«Манипуляция участью душ христиан» в загробном мире на примере торговли индульгенциями
Отказ от доктрины реинкарнации в Христианстве, и как его следствие – учение об «отпущении грехов», позволило Римско-католической церкви ввести весьма прибыльную статью доходов в казну папства – торговля индульгенциями.
В качестве стимула, эквивалентного финансовым расходам Римско-католической церкви на вербовку воинства для Крестовых походов как на юг Франции – Альбигойский крестовый поход для искоренения катарской ереси, так и в Святую землю, папа даровал крестоносцам «полное прощение» (indulgentia plenaria). Творчеству католических богословов принадлежали представления о том, что индульгенция может избавлять «от вины и наказания» (а culpa et а poena), что эквивалентно прощению самого греха.
Можно только восхищаться изобретательности теологов Римско-католической церкви позднего средневековья в их стремлении подвести задним числом богословское обоснование индульгенциям, что им блестяще удалось продемонстрировать в 1343 году, когда на свет божий появилась доктрина «сокровищницы» церкви. Согласно этой доктрины, добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых Отцов церкви составляют некий запас святости – «сокровищницу» церкви. Априори подразумевалось, что святость одних представителей сообщества христиан, включая запасы сокровищницы церкви, превышает греховность других, что и легитимизировало в конечном итоге индульгенции («папские отпущения»).
Рис. Сатирическая гравюра, разоблачающая торговлю папскими отпущениями.
На фоне своего изначального предназначения, которое формально ограничивало практику дарования индульгенций, вскоре появились примеры злоупотреблений, получившие уже в XVI веке широкое распространение среди наиболее предприимчивых «комиссаров папских отпущений» (квесторов), торговавших индульгенциями направо и налево.
«69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением». (Мартин Лютер. 95 тезисов. 1517г)
В 1439 году на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) было официально закреплено в догматике католического богословия учение о Чистилище, сформулированное ещё в XIII веке, чем также не преминули воспользоваться торговцы индульгенциями, предоставляя их родственникам умерших, души которых отбывали наказание в Чистилище.
Квесторы часто не только преднамеренно ошибочно толковали предназначение индульгенции, но также и не гнушались торговлей фальшивых грамот, содержавших формулу отпущения грехов «a culpa et a poena» (от вины и от наказания).
Начиная с XVI века «злоупотребления» при торговле индульгенциями стали настолько беззастенчивыми, что за деньги Церковь готова была простить не только прошлые, но и будущие грехи, тем самым, фактически, поощряя верующих жить во грехе. Чем больше народец погружался в греховную жизнь, тем прибыльнее становился церковный бизнес, «после покупка индульгенции открывавший грешнику путь в Царствие Небесное».
Кто ж из прихожан не поведется на посулы вечного блаженства в загробном мире из уст «наместников Бога на земле»*, ценой которого (блаженства) является либо пожертвование на церковь финансовых средств, либо оказание ей неоценимых услуг, например, во времена Крестовых походов, а для простолюдинов – покупка индульгенций, что и составляло немалую долю доходов в казну папства от реализации этого финансового проекта.
* – «Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику». (7-й тезис М. Лютера)
«Злоупотребления» при торговле индульгенциями приобрели беспрецедентные размеры, став повсеместными в XVI веке, что было обусловлено амбициозными планами понтификов, начиная с Юлия II, по финансированию строительства нового собора Св. Петра взамен Константиновской базилики IV века.
Рис. Базилика Св. Петра. (Basilica_San_Pietro.jpg)
Базилика Св. Петра как главная церковь папства была построена по повелению Константина Великого в IV веке, став объектом паломничества христиан со всей Европы. К началу XVI века она изрядно обветшала, все чаще нуждаясь в ремонтных и реставрационных работах, финансирование которых в перспективе могло стать серьезным обременением для папской казны.
За прошедшее тысячелетие Римско-католическая церковь укрепила свое положение в Европе, став богатейшим и влиятельным общественным институтом, чего нельзя сказать о Римской империи времен Константина Великого, которую вскоре после строительства базилики Св. Петра и возведения Христианства в статус государственной религии ожидал упадок и дробление её территорий на отдельные государства. И уже к XVI веку даже на территории современной Италии существовали города-государства: Неаполь, Флоренция, Милан и Венеция, наравне с папской областью, с её столицей в Риме.
Карта Римской империи IV века.
