Универсальный подход к обоснованию причин возникновения как политеизма, так и монотеизма

                   (Генезис еврейского монотеизма)


  Сводить причину экстраординарной реформы религиозных убеждений еврейского народа лишь к выдающейся роли пророка Моисея и его личного гипотетического участия в этом, представляется чем-то искусственным и оторванным от реальности, потому что в этом случае полностью игнорируются не менее важные факторы – экстраординарные внешние условия существования еврейского народа, которые способствовали преодолению консерватизма традиционной политеистической религии евреев, что и явилось архиважным условием успеха религиозной реформы Моисея.
  Как известно, зерно монотеизма Эхнатона, взлелеянное в искусственно созданных им условиях религиозного плодородия, требовавших постоянной борьбы с сорняками политеизма, оказалось нестойким к этим сорнякам, как только борьба с сорняками политеизма прекратилась, условно, после смерти Эхнатона; в итоге, сорняки политеизма, «как это и бывает в природе», подавили своими многочисленными всходами ростки монотеизма Эхнатона. То есть зерно монотеизма Эхнатона не прижилось на религиозной почве народа Египта, потому что традиционная политеистическая религия египтян не испытывала кризиса, чтобы уступить место чему-то новому без сопротивления, а консерватизм религиозных убеждений египтян был способен возродить к жизни в полной мере свою политеистическую религию, что в итоге и произошло.
  В отличие от Эхнатона, Моисей не имел статуса царя евреев, чтобы своей волей навязать религиозную реформу еврейскому народу, да и такой гипотетический сценарий навязывания религии Моисея еврейскому народу завершился бы крахом, по аналогии с судьбой религии Эхнатона в Египте. Поэтому зерно монотеистической религии Моисея могло дать жизнеспособные всходы лишь в подготовленной для него плодородной религиозной почве, чему мог способствовать лишь кризис традиционной политеистической религии евреев.


  Универсальную причину возникновении монотеизма, как и многообразия политеистических религиозных представлений древних народов, следует искать в условиях существования древних народов, самым естественным образом способствовавших формированию их религиозных предпочтений.


  Народы дохристианской Европы, отдавшие своё предпочтение политеистическим представлениям об окружавшем их мире (язычество), жили в природно-естественных условиях своего существования, зависимые лишь от природной стихии, что и обусловило их потребность обожествлять разнообразные силы природной стихии, позволяя персонифицировать каждую из них в отдельности.
  Потребность же еврейского народа во времена Моисея в едином иудейском Боге вызвана прежде всего противоестественным для любого народа – рабским их положением, и рабскими же условиями существования во владениях фараона Египта. Поэтому в этих противоестественных условиях существования, силы природной стихии по своей религиозной значимости уступили свое место приоритетам борьбы евреев за освобождение от кабалы рабской их зависимости от фараона Египта.
  Именно противоестественные для любого народа – рабские условия существования еврейского народа во владениях фараона Египта привели к кризису политеистической религии евреев, символическое влияние племенных богов которой попрал фараон Египта, обожествляемый египтянами. Обожествляемому египтянами фараону мог противостоять лишь подобный по значимости религиозный авторитет в единственном числе, чем и стал иудейский Бог, возложив на себя обязанность покровительствовать Своему народу опосредованно, через Свое «доверенное Лицо», пророка Моисея, доверительно открыв ему Свое Имя (Исход 3:14, 15) и наделив его даром творить чудеса (Исход 4:1-9).
  Для укрепления этой мифологизированной убежденности евреев в единого всемогущего Бога, иудейский Бог, устами авторов Книги Исход Пятикнижия, послал десять казней египетских на угнетателей Своего народа, перед тем как утопить их в море, единолично повелевая силами природной стихии и творя чудеса, принуждая фараона отпустить Свой народ в пустыню для совершения служения Себе.
  Моисей, возглавивший мифологический Исход еврейского народа из Египта, формально, получил кредит религиозного доверия евреев, впоследствии став для них пророком и наместником иудейского Бога на земле, изначально уподобив себя не только равным в религиозном смысле обожествляемому египтянами фараону, но и «наделив себя» ещё большим могуществом: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону» (Исход 7:1).


