Тайны религии Древнего Египта. Част I

Алекс Кандр


  Неизвестная человечеству прежде парадигма религиозного мышления, альтернативная концепции реинкарнации (КР) или вере в переселение души, возникла в религиозной культуре населения долины Нила где-то во второй половине IV тысячелетии до н.э., став основой религии жрецов Осириса с её верой в вечную загробную жизнь и могучей индустрией заупокойного бизнеса, о чем свидетельствуют величественные пирамиды Гизы III тысячелетия до н.э.

Пирамида Гизы

 

Рис 1. Пирамида Гизы.


  До появлении религии жрецов Осириса религиозная культура населения долины Нила была представлена многочисленными религиями номов, совокупность которых по признаку их принадлежности к одной парадигме религиозного мышления позволяют вести речь о них как о проторелигии нильской долины (проторелигии Египта).  


  Как можно было убедиться на примере торговли индульгенциями, Римско-католическая церковь была весьма изобретательна в способах извлечения финансовой выгоды из манипуляции участью душ христиан в загробном мире, чему церковный бизнес обязан, исключительно, отказу от КР в Христианстве. В связи с этим было бы интересно выяснить: как обстояли дела на этом поприще у их коллег по ремеслу ведения заупокойного бизнеса в Древнем Египте, принимая во внимание заимствование Христианством идеи отказа от КР из религии жрецов Осириса.

 

 

  Несмотря на очевидные различия между этими религиям, тем не менее своему успеху жреческий и церковный бизнес обязаны отказом этих религий от КР, что и гарантировало процветание как бизнеса жрецов заупокойного культа религии Осириса на протяжении более двух из трех тысячелетий своего существования, так и церковного бизнеса, начиная с IV века от Р.Х. 

  Так что авторство мощнейшей по своему финансовому потенциалу парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, принадлежит не христианской теологии (с её представлениями о вечной загробной жизни христиан и архиважной роли «наместников Бога на земле», священников, в деле порой отнюдь небескорыстного спасения христианских душ), а теологическому творчеству жречества Осириса, которое, начиная с последней трети IV тысячелетия до н.э. на протяжение более двух тысячелетий развивало и совершенствовало представления своих адептов как о загробном мире, так и об их участи в вечности загробной жизни в царстве мертвых Осириса.
  Поэтому факт возникновения в доисторическом Египте совершенно новой для человечества парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, должен иметь вескую причину, объясняющую возникновение религии жрецов Осириса в религиозной культуре населения долины Нила. В свою очередь, вполне закономерный консерватизм религиозной культуры жителей многочисленных номов нильской долины позволил сохранить в этих религиях приверженность к КР или вере в переселение души в той же мере, в какой эта парадигма религиозного мышления оставалась достоянием других столь же древних народов вне долины Нила.

  И чтобы внести ясность в понимание этой причины следует углубиться в историю возникновения и развития религиозных верований о бессмертии души в доисторическом Египте V–IV тысячелетия до н.э.

 


  В качестве исходной информации необходимо уточнить, что египтология располагает письменными свидетельствами теологического творчества многих поколений жрецов религии Осириса, начиная лишь с времен V–VI династии фараонов Древнего царства – «Тексты пирамид» (XXIV–XXII вв. до н. э.), когда уже в основе религии Осириса лежала парадигма религиозного мышления, отрицающая КР.
  Жреческие коллегии как крупных религиозных центров (Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др.), так и религиозных центров из других многочисленных номов Египта, неутомимо совершенствовали религиозные представления жителей своих номов о местных богах. По оценкам египтологов в нильской долине было приблизительно 40 номов, представлявших собой территориально-административные образования с воинственными номархами во главе. И даже объединение Египта в единое государство Менесом на рубеже IV–III тысячелетия до н. э. за многие последующие столетия так и не увенчалось созданием единой общегосударственной религии со своей догматикой. Это свидетельствует как о мощном религиозном сепаратизме жреческого сословия в каждом из номов, которое отстаивало результаты своего теологического творчества, увенчанного сонмом местных богов, так и о возведении веротерпимости в ранг государственной политики Древнего Египта.


  Документальные свидетельства теологического творчества египетских жрецов не позволяют современным египтологам заглянуть в глубь тысячелетий, чтобы воссоздать историю религии Древнего Египта (а) и определиться с истоками зарождения верований о загробной жизни (б), что констатирует автор книги «Религия Древнего Египта», М. А. Коростовцев:

а) «В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской религии, и все же история египетской религии еще не создана. Причина этого кроется, с одной стороны, в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, с другой – в крайне противоречивом содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и верований разных времен и местностей.
Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в «Текстах пирамид», впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии».


б) «Представления египтян о загробной жизни сложились в очень отдаленное время, находящееся за пределами доступного для исследования по письменным источникам исторического периода, т. е. задолго до объединения Египта на рубеже IV и III тысячелетий до н.э.»
(Религия Древнего Египта. Коростовцев М. А. М. изд. «Наука». 1976) = (1)


  Письменные «источники исторического периода» позволяют исследователям религии Древнего Египта сформулировать вывод о том, что «египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны» (1). Это высказывание о «соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований» имеет непосредственное отношение к различным аспектам верований о загробную жизнь, как результатам теологического творчества многих поколений жрецов из крупных религиозных центров Древнего Египта. Да и сама обще египетская тенденция к религиозному сепаратизму, выраженная в отстаивании приоритетов значимости местных богов каждого из номов, свидетельствует как ничто иное о торжестве теологического волюнтаризма в среде жреческого сословия по всему Египту.
  Так что теологический волюнтаризм – это неотъемлемое качество высокого творческого потенциала служителей культов разных времен и народов, а в нашем случае – теологов христианской Церкви и жречества религии Осириса. Тем не менее отказ от КР в религии жрецов Осириса, и как его следствие – зарождение заупокойного бизнеса, имеет и более весомые причины, нежели простая отсылка к теологическому волюнтаризму служителей культа.


