Предыстория возникновения верований о загробной жизни (вечной) в религии Древнего Египта


«Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации.» 

                                                                                          Ж.–Ф. Шампольон.


  Своему возникновению цивилизация Древнего Египта, локализованная в долине Нила, обязана катастрофическим последствиям изменения климата в северной Африке в сторону его усыхания, что предопределило и национальные особенности религиозной культуры Древнего Египта.
  До этих глобальных в масштабе целого континента климатических изменений, климат в северной Африке благоприятствовал процветанию флоры и фауна саванн, простиравшихся, в частности, на тысячи километров к западу от долины Нила. Это позволяло обитавшим там племенам эпохи неолита распределиться равномерно по всей этой необъятной территории, добывая себе пропитание как собирательством, так и охотой на разнообразных травоядных животных, изобилием которых славятся и сейчас африканские саванны: зебры, антилопы, буйволы, жирафы, бегемоты и пр.
Фото саванн.

 

                                                                               Рис.  Саванны.


  В этих благоприятных для процветания жизни саванн условиях, служители племенных культов эпохи неолита не только придерживались концепции существования души у себя и своих соплеменников, но также не обделяли ею и представителей фауны, о чем свидетельствует присутствие в их религиозной культуре культа животных, который впоследствии получил закономерное развитие в религии Древнего Египта.


«Некоторые весьма эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку очень ценными трудами по египетской религии, отрицают наличие в древнем Египте фетишизма и тотемизма, отнюдь не отрицая культа животных». (1)


  Глобальное в масштабах северной Африки усыхание климата, превратившее саванны в безжизненные пустыни (Ливийскую, Аравийскую, Нубийскую), в меньшей степени затронуло территорий более южных широт континента, поэтому многие народы Африки сохранили приверженность к концепции перевоплощения душ, в частности, как возможности переселения души усопшего в то или иное животное:

«Как указывает де Вит, у некоторых африканских народов имеется поверье, будто душа умершего переселяется во львов. Аркел обращает внимание на то, что в Судане у народа бари существует поверье, согласно которому душа умершего может переселиться в змею» (1).


  Следовательно, без особых натяжек можно предположить, что ещё до губительных для жизни саванн последствий изменений климата в северной Африке, населявшие её племена придерживались концепции существования души и её перерождения (переселения). Это предположение находит свое подтверждение и в признании реинкарнации (перерождения душ) столь же древними народами востока, в частности, населявшими Индостан и смежные с ним территории. Как известно, многие древние народы востока, например Индии, испокон времен придерживались КР (перерождения душ), сохранив приверженность к ней до настоящего времени, лишь развивая и совершенствуя свои представления о перерождении в контексте понятия «колеса сансары».
  Так вот древние народы Индостана и смежных с ним территорий сохранили свою приверженность к КР благодаря лишь тому, что глобальная климатическая катастрофа (усыхание климата), превратившая полные жизни саванны северной Африке в безжизненные пустыни, существенным образом не коснулась климата Индостана, таким образом не оказав серьезного влияния на религиозное мышление населявших его древних народов, поэтому и сохранивших свою приверженность к КР.


  Катастрофические для флоры и фауны саванн северной Африки последствия усыхания климата, превратившие полные жизни саванны к западу и востоку от нильской долины в безжизненные пустыни, повлекли за собой готовность служителей культов племен нильской долины отказаться от КР, что ознаменовало собой возникновение совершенно новой в истории человечества парадигмы религиозного мышления, ставшей основой религии Древнего Египта.


*             *             *             *             *


  Условия жизни (выживания) древних племен и целых народов обуславливали религиозно-мистические приоритеты их служителей культов.
  Выживание в природно-естественных условиях существования, свойственное для всех без исключения племен эпохи неолита, породило вполне адекватную потребность служителей культов в обожествлении сил природных стихий, что и предопределило конкретику их религиозно-мистических верований с множеством божеств, отождествленных с теми или иными стихийными силами и явлениями природы.
  В свою очередь, возникновение Иудаизма с его единобожием в среде еврейского народа было обусловлено кризисом религии древних евреев-язычников, сформировавшейся, как и у всех древних народов (племен), в природно-естественных условиях их существования. Кардинальное изменение этих условий произошло за 430 лет до Моисея, как об этом свидетельствуют основоположники Иудаизма в Книге Исход, и все эти годы евреи пребывали в рабстве у фараонов Египта, оказавшись таким образом в противоестественных для любого народа условиях существования. Это привело к тому, что племенные боги 12 колен Израилевых дискредитировали себя, не внемля молитвам к себе о защите еврейского народа от рабских условий жизни под гнетом власти фараонов.
  Вот на этом этапе истории еврейского народа и возникла насущная потребность в религии единого бога Яхве, способного единолично повелевать стихийными силами природы (десять казней египетских), и наделенного могуществом на равных противостоять фараону и его войску. Эти противоестественные для любого народа условия рабского существования евреев в Египте и породили религию рабов, добровольно признавших себя рабами своего иудейского Бога.


