Концепция загробного мира религиозного центра Гелиополя


  Той части жреческого сословия Гелиополя, которая отказалась от концепции реинкарнации ещё задолго до объединения Египта, основав таким образом касту жрецов заупокойного культа (пятая колонна), пришлось создать для своих последователей принципиально новую концепцию загробного мира, опираясь на мифологию гелиопольских богов проторелигии, главой которых был Атум. Им не составило труда модернизировать мифологию исконного солнечного бога Гелиополя, Атум, в мифологию уже нового солнечного бога Ра так, чтобы акцентировать религиозное сознание своих последователей на превратностях путешествия Ра по потустороннему (загробному) миру, что не имело особого значения в контексте проторелигии.
  Следовательно, результаты этого мифотворчества лишь дополнили мифологию исконного гелиопольского солнечного бога Атум проторелигии своими представлениями о превратностях путешествия уже бога Атум-Ра по загробному миру. Для обоснования чего в теогонию (мифология о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы) Атума была привнесена идея борьбы в загробном мире уже новой его ипостаси в образе солнечного бога Ра с многочисленными врагами. Это и позволило заселить загробный мира в религии Древнего Египта мифологическими чудовищами и «злобными существами»:

«Из недр первобытного океана Нуна, извечного водного хаоса, появился и демиург – в виде солнца и света. Демиург возникал сам собой и создавал других богов и весь мир. Демиурги в разных центрах различны. В Гелиополе, Мемфисе, Фивах – это Ра, Пта, Амон.
Итак, Ра создал мир как свет, противостоящий тьме. Но созданный из хаоса мир не является чем–то завершенным и стабильным. Из века в век, изо дня в день он ведет непрекращающуюся ожесточенную борьбу за свое существование, против хаоса, водной стихии, мрака и существ, их воплощающих.
Идея этой борьбы пронизывает космогонические представления, начиная с «Текстов пирамид» и кончая очень поздними текстами (как, например, папирус Бремнер-Ринд).


Согласно мифу, изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра в течение дня плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам Египта, в которых, по представлению египтян, находился подземный мир. Дневной путь Ра по небу окончен. Бог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. На этой ладье в окружении свиты он погружается в подземный мир. Здесь, в царстве мрака, происходят ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых Ра и его свита неизменно выходят победителями. Проплыв по подземному миру и одолев всех врагов, Ра снова переходит на дневную ладью и появляется в полном блеске на восточном небосклоне – суточный цикл повторяется.
Наиболее яркий представитель сил зла – великий змей Апопи – извечный враг бога Ра. Постепенно Апопи становится в египетской религиозной литературе как бы собирательным образом врагов солнца. Это он является постоянным объектом заклятий солярных гимнов и магических ритуалов.» (1)


  Таким образом, отказ от концепции реинкарнации позволил жрецам заупокойного культа навязать своим последователям идею борьбы нового солнечного бога Ра в загробном мире с его мифологическими врагами, раскрывая перед египтянами «детальную» картину потустороннего (загробного) мира, населенного злобными существами и чудовищами, собирательным образом которых стал великий змей Апопи.
  Именно эти превратности загробного мира и стали представлять опасность для усопших во время их странствий по загробному миру, что стало актуально для представителей разных слоев египетского общества лишь после завершения эпохи Древнего царства, и последовавшей за этим так называемой «демократизацией» заупокойного культа.


  Во времена же войн за объединение Верхнего и Нижнего Египта и вплоть до краха Древнего царства религия дельцов заупокойного культа «обкатывала» свой бизнес, исключительно, на власть предержащих, воинственных номархах Тиниса, боровшихся за власть в Верхнем и Нижнем Египте, а затем и на фараонах, что и сделало элитарной религию Древнего Египта на этом этапе её распространения в египетском обществе.
  Войны всегда истощают казну воюющих сторон, поэтому лишь после объединения Египта в стане установился мир, и как его следствие – финансовые ресурсы фараонов позволили дельцам заупокойного бизнеса в полной мере проявить свою трогательную заботу о счастливейшей загробной жизни фараонов. Эта тенденция и прослеживается в религии Древнего Египта эпохи Раннего (3000 – 2778гг до н. э.) и особенно Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.), подчеркивая её элитарность.


