Тайны религии Древнего Египта. Часть III


Причины упадка религии Древнего Египта и её замещения Христианством


  Древнеегипетская цивилизация просуществовала дольше любой другой цивилизации, насчитывая более трех тысячелетий непрерывной культурной традиции ещё ко временам становления религии христиан в первые века новой эры. Каким-то «чудом» новомодной в первые века н. э. религии христиан удалось за несколько веков искоренить тысячелетние традиции религии Древнего Египта.
  Одно дело, когда христианские миссионеры в средние века обращали в Христианство языческие народы Европы, «условно», варваров, вполне очевидно, не дороживших культурно-религиозным наследием своих предков, и совсем другое дело, когда религия христиан вытеснила собой не только религиозные традиции древних римлян, но и ещё более древнюю религию Египта.
  В чем кроются истоки этого «чуда»?


  Константин I оказал протекцию религии христиан, приняв личное участие в её «модернизации», что позволило ему объединить в своем лице высшую светскую и церковную власть в их устремлениях к идеалам абсолютизма Бога христиан. Однако это никак не объясняет причину добровольного, в большинстве своем, принятия населением Римской империи религии христиан, что относится и к населению Египта, входившему тогда в состав Римской империи.
  Для императоров и пр. монархов стран Европы выгода от навязывания своим подданным религии рабов, каковой по факту является Христианство, была вполне очевидной, укрепляя основы авторитаризма их власти. Поэтому вполне понятна прагматика подобной мотивации авторитарных правителей Европы. Однако гораздо интересней выяснить причины добровольного отказа последователей религии Древнего Египта от религиозно-культурных её традиций, уходивших корнями в глубь трех тысячелетий, и неутраченных даже под влиянием греко-македонских завоевателей, начиная с последней треть IV в. до н.э.


  Как свидетельствуют результаты теологического «волюнтаризма» фараона XVIII династии, Аменхотепа IV (Эхнатона), осуществившего реформу «государственной» религии (религии фараонов) под знаменем радикальной нетерпимости к традиционным богам религии Древнего Египта, эта его попытка завершилась полным крахом, и после его смерти жречество религии Древнего Египта восстановило в полной мере своё влияние на фараонов, вернув своей религии статус религии фараонов. Следовательно, силовой сценарий навязывания подданным религиозной реформы, перечеркивающей «традиции веры предков», далеко не всегда может увенчаться долгосрочным успехом, как это имело место в Европе. Поэтому было бы интересно выяснить причины, побудившие жрецов религии Древнего Египта отказаться от своей религии, предпочтя ей религию христиан, что касается и аналогичной мотивации последователей этой религии, коптов.


  Чем религия христиан стала столь притягательной как для коренного населения Египта, так и для жрецов религии Древнего Египта?


  Во времена Раннего и Древнего царств религия Древнего Египта была элитарной, а после «демократизации» заупокойного культа, начиная с Первого переходного периода, она попыталась навязать услуги своего заупокойного бизнеса широким слоям египетского общества. Тем не менее скептическое отношение египтян из разных слоев общества к религии дельцов заупокойного бизнеса было весьма существенным, о чем свидетельствует «Сказка о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса». Её смысл как раз и заключался в разоблачении лживой пропаганды значимости магических услуг дельцов заупокойного бизнеса, которая (пропаганда) веками создавала в египетском обществе иллюзию связи финансовых возможностей египтян с их надеждами на вечную загробную жизнь в раю царства мертвых Осириса, «сехет иару». Именно это иллюзорное восприятие доли богача в Аменти (царство мертвых Осириса) и демонстрирует отец Са-Осириса, Сатни-Хемуас, лелея надежды после своей смерти разделить долю богача в Аменти, что и является отправной точкой повествования сказки:

«Сказал тогда Сатни-Хемуас: «Да сделает Осирис, владыка Аменти, так, чтобы мне воздали в Аменти, как воздадут тому богачу, которого погребают с громкими причитаниями, и да минует меня доля того бедняка, которого несут в город мертвых без всяких почестей и церемоний!»»


  Откровенная аморальность религии дельцов заупокойного бизнеса, выраженная в торговле свитками заупокойных текстов «Книги мертвых», якобы «гарантировавшими» состоятельным египтянам место в раю, уже к концу I тысячелетия до н. э. могла окончательно её дискредитировать в глазах значительной части египетского общества. Подобным же образом дискредитировала себя и Римско-католическая церковь торговлей индульгенциями в XVI веке, что обесценило её вероучение в глазах значительной части католиков Европы, приведя к очередному расколу в Христианстве с возникновением Протестантизма.


