Неординарная особенность «модернизации» проторелигии нильской долины


  Нельзя ни отметить весьма неординарную особенность процесса изменения парадигмы религиозного мышления, связанного с отказом от КР «в русле» проторелигии нильской долины, её признававшей.
  Концепция перевоплощения душ испокон времен мирно сосуществовала с представлениями у разных племен и народов об их разнообразных богах, которые покровительствовали, преимущественно, различным аспектам земной жизни людей. Это и позволило на этапе зарождения заупокойного бизнеса в доисторическом Египте отказаться от этой концепции без какого–либо ущерба для существа проторелигии «местного разлива», предопределявшей мистическую картину восприятия земной жизни египтян под покровительством сонма местных (номовых) богов.
  Поэтому такая особенность модернизации проторелигии нильской долины (доисторического Египта) существенным образом не отразилась на мифологии местных богов в каждом из многочисленных номов, совершенно не изменив ни уклада жизни жрецов, ни их традиций храмового служения богам номов.


  Несмотря на то что проторелигия доисторического Египта признавала концепцию реинкарнации, тем не менее характерным её признаком был религиозно-номовый сепаратизм, разобщавший жреческие сословия многочисленных номов, которые не имели никаких стимулов для взаимного сотрудничества, и более того – были крайне враждебно настроены к своим «коллегам» из других номов, воспринимая их как врагов. Именно этот радикализм в проявлении религиозного сепаратизма и нашел свое отражение «в дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер», в котором говорится, что «от бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». (1)

  Этот радикализм особенно был актуален для религиозных центров, начиная с их возникновения и до объединения Египта, когда номархи ещё воевали как за свою независимость, так и за первенство в объединении, первоначально – отдельно Верхнего и Нижнего Египта, а затем и за объединение всего Египта.
  Задолго до объединения Египта вполне самодостаточные религиозные культы номовых богов (местные религии) как раз и представляли основу религиозного сепаратизма, и единственным, что объединяло эти религии — это их принадлежность к парадигме религиозного мышления, основанной на признании КР, что и позволяет соотнести эти местные религии того времени с понятием «проторелигии нильской долины» (доисторического Египта).


  Во времена войн за объединение Египта религиозно-номовый сепаратизм в контексте проторелигии (доисторического Египта) представлял собой серьезное препятствие для целей создания единого государства, поскольку поверженные номархи становились вассалами лишь как представители светской власти, тем не менее религиозные центры их номов сохраняли свою религиозную независимость в силу как раз своего религиозного сепаратизма, в значительной степени, не утратившего своего значения во все времена существования цивилизации Древнего Египта.
  «По странному стечению обстоятельств» как раз отказ от концепции реинкарнации способствовал преодолению, главным образом, радикализма в проявлениях религиозного сепаратизма номов, став со временем своеобразным стержнем религии Древнего Египта, способным консолидировать усилия жреческих коллегий разных номов в их устремлениях создать единую концепцию вечной загробной жизни!


  Формально, отказ от концепции реинкарнации в долине Нила был связан с возникновением совершенно новой касты жрецов заупокойного культа, жрецы которой появились в каждом из многочисленных номов по всему Египту, ознаменовав этим трансформацию (модернизацию) проторелигии нильской долины (доисторического Египта) в религию Древнего Египта. Вот как раз служители культов из пришлых племен, податливые в своем большинстве к религиозному модернизму, и стали основателями совершенно новой для долины Нила касты жрецов заупокойного культа, которой прежде в проторелигии нильской долины просто не существовало в связи с её никчемностью в контексте концепции реинкарнации.

 


  Таким образом, служители культов пришлых племен, по мере роста их численности в каждом из номов и в меру своей склонности к религиозному модернизму, основали совершенно новую касту жрецов заупокойного культа, что явилось результатом их отказа от КР, который был отчасти востребован в их религиозном сознании в связи с катастрофическими последствиями усыхания климата в северной Африке. Служители культов пришлых племен были не просто сторонними свидетелями прекращения возрождения к жизни флоры и фауны на обширных территориях к западу и востоку от долины Нила, что характерно было для коренных племен нильской долины, а стали непосредственными жертвами этой глобальной климатической катастрофы, утратив веру даже в своих прежних богов. Это и позволило привнести им в проторелигию нильской долины идею отказа от КР, основав таким образом в долине Нила свою собственную касту жрецов заупокойного культа, представители которой были во всех номах Древнего Египта.
  Жрецы при храмах местных богов проторелигии в каждом из номов были в меньшей степени озабоченны потусторонней судьбой соплеменников, отдавая предпочтение служению своим богам, важность которых была актуальна для повседневной жизни обитателей нома и их благополучия, что было архи важно как до, так и после появления касты жрецов заупокойного культа. Они, как и прежде, воздавали должное своим богам в их храмах, принося им жертвы и совершая пр. ритуальные церемонии ради приумножения земных благ и процветания нома. Т.е. с появление касты жрецов заупокойного культа в жизни жрецов местных богов существенным образом ничего не изменилось.