Обожествление фараонов в религии дельцов заупокойного бизнеса


  Привнесение жреческой коллегией Гелиополя в теогонию проторелигии идеи борьбы бога Ра в загробном мире происходило на фоне ни менее важной инициативы жрецов религии Древнего Египта, связанной с обожествлением фараона:

«В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра.
Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра – первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор.
Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами». (1)


  Таким образом, каста жрецов заупокойного культа на первом этапе продвижения своей религии в египетском обществе сделала ставку, исключительно, на власть предержащих, номархах и фараонах, чтобы заручиться их поддержкой при последующей экспансии своей религии в египетском обществе. Поэтому и не приходится удивляться тому, что лишь умершие фараоны в Древнем царстве имели свое «ба»:

«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона».

 

  Следовательно, первыми жертвами религии дельцов заупокойного бизнеса, которым внушался страх перед многочисленными опасностями загробного мира, в надежде на «счастливую вечную загробную жизни в обществе богов», стали цари Верхнего Египта, а затем и фараоны. Это было обусловлено тем, что обожествление царя (фараона) уподобляло его в некоторой степени богу Ра, следовательно, и фараона после смерти ожидали те же превратности его странствий по загробному миру, что и бога Ра. И поскольку обожествление фараона не наделяло его могуществом бога Ра в полной мере, чтобы (после смерти) самостоятельно противостоять превратностям загробного мира, вот здесь на помощь умершему фараону и приходили дельцы заупокойного бизнеса, взявшие на вооружение Всесильную магию:

«Однако близость к богам (фараона) ни в коей мере не умаляла страх за него, ибо странствования в потустороннем мире, населенном не только богами, но и разными злобными существами, могли оказаться чреватыми грозными опасностями для царственного покойника. Особую опасность представляли собой многочисленные змеи, и «Тексты пирамид» изобилуют магическими заклинаниями для ограждения от них умершего царя». (1)


  Вооружившись Всесильной магией, жрецы заупокойного культа не только вселяли фараонам надежду на их счастливую вечной загробной жизни в обществе богов, но и гарантировали им безопасность во время странствий по загробному миру.
  Так что благодаря своему неуёмному тщеславию, подпитываемому мифотворчеством жрецов этой религии, фараоны и оказались у них в заложниках, претендуя после смерти на наилучшие условия вечной загробной жизни в обществе богов, что могла гарантировать им лишь Всесильная магия жрецов заупокойного культа. Это и сделало фараонов крайне зависимыми от них, в чем, собственно, и заключалась задача мифотворчества основателей религии Древнего Египта о загробном мире.


*             *             *             *             *


  По всей видимости, во времена правления фараонов Первой династии была завершена разработка в Гелиополе концепции загробного мира (и вечной жизни фараонов в нем), что и позволило дельцам заупокойного бизнеса приступить к освоению лишь азов технологии мумификации тел усопших, впоследствии ставшей «визитной карточкой» и одной из важнейших услуг заупокойного бизнеса:

«Самый авторитетный специалист по египетским мумиям, английский медик Элиот Смит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии (3050–2890 гг. до н. э.), а при II династии (2890–2685 гг. до н. э.) существовал несовершенный способ мумификации». (1)


  Уже после краха Древнего царства и последовавшей затем так называемой «демократизацией» заупокойного культа, странствовать по загробному миру были вынуждены все последователи религии Древнего Египта, к числу которых в Древнем царстве принадлежали кроме фараонов и номархов лишь представители сановной знати и высшего общества как в столице, так и в номах. Лишь они могли себе позволить оплатить услуги Всесильной магии, в надежде на благостные перспективы вечной загробной жизни в раю, «сехет иару».
  Что касалось простых египтян, то в Древнем царстве в контексте элитарной религии фараонов «их потустороннее существование комфорта не предполагало». Возможно, это было связано и с тем, что они придерживались традиций проторелигии, относясь скептически, а то и с презрением, к лживым посулам дельцов заупокойного бизнеса о важности своих дорогостоящих услугах для достижения счастливой вечной загробной жизни, чему позже мы найдем подтверждение.