«Манипуляция участью душ христиан» в загробном мире на примере торговли индульгенциями

 

  Отказ от доктрины реинкарнации в Христианстве, и как его следствие – учение об «отпущении грехов», позволило Римско-католической церкви ввести весьма прибыльную статью доходов в казну папства – торговля индульгенциями.
  В качестве стимула, эквивалентного финансовым расходам Римско-католической церкви на вербовку воинства для Крестовых походов как на юг Франции – Альбигойский крестовый поход для искоренения катарской ереси, так и в Святую землю, папа даровал крестоносцам «полное прощение» (indulgentia plenaria). Творчеству католических богословов принадлежали представления о том, что индульгенция может избавлять «от вины и наказания» (а culpa et а poena), что эквивалентно прощению самого греха.
  Можно только восхищаться изобретательности теологов Римско-католической церкви позднего средневековья в их стремлении подвести задним числом богословское обоснование индульгенциям, что им блестяще удалось продемонстрировать в 1343 году, когда на свет божий появилась доктрина «сокровищницы» церкви. Согласно этой доктрины, добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых Отцов церкви составляют некий запас святости – «сокровищницу» церкви. Априори подразумевалось, что святость одних представителей сообщества христиан, включая запасы сокровищницы церкви, превышает греховность других, что и легитимизировало в конечном итоге индульгенции («папские отпущения»).


Отпущение грехов  Рис. Сатирическая гравюра, разоблачающая торговлю папскими отпущениями. 

 

  На фоне своего изначального предназначения, которое формально ограничивало практику дарования индульгенций, вскоре появились примеры злоупотреблений, получившие уже в XVI веке широкое распространение среди наиболее предприимчивых «комиссаров папских отпущений» (квесторов), торговавших индульгенциями направо и налево.

  «69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением». (Мартин Лютер. 95 тезисов. 1517г)


  В 1439 году на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) было официально закреплено в догматике католического богословия учение о Чистилище, сформулированное ещё в XIII веке, чем также не преминули воспользоваться торговцы индульгенциями, предоставляя их родственникам умерших, души которых отбывали наказание в Чистилище.
  Квесторы часто не только преднамеренно ошибочно толковали предназначение индульгенции, но также и не гнушались торговлей фальшивых грамот, содержавших формулу отпущения грехов «a culpa et a poena» (от вины и от наказания).


  Начиная с XVI века «злоупотребления» при торговле индульгенциями стали настолько беззастенчивыми, что за деньги Церковь готова была простить не только прошлые, но и будущие грехи, тем самым, фактически, поощряя верующих жить во грехе. Чем больше народец погружался в греховную жизнь, тем прибыльнее становился церковный бизнес, «после покупка индульгенции открывавший грешнику путь в Царствие Небесное».
  Кто ж из прихожан не поведется на посулы вечного блаженства в загробном мире из уст «наместников Бога на земле»*, ценой которого (блаженства) является либо пожертвование на церковь финансовых средств, либо оказание ей неоценимых услуг, например, во времена Крестовых походов, а для простолюдинов – покупка индульгенций, что и составляло немалую долю доходов в казну папства от реализации этого финансового проекта.
  *  – «Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику». (7-й тезис М. Лютера)


  «Злоупотребления» при торговле индульгенциями приобрели беспрецедентные размеры, став повсеместными в XVI веке, что было обусловлено амбициозными планами понтификов, начиная с Юлия II, по финансированию строительства нового собора Св. Петра взамен Константиновской базилики IV века.


Базилика Св. Петра. (Basilica_San_Pietro.jpg)Рис. Базилика Св. Петра. (Basilica_San_Pietro.jpg)


  Базилика Св. Петра как главная церковь папства была построена по повелению Константина Великого в IV веке, став объектом паломничества христиан со всей Европы. К началу XVI века она изрядно обветшала, все чаще нуждаясь в ремонтных и реставрационных работах, финансирование которых в перспективе могло стать серьезным обременением для папской казны.


  За прошедшее тысячелетие Римско-католическая церковь укрепила свое положение в Европе, став богатейшим и влиятельным общественным институтом, чего нельзя сказать о Римской империи времен Константина Великого, которую вскоре после строительства базилики Св. Петра и возведения Христианства в статус государственной религии ожидал упадок и дробление её территорий на отдельные государства. И уже к XVI веку даже на территории современной Италии существовали города-государства: Неаполь, Флоренция, Милан и Венеция, наравне с папской областью, с её столицей в Риме. 

