Тайны религии Древнего Египта. Част I

Алекс Кандр


  Причины возникновения в доисторическом Египте совершенно новой для человечества парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от концепции реинкарнации (КР). И как следствие этого – весьма и весьма нетривиальная «участь вечной загробной жизни» последователей религии Древнего Египта.


  Как можно было убедиться на примере торговли индульгенциями, Римско-католическая церковь была весьма изобретательна в способах извлечения финансовой выгоды из манипуляции участью душ христиан в загробном мире, чему церковный бизнес обязан, исключительно, отказу от КР в Христианстве.
  В связи с этим было бы интересно выяснить: как обстояли дела на этом поприще у их коллег по ремеслу ведения религиозного бизнеса в Древнем Египте, принимая во внимание заимствование Христианством идеи отказа от КР из религии Древнего Египта. Несмотря на очевидные различия между этими религиям, тем не менее своему успеху жреческий и церковный бизнес обязаны отказом этих религий от КР, что и гарантировало процветание как бизнеса жрецов заупокойного культа на протяжении двух из трех тысячелетий, так и церковного бизнеса, начиная с IV века от Р.Х.
  Так что авторство мощнейшей по своему финансовому потенциалу парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, принадлежит не христианской теологии (с её представлениями о загробной жизни христиан и архиважной роли «наместников Бога на земле», священников, в деле порой отнюдь небескорыстного спасения христианских душ), а теологическому творчеству жрецов доисторического Египта IV тысячелетия до н.э.
  Поэтому факт возникновения в доисторическом Египте совершенно новой для человечества парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, должен иметь вескую причину, объясняющую отказ именно служителей культов доисторического Египта от КР, при сохранении приверженности к ней в религиях других столь же древних народов. Чтобы внести ясность в понимание этой причины следует углубиться в историю возникновения и развития религиозных верований о загробной жизни в доисторическом Египте V–IV тысячелетия до н.э.


  В качестве исходной информации необходимо уточнить, что египтология располагает письменными свидетельствами теологического творчества многих поколений жрецов религии Древнего Египта, начиная лишь с времен V–VI династии – «Тексты пирамид» (XXIV–XXII вв. до н. э.), когда уже в основе религии Древнего Египта лежала парадигма религиозного мышления, отрицающая КР.
  Жреческие коллегии как крупных религиозных центров (Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др.), так и религиозных центров из других многочисленных номов Египта, неутомимо совершенствовали религиозные представления жителей своих номов о местных богах. По оценкам египтологов в нильской долине было приблизительно 40 номов, представлявших собой территориально-административные образования с воинственными номархами во главе. И даже объединение Египта в единое государство Менесом на рубеже IV и III тысячелетия до н. э. за многие последующие столетия так и не увенчалось созданием единой общегосударственной религии со своей догматикой. Это свидетельствует как о мощном религиозном сепаратизме жреческого сословия в каждом из номов, которое отстаивало результаты своего теологического творчества, увенчанного сонмом местных богов, так и о возведении веротерпимости в ранг государственной политики Древнего Египта.


  Документальные свидетельства теологического творчества египетских жрецов не позволяют современным египтологам заглянуть в глубь тысячелетий, чтобы воссоздать историю религии Египта (а) и определиться с истоками зарождения верований о загробной жизни (б), что констатирует автор книги «Религия Древнего Египта», М. А. Коростовцев:

а) «В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской религии, и все же история египетской религии еще не создана. Причина этого кроется, с одной стороны, в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, с другой – в крайне противоречивом содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и верований разных времен и местностей.
Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в «Текстах пирамид», впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии».


б) «Представления египтян о загробной жизни сложились в очень отдаленное время, находящееся за пределами доступного для исследования по письменным источникам исторического периода, т. е. задолго до объединения Египта на рубеже IV и III тысячелетий до н.э.»
(Религия Древнего Египта. Коростовцев М. А. М. изд. «Наука». 1976) = (1)


  Письменные «источники исторического периода» позволяют исследователям религии Древнего Египта сформулировать вывод о том, что «египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны» (1). Это высказывание о «соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований» имеет непосредственное отношение к различным аспектам верований о загробную жизнь, как результатам теологического творчества многих поколений жрецов из крупных религиозных центров Древнего Египта. Да и сама обще египетская тенденция к религиозному сепаратизму, выраженная в отстаивании приоритетов значимости местных богов каждого из номов, свидетельствует как ничто иное о торжестве теологического волюнтаризма в среде жреческого сословия по всему Египту.
  Так что теологический волюнтаризм – это неотъемлемое качество высокого творческого потенциала служителей культов разных времен и народов, а в нашем случае – теологов христианской Церкви и жреческих коллегий религиозных центров Древнего Египта. Тем не менее отказ от КР в религии Древнего Египта, и как его следствие – зарождение заупокойного бизнеса, имеет и более весомые причины, нежели простая отсылка к теологическому волюнтаризму.


  Таким образом, египтология оперирует, преимущественно, письменными свидетельствами о религиозных верованиях в контексте религии Древнего Египта, в основе которых постфактум лежала лишь парадигма религиозного мышления, отрицающая КР.
  Предпринятая ниже попытка воссоздать предысторию возникновения верований о загробной жизни в Древнем Египте обоснует весьма прагматичные причины отказа в IV тысячелетии до н.э. от концепции реинкарнации (КР), которая ранее являлась основой парадигмы религиозного мышления у племен эпохи неолита по всему миру.