Причины лоббирования в раннем Христианстве концепции реинкарнации


  В первые века новой эры на смену религии Древнего Египта пришла религия христиан, которая унаследовала от жрецов заупокойного культа, в частности, парадигму религиозного мышления, основанную на отказе от концепции реинкарнации, что и предопределило надежды христиан на вечную загробную жизнь в Царствии Небесном. Это свидетельствует о решающей роли верховных жрецов заупокойного культа религии Древнего Египта в формировании догматики раннего Христианства.
  Тем не менее первые три века от Р. Х. в Александрии предпринимались активные попытки лоббирования в религии ранних христиан концепции реинкарнации, в частности, в виде учения «о предсуществовании душ» знаменитого учителя Церкви III века Оригена (185—254 гг.). Это свидетельствует о сильном влиянии сторонников этой концепции на общественное сознание жителей Александрии, чему способствовали:

– с одной стороны, атмосфера терпимости ко всевозможным философским, эзотерическим и религиозным учениям в Александрии, что привлекало туда прогрессивных мыслителей из античного мира и ближнего востока;
– с другой стороны, популяризация нравственных ценностей проторелигии и интереса к ней среди египтян в I тысячелетии до н. э., как закономерный результат упадка в египетском обществе религии дельцов заупокойного бизнеса.


  Этому же способствовал и высокий уровень интеллектуального развития египтян, о чем свидетельствует оставшийся в безвестности автор географического трактата IV века н. э., в разделе «сведения о Египте и Александрии»:

«Во всяком случае, Египет преимущественно перед другими странами богат мужами, сведущими в науках. Ведь в его главном городе Александрии ты найдешь философов любого племени и любой школы. Когда между египтянами и греками возник спор о первенстве, египтяне признанные более глубокими и совершенными в мудрости, победили, и первенство было присуждено им.
И действительно, невозможно найти ни в одной области знания сведущего человека — не египтянина родом. Поэтому Египет всегда привлекал философов и мужей науки, которые отличались исключительной мудростью. Ведь они чужды какого бы то ни было шарлатанства; каждый из них доподлинно знает то, о чем говорит, и поэтому никто не берется за все, но каждый исполняет свое дело, украшая его ученостью». (Анонимный географический трактат IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)) (6)


  Геродот в V веке до н. э. утверждал о приоритете египтян в создании учения о душе и её переселении (вполне очевидно – в контексте проторелигии доисторического Египта), что по его заверениям было позаимствовано древними греками, сохранившими приверженность к концепции реинкарнации к началу новой эры.

  Так что лоббирование в религии ранних христиан концепции перерождения души осуществлялось при активном участии прежде всего египетских сторонников реинкарнации в контексте проторелигии доисторического Египта.


  Что касается Оригена, то он был египтянином и при этом отнюдь не сторонником ни религии Древнего Египта, ни проторелигии, а убежденным приверженцем религии Христа, унаследовав эти качества от своих родителей. За принадлежность к религии христиан семья Оригена, когда ему было 17 лет, лишилась имущества после казни главы семейства, Леонида, принявшего смерть за свою веру.
  Впоследствии, Ориген целиком посвятил свою жизнь христианской теологии, оставив современникам и потомкам в наследие колоссальное количество литературных трудов (6000 по данным Св. Епифания), посвященных в большинстве своем Библии.


  Несмотря на свою искреннюю приверженность к религии ранних христиан и на глубину погруженности в изучение Св. Писания, чем он и прославился в истории Христианства в качестве «знаменитого учителя Церкви III века», Ориген оставался, как это ни странно, сторонником концепции реинкарнации в своей авторской её трактовке в виде учения «о предсуществовании душ».
  Его учение отличалось от взглядов на перевоплощение душ греческих мыслителей (Пифагор, Платон, Плотин и др.), которые привнесли в обобщенные представления о реинкарнации, позаимствованные ими у древних египтян (по заверениям Геродота), свою авторскую трактовку, конкретизирующую взаимосвязь нравственной ответственности человека, совершившего при жизни те или иные греховные деяния, с последствиями для его последующего перерождения. В качестве примера субъективизма древних греков в их авторской трактовке участи грешных душ в процессе перевоплощения, уместно привести цитату императора Юстиниана из его послания Вселенскому Собору 553 года:

«Итак, Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, как я сказал, единодушно признавая души бессмертными, говорили, что они существуют прежде тел и что есть отдельный мир душ, что падшие из них посылаются в тела, и при том так, что души ленивых в ослов, души грабителей в волков, души хитрецов в лисиц, души сластолюбцев в коней».