  Написание заупокойных текстов «Книги мертвых» на свитках папирусе было поставлено на поток в «домах жизни» во времена Нового царства, что привело к снижению качества работы писцов, свидетельствуя этим, в частности, об их скептическом отношении к религии своих работодателей, которые, по всей видимости, экономили ещё и на писцах, привлекая к этой работе египтян с минимальным уровнем квалификации:

«Необходимо подчеркнуть, что перевод «Книги мертвых» – очень трудное дело, а порой и совершенно невозможное из-за состояния самого текста, содержащего огромное количество ошибок». (1)

 

  Упадку в египетском обществе религии Древнего Египта способствовало присутствие в её концепции загробного суда двух вполне самодостаточных для вынесения вердикта суда процедур судопроизводства (1 – психостасия; 2 – произнесение «негативной исповеди»), так или иначе вселяя сомнения даже среди состоятельных представителей египетского общества во Всесильную магию дельцов заупокойного бизнеса, примером чему также служит главный герой сказки и отец Са-Осириса, Сатни-Хемуасе, являвшийся ни много ни мало, а верховным жрецом бога Пта в Мемфисе и сыном Рамсеса II (XIX династия).
  Таким образом, нравственные ценности проторелигии (доисторического Египта), воплощенные в психостасии, уже к концу I тысячелетия стали приоритетными даже среди верховных жрецов многочисленных богов религии Древнего Египта, подрывая основы бизнеса дельцов заупокойного культа.


  И если «во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса», как, именно, единого бога жрецов заупокойного культа, то «по окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (1) 
Это свидетельствует о падение интереса, прежде всего, потенциальных клиентов заупокойного бизнеса (состоятельных египтян) к религии Осириса, уменьшая число её адептов уже к концу эпохи Нового царства, которые и совершали паломничество в центр культа Осириса в Абидосе.

  Единственным средством для поддержания в египетском обществе «престижа» религии дельцов заупокойного бизнеса оставалась лишь её пропаганда в «СМИ», в качестве которых тогда выступали её многочисленные храмы, жрецы заупокойного культа в которых увещевали египтян: «заблаговременно проявлять заботу о благостных перспективах своей вечной загробной жизни» (по всей видимости, призывая делать сбережения на приобретение к концу жизни заупокойных текстов «Книги мертвых»). Впрочем, религиозный бизнес, основанный на отказе от концепции реинкарнации, и в последующие тысячелетия все также следовал примеру подобной пропаганды египетских дельцов заупокойного бизнеса.


  Экспансия религии христиан в IV–V веках н. э. на территории Египта привела к окончательному упадку религии Древнего Египта, вплоть до полного её замещения коптским Христианством в последующие два века. В значительной мере это происходило в результате насильственного искоренения язычества, касавшегося не только разрушения языческих храмов (а), но и жестоких расправ с представителями интеллектуальной элиты язычников (б):

а) «В 381 г., при Феодосии, в Константинополе был созван Второй вселенский собор, объявивший христианство в его никейской форме государственной религией всей Римской империи, и началось повсеместное искоренение остатков язычества. В 385 (391) г. н.э. в Александрии был разгромлен храм Сераписа и сожжена часть александрийской библиотеки.
Последним оплотом язычества (культ Исиды) был храм на острове Филэ, куда стекались толпы паломников, нобатеев из Нубии. В середине VI века н.э., во время правления императора Юстиниана (483–565), храм был ликвидирован, а идолы богов доставлены в Константинополь». (1)


  О том, что собой представлял храм Сераписа в Александрии можно судить по восторженным впечатлениям о нем, присутствующим в географическом трактате IV века новой эры неизвестного автора, описавшего свои впечатления о храме незадолго до его варварского уничтожения:

«Боги в этом городе окружены необыкновенным почетом, и там есть храм Сераписа, единственные в своем роде и в целом мире неповторимое зрелище. Нигде на земле не сыщется храма, подобного этому красотой постройки или пышностью ритуала — повсюду, кажется, ему принадлежит первое место». (Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)) (6)


б) «К началу V века язычники оказались в явном меньшинстве и часто становились жертвами жестоких преследований. Самый ужасный случай произошел в Александрии в 415 году.

Одним из преподавателей на кафедре философии в Александрийской школе была женщина, Гипатия (Ипатия). Среди ее учеников значились передовые интеллектуалы того времени как христиане, так и язычники. Сама Гипатия не обратилась в христианство. Это, а также ее нежелание быть на вторых ролях, что считалось более подобающим женщине, вызвало неприязнь к ней некоторых представителей Александрийской церкви.

Однажды, когда она ехала по улицам города, группа христиан напала на нее: Гипатию стащили с носилок, отволокли в церковь, раздели донага и избили до смерти на алтаре. Это был единичный случай, и большинство христиан, так же как и язычники, ужаснулись произошедшему, но он дает представление о том, как проходил процесс христианизации, и объясняет горькие интонации в рассказе Зосимы (византийского историка V века) и его жалобы на то, что просвещенные и добродетельные философы подвергались гонениям за свою веру». (Византия. История исчезнувшей империи. Д. Харрис. 2017) = (7)


  Так что западная цивилизация обязана Христианству утратой многих архитектурных памятников культурно-религиозного наследия величайших цивилизаций античного мира и Древнего Египта (и не только).

  В VII веке н.э. уже ислам стал вытеснять христианство в Египте.


  Истоки непримиримого отношения Христианства к религиям язычников таятся, как это ни странно, в завуалированном ещё со времен Среднего царства антагонизме между двумя кастами жрецов религии Древнего Египта, о чем и пойдет речь далее.