  Следует отметить, что десять казней египетских, последовательно насылаемых иудейским Богом на угнетателей Своего народа, египтян, лишь предшествовали 11-й казни египетской – финальной сцене утопления фараона и его народа (войска) в Чермном море (Исход 14:1-31), обнажив в их совокупности всю чудовищную степень жестокосердия иудейского Бога, Господа, о чем свидетельствует буквальный смысл прочтения Книги Исход Ветхого Завета Библии.
  Вместо того, чтобы своим божественным всемогуществом принудить (или умилостивить!!!) персонально фараона Египта отпустить из рабства Свой народ, не нанося ущерба египтянам, иудейский Бог преднамеренно (Исход 7: 3–5; 14:4) совершил лишь отвратительную череду преступлений по отношению к народу Египта, что по современным меркам можно приравнять к геноциду египетского народа с соответствующими последствиями для организаторов этого мифологического душегубства – иудейского Бога, Господа, и раба Его, Моисея.


  Неудивительно, что немецкий специалист по Ветхому Завету, профессор теологии Вильгельм Фатке, проследив историческое развитие иудаизма, продемонстрировал: «каким образом Яхве из племенного бога войны ко времени пророков Иеремии и Второисаии превратился в универсальное божество» (1). Кому-кому, а богу войны жестокосердия не занимать.
  Ещё более мрачную характеристику бога Яхве в качестве уже бога вулканов мы находим в работе Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». По версии З. Фрейда, сославшегося на авторитет немецкого специалиста по древней истории, Эдуарда Мейера, бог вулканов Яхве «был жутким, кровожадным демоном, который появлялся по ночам и избегал дневного света». (4)
  Так что чрезмерное душегубство, преднамеренно (Исход 7: 3–5; 14:4) совершенное иудейским Богом Ветхого Завета по отношению к египетскому народу и его фараону, вполне согласуются с гипотетическими нравами двух вариантов еврейского бога Яхве, которые предшествовали мифологическому рождению иудейского Бога, согласно двум разным источникам информации о Нем.


  Мифологическое «рождение» иудейского Бога (Яхве, Господа) символизирует собой финальную стадию узурпации богом Яхве еврейского пантеона богов, в бытность их язычниками, всей полноты божественной власти, ранее распределенной между другими богами этого пантеона, что важно – при посредничестве Моисея и иных авторов Ветхого Завета как основоположников еврейского монотеизма.


  Книга Исход свидетельствует не только о жестокосердии иудейского Бога, Господа, и Его склонности к душегубству по отношению к народу Египта, как к язычникам, но также и подтверждает эту склонность к душегубству уже по отношению к Своему народу, Своей готовностью истребить еврейский народ за попытку поклоняться золотому тельцу, который был изготовлен братом Моисея, Аароном (Исход 32:1–35):

«Аарон делает золотого тельца
Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. (Исход 32:1)
Аарон вместо того, чтобы вразумить народ просьбой: дождаться возвращения Моисея, изготовил золотого тельца из собранного среди народа золота (Исход 32:2–4):
«Он взял их (золотые серьги) из рук их, и сделал их них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исход 32:4)
На следующий день Аарон объявляет праздник Господу (Исход 32:5, 6).


