Меркантилизм концепции загробного мира религии Древнего Египта


  Картина загробного мира в парадигме религиозного мышления, основанной на признание концепции реинкарнации (КР), достаточно бесхитростна, давая лишь представления о нем, как о месте временного пребывания души усопшего в ожидании следующего перерождения.
  Такое восприятие загробного мира, естественно, не создавало предпосылок для религиозного сознания приверженцев проторелигии доисторического Египта, чтобы углубляться в детализацию своих представлений о нем, за своей малозначительностью. Аналогичную тенденцию религиозного мышления можно наблюдать в религиях востока, признающих перерождение душ, и по этой причине особо не углубляющихся в неведомые человечеству дебри загробного периода существования душ, преимущественно, довольствуясь констатацией факта перерождения, сансары, как процесса многократного перерождения в контексте понятия «колеса сансары».


  В свою очередь, совершенно новая для человечества парадигма религиозного мышления, характерная для религии Древнего Египта, подразумевала создание и совершенно новой концепции загробного мира, актуального во всех своих подробностях для египтян, поскольку им предстояло после смерти провести в нем ни много ни мало, а «целую» вечность!
  Вот на этой ниве созидания верований египтян о вечной жизни в загробном мире, теологи от касты жрецов заупокойного культа и дали волю своему природному меркантилизму в заботах отнюдь не о загробном, а о земное благоденствие жреческого сословия каждого из номов. Этот теологический меркантилизм выражался, главным образом, в навязывании египтянам убеждений об исключительной значимости жрецов заупокойного культа в деле обеспечения благостных перспектив их вечной загробной жизни.


  Приверженцы проторелигии в своих представлениях о загробном мире руководствовались примером цикличности сменяемых друг друга и сопоставимых по продолжительности периодов «жизни и смерти» обожествляемого египтянами солнца (бог Атум-Ра), которое неизменно возрождалось к жизни нового дня, таким образом совершенно беспрепятственно преодолевая неведомый египтянам потусторонний (загробный) мир, погружаясь в него в вечерних сумерках. Поэтому и этот пример возрождения к жизни солнца (бог Атум-Ра) не предполагал излишней заинтересованности жрецов проторелигии в детализации своих представлений о загробном мире.

«Ра был в Гелиополе демиургом, главой великой девятки (эннеады) богов. Имена этих богов, как и самого Ра, постоянно упоминаются в «Текстах пирамид».
Следует подчеркнуть огромное влияние гелиопольских религиозных воззрений на богословское мышление во всех других религиозных центрах древнего Египта». (1)


  Учитывая мнение египтологов о значимости Гелиополя, мифотворчество теологов касты жрецов заупокойного культа, обосновавших совершенно новую для человечества концепцию загробного мира, правильнее будет рассмотреть на примере результатов мифотворчества жреческой коллегии Гелиополя, который был не только крупнейшим религиозным центром Древнего Египта, но и наиболее древним.

«Насколько можно судить по данным, которыми располагает наука, Гелиополь был древнейшим и вместе с тем крупнейшим религиозным центром древнего Египта.
Следы концепции гелиопольского жречества обнаружены во множестве текстов, и в первую очередь в «Текстах пирамид», древнейшем сборнике магическо-религиозных формул». (1)


  Несмотря на авторитет религиозного центра Гелиополя с древнейших времен, тем не менее фараоны I династии основали в качестве своей резиденции Мемфис всего в 33км от него:

«В эпоху Древнего царства Мемфис был резиденцией фараонов и на протяжении всей истории Египта оставался одним из самых крупных городов и влиятельным центром религиозной мысли.
То, что Мемфис был основан во времена I династии, подтверждается раскопками Фл. Питри, В. Эмери и др. Таким образом, Мемфис значительно более молодой город, чем древний Гелиополь. Расстояние по прямой между этими двумя центрами около 33 км». (1)


  Почему же Мемфис, а не более древний Гелиополь стал резиденцией фараонов, учитывая небольшое расстояние, разделявшее эти города?


  По всей видимости, что впоследствии найдет своё подтверждение, ко временам объединения Египта на рубеже IV и III тысячелетия до н. э. цари Нижнего Египта сохраняли свою приверженность к проторелигии доисторического Египта, поэтому в религиозном центре Гелиополе, который являлся их резиденцией, сторонники проторелигии составляли большинство, что в полной мере относилось и к жителям Гелиополя.
  В Верхнем же Египте религиозная пропаганда жреческого сословия, заложившего основы заупокойного бизнеса задолго до объединения Египта, была более успешной, подчинив своему влиянию династию царей. Поэтому после потери независимости царства Нижнего Египта кто-то из первых фараонов I династии (основание Мемфиса приписывается Менесу) и выбрал местом для своей резиденции в Нижнем Египте не Гелиополь, с его многовековыми религиозными традициями проторелигии, а Мемфис.

  Так что Мемфис был специально построен в качестве резиденции фараонов в отдалении от Гелиополя, чтобы избежать «тлетворного» влияния духовных ценностей проторелигии, доминировавших в то время среди жителей Гелиополя, на меркантилизм, положенный в основу заупокойного бизнеса религии Древнего Египта, которая изначально приобрела статус лишь элитарной религии фараонов и их окружения.


  Результатом победы царей Верхнего Египта стала крупномасштабная реформа религии фараонов объединенного Египта, связанная с переходом от проторелигии доисторического Египта, признававшей реинкарнацию, к религии Древнего Египта, отказавшейся от концепции реинкарнации (КР).
  Это предположение находит уже не косвенное, а прямое подтверждение в появлении первых попыток мумификации в Древнем Египте, соотносимых по времени как раз с I династией, а мумификация и стала визитной карточкой религии дельцов заупокойного бизнеса:

«попытки мумификации имели место уже во времена I династии (3050–2890 гг. до н. э.), а при II династии (2890–2685 гг. до н. э.) существовал несовершенный способ мумификации». (1)


  Прежде чем перейти к рассмотрению гелиопольской концепции загробного мира, необходимо дополнительно обосновать приведенное выше предположение о приверженности жреческой коллегии Гелиополя во времена войн за объединение Египта к проторелигии доисторического Египта, что и мотивировало фараонов первой династии, как выходцев из Верхнего Египта, основать Мемфис в качестве своей резиденции в Нижнем Египте в отдалении от Гелиополя.