Достижения египетской науки и медицины – достояние жречества проторелигии Египта


  Парадигма религиозного мышления проторелигии Египта предопределила единую направленность деятельности жречества номовых богов и, в целом, религиозных центров всех номов, на решение важных для жизнедеятельности египтян проблем, с которыми им приходилось сталкиваться в своей профессиональной и повседневной жизни – болезни, голод, холод, смертельные опасности и т.п., угрожавшие их здоровью и самой жизни, которая и является приоритетной в контексте веры и переселение души в подлунном мире!
  Столь значимая для становления ранних цивилизаций особенность парадигмы религиозного мышления (проторелигии долины Нила) стимулировала развитие в номовых религиозных центрах, в первую очередь, медицины и других прикладных наук, оказывавших свое благотворное влияние на перспективы улучшения условий жизнедеятельность и здоровья египтян как в текущей, так и в каждой их последующей реинкарнации (в подлунном мире).
  Этим целям в любой из номовых религии служила иерархия местных богов, каждый из которых «покровительствовал» какой-то своей сфере жизнедеятельности населения нома (возможно и не одной), пользуясь заслуженным их почитанием и подношениями ему в собственном храме, чему всемерно способствовала деятельность жрецов храма, также специализировавшихся в этой сфере «оказания услуг» жителям нома, не только посредством совершения тех или иных ритуальных действий, взывая о помощи своего бога, но и пытаясь решать сугубо прикладные задачи, «входившие в сферу Его компетенции».


  Присущая проторелигии долины Нила иерархия богов в каждой из номовых религий имела на редкость рациональную основу(!), отражая собой закономерности устройства общественной жизни нома, с её иерархией светской власти. Это было обусловлено тем весьма банальным обстоятельством, весьма далеким от своего осмысления апологетами религии Осириса, что процессы длительного по времени становления социальной среды нома с её иерархией светской власти номарха и богов его религиозного центра, происходили взаимно обуславливая друг друга, в своих истоках уподобляясь совместной деятельности вождя и служителя культа племени.


  В конечном итоге, олицетворением власти номарха стал главный бог нома (государства), благодаря деятельности его жрецов, усердно подтверждавших различными ритуалами легитимность верховной власти номарха, что порой было сопряжено ещё и с какими-либо смежными направлениями деятельности жрецов при храме главного бога. Например, «верховный жрец бога Пта в Мемфисе носил титул «великого начальника ремесленников» (3), а это подразумевало под собой соответствующую этому титулу специализацию деятельности жрецов при храме бога Пта, связанную с развитием прикладных наук, востребованных в многообразных сферах применения ремесленного мастерства: математика, геометрия, мера длин и весов, элементы архитектуры и много пр.
  В то время как, в частности, заботы о здоровье жителей нома находились в компетенции одного или нескольких номовых богов, например, «верховный жрец богини Бастет в Бубасте носил титул «великий врачеванием» (3). И вполне закономерно, что «клир» верховного жреца богини Бастет специализировался на развитии сферы разнообразных медицинских услуг по исцелению различных недугов населения своего нома.


  Так что развитие сферы медицинских услуг и, в целом, медицины как науки египетской цивилизации происходило ещё на этапе становления её многочисленных номах – за 10-15 столетий до объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., именно, в среде жречества богов проторелигии долины Нила, в приоритете для которых была забота о здоровье и продолжительности жизни своих современников в подлунном мире.

 


  Этот приоритет, касавшийся жрецов-врачевателей многочисленных номовых религиозных центров, дополнительно подразумевал под собой ещё и вполне закономерный процесс влияния прогресса в развитии медицины, как результата их деятельности в текущем воплощении, на перспективы вполне закономерного улучшения в отдаленном будущем качества и эффективности оказания медицинских услуг. Что касалось и участи самих жрецов-врачевателей, таким образом трудившихся во благо сохранения здоровья и жизни не только своих современников, совершенствуясь в своем ремесле, но и будущих поколений, в число которых они и сами могли войти в своей последующей реинкарнации.