«Гнев Божий.
Моисей заступается за Израильтян.
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;» (Исход 32:7)
«Итак, оставь Меня, да воспламениться гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (Исход 32:10)
Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, (Исход 32:11)
Чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли»; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего». (Исход 32:12)
«И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». (Исход 32:14)


«Наказание отступников

И сказал Моисей Аарону: что сделал народ сей, что ты ввел его в грех великий?
Но Аарон сказа: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный». (Исход 32:21, 22)
«Моисей увидел, что этот народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. (Исход 32:25)
И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – иди ко мне! И бросились к нему все сыны Левиины. (Исход 32:26)
И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пойдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждого брата своего, каждого друга своего, каждого ближнего своего. (Исход 32:27)
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек». (Исход 32:28)


  Так что Книга Исход представляет нам иудейского Бога гневливым и обуреваемым страстями в Своей готовности не пощадить никого, кто Ему будет неугоден, что и унаследовал раб Его, Моисей, отдавший приказ истребит «около трёх тысячи человек» (Исход 32:28) из среды своего народа, не разбираясь кто из них виновен, а кто невинен, сохранив при этом жизнь своего брата Аарона, изготовившего этого злосчастного золотого тельца.


  Внешние признаки проявления иудейского Бога, Господа, описанные авторами Книги Исход: «буря, тучи, пламя и дым — вот постоянные символы ветхозаветных Богоявлений» (6), отмеченные о. А. Менем, вполне соответствуют представлениям о Нем З. Фрейда и Эдуарда Мейера в образе бога вулканов Яхве:

«Яхве, несомненно, был богом вулканов. Хорошо известно, что в Египте не было вулканов, а горы Синайского полуострова никогда не были вулканическими, с другой стороны, вдоль западной границы Аравии расположены вулканы, которые до недавнего времени могли быть действующими. Поэтому одна из этих гор и должна быть горой Синай-Хореб, которая считалась домом Яхве. Несмотря на все исправления, которым подверглась Библия, первоначальный образ бога, согласно Эдварду Мейеру, все же можно восстановить: он был жутким, кровожадным демоном, который появлялся по ночам и избегал дневного света» (5).


  О преднамеренности совершения чрезмерных по своему жестокосердию преступлений по отношению к народу Египта, а это 10+1 казней египетских, свидетельствуют множество эпизодов преднамеренного ожесточения сердца фараона иудейским Богом, представленных в Книге Исход в буквальном смысле её прочтения. После очередной из первых 10-и казней египетских иудейский Бог, своими же чарами-чудесами ожесточения сердца фараона, заставлял его отказаться отпустить евреев совершить Себе служение, даже в тех шести случаях, когда фараон был вынужден ранее дать свое согласие. Целью этих манипуляций со «свободой воли» фараона была демонстрация иудейским Богом Своего запредельного жестокосердия и душегубства, главным образом, перед евреями, чтобы народ Господа убоялся Его жестокосердия, а убоявшись, поверил Господу, чему мы находим дословное подтверждение в Книге Исход:

«И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря». (Исход 14:30)
«И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исход 14:31).


  Подводя промежуточный итог исследования возможных причин успеха реформы Моисея религии иудеев, можно констатировать, что основная причина жизнеспособности еврейского монотеизма, определившая потребность древних евреев в своем иудейском Боге на «известном» этапе их истории, связана с противоестественными для любого народа условиями их существования – рабским их положением во владениях фараона Египта, что и повлекло за собой кризис их традиционной политеистической религии с множеством племенных богов, одним из которых и был бог вулканов Яхве.
  Еврейский народ «поверил Господу» лишь после того, как «убоялся» Его жестокосердия, явленного Им в качестве примера расправы «над Египтянами» (Исход 14:30,31), поэтому в основе веры древних евреев в своего иудейского Бога лежит их Страх перед Его жестокосердием, что нашло свое отражение уже в христианском вероучении с его вечным проклятием, вечными муками грешников, карами небесными и т.п.
  Таким образом, дополнительным фактором, определившим успех религиозной реформы иудеев, стал внушенный им Страх перед жестокосердием иудейского Бога, который избавил Свой народ от рабства в Египте лишь ради того, чтобы превратить евреев в Своих рабов (Исход 14:31), требуя от них служения Себе: 
«И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;» (Исход 11:31).