  Таким образом, кардинальное изменение условий существования (выживания) древних народов (племен), ранее предопределявших приоритеты их веры, закономерно влекло за собой первоначально кризис веры, а затем и изменение парадигмы религиозного мышления, как потребности его адаптации к изменившимся условиям существования. Это в полной мере касается и древних египтян, цивилизация и религия которых формировались под влиянием катастрофических последствий глобального в масштабах северной Африки усыхания климата, что и предопределило готовность большей части служителей культов нильской долины отказаться от КР.


*             *             *             *             *


Рис. Африка  Рис. Африка
  Процесс изменение климата к его усыханию сопровождался превращением саванн в полупустыни, а со временем и в пустыни, таком образом вытесняя ещё на ранних стадиях превращения саван в полупустыни фауну прочь с подверженных засухе обширных территорий к западу и востоку от Нила. Вслед за животными устремлялись и племена охотников в поисках лучшей доли, часть из которых была вытеснена зноем полупустынь в долину Нила, со временем значительно повысив плотность населения нильской долины, что и стало первопричиной зарождения цивилизации Древнего Египта, локализованной в долине Нила.


  Процесс изменения климата в северной Африке к его усыханию был достаточно протяженном по времени, однако на его фоне происходили одно–двухгодичные периоды засухи, временно усугублявшие эту тенденцию, таким образом ускоряя темпы миграции племен охотников в долину Нила. Этим многочисленным пришлым племенам охотников приходилось приобщаться к образу жизни коренных обитателей плодородных земель нильской долины, которые кроме охоты добывали себе пропитание рыбной ловлей, скотоводством, а также земледелием, освоив его в качестве более надежного способа обеспечения соплеменников съестными запасами длительного срока хранения.


  Насущная для успешного земледелия потребность в проведении большого объема ирригационных работ (строительство дамб для удержания паводковых вод во время разлива Нила с последующей возможностью орошения сельскохозяйственных угодий) требовала координации усилий большого числа земледельцев, что, естественно, влекло за собой необходимость совершенствования социального уклада жизни в сообществах коренных племен нильской долины, объединенных со временем под эгидой территориально-административных образований, номов, с воинственными номархами во главе.

«Уже в VII тысячелетии до н. э. жители нильской долины («протоегиптяне») были знакомы с основами агрономии, по крайней мере культивировали ячмень». (А. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. Изд. «Азбука-классика». 2008) = (2)


  Высокая урожайность, изначально, ячменя, а затем и других зерновых культур, включая продукцию животноводства, позволяла коренным племенам нильской долины значительно повысить свой уровень жизни по сравнению с тем уровнем жизни, который был присущ пришлым племенам охотников задолго до превращения саванн в полупустыни. Наилучшими условиями для земледелия отличалась дельта Нила, и по свидетельству Геродота землю там вообще не вспахивали плугом:

«Теперь, конечно, нет другого народа на свете (а также и в остальном Египте), кто так легко добывал бы плоды своей земли, как здесь. Им ведь не нужно трудиться, проводя борозды плугом, разрыхлять землю [киркой] и заниматься прочими работами на ниве, столь изнурительными для остальных людей. После каждого естественного разлива, когда река, оросив поля, снова входит в берега, каждый египтянин засевает свою пашню, а потом выгоняет на нее свиней. Затем, когда семена втоптаны в почву свиньями, ожидают время жатвы, а потом при помощи этих же свиней обмолачивают зерно и, наконец, свозят его в амбары». (Геродот. История. Кн. II.14) = (3)


  Поэтому пришлые племена, вытесненные зноем полупустынь в нильскую долину, могли наглядно убедиться в преимуществах образа жизни её коренных обитателях, на уровень жизни которых в меньшей степени повлияло губительное для флоры и фауны северной Африки усыхание климата. Это было обусловлено ежегодными разливами Нила, сформировавшими за многие тысячелетия нильскую долину, которые, как и прежде, приносили с собой плодородную почву, благоприятствуя таким образом процветанию земледелия и скотоводства в своей долине, в конечном итоге – способствуя развитию социальной самоорганизации племенных сообществ, освоивших земледелие.