  Таким образом, египтология оперирует, преимущественно, письменными свидетельствами о религиозных верованиях египтян в контексте религии жрецов Осириса, в основе которых постфактум лежала лишь парадигма религиозного мышления, отрицающая КР.
 

*            *            *            *            *


  Необходимость в новой редакции этой работы связана с тем обстоятельством, что в египтологии доминируют приверженцы апологетики веры в вечную загробную жизнь (религии Осириса) в академических кругах египтологов. Вследствие чего, религия Древнего Египта или «египетская религия» в египтологии, фактически, отождествляется с религией Осириса, сообразно представлениям о первых трех периодах «истории египетской религии», соотнесенных с «Текстами пирамид», «Текстами саркофагов» и текстами «Книги мертвых», соответственно:

«Тіеlе был первым и единственным ученым, отважившимся написать связную и довольно подробную историю египетской религии. … О.Р. Тіеlе (1902) делит всю историю египетской религии на 4 периода:
1) мемфисский пер. (древнее царство);
2) первый фиванский пер. (среднее царство);
3) второй фиванский (новое царство) и
4) саитский период». (2)

(Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.)


  Этот способ деления истории египетской религии (религии Древнего Египта) до сих пор сохраняет свою актуальность, соответствуя археологическим и литературным источникам в апологетике религии Осириса, доминирующей в академических кругах египтологов:

1) мемфисскому периоду (Древнее царство) соответствуют «Тексты пирамид» (конец V династии – 24 век до н.э.);
2) первому фиванскому периоду (Среднее царство) – «Тексты саркофагов»;
3) второму фиванскому периоду (Новое царство) – «Книга мертвых».


  Отмеченное выше соответствие трех первых «периодов в истории египетской религии (О.Р. Тіеlе)» трем религиозным текстам в контексте поступательного развития представлений о вечной загробной жизни в религии жрецов Осириса, позволяет прийти к вполне закономерному выводу о том, что в египтологии речь идет не столько об истории египетской религии или религии Древнего Египта, в целом, сколько, преимущественно, об истории лишь одной из многочисленных религий, фигурирующей в политеистической религии Древнего Египта, а именно об истории религии жрецов Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, чему и соответствуют «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых».


  Эта ситуация в египтологии обусловлена игнорированием апологетами религии Осириса от египтологии присутствия в политеистической религии Древнего Египта («египетской религии») двух разновидностей религий, принципиально различавшихся по своему предназначению в египетском обществе:


     1) Религии Осириса – религии жрецов заупокойного культа с их единым богом Осирисом, покровителем вечной загробной жизни. Она была ориентирована на формирование у своих адептов представлений об их посмертной участи в вечности загробной жизни в царстве мертвых Осириса.

«Центральным религиозным событием Среднего царства было распространение культа Осириса (можно даже сказать, религии Осириса) в египетском обществе». (2)


     2) Условно, конгломерата религий жрецов других многочисленных номовых и столичных богов, которые (боги) были «призваны содействовать» процветанию как повседневной жизни египтян во всех её аспектах, так и приумножению мирских благ правящей династии и в целом державы Древнего Египта. Эта специфика божественного предназначения номовых богов, как и деятельности жрецов при их храмах, и позволяет соотнести всю совокупность номовых религий с проторелигией долины Нила по признаку их принадлежности к одной парадигме религиозного мышления – вере в переселение души (концепция реинкарнации). Эта парадигма религиозного мышления как раз и обуславливает деятельность жрецов и предназначение их богов, в частности, проторелигии Египта, направленную на улучшение условий жизни людей в подлунном мире, что и характерно для концепции реинкарнации (веры в переселение души).


  В свою очередь, причина игнорирования в египтологии существования двух разновидностей религии, кардинально отличавшихся по своему предназначению в египетском обществе, предопределена двумя доминирующими в академических кругах египтологов тезисами:
     а) исконность веры в вечную загробную жизнь в религиозной культуре населения долины Нила, исключительно, на безальтернативной основе;
     б) категорическое отрицание альтернативной парадигмы религиозного мышления – веры в вечную жизнь души в череде её перевоплощений в подлунном мире, т.е. веры в переселение души (концепции реинкарнации).


  Исчерпывающие доказательства несостоятельности этих тезисов апологетики религии Осириса, доминирующей в академических кругах египтологов, приведены в работе Апологетика религии Осириса в египтологии.
  Следствием продвижения в египтологии этих двух тезисов и явилось отождествление «египетской религии по версии О.Р. Тіеlе», фактически, религии Осириса, что представляет собой циклопическую по своим масштабам фальсификацию представлений о религиозной культуре Древнего Египта, исключительно, в угоду апологетике веры в вечную загробную жизнь – парадигмы религиозного мышления Христианства и не только.
  Новая редакция текста (июнь 2025 года) касается, в частности, устранения разночтения (некорректности) термина «религия Древнего Египта», доминировавшего в предшествовавшем варианте текста, включая некоторые иные дополнения.
     Июнь 2025г


*            *            *            *            *

 

  Предпринятая ниже попытка воссоздать предысторию возникновения верований о вечной загробной жизни в Древнем Египте обоснует весьма прагматичные причины отказа в IV тысячелетии до н.э. жречества Осириса от концепции реинкарнации (КР) или веры в переселение души, которая ранее представляла собой парадигму религиозного мышления племен эпохи неолита по всему миру, сохраняя свою актуальность и в многочисленных номовых религиях Древнего Египта на протяжение всей истории его существования.