Примеры влияния цезарепапизма на отказ Христианства от концепции реинкарнации

 

  Начиная с Константина Великого, в условиях цезарепапизма в христианском мире, по многим спорым вопросам богословия все также выносились окончательные решения, обусловленные волюнтаризмом императоров, чего не избежало и осуждение ереси Оригена «о предсуществовании душ» на V Вселенском Соборе, созванном в 553 году по инициативе византийского императора Юстиниана I (483-565).


  Выдающийся мыслитель, богослов и учитель Церкви III века, пресвитер Ориген (185—254 г), в своих трудах развивал идею «о предсуществовании душ», которая отличалась от традиционного понимания реинкарнации в индуизме, что, как правило, характерно для конкретики и других «авторских» вариантов трактовки концепции перевоплощения душ, например Пифагора, Платона и др. греческих философов. Взгляды Оригена получили широкое распространение и признание в среде христиан и язычников при его жизни, чему способствовала атмосфера терпимости ко всевозможным философским, эзотерическим и религиозным учениям в его родном городе, Александрии.


  В свою очередь, «сын крестьянина из Македонии, Юстиниан, вознесся по прихоти судьбы на трон самого могущественного государства. Его дядя, начав службу в армии рядовым воином, стал военачальником, а затем солдаты провозгласили его императором. Он вызвал Юстиниана в столицу, помог ему получить хорошее образование...
Чтобы укрепить свою власть, Юстиниан старался получить поддержку христианской церкви. Основным правилом его политики было: «единое государство, единый закон, единая религия». Юстиниан жаловал церкви земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей.
В его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, некоторых судили. Была закрыта знаменитая школа в Афинах – крупный центр языческой культуры, а ее преподавателям пришлось уйти в изгнание.
В начале своего правления император собрал комиссию из выдающихся юристов для составления единых для всей империи законов. За несколько лет эта комиссия провела огромную работу – были изучены все старые римские законы времен империи.
Созданный комиссией труд включал собрание законов римских императоров (Кодекс Юстиниана), отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, краткое руководство к пользованию кодексом и изданные при Юстиниане новые законы.
В этом своде законов четко прослеживаются идеи абсолютной императорской власти («воля императора – источник закона»)». (Таранов П.С. Звезды мировой философии. Москва. 1999.) = (2)


  Как видим, если Константин Великий содействовал уравнению в правах представителей всех религий в Римской империи, что ему и позволило впоследствии содействовать возведению Христианство в статус государственной религии, то Юстиниан I при поддержке Церкви вел диаметрально противоположную политику, начав «невиданные гонения на язычников, иудеев и отступников от учения церкви». Вполне очевидно, что Юстиниан I поступил вопреки Миланскому эдикту (313г.) Константина Великого, который гарантировал свободы вероисповедания и веротерпимость на всей территории Римской империи, что и позволило христианам возводить свои церкви наравне с храмами других религий.
  Здесь невольно напрашивается ассоциация с поведением птенца кукушки в гнезде «приемных» родителей, куда его мать кукушка подбросила свое яйцо, зная наперед, что птенец, возмужав и повинуясь инстинкту выживания, выкинет из гнезда своих сводных братьев и сестер  птенцов вскормивших его «приемных» родителей. Как бы это нелицеприятно не выглядело в глазах апологетов Церкви, но аналогия вполне уместна.


*             *             *             *             *


  Из воспоминаний свидетеля и участника исторической драмы, случившейся в Византии с античной философией при Юстиниане I, византийского философа Симплиция (471-549гг.):

«В 529 году император Юстиниан, известный своими преследованиями христианских ересей, специальным эдиктом запретил преподавание эллинской философии, закрыл Афинскую академию неоплатонизма и все имевшиеся языческие школы, а также конфисковал принадлежавшее этим учебным центрам имущество. Подобное торжество мракобесия не было первым. Еще раньше, в 488 году, император Зенон уже закрыл Эдесскую академию в Сирии. Но удар, нанесенный Юстинианом, был самым сильным. Семь преподавателей Афинской академии (кроме Симплиция - Гермес, Диоген, Дамаский, Исидор из Газы, Присциан и Эвласис) стали изгнанниками. Они вынуждены были эмигрировать и нашли приют в новом университете персидского царя Хосрова Нуширвана, который увлекался греческой культурой и основал в Гундишапуре школу, получившую у современников, да и в последующей литературе, название Академия Гундишапура.
Однако душевного спокойствия изгнанники так и не приобрели, поскольку персы не проявляли интереса к чуждым религиозно-философским воззрениям.
В 533 году Хосров заключил мирный договор с Юстинианом. В особом пункте оговаривалось право философов вернуться на родину - им гарантировалась свобода, но запрещалось распространение своих учений.
Эта история стала роковой для греческой науки. Идейное господство в Римской империи бесповоротно перешло к христианству». (2)


  Волюнтаризм императоров и королей под лозунгом абсолютизма: «воля императора - источник закона», способен узаконить приоритет любой религии на государственном уровне, что и наблюдается в истории многих государств с абсолютистскими тенденциями власти, и уж тем более потворствует волюнтаризму императоров в решении вопросов веры.


*             *             *             *             *


  Итак, V Вселенский Собор был созван в 553 году по инициативе императора Юстиниана I. Из его послания Собору:

«Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, как я сказал, единодушно признавая души бессмертными, говорили, что они существуют прежде тел и что есть отдельный мир душ, что падшие из них посылаются в тела, и при том так, что души ленивых в ослов, души грабителей в волков, души хитрецов в лисиц, души сластолюбцев в коней. Церковь же, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена».


  Это послание императора возымело решающее влияние на участников собора, осудивших учение Оригена «о предсуществовании душ», как неприемлемое для христиан.
  Так что и в принятии решения о судьбах душ христиан в загробном мире мы находим пример решающего влияния волюнтаризма Юстиниана I при непротивлении оному иерархов Церкви, что в данном конкретном случае служит поводом, чтобы воздать должное их прозорливости (!), позволившей уже через несколько веков Римско-католической церкви получить сверх прибыльную статью дохода в казну папства – торговля индульгенциями.
  За тысячелетие существования Византийской империи далеко не все её императоры были преисполнены религиозным фанатизмом, уподобляясь Юстиниану I, в отстаивании на государственном уровне приоритетов Церкви.