  Сообщества коренных племен нильской долины отличались от пришлых племен своим высоким уровнем жизни за счет развития земледелия и скотоводства, и по этой же причине обладали и более высоком уровнем социальной самоорганизации с расслоением номового общества по сословным и иным признакам, что обусловило, в частности, возникновение жреческого сословия и чиновничества в «административной структуре» главы нома, номарха.

«В IV тысячелетии до н. э. в долине Нила возникают государственные образования с монархической властью, способствующей централизованной организации ирригационных и сельскохозяйственных работ». (2)

 


Кризис верований служителей культов пришлых племен


  Глобальное в масштабах северной Африки усыхание климата привело не только к изменению уклада жизни в племенах, вынужденных покидать свои веками обжитые охотничьи угодья и мигрировать в долину Нила, но и имело свои катастрофические последствия для служителей племенных культов и их божеств. Кризис религиозных верований (культа племенных божеств) у пришлых племен выразился в несостоятельности служителей культов и их божеств противостоять губительным для саванн последствиям усыхания климата, и как в былые времена, внимая молитвам и жертвоприношениям служителей культов, покровительствовать в удачной охоте, собирательстве и пр. важных аспектах жизнедеятельности племен. Так что племенные боги пришлых племен дискредитировали себя, оказавшись бессильными перед последствиями климатической катастрофы, превращавшей саванны в полупустыни.
  Следовательно, без особых натяжек можно констатировать, что глобальное для северной Африки изменение климата привело к кризису верований, бытовавших ранее у пришлых племен, предопределив готовность и служителей культов этих племен отказаться от былых традиций поклонения своим божествам. Это, в свою очередь, сделало их податливыми к религиозному модернизму, облегчая освоение новых символов веры и новых богов, не запятнавших себя своей несостоятельностью в реализации своего прямого предназначения – принимая подношения, внимать молитвам к себе, покровительствуя различным аспектам жизнедеятельности племени: богатому урожаю, успешному скотоводству, удачной охоте, легким родам и т.п.


  Следует подчеркнуть существенную особенность, характерную для служителей культов пришлых племен, обусловленную естественной разобщенностью племен, ранее равномерно распределенных по бескрайним территориям саванн, в частности, к западу от Нила. Такая территориальная обособленность небольших племен создавала благоприятные условия для достойного по меркам племени уровня жизни лишь одного служителя культа (его семьи), часто конкурировавшего за власть в племени с его вождем. Случаи, когда вождем племени становился служитель культа, являли собой прообраз теократической формы правления. Если же служитель культа был оттеснен от власти вождем племени, то тем не менее он оставался вторым по значимости и властным полномочиям лицом в племени. В этой ситуации, как правило, служитель культа становился союзником и опорой для вождя племени, действуя в общих интересах, и оба они были призваны во всем содействовать процветанию племени. В противном случае они утрачивали свой авторитет, а с ним и власть над племенем.
  Подобный стереотип организации взаимодействия между служителями культов и вождями племен ещё эпохи неолита впоследствии распространился и на более крупные сообщества племен и целые народы, с одной лишь особенностью: численность служителей культов при этом возрастала, а вот глава государства или египетского нома, номарх, как правило, оставался в гордом одиночестве, опираясь на поддержку служителей культов (жрецов), и как следствие этого – покровительствуя им.


  Таким образом, увеличение плотности населения в нильской долине, с одной стороны, сопровождалось естественным ростом численности служителей культов, что обусловило необходимость их сотрудничества, и впоследствии привело к образованию жреческого сословия уже из среды служителей культа пришлых племен, а, с другой стороны, это происходило на фоне кризиса верований служителей культов пришлых племен, что делало их податливыми к заимствованию новых символов веры, т.е. к религиозному модернизму.