  Получается, что древние евреи из-за Страха перед жестокосердием иудейского Бога, поверив на этом основании в Господа, отдали себя в добровольное рабство Ему, получив взамен свободу от рабства во владениях фараона Египта: «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исход 14:31). Если Моисей стал рабом Господа, то и поверившие в Господа Израильтяне также стали рабами Его, о чем в Книге Исход косвенно свидетельствует приведенная выше цитата.
  Уже прямое подтверждение факта отождествления еврейского народа с рабами Господа мы находим в Третьей Книге Моисея, Левит, где Сам Господь, устами её авторов, утверждает:

«Потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 25:55).


  Иудейский Бог преднамеренно водил Свой народ по пустыне сорок лет, о чем свидетельствует буквализм прочтения Четвертой Книги Моисея, Числа. Апологеты религии иудейского Бога, Господа, повсеместно преподносят причину сорокалетнего странствия евреев по пустыне, как необходимость «вытравить, искоренить» дух рабства, который евреи якобы унаследовали, пребывая 430 лет в египетском рабстве. Однако подобная трактовка причины сорокалетних мытарств еврейского народа в пустыне лукава, самым очевидным образом противореча буквализму текста Книги Числа. Дело в том, что истинной причиной сорокалетних страданий, выпавших на долю еврейского народа, стала месть Своему народу со стороны Господа, который многократно впадал в яростный гнев по любому поводу проявления ропота в среде Своего народа, выражавшего неудовольствие условиями своей жизни в пустыне. Вот как раз одним из результатов гнева Господня и стало обречение еврейского народа на сорокалетние мытарства в пустыне, а каждый эпизод проявления ропота евреев заканчивался гибелью роптавших, в результате чего многие десятки тысяч евреев за сорок лет их странствий по пустыне были так или иначе приданы насильственной смерти их Богом, о чем и свидетельствует буквализм Книги Числа. Вот только несколько примеров из Книги Числа, иллюстрирующих яростный гнев Господа на проявление ропота Своих рабов:

1. «Тавера. Пожар в стане
Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.
И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь». (Числа 11:1, 2)


2. «Люди недовольны манной и хотят мяса
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?
Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок.
А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». (Числа 11: 4–7)
«Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея». (Числа 11:10)
«Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу?» (Числа 11:13)
«Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: «кто накормит нас мясом? Хорошо нам было в Египте», то и даст вам Господь мясо, и будете есть:
Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней,
Но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: «для чего было нам выходить из Египта?» (Числа 11:18–20)
«Перепела. Те, кто их ел, умирают
Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою
И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава («Гробы прихоти), ибо там похоронили прихотливый народ». (Числа 11:33, 34)


3. «Народ ропщет. Гнев Господа и заступничество Моисея
И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ночь;
И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
И для чего Господь ведет в землю сею, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». (Числа 14:1–4)
«И сказа Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые дала Я среди его?
Поражу его язвою, и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его». (Числа 14:11, 12)
«Те, кто роптал, не войдут в землю обетованную»
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.
Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
В пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
Не войдете в землю, на которой Я подъемлю руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Исуса, сына Навина;
Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели. А ваши трупы падут в пустыне сей;
А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;» (Числа 14:26–33)


4. «Гнев Господа. Моисей и Аарон заступаются за Израильтян
На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господа. И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло её, и явилась слава Господня. И пришли Моисей и Аарон к скинии собрания.
И сказал Господь Моисею, говоря:
Отстранитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои.
И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу, и положи в неё огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу, и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение.
И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курение и заступил народ;
Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, коме умерших по делу Корреву». (Числа 16: 41–49)


5. «Ядовитые змеи. Моисей делает медного змея
От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути.
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змей, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых." (Числа 21:4–6)


