Богословские аспекты критики торговли индульгенциями в 95 тезисах М. Лютера

 

  Богословская аргументация критики Мартина Лютера касалась не только явных «злоупотреблений» при продаже индульгенций, но и самой правомерности существования папских отпущений, продаваемых за деньги, что умоляло традиционную значимость священников в этих вопросах, а главное – обесценивало важность истинного раскаяния грешника, противопоставляя ему ложную щедрость проповедников индульгенций, обещавших, «что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается» (21 тезис М. Лютера).
  Один из его тезисов вообще подрывал основы легитимности продаваемых за деньги индульгенций, напрямую противопоставляя им важность истинного раскаяния:

«36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему, даже без индульгенций».

  Более того, ставилась под сомнение доктрина «сокровищницы Церкви»:

«56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции – и не названы достаточно, и неизвестны христианам».

  М. Лютер наивно полагал, что он борется исключительно со «злоупотреблениями» проповедников папских отпущений, которые обманывают прихожан, вопреки истины папских отпущений, признавая их высокую значимость:

«24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.
80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.
71. Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».


  Указывая на недопустимость злоупотреблений, М. Лютер благословляет тех, кто противостоит им, подчеркивая таким образом свою роль в этом деле, по всей видимости, надеясь заслужить благосклонность Льва X: «72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника – да будет тот благословен».
  Он также возлагает надежды на папу, которому надлежит стоять на страже «святой благодати и истины»:

«73. Как, по справедливости, папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.
74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине».


  Приведенной выше критикой торговли индульгенциями М. Лютер не ограничился, акцентируя внимание на противоречивости в богословском обосновании значимости для спасения души, с одной стороны, истинного раскаяния, с другой стороны, торговли индульгенциями:

«39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния».

 

  Ему приходится с прискорбием констатировать, что подобные богословские противоречия порождают множество коварных вопросов мирян, которые ставят в тупик «наиболее ученых богословов», в их устремлениях поддерживать среди верующих должное почтение к папе:

«81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.
82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, – то есть по причине наиглавнейшей, – если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма – то есть по причине наиничтожнейшей?
84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?
86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?
87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?»


  На основании этих аргументов, М. Лютер делает весьма неутешительный вывод: «Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании – значит, выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан». (90-й тезис М. Лютера).


  Фактически, в большинстве своем его тезисы были направлены на борьбу со злоупотреблениями проповедников папских отпущений, что монахом Августинского ордена (с 1506г), священником (с 1507), доктором теологии (с 1512г) и преподавателем теологии в Виттенбергском университете, М. Лютером, было воспринято как покушение на догматы Церкви, которые обосновывали важность роли священников, истинного раскаяния и церковного наказания для отпущения грехов.


                                                                      Рис. Торговля индульгенциями Торговля индульгенциями

 

  Нетерпимость и резкость в формулировках тезисов М. Лютера были спровоцированы ещё и тем, что главным объектом обмана «проповедников папских отпущений» в большинстве своем становились нищие христиане, обираемые таким образом ради строительства собора Св. Петра:

  «50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец».


  Его тезисы содержат множество нравоучительных рассуждений о том, как следует христианам относиться к папским отпущениям, например:

«41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.
43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.
44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.
45. Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.
46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.
47. Должно учить христиан: покупка индульгенций – дело добровольное, а не принудительное».


  Казалось бы, М. Лютер искренне выступает в роли защитника этических ценностей христианского учения, по всей видимости, надеясь этим заслужить одобрение папы, доводя до его сведения перечень злоупотреблений проповедников папских отпущений. Он явно надеялся на благосклонность к себе Льва X, отправив свои тезисы епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, соблюдая таким образом церковную субординацию. 
Однако этические ценности христианского вероучения и традиции Церкви, пламенным поборником которых выступал М. Лютер, критикуя в своих тезисах торговлю индульгенциями, в начале XVI века потеряли свою актуальность для понтификов, уступив место приоритетам меркантилизма в их заботах о реконструкции базилики Св. Петра. Следствием чего и стал апгрейд финансового проекта Римско-католической церкви: «дарование индульгенций» за те или иные заслуги перед Церковью, сведенный к банальной и повсеместной торговли индульгенциями (отпущение грехов) под благовидным предлогом заботы папы Льва X о «спасении душ христианского мира». Так что последующий раскол Римско-католической церкви имел свою меркантильную подоплеку.