  Подобное утрирование древними греками конкретики взаимосвязи отдельных грехов с их последствиями для следующего воплощения было весьма оправдано для своего времени в этическом плане, что воспринималось современниками как нечто, не противоречащее здравому смыслу.


  Фундаментальная часть учения, позаимствованная древними греками в египтян, формулировала концепцию эволюционного развития души от простого к сложному, посредством последовательного её воплощения в более сложные формы земной жизни, где венцом творения был человек:

«Пройдя через [тела] всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины, как в древнее время, так и недавно». (Геродот. История II, 123)


  Учение же Оригена «о предсуществовании душ», формально, представляло собой фрагментарную часть фундаментального учения об эволюционном развитии души в разных формах земной жизни, ограничиваясь лишь эволюционным развитием души в человеческих «формах» жизни, к которым он причисляет ангелов и пр. человекоподобных обитателей высших и низших сфер мироздания, вполне естественно, в контексте христианского мифотворчества. Согласно его учению:

«Души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни».


«Те разумные твари, которые согрешили и потому низверглись из своего изначального состояния в соответствии с мерой своей греховности, были в наказание облечены телами; когда они очищаются, они снова поднимаются в своё прежнее состояние, полностью избавляясь от зла и от тел. Затем во второй и в третий раз, или многократно они снова облекаются телами в наказание». (Ориген. «О началах», Кн. 2)


  Учение Оригена позволяет нам убедиться в том, что на зоре Христианства тексты Св. Писания, изучению которых он посвятил свою жизнь, не отрицали принципиальной возможности, в частности, «предсуществования душ». Лишь впоследствии это было подвергнуто остракизму более поздними идеологами Христианства, в результате чего Церковь и обрушила анафемы на учения Оригена.
  Не исключено, что Ориген как египтянин находил концептуальное признание реинкарнации, которая пользовалась популярностью среди его современниками (в контексте проторелигии), вполне приемлемой для своего мистического мировосприятия. Поэтому с целью популяризации в египетском обществе религии христиан, как делу всей своей жизни, он и попытался привнести в христианскую догматику идею реинкарнации, адаптировав её для Христианства через призму христианской мифологии. И как следствие этого синтеза возникло его учение «о предсуществовании душ».


  Этим и объясняется популярность учителя Церкви III века, Оригена, в Александрии и за его пределами среди тех, кто был озабочен поиском истинной веры, прекрасно осознававших тогда на примере упадка в египетском обществе религии дельцов заупокойного бизнеса: всю ущербность отказа от концепции реинкарнации для Христианства. Вполне возможно, что именно этими мотивами руководствовался и сам пресвитер Ориген, когда пытался адаптировать концепцию реинкарнации в своей авторской трактовке для закрепления её в догматике религии христиан.
  Из искренних побуждений, свидетельствующих о чистоте его помыслов, он как мог пытался уберечь Христианство от судьбы религии дельцов заупокойного бизнеса, поскольку отказ от концепции реинкарнации, фактически, делал религию христиан потенциальным продолжателем традиций религии Древнего Египта по извлечению финансовой выгоды из манипуляции судьбами душ (состоятельных) египтян в царстве мертвых, благодаря торговле заупокойными текстами «Книги мертвых».

                                                                            Рис. Торговля индульгенциями.  Торговля индульгенциями

 

  Как известно, в конечном итоге это и произошло в Римско-католической церкви в XVI веке, где на смену торговли заупокойными текстами «Книги мертвых» пришла торговля индульгенциями.


  Так что отказ в Христианстве от концепции реинкарнации заложил основы церковного бизнеса, особый размах процветания которого в Римско-католической церкви был связан с торговлей индульгенциями в XVI веке. Т.е. на пике своего расцвета церковный бизнес в Римско-католической церкви стал тождественен заупокойному бизнесу религии Древнего Египта, торговавшему за три тысячелетия до этого свитками папируса с заупокойными текстами «Книги мертвых» в тех же целях.


  Верховные жрецы заупокойного культа, став идеологами религии ранних христиан, привнесли в Христианство, кроме перечисленных выше приоритетов своей религии Осириса, ещё и структуру концепции загробного суда, впоследствии значительно её усовершенствовав, о чем и пойдет речь далее.