Притязания понтификов на право вмешиваться во внутренние дела европейских государств часто наталкивались на сопротивление, что подрывало авторитет института папства. И дабы содействовать укреплению своей власти в глазах верующих Европы, папа Юлий II принял решение перестроить главную из своих церквей – базилику Св. Петра. В 1506 году он закладывает первый камень в фундамент собора, а 13 января 1509 года публикуется документ, папская булла, о начале реконструкции базилики Св. Петра.
В соответствие с планами реконструкции, Константиновская базилика была закрыта лишь частично для богослужения, поскольку паломники со всей Европы по-прежнему приходили к гробнице Св. Петра. Поэтому большая часть Константиновской базилики была специально сохранена с целью привлечения финансовых средств на строительство нового собора. И поскольку новый собор, отвечая амбициозным замыслам Юлия II, должен был затмить своими размерами и роскошью убранства все существовавшие к XVI веку церкви папства, то финансированию этого колоссального проекта папа уделял особое внимание.
Сбором пожертвований на строительство собора в церквях папства дело не ограничилось. Среди разнообразных способов привлечения финансовых средств для восполнения казны папства, расходуемой на строительство собора, самым прибыльным и перспективным стал «апгрейд» уже существовавшего финансового проекта, бесхитростно стимулирующий торговлю индульгенциями, чем и были обусловлены последующие «злоупотребления» в этом финансовом проекте Римско-католической церкви, существовавшим задолго до начала строительства собора Св. Петра.
Несмотря на значительные расходы по финансированию строительства нового собора, папский клир утопал в роскоши, что глубоко шокировало монаха Августинского ордена, Мартина Лютера, когда он посетил Рим в 1511 году по делам ордена. Эта шоковая терапия не прошла бесследно, впоследствии окончательно избавив М. Лютера от иллюзии благочестивого образа понтификов и в целом Римско-католической церкви.
Юлий II скончался в 1513 году. Его приемник, Лев X, с ещё большим усердием привлекал деньги на строительство собора, «закрывая глаза на злоупотребления» при торговле индульгенциями.
Наместникам Бога на земле, папе и его священникам, было легко манипулировать религиозным сознанием легковерных прихожан, для которых единственной перспективой после смерти – была возможность оказаться либо в раю, что в мечтах лелеял всякий, либо в аду, вселяя ужас от такой перспективы. Да и перспектива, начиная с XV века, оказаться в Чистилище на неопределенное срок, воспринималась без особого восторга даже на фоне страданий, ожидавших грешников в Аду.
«Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность». (16-й тезис М. Лютера)
В те времена в Чистилище пребывали души католиков в состоянии «близости отчаяния», отбывая наказания, дабы через страдания получить очищение от грехов.
По заверениям «недобросовестных» квесторов, индульгенция предоставляла отпущение грехов в обмен на небольшую сумму денег, что гарантировало покупателю, по крайней мере на момент её покупки, «полное обнуление всей его греховной предыстории» и примирение с Богом. Желавшим проявить христианскую любовь и заботу об умерших родственниках, отбывавших наказание в Чистилище, предприимчивые комиссары папских отпущений также предлагали свои услуги – купить индульгенцию, по завершении покупки которой душа родственника покинет Чистилище, возрадовавшись на Небесах. Это ли не пример манипуляции судьбами душ христиан в загробном мире слугами Господа, обусловленной, в частности, меркантилизмом этих «наместников Бога на земле».
М. Лютер осудил подобную практику: «27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища».
Мало кто из набожных католиков был способен устоять от таких заманчивых предложений от «наместников Бога на земле», часто отдавая им последние сбережения ради вечного блаженства в раю.
18 октября 1517 года Лев X опубликовал специальную буллу «об отпущении грехов и продаже индульгенций» в целях «оказания содействия построению собора Св. Петра и спасения душ христианского мира». Это событие стало последней каплей в чаше смирения монаха Августинского ордена и к тому времени уже доктора теологии, Мартина Лютера, который к 31 октября 1517 года сформулировал 95 тезисов, направленных против «злоупотреблений» при торговле индульгенциями.
Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а их содержание стало предметом обсуждения в широких слоях населения Германии и за её пределами, поскольку М. Лютер осмелился вступить в богословскую полемику с самим папой, оспаривая и критикуя как моральные, так и богословские аспекты «злоупотреблений», получивших широкое распространение при торговле индульгенциями, о чем и пойдет речь далее.