Проторелигия долины Нила в истории развития египетской цивилизации
Исключительная ролью этой парадигмы религиозного мышления в истории становления ранних цивилизаций связана с тем, что для веры в переселение души период её потустороннего существования априори большого значения не имеет. Следствием чего и является присущая последователям этой парадигмы религиозного мышления ЗАБОТА об улучшении условий жизнедеятельности людей в подлунном мире(!), в чем и усматривается единая направленность деятельности религиозных центров всех номов долины Нила. Эта забота реализовывалась результатами совместной деятельности светской власти номарха и жречества религиозного центра нома, что было присуще всем номам нильской долины.
Речь идет о социализированном сообществе людей уровня интеграции жителей нома, представленного совокупность многих десятков племен, а, отнюдь, не о масштабе численности отдельного небольшого племени. Тем не менее и в масштабах одного племени его служитель культа единолично исполнял всю совокупность возложенных на него обязанностей, в прямом смысле проявляя заботу о всех аспектах жизнедеятельности племени: исцеляя хворых, взывая к богам об удаче в охоте и об избавлений от всяческих напастей, временами нарушавшими традиционный уклад жизни племени, и т.п. В то время как на вожде племени лежали обязанности по организации жизнедеятельности вверенных его власти соплеменников.
Квазифракталы
Стереотип целесообразности в организации управления людьми в масштабе численности одного племени, подразумевающий под собой взаимодействие вождя и служителя культа во благо всему племени, был универсален для проторелигии Египта. Нечто подобное можно наблюдать в большем масштабе – в организации управления населением нома, где все аспекты реализации власти вождя племени уподоблены деятельности административного аппарата главы светской власти нома, а функционал обязанностей служителя культа племени возложен на жречество религиозного центра нома. При этом совершенно не упразднялась роль входивших в состав нома вождей отдельных племен, посредством их включения тем или иным образом в состав администрации номарха, что в полной мере соответствует и роли служителей культа племен, вошедших в состав коллегии религиозного центра нома.
Нечто подобное наблюдается и при организации управления в ещё большем масштабе – объединение номов под властью царя Нижнего Египта с его столицей в Гелиополе, в которой столичный религиозный центр устанавливал приоритеты верховного бога династии царей Нижнего Египта, не ущемляя при этом достоинства главного бога каждого из номов, входивших в состав царства Нижнего Египта, что и предопределило правомерность номового религиозного сепаратизма. Нечто подобное было присуще и организации власти царей Верхнего Египта…, а впоследствии и организации управления единой державой Древнего Египта…
Этот стереотип организации управления, в частности, царством Нижнего Египта, подобный организации управления каждого из его многочисленных номов, во благо жизнедеятельности населения этих территорий, можно уподобить понятию о фракталах как о множестве, обладающим свойством самоподобия.
Для идеального абстрактного фрактала увеличение или уменьшение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех уровнях можно увидеть одинаково сложную картину. В то время как встречающимся в природе неидеальным фракталам (квазифракталам) «свойственна неполнота и неточность повторения структуры».
Рис 10. Фрактальная форма кочана капусты романеско.
Таким образом, стереотип взаимовыгодного сотрудничества ещё в масштабах отдельного племени его вождя и служителя культа, совместно действующих во благо всему племени, стал своеобразным элементом квазифрактала, который на каждом последующем этапе укрупнения сообщества племен вплоть до уровня образования ещё независимых номов, воспроизводил или дублировал себя в большем масштабе. Тоже самое происходило и уже на уровне интеграции номов в составе двух ещё независимых царствах Верхнего и Нижнего Египта, завершаясь самым крупным по размерам квазифракталом в масштабе организации управления единой державы Древнего Египта.
И более того, пример с организацией взаимодействия вождя и служителя культа отдельного племени не является самым малым элементом квазифрактала, поскольку и жизнедеятельность любого человека, пекущегося о своем благополучие, подразумевает под собой взаимодействие его внутренних ресурсов аналогичным образом: уповая не только на свою физическую силу, что уподобляется надеждам номарха на своё воинство, но и взывая о помощи Свыше, чем порой грешат даже самые отъявленные атеисты в критических для жизни и здоровья ситуациях, уподобляясь в этом отношении жречеству религиозного центра нома.
В самом же организме человека и животных также присутствуют примеры квазифракталов – система кровообращения и бронхи.
Закономерности становление многочисленных номов в долине Нила
Изначально, когда плотность населения долины Нила была относительно небольшой, условно, в начале VI тысячелетии до н.э., оно было представлено разрозненными племенами, внутренний уклад жизни которых был единообразен и основан на взаимовыгодном сотрудничество вождя и служителя культа племени, призванных совместными усилиями способствовать процветанию жизнедеятельности своего племени, что вполне очевидно.
В противном случае, племя могло «высказать вотум недоверия» вождю (или служителю культа) всеобщим голосованием – взбунтовавшись, переизбрание которого отмечалось дружными плясками и посиделками вокруг костра в процессе поедания поджаренных на нем частей тела «вышедшего в отставку» вождя племени.
Вот насколько было важно для вождя племени и служителя культа проявлять заботу о благополучии своих соплеменников, что и обуславливало их взаимовыгодное сотрудничество.