  Как видим, иудейский Бог безжалостно карал смертью любое проявление непокорности в среде Своего народа, обреченного им же на безрадостное многолетнее существование в пустыне, что и являлось причиной их ропота. Он явно создал для Своего народа в пустыне гораздо менее благоприятные условия существования даже по сравнению с их условиями жизни в Египте, о которых они вспоминали следующим образом:

«Разве мало того, что ты вывел нас из земли (Египет), в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? И ты ещё хочешь властвовать над нами!» (Числа 16:13)


  Ропот в среде еврейского народа вызывал яростный гнев Господа с его готовностью каждый раз истребить полностью Свой народ, чему препятствовало лишь робкое заступничество Моисея и Аарона. Это заканчивалось обычно физическим истреблением роптавших, а подобная многолетняя «селекция» богоизбранного народа в условиях их полной зависимости от Господа в пустыне, приводила лишь к культивированию рабской лояльности у выживших, укрепляя их готовность беспрекословно воспринимать себя рабами Господа.
  Ропот рабов, как выражение ими неудовольствия условиями своей рабской жизни, во все века карался беспощадно рабовладельцами, о чем в данном случае свидетельствует даже плачевная участь еврейского народа в Египте, описанная в Книге Исход. Так что сорокалетняя «селекция» рабской покорности еврейского народа, осуществленная их Богом в пустыне, стимулировала лишь искоренение в среде еврейского народа генофонда качеств, препятствующих проявлению беспрекословного раболепия, что и было востребовано Господом, превратившим еврейский народ в Своих рабов, о чем Он утверждал весьма прямолинейно:

«Потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (Левит 25:55)


  Чтобы не сложилось превратного впечатления о том, что мной незаслуженно употребляются такие нелестные характеристики по отношению к иудейскому Богу, Господу, как жестокосердный и склонный к душегубству, основанные на субъективной оценке последствий многочисленных деяний Его, описанных выше, могу привести слова Моисея из Пятой Книги его, Второзаконие, где он сам дает характеристику Господа, отождествляя Его с Богом страшным, Которого еврейский народ должен бояться:

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и служил Господу, Богу твоему,» (Второзаконие 10:12)
«Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,» (Второзаконие 10:17)
«Не страшись их, ибо Господь, Бог твой, Бог великий и страшный». (Второзаконие 8:21)


  Так что многочисленные примеры жестокосердия и душегубства иудейского Бога, Господа, были преднамеренно востребованы авторами Пятикнижия, включая Моисея, именно для того, чтобы внушить страх еврейскому народу перед устрашающим образом ветхозаветного Бога в качестве стимула их веры в Господа.


  Таким образом, согласно ветхозаветной версии Исхода евреев из Египта, внешние оковы рабства евреев в Египте были сменены на оковы духовного рабства, требующего реального служения Господу, поэтому древние евреи сменили лишь рабовладельца, оставаясь по-прежнему рабами, проповедуя тем самым религию рабов, о чем свидетельствует своим буквализмом текст Пятикнижия Моисея. Из рабов во владениях фараона Египта те из среды еврейского народа, кто выжил после сорока лет безжалостной «божественной селекции» рабской покорности, превратились в добровольных рабов своего иудейского Бога, осознанно признавая за собой свое рабское положение, а впоследствии и христиане своей волей отдали себя в рабство Господу уже в роли Бога Отца, включив Ветхой Завет в Библию.


  В отличие от осознания своей рабской зависимости адептами монотеистической религии иудейского Бога (Господа), политеистические религии других древних народов, живших в природно-естественных условиях своего существования, свободными от внешних порабощающих их факторов – рабство, не требовали от язычников признания себя рабами каких-либо богов!!!
  Возможно, древние люди, которые придерживались политеистической религии, и были субъективно зависимыми от произвола тех или иных Богов, но не всякая зависимость делает из человека раба, довольствующегося своим рабским положением, вообще противным человеческой природе. Последнее утверждение, как оказывается, не относится, в частности, к адептам иудейской и христианской религии, осознанно признающих себя рабами Господа, что является их добровольным выбором.