиозного мышления, основанная на признании реинкарнации (переселение или перевоплощение душ). Первозданность её выражается в том, что она предшествовала в истории религиозной жизни (цивилизованного) человечества появлению своего антипода – веры в вечную загробную жизнь, позволяющей в некоторых религиях процветать дельцам заупокойного бизнеса, так или иначе нанося урон нравственным устоям общества. Хотя, ради справедливости следует признать, что далеко не во всех религиях, основанных на вере в вечную загробную жизнь, присутствуют и процветают «дельцы заупокойного бизнеса».

 


  «Большинство современных египтологов» (Н. Ривз), консолидированное мнение которых выражают Н. Ривз и Ян Ассман в обосновании своего отношения к Эхнатону, предполагаю, вполне умышленно игнорирую одну существенную особенность политеистической религии Древнего Египта, которая представляла собой сочетание, фактически, двух религий, принципиально отличавшихся друг от друга по своему предназначению в египетском обществе:


     1.   Религии жрецов заупокойного культа с их единым богом Осирисом (религия Осириса) – покровителем как вечной загробной жизни её адептов, так и индустрии услуг заупокойного бизнеса её жрецов, меркантилизм которых и стал причиной деградации нравственных устоев египетского общества.


     2.   Условно, религии жрецов других многочисленных номовых и столичных богов, включая фиванского бога Амона-Ра и его жречества, которые (боги) были призваны «содействовать» процветанию как мирской жизни египтян во всех её аспектах, так и приумножению мирских благ правящей династии и в целом державы Древнего Египта.


  Под благовидным предлогом рассуждений об отказе Эхнатона от якобы всех богов политеистической религии Древнего Египта, они пытаются, банально, скрыть истинную цель его реформы – отказ от религии Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, что было эквивалентно отказу на государственном уровне (!) от веры в вечную загробную жизнь в пользу признания концепции реинкарнации – веры в перевоплощение души.

 


  В свою очередь, «ошибочность» выводов автора превосходнейшей книги «Религия Древнего Египта», М. А. Коростовцева, о том, что «религиозный переворот Аменхотепа IV … не имел глубоких социальных корней», компенсируется присутствием в его книге обширных и хорошо систематизированных сведений о политеистической религии Древнего Египта, что и позволяет прийти к иному выводу. Поскольку реформа Эхнатона как раз и была обусловлена социальными проблемами, связанными с нараставшей деградацией нравственных устоев общества под влиянием аморального бизнеса жрецов заупокойного культа – торговли свитками папируса «Книги мертвых», чему и способствовала популяризация учения о загробном суде во времена Нового царства.

 


  Восприятие сути религиозной реформы Эхнатона как, именно, восстановление (Маат) проторелигии Египта в статус религии фараона Аменхотепа IV-Эхнатона, позволяет нам сделать весьма интересные выводы о двух глобальных преобразованиях в истории религиозной жизни Древнего Египта:


     1.   Учреждение религии Осириса, ставшей своеобразным стержнем политеистической религии Древнего Египта, в статусе религии фараонов после объединения Египта. Религия Осириса навязывала элите общества веру в вечную загробную жизнь, попирая религиозные традиции населения нильской долины в контексте проторелигии с её верой в реинкарнацию, которая оставались и во времена Нового царства достоянием большинства населения Египта.


     2.   Религиозная реформа Эхнатона пыталась устранить этот диссонанс религиозного мышления разных слоев общества посредством реставрации проторелигии в статус религии фараонов. Это означало, с одной стороны, запрет аморальной деятельности жречества религии Осириса, что влекло за собой и отказ от веры в вечную загробную жизнь, а с другой стороны, – восстановление ни какого-то там религиозного единообразия, как «ошибочно» трактуют это сторонники «большинства современных египтологов» (Н. Ривз), а восстановление единой парадигмы религиозного мышления, основанной на вере в перевоплощение души, которая (вера) никогда не препятствовала политеизму (многобожию) разнообразных номовых религий (культам местных богов).


  И поскольку в политеистической религии Древнего Египта было сделано многое для того, чтобы «солнечный бог» в разных своих ипостасях и под разными именами был возвышен в религиозном сознании большинства египтян в статусе бога-демиурга (творца мироздания), чему с древнейших времен способствовала влиятельность религиозного центра Гелиополя, каждому из этих двух преобразований соответствовало возникновение новой ипостаси исконного солнечного бога Гелиополя, Атума:

 

Этапы трансформацииРис 28. Этапы преобразование теологии и иконографии «солнечного бога» Атума.


  В первом случае, теология и иконография Атума были преобразованы в теологию и иконографию бога Ра, посредством внедрения в теологию Гелиополя мифологии пришлых богов из Верхнего Египта, Осириса и Хора. Это произошло после потери независимости Нижнего Египта во времена правления царей Первой династии (Раннее царство).
  Во втором – очередная ипостась «солнечного бога» в образе Атона с её теологией и иконографией стала следствием изъятия из теологии и иконографии Ра мифологии Осириса и Хора.


  Следовательно, более полные представления об истории религиозной жизни Древнего Египта, начиная с религиозных традиций доисторического периода – проторелигия нильской долины, позволяют нам проследить как за причинами возникновения парадигмы религиозного мышления – веры в вечную загробную жизнь, так и за причинами отказа от неё во времена правления Эхнатона (Новое царство).

 


  Упадок религии Осириса в египетском обществе после реформы Эхнатона продолжал усугубляться до конца I тысячелетия до н. э., что и вынудило верховных жрецов религии Осириса в начале новой эры от Р.Х. совершить миграцию в религию ранних христиан, привнеся в её теологию почти все свои наработки минувших трех тысячелетий, включая идею Ада. Немаловажно отметить и то обстоятельство, что даже идея Ада для грешников была заимствована жрецами заупокойного культа в I тысячелетии до н. э. из проторелигии с её верой в реинкарнацию (перевоплощение или переселение души), в основе которой лежит закон кармического воздаяния (психостасия, Маат), а его результаты отражаются как на последующей жизни, так и на условиях существования души в загробном мира, которые предшествуют последующему перевоплощению вечной души в подлунном мире.


  В проторелигии нильской долины закон кармического воздаяния был визуализирован с целью облегчения его восприятия в религиозном сознании египтян и представлен в виде загробного суда Маат – психостасии («взвешивание сердца»). Именно эта визуализация представлений египтян о законе кармического воздаяния (за добрые и злые дела) в проторелигии и отличает её от восточных религии, в которых «закон кармического воздаяния» («возмездия») преподносится без акцента на конкретику процедуры загробного суда и без персонификации божественных сил, реализующих «закон кармического воздаяния».


Июнь-сентябрь 2021

 

  Дополнительные аспекты религиозной реформы Эхнатона в контексте развития этой темы приведены в разделе «Влияние двух жреческих сословий на вектор развития египетской цивилизации» работы «Апологетика религии Осириса в египтологии».


Май 2025


Литература


1. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.

2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999.

3. М. А. Коростовцев. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.

4. Николас Ривз. Эхнатон лжепророк Египта. Москва. 2004.

5. Джонатан Харрис. Византия: История исчезнувшей империи. 2017.

6. Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб. Изд-во «Нева». 2005.