Очередной виток борьбы Церкви с ересью античной философии – с концепцией реинкарнации

 

  Вполне естественно, что плюрализм философских и религиозных воззрений в светском обществе Византийской империи при кесаре Варде и патриархе Фотии не мог ни расшатать устои Церкви, многие века боровшейся как за незыблемость своих духовных ценностей, так и за процветание церковного бизнеса. Поэтому осуждением в VI веке ереси Оригена «о предсуществовании душ» дело не ограничилось, и по прошествии пяти веков, в 1082 году, идея перевоплощения душ была официально осуждена на Соборе, посвященном просветительской деятельности византийского философа ХI века, Иоанна Итала. Как искусный диалектик, он прославился своей преподавательской деятельностью, посвящённой толкованию античных философов: Аристотеля, Платона и неоплатоников, труды которых, в частности, были посвящены концепции реинкарнации, что, по мнению апологетов Церкви, расценивалось как ересь, «развращавшая» умы образованной части верующих византийской империи.
  Популярность Итала в роли преподавателя философии и послужила поводом для апологетов Церкви расправиться с ним руками очередного императора, Алексея Комнина. К тому же среди ересей Итала числилось учение о божественном воплощении, отличное от православного, т.е. еретическое.


  Закономерным следствием отстаивания Церковью многовековых вложений в процветание своего бизнеса стало постановление византийского императора, Алексея I Комнина (правление 1081–1118гг), которое, без затей, ограничивало свободу философского мышления авторитетом Священного Писания и прочих богословских святоотеческих творений. В соответствии с чем Иоанн Итал был предан анафеме. Оказавшись в безвыходной ситуации, он был вынужден под угрозой расправы отказаться от концепции переселения душ, а также и от порицания святых икон, в ереси чего он также был замечен.


  Таким образом, симбиоз религии авторитарного Бога со столь же авторитарной государственной властью во все века содействовал укреплению в светском обществе позиции Церкви, посягнувшей в данном случае вообще на свободу философского мышления, пытаясь обуздать её авторитетом Св. Писания. Впоследствии это волеизъявление Алексея I Комнина привело к тому, что концепция реинкарнации окончательно стала соотноситься с ересью в Христианстве, а теология превратилась в царицу наук в университетах средневековой Европы. Первые университеты в Европе появились в XII веке: 1119г – в Болонья, 1150г – в Париже, 1173г – в Салерно; впоследствии: 1229г – в Оксфорде, 1348г – в Праге.

 


Джон Локк о цезарепапизме и его влиянии на богословие и дела Церкви


  Благодаря заботе авторитарной власти о процветании Церкви, в свою очередь, угодливое приспособленчество её иерархов к волюнтаризму императоров и государей разных эпох в вопросах веры и делах церковных стало настолько очевидным и вопиющим, что это отметил более трехсот лет назад английский философ конца XVII – начала XVIII века, Джон Локк. В своем «Послание о веротерпимости» (1686г) он акцентирует внимание читателей на фактах угодливого приспособленчества духовенства времен первых римских императоров, а также церковников своей эпохи к воле монархов:

«Прекрасно известно, какова была церковь при правоверном государе и какова была она же при государе арианине. (Имеются в виду эпизоды из истории христианской церкви в IV в., когда собрания духовенства, угодливо приспосабливаясь к мнению очередного римского императора, выносили прямо противоположные решения касательно учения священника Ария, отрицавшего единосущность Христа и бога-отца.)
Но если это слишком отдалено от нас, то история Англии дает нам более свежие примеры того, как ловко, как проворно церковники при Генрихе, Эдуарде, Марии, Елизавете приспосабливали свои установления, символы веры, обрядность, да и вообще все, к воле государя: ведь эти государи в делах религии придерживались столь противоположных взглядов, издавали столь противоположные указы, что ни один человек, если он не безумец, я чуть было не сказал — безбожник, не осмелился бы утверждать, что какой-нибудь порядочный человек, чтящий истинного Господа, смог бы с чистой совестью, не оскорбляя бога нечестием, подчиняться всем их решениям по делам религии. Нужны ли еще слова?
(Локк перечисляет английских монархов из династии Тюдоров (указываются годы правления): Генриха VIII (1509—1547), Эдуарда VI (1547-1553), Марию (1553-1558), Елизавету I (1558-1603), с именами которых были связаны английская Реформация и Контрреформация, дальнейшее углубление Реформации и утверждение новой англиканской церкви.)» (3)


  Неудивительно, что в результате навязывания авторитарными правителями своим подданным религии рабов, Европа погрузилась на тысячелетие с лишним в «темное» средневековье.
  Волюнтаризм в вопросах богословия и делах Церкви авторитарных правителей европейских государств, начиная с Константина Великого, был свойственен в равной мере и иерархам Церкви, в частности, в их заботе о душах христиан в загробном мире, постоянно модернизируя представления христиан о нем. Банальным дуализмом понятий о Рае для праведников и Аде для грешников в христианском загробном мире они не ограничились, «обустроив» в нем место для Чистилища и Лимба для некрещенных младенцев, что принадлежало теологическому творчеству богословов Римско-католической церкви.


  Прозорливость иерархов Церкви средних веков, выраженная в их категорическом отказе от доктрины реинкарнации в Христианстве, как ни что иное способствовала процветанию церковного бизнеса при реализации весьма успешного финансового проекта Римско-католической церкви – торговля индульгенциями, о чем и пойдет речь далее.