  И уже теологическое творчество жрецов заупокойного культа, вошедших в жреческие коллегии всех номов, стало консолидирующим фактором в деятельности жреческих коллегий по всему Египту, сконцентрировав их усилия на создании совершенно новой концепции загробного жизни и загробного мира. Это и способствовало преодолению до некоторой степени религиозно-номового сепаратизм, позволяя уже вести речь ни о множестве номовых религий, а о единой религии Древнего Египта, представления о которой базируются на единообразии заупокойного культа в Древнем Египте.
  Многие последующие поколения египетских жрецов, посвятивших себя теологическому творчеству при жреческих коллегиях в крупных и местных религиозных центрах Египта, также вносили свою лепту в мифотворчество своих предшественников, не только совершенствуя мифологию местных богов, но и перенимая наиболее перспективные наработки своих коллег по всему Египту, общими усилиями создавая мифологию загробного мира, впоследствии ставшую единой для Египта – мифология о боге Осирисе как о «смертном боге», ставшим по этой причине владыкой царства мертвых.


  Так что несмотря на прерогативу религиозного сепаратизма жрецов каждого из многочисленных номов в отстаивании культов местных богов, тем не менее этот сепаратизм почему-то не стал преградой для объединения усилий жреческих коллегий по всему Египту: с целью создания единой мифологии загробного мира. Объяснение этому «парадоксу» весьма банальное: именно единая мифология загробного мира, общими усилиями жрецов заупокойного культа насаждавшая египтянам веру в вечную загробную жизнь, и заложила основы сверхприбыльного заупокойного бизнеса (индустрии услуг заупокойного бизнеса), процветавшего по крайней мере два их трех тысячелетий существования религии Древнего Египта. Поэтому и нет ничего удивительного в преодолении религиозного сепаратизма номов в делах веры, касавшихся напрямую процветания жреческого бизнеса в каждом из номов, и в целом заупокойного бизнеса религии Древнего Египта.


  Таким образом, изменение парадигмы религиозного мышления «египтян», связанное с отказом от КР, с одной стороны, существенным образом не затронуло внутреннего содержания проторелигии местного разлива в каждом из номов, не покушаясь на прерогативу религиозного сепаратизма их жрецов, а, с другой стороны, консолидировало усилия жрецов заупокойного культа разных номов на создание единой мифологии загробного мира и участи усопших в нем, что стало внутренним стержнем религиозной культуры Древнего Египта, оставившей свой след из глубины тысячелетии в виде памятников заупокойного культа. Именно усилиями служителей культов пришлых племен в каждом из номов и была создана совершенно новая для нильской долины каста жрецов – жрецов заупокойного культа!


*             *             *             *             *


  Подводя итоги, можно констатировать, что своему возникновению цивилизация Древнего Египта обязана усыханию климата в северной Африке, которое вынудило многочисленные племена, ранее равномерно распределенных по необъятным её территориям, мигрировать в долину Нила, значительно повысив плотность населения в ней, что и стимулировало стремительное развитие этой великой цивилизации в IV тысячелетии до н. э. Своему процветанию она была обязана природным условиям нильской долины, благоприятным для развития земледелия и скотоводства. И уже катастрофические последствия усыхания климата в северной Африке оказали решающее влияние на готовность значительной части жреческого сословия нильской долины отказаться от КР, что привело к изменению парадигмы религиозного мышления, носителями которой стали жрецы заупокойного культа, основавшие религию Древнего Египта.
  Процветание заупокойного бизнеса было обусловлено меркантилизмом касты жрецов заупокойного культа, который в полной мере представлен в результатах мифотворчества жреческих коллегий крупных религиозных центров Древнего Египта о вечной загробной жизни последователей своей религии. Плоды этого меркантильного мифотворчества заложили основу величайшей в истории человечества индустрии услуг заупокойного бизнеса, о чем и пойдет речь далее.