Роль доктрины бессмертия человеческой души в истории египетской цивилизации
«Религия – это первое мировоззрение человека.
Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения». М.А. Коростовцев
Всеобъемлющее влияние представлений о божественной природе окружающего мира предопределило во времена ранних цивилизаций, в частности, характер деятельности жречества религиозных центров многочисленных номов долины Нила, становление которых происходило в условиях их изначальной самоизоляции с 45-40 столетия до н.э., когда и формировались самобытные номовые религии, обусловившие впоследствии религиозный сепаратизм номов.
Общей целью номарха и жречества религиозного центра его нома была насущная для них потребность сформировать из представителей разнородных племен (в том числе и племен, ранее мигрировавших с необъятных просторов Северной Африки в нильскую долину), проживавших на территории нома, единое сообщество его граждан, способных извлечь выгоды для своей жизнедеятельности из условий выживания в составе государственного образования, каковым и стал каждый ном в долине Нила. Этой цели, в первую очередь, служили законы светской власти номарха, силовыми методами навязывая жителям нома правовые нормы их жизнедеятельности, прививая им социальные навыки мирного сосуществования в едином сообществе во главе с номархом.
В свою очередь, деятельность жречества религиозных центров была сосредоточена на том, чтобы привить в религиозном сознании каждого жителя нома потребность соблюдения моральных и нравственных норм поведения в социальной среде своего нома, включая придание законам светской власти значимости религиозных табу, нарушение которых грозило не только преследованием судебной властью номарха, но и не оставаясь без последствий подлежало «карам небесным главного бога Нома» в том случае, если злоумышленнику удавалось избежать наказания светского суда.
Моральные и нравственные устои социума каждого из номов, как и подавляющее большинство законов светской власти номархов, были единообразны, т.е. универсальны для любого из номов, преследуя идентичную для них цель – создание условий для укрепления единства жителей нома во главе с номархом, что, потенциально, благоприятствовало и извлечению известной выгоды из этой стратегии взаимовыгодного их сотрудничества, лишь при условии соблюдения этических устоев социума своего нома.
«В свете науки любая этика, и египетская в том числе, является результатом объективного развития общества, рождается социальной необходимостью». (3)
Не существует иного «механизма», реализующего собой объективные закономерности цивилизационного пути развития общественной среды, уровня становления ещё независимых номов нильской долины, кроме доктрины бессмертия человеческой души, единственно способной привить в религиозном сознании древних египтянин этические нормы поведения в социуме, с целью их социализации в общественной жизни каждого из новом.
«Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (3)
Совместная деятельность номархов и жречества их религиозных центров достигла своих целей на завершающем этапе формирования социального уклада жизни номов ещё в условиях их самоизоляции, о чем свидетельствует религиозный сепаратизм каждого из номов, ограничивавший ареал безопасного пространства для жителей нома его территорией, пребывавшей под защитой не только воинства номарха, но и олицетворявшего власть номарха главного бога нома:
«В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага».
Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога. В данном случае мы имеем дело с откровенной пропагандой исконного местного религиозного сепаратизма». (3)
«На протяжении многовековой истории Египта облик номового сепаратизма изменялся, но номы всегда стремились сохранить свои специфические особенности. Наиболее рельефно отражались сепаратистские тенденции в системе местных религиозных культов». (3)
И поскольку приведенная ранее аргументация исчерпывающе доказывает несостоятельность тезиса апологетики религии Осириса о вере в вечную загробную жизнь как об исконной вере населения нильской долины, то закономерным следствием констатации этого факта становится признание в качестве исконной парадигмы религиозного мышления древних египтян – веру в бессмертие человеческой души в череде ей перевоплощений в подлунном мире, т.е. веру в переселение души. Подтверждением чему и служат свидетельства V век до н.э. «Отца истории», Геродота, и древнегреческих философов, посещавших Древний Египет как до, так и после него, – «о приоритете египтян в создании учений о бессмертии человеческой души…»
Эти свидетельства имеют дополнительное и ни менее весомое подтверждение исконной веры египтян в переселение души, выраженное в исключительном влиянии этой парадигмы религиозного мышления на формирование благочестивого образа египетского народа:
«Геродот и другие античные авторы подтверждают сложившееся у нас впечатление, называя египтян самым благочестивым из всех народов». Ян Ассман. (6)
О чем и пойдет речь далее.