Так что демократическая процедура переизбрания нерадивого вождя племени существовала ещё в условиях неолита, сохраняя свою актуальность во все периоды истории человечества. Подобный стереотип восприятия обязанностей «вождя» присутствует в сообществе различных групп людей, объединенных едиными целями, что относится и к демократическим выборам, в частности, предводителя пиратов командой его судна, при необходимости имевшей возможность его низложить, выбрав и утвердив на его место наиболее авторитетного человека из своей среды. Вожак или вождь должен руководствоваться, прежде всего, проявлением заботы о благополучии вверенных его власти людей или народа, что, преимущественно, было прерогативой парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта – веры в переселение души.
По мере увеличения плотности населения в долине Нила, заселявшим её племенам (мигрировавшим с необъятных просторов Северной Африки в период усыхания климата) приходилось как-то приспосабливаться к совместному сосуществованию в стесненных условиях долины Нила, преодолевая периоды междоусобных распрей, в конечном итоге уступая силе заключать мирные соглашения, тем самым укрупняя территорию, находившуюся под контролем главы объединения племен.
Укрупнение территории, подвластных главе объединенных племен, позволяло осуществлять более масштабные проекты их экономического развития, реализация которых силами одного племени была бы непосильным бременем для него. Например, проведение масштабных работ по мелиорации сельскохозяйственных угодий по берегам Нила с целью сбора высоких урожаев, что в конечном итоге благоприятно отражалось на развития всех сфер социальной жизни такого крупного объединения племен.
По мере дальнейшего укрупнения территории, находящейся под его управлением, за счет поглощения территорий, освоенных соседними племенами или объединениями племен, происходила дальнейшая централизация власти при увеличении численности подконтрольного ей населения, что и предопределило образование номов в долине Нила как ещё независимых государственных образований, развивавшихся на определенном этапе своего становления в условиях самоизоляции.
Экспансия захвата каким-либо воинственным племенем или объединением племен смежных территорий предполагала поэтапный характер подобной деятельности, подразумевавший под собой насущную для завоевателя необходимость длительного перерыва перед следующей экспансией (это и предопределяло условия самоизоляции), дабы закрепить свою власть на завоеванных территориях не столько силой принуждения и насилия, сколько достижением ненасильственными методами лояльности населения вновь присоединенных территорий.
И уже в масштабах любого из развивавшихся обособленно номов, вожди племен и главы племенных сообществ, проявлявшие лояльность к власти номарха, тем или иным образом включались в состав светской администрации нома, позволяя совместными усилиями населения нома реализовывать более глобальные экономические и иные проекты, улучшавшие как условия жизнедеятельности населения нома, чему способствовало развитие разных ремесел, так и усилению его обороноспособности… В конечном итоге, преследуя цель единения жителей нома перед лицом любых угроз, исходивших из вне, включая потенциальную возможность продолжения экспансии по присоединению смежных территорий во благо населению своего нома, что позволяло реализовывать ещё более масштабные проекты экономического развития территории нома.
В свою очередь, на этапе формирования нома, объединяющего не один десяток племен, служители культа этих племен также кооперировали свои усилия, как и вошедшие в администрацию номарха вожди племен, и те и другие преследуя цели выживания в наиболее комфортных условиях для своего племени в составе единого государственного образования, нома, что и было предопределено единой для служителей культа племен парадигмой религиозного мышления.
Проторелигия долины Нила предопределяла объективный процесс становления социальной среды в каждом из номов, основу которого и составляли универсальные в своей массе этические устои общественной жизни, «извечно установленные богом-творцом окружающего мира, центром которого в представлениях жречества каждого нома и был их ном». Этим стереотипом религиозного мышления, общим для жречества всех номов, и был предопределен религиозный сепаратизм номов, сохранявший свою актуальность на всем протяжении существования Древнего Египта.
Единая для всех номовых религий парадигма религиозного мышления благоприятствовала такому крайне важному явлению в религиозной жизни её приверженцев как ВЕРОТЕРПИМОСТЬ! Этот фактор и способствовал мирному сосуществованию как многочисленных племен в составе нома, так и многочисленных номов в составе объединенного государства, образованию которого предшествовал длительный процесс объединения номов под властью царей Верхнего и Нижнего Египта.
В конечном итоге за несколько веков до завершения IV тысячелетия до н.э. сформировались два могущественных царства в долине Нила – царства Верхнего и Нижнего Египта, каждое из которых просуществовало в этом статусе несколько столетий. Столь длительный период обособленного существования двух царств – это далеко не вымысел, поскольку лишь подобное «предположение» может объяснить титул царя объединенного Египта как царя Верхнего и Нижнего Египта, подчеркивая былое могущество каждого царства в отдельности, о чем могла идти речь лишь при условии весьма длительной истории существования каждой из этих двух держав.
Рис 11. Символы царской власти.
Титул царя Верхнего и Нижнего Египта визуализировался посредством объединения символов власти – высокой белой короны царей Верхнего и красной короны царей Нижнего Египта.
Все перечисленные выше особенности проторелигии Египта обусловили единую направленность деятельности религиозных центров и светской власти по улучшению условий жизнедеятельности жителей своих номов, благодаря прогрессу в освоении экономических ресурсов территорий каждого из номов, чему стало залогом развитие прикладных наук в религиозных центрах каждого из номов.
И к моменту образования двух царств Верхнего и Нижнего Египта в каждом из них произошла консолидация научного потенциала многочисленных номов на уровне столичных религиозных центров каждого из двух царств. В свою очередь, консолидация научного потенциала этих двух царств произошла уже в столичном религиозном центре объединенного Египта, что тем не менее не препятствовало традиционному развитию прикладных наук, включая медицину, в каждом из номовых религиозных центрах.