Карта Римской империи IV века

                                                 Карта Римской империи IV века.

 

  Притязания понтификов на право вмешиваться во внутренние дела европейских государств часто наталкивались на сопротивление, что подрывало авторитет института папства. И дабы содействовать укреплению своей власти в глазах верующих Европы, папа Юлий II принял решение перестроить главную из своих церквей – базилику Св. Петра. В 1506 году он закладывает первый камень в фундамент собора, а 13 января 1509 года публикуется документ, папская булла, о начале реконструкции базилики Св. Петра.


  В соответствие с планами реконструкции, Константиновская базилика была закрыта лишь частично для богослужения, поскольку паломники со всей Европы по-прежнему приходили к гробнице Св. Петра. Поэтому большая часть Константиновской базилики была специально сохранена с целью привлечения финансовых средств на строительство нового собора. И поскольку новый собор, отвечая амбициозным замыслам Юлия II, должен был затмить своими размерами и роскошью убранства все существовавшие к XVI веку церкви папства, то финансированию этого колоссального проекта папа уделял особое внимание.
  Сбором пожертвований на строительство собора в церквях папства дело не ограничилось. Среди разнообразных способов привлечения финансовых средств для восполнения казны папства, расходуемой на строительство собора, самым прибыльным и перспективным стал «апгрейд» уже существовавшего финансового проекта, бесхитростно стимулирующий торговлю индульгенциями, чем и были обусловлены последующие «злоупотребления» в этом финансовом проекте Римско-католической церкви, существовавшим задолго до начала строительства собора Св. Петра.


  Несмотря на значительные расходы по финансированию строительства нового собора, папский клир утопал в роскоши, что глубоко шокировало монаха Августинского ордена, Мартина Лютера, когда он посетил Рим в 1511 году по делам ордена. Эта шоковая терапия не прошла бесследно, впоследствии окончательно избавив М. Лютера от иллюзии благочестивого образа понтификов и в целом Римско-католической церкви.


  Юлий II скончался в 1513 году. Его приемник, Лев X, с ещё большим усердием привлекал деньги на строительство собора, «закрывая глаза на злоупотребления» при торговле индульгенциями.
  Наместникам Бога на земле, папе и его священникам, было легко манипулировать религиозным сознанием легковерных прихожан, для которых единственной перспективой после смерти – была возможность оказаться либо в раю, что в мечтах лелеял всякий, либо в аду, вселяя ужас от такой перспективы. Да и перспектива, начиная с XV века, оказаться в Чистилище на неопределенное срок, воспринималась без особого восторга даже на фоне страданий, ожидавших грешников в Аду.
  «Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность». (16-й тезис М. Лютера)
  В те времена в Чистилище пребывали души католиков в состоянии «близости отчаяния», отбывая наказания, дабы через страдания получить очищение от грехов.


  По заверениям «недобросовестных» квесторов, индульгенция предоставляла отпущение грехов в обмен на небольшую сумму денег, что гарантировало покупателю, по крайней мере на момент её покупки, «полное обнуление всей его греховной предыстории» и примирение с Богом. Желавшим проявить христианскую любовь и заботу об умерших родственниках, отбывавших наказание в Чистилище, предприимчивые комиссары папских отпущений также предлагали свои услуги – купить индульгенцию, по завершении покупки которой душа родственника покинет Чистилище, возрадовавшись на Небесах. Это ли не пример манипуляции судьбами душ христиан в загробном мире слугами Господа, обусловленной, в частности, меркантилизмом этих «наместников Бога на земле».

  М. Лютер осудил подобную практику: «27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища».
  Мало кто из набожных католиков был способен устоять от таких заманчивых предложений от «наместников Бога на земле», часто отдавая им последние сбережения ради вечного блаженства в раю.


  18 октября 1517 года Лев X опубликовал специальную буллу «об отпущении грехов и продаже индульгенций» в целях «оказания содействия построению собора Св. Петра и спасения душ христианского мира». Это событие стало последней каплей в чаше смирения монаха Августинского ордена и к тому времени уже доктора теологии, Мартина Лютера, который к 31 октября 1517 года сформулировал 95 тезисов, направленных против «злоупотреблений» при торговле индульгенциями.
  Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а их содержание стало предметом обсуждения в широких слоях населения Германии и за её пределами, поскольку М. Лютер осмелился вступить в богословскую полемику с самим папой, оспаривая и критикуя как моральные, так и богословские аспекты «злоупотреблений», получивших широкое распространение при торговле индульгенциями, о чем и пойдет речь далее.