Небольшой экскурс в историю смягчения нравов императоров Византийской империи по отношению к античной философии

 

  При императоре Михаиле III (правление 842–867гг), взошедшим на престол в малолетнем возрасте, регентом стала его мать, Феодора. Михаила III воспитали таком образом, что он мало интересовался государственными делами и его главным увлечением были гонки на колесницах и прочие увеселительные занятия. Поэтому Феодора со своим советником Феоктистом могла рассчитывать и в дальнейшем на роль полноправной императрицы, однако этому помешал дворцовый переворот, организованный фракцией её брата, Вардой, в 856 году.

«После этого дворцового переворота Михаил пожаловал Варде титул кесаря и возложил на него задачу управления империей. Таким образом наиболее значительные достижения периода царствования Михаила после 856 года были заслугой Варды и его фракции.
он был сторонником светского высшего образования на основе изучения греческих классиков. Варда возродил Константинопольский университет (Магнаврскую высшую школу), под который был отведен Магнаврский дворец в комплексе Большого дворца. Кроме того, Варда обеспечил государственное финансирование преподавания.
Будучи императором во всем, кроме официального титула, он, однако, решал и все проблемы, доставшиеся ему в наследство от сестры. Одной из них был продолжавшийся церковный раскол между умеренными и фанатиками, которые продолжали спорить по поводу того, как обращаться с епископами – бывшими иконоборцами. Варда открыто встал на сторону лагеря умеренных: он даже пригласил бывшего иконоборца, архиепископа Салоник, преподавать геометрию в новый университет». (1)


  Варда заменил патриарха Игнатия, публично критиковавшего его личную жизнь, на своего ставленника Фотия, разделявшего интересы кесаря к древнегреческой литературе, и, вероятно, преподававшего в новом университете.

«И хотя это было откровенно политическое назначение одного из личных друзей Варды, Фотий оказался одним из величайших византийских патриархов и сыграл роль почти во всех значительных событиях своего времени». (1)


  Кесарь Варда и патриарх Фотий, в частности, сделали многое для распространения христианства среди славянских народов и перевода Св. Писания на славянский язык (старославянский), для чего по просьбе (в 862 году) князя славянского государства, Моравии, направили туда миссионеров, Кирилла и Мефодия, чтобы обратить ее жителей в Христианство.


*             *             *             *             *


Похоронный обычай у русских язычников в дохристианские времена


  О том, каков был похоронный обычай в дохристианские времена среди русских язычников, можно судить по воспоминаниям об этом арабского путешественника Ибн Фадлана:

«арабский путешественник Ибн Фадлан, описал русских как людей «с совершенными телами … Они подобны пальмам, светловолосы и румяны». Но он же критиковал их пренебрежение личной гигиеной и особенно встревожился, когда увидел их похоронный обычай. Покойного сжигали вместе с кораблем и всем имуществом – включая девушку-рабыню». (1)


  Этот ритуал сожжения покойного у русских язычников может свидетельствовать в пользу их веры в перевоплощение душ, что характерно и для наиболее древних религий востока, например для индуизма, где также присутствует ритуал придавая тел усопших огню.


*             *             *             *             *


  Таким образом, кесарю Варде и патриарху Фокию принадлежит заслуга восстановления преподавания в высших учебных заведениях Византийской империи античной философии, что так или иначе способствовало распространению в светском обществе ереси Оригена «о предсуществовании душ». Да и лояльное отношение Варды к сторонникам иконоборчества, выразившееся в приглашении бывшего иконоборца, архиепископа Салоник, преподавать геометрию в новый университет, не предполагало присутствия излишней нетерпимости к распространению взглядов иконоборцев среде преподавателей университета и его учащихся.