  Поэтому этот аспект их деятельности на отдаленную перспективу прогресса в развитии медицины как науки, не пропадал для них даром в связи с тем, что в последующем своем воплощении они и сами могли воспользоваться плодами своих трудов минувшего воплощения в развитии медицины и как пациенты, что немаловажно было для их собственного здоровья и жизни, и в качестве жрецов-врачевателей, возобновляя в очередной реинкарнации профессиональную деятельности в своей сфере оказания медицинских услуг. Что и подразумевает под собой наследование приобретенных в текущем воплощении профессиональных навыков, в частности, в сфере медицины, из воплощения в воплощение постоянно совершенствуясь в своей профессиональной деятельности.

  Именно подобный процесс усовершенствования профессионализма жрецов-врачевателей в каждом из многочисленных воплощений, предопределяя собой их врожденную предрасположенность к этой сфере деятельности, и является причиной появления «талантливых самородков» в медицине, каковыми и были многочисленные их легендарные представители у разных народов. Упоминание о наиболее известных из них присутствует в книге В.В. Ребрика «Древнеегипетская магия и медицина», приведенные ниже цитаты из которой и свидетельствуют о высоком уровне развития египетской медицины как науки. Все они на протяжении многих реинкарнаций специализировались в сфере оказания медицинских услуг, совершенствуя свои навыки, что и является прерогативой души человека в контексте доктрины бессмертия человеческой души в череде её перевоплощений в подлунном мире.
  Свидетельство о врачебной практике жреца богини Сохмет эпохи Среднего царства:

«Другая надпись, эпохи Среднего царства, информирует нас о врачебной практике. Ее левая часть гласит: «Я был жрецом богини Сохмет, сильным и опытным в своей профессии, возлагающим руку на пациента и поэтому знающим его состояние, опытным в исследовании при помощи руки…» (9)


*            *            *            *            *


  Жречество богов проторелигии долины Нила было уподоблено в Христианстве язычникам, со всеми вытекающими для них последствиями в христианском мире, в связи с чем следует упомянуть ещё и о народных целителей, потомственных знахарях, оказывавших медицинскую помощь, утрированно, ближайшему своему окружению без каких-либо лицензий на медицинскую практику, и по весьма умеренным «расценкам». Эти потомственные знахари совершенно неслучайно имели врожденные способности понимать «язык природы» – хорошо разбираясь в лекарственных травах и снадобьях. Поэтому они и оказывались зачастую куда более квалифицированную помощь своим пациентам, в чем и составляли конкуренцию дипломированным лекарям средневековья и, условно, по XIX век, имевшим лицензию на врачебную практику, как и более высокие расценки на свои медицинские услуги.
  Относительно невысокий процент «талантливых целителей», прославивших себя в истории медицины, имеет столь же простое объяснение, связанное с доминировании консерватизма в этой области знаний, который превращает лекарей в посредственных ремесленников, зачастую без душевного трепета относящихся к своему ремеслу, что и характерно для большинства представителей этой благородной профессии. Они так и остаются ремесленниками из воплощения в воплощение, не меняя своего отношения к своему хорошо оплачиваемому «призванию», что и привлекает шарлатанов в эту сферу деятельности, наносящих больше вреда своим пациентам чем пользы. А последнее уже в большей степени характеризует «академическую» медицину средневековой Европы вплоть до XIX века. Меркантилизм препятствует вовлечению душевных качеств в процесс совершенствования профессиональных навыков, пресекая на корню их поступательное развитие в череде перевоплощений в подлунном мире.


*            *            *            *            *


  Таким образом, человечество обязано парадигме религиозного мышления проторелигии долины Нила развитием разнообразных наук, ориентированных как на прикладное их использование в целях улучшения условий жизнедеятельности населения нильской долины, так и на заботах о здоровье и продолжительности жизни египтян, о чем свидетельствуют высочайшие для своего времени достижения египетской цивилизации в развитии науки и медицины.

 


Медицина


  Об истории развития медицины как науки ещё в додинастическом Египте пишет В.В. Ребрик в книге «Древнеегипетская магия и медицина»:

«Происхождение и эволюция профессии целителя восходит еще к доисторическим временам, она появилась раньше, чем земледелие и приручение домашних животных (о чем свидетельствуют шаманы, целители разных народов и т.д.). Собранные на протяжении многих тысяч лет наблюдения и опыт привели в историческую эпоху к возникновению медицины как систематической дисциплины, как науки. Как и многие другие достижения человечества, это впервые случилось в долине Нила и достигло наивысшего в древнем мире (до греческой эпохи) уровня развития в Египте. В начале египетской династической истории медицина была уже полностью сформировавшейся наукой.
  С самого начала истории Египет имеет зрелую систему медицины, содержащую систематическую патологию, четко сформулированную фармакопею, довольно большие знания анатомии и физиологии, обширную медицинскую литературу, четко определенную программу обучения медицине и большое искусство в области хирургии и травматологии.
  Естественно, что наука, обладавшая таким высоким уровнем, не могла возникнуть в короткое время. От эпохи Гиппократа до современной медицины – 2400 лет, столько же – от Имхотепа до Гиппократа. Однако и Имхотепу (28 век до н.э.) предшествовало, вероятно, 1000-1500 лет развития медицины». (9)


*            *            *            *            *


  Кстати, эти же 10-15 столетий, предшествовавшие объединению двух царств – Верхнего и Нижнего Египта на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., столь же предположительно фигурируют в данном тесте в качестве продолжительного периода становления номов в долине Нила. Поэтому, как справедливо пишет М.А. Коростовцев: «Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта». В то время как «история египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», берет свое начало в качестве первого своего периода с времен Древнего царства, формально, отождествляясь апологетами религии Осириса от египтологии с историей религии Осириса, сообразно сопоставлению «трех первых периодов в истории египетской религии» (О.Р. Тіеlе) с заупокойными текстами трех книг: «Тестов пирамид», «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых», отождествлявших собой соответствующий им этапы истории заупокойного бизнеса религии Осириса.
  Так что первому периоду в истории религии Осириса предшествовали 10-15 столетий развития религиозных воззрений египтян, никоем образом не связанные с парадигмой религиозного мышления жрецов Осириса, чему египетская цивилизация и была обязана высочайшими для своего времени достижениями в развитии медицины и других прикладных наук.


*            *            *            *            *


  Продолжим.

«Имхотепа называют «первой фигурой врача, четко возникающей из глубин античности» (Вильям Солер). Скорее, его можно назвать первым известным нам универсальным гением. В качестве визиря фараона Джосера (28 в. до Р.Х.) он был государственным деятелем первого ранга; в качестве автора проекта и строителя первого в мире большого каменного сооружения, ступенчатой пирамиды Джосера в Сакаре, он был одаренным архитектором; как автор мудрых изречений и притч он имел авторитет мудреца; а в качестве одаренного врача он впоследствии был обожествлен, став богом врачевания.
… примерно через 100-150 лет после его смерти третий царь 4 династии Мен-кау-ра (Микерин) уже почитал его в качестве целителя, а затем он в течение более 3 тысячелетий почитался в качестве покровителя и бога врачевания в своей стране и за ее пределами, а с 6 в. до Р.Х. был отождествлен греками с богом медицины Асклепием.
Существование Имхотепа и его отношение к фараону Джосеру засвидетельствовано статуей Джосера, найденной около ступенчатой пирамиды в Сакаре в 1926 г., на котором написано имя Имхотепа. … В этой надписи Имхотеп назван «главой работ южной и северной страны, правителем столицы и визирем, главным ритуальным врачом Джосера, царя Верхнего и Нижнего Египта, сыном Канофера, главы работ южной и северной страны». (9)


  Достижения египетской цивилизации в развитии медицины оказали влияние на древнегреческих врачей, обучавшихся у египтян искусству врачевания:

«Папирус Эдвина Смита показывает, что хирургические, диагностические, прогностические и терапевтические знания египетских врачей середины 2 тыс. до Р.Х. были намного выше, чем знания греческих врачей тысячелетие спустя!
Не удивительно, что греческие врачи посещали Египет для обучения медицине.
Еще Гален, живший во 2 в., посетил храм Имхотепа в поисках медицинских знаний.
Прежде 6 в. до Р.Х. было построено несколько храмов, посвященных Имхотепу. Наиболее известный из них – храм Имхотепа в Мемфисе, который в античные время называли «Асклепейон». Он был так известен в качестве центра исцеления и медицинского знания, что там учились многие греческие врачи постгиппократовской эпохи, в том числе Гален, Феофраст и Диоскорид. Храм был расположен недалеко от другого знаменитого храма и центра целительства – Серапиума, посвященного богу Серапису, поэтому Имхотепа и Сераписа часто ассоциировали». (9)

 


Наука


  О столь же выдающихся результатах в развитии иных наук в египетской цивилизации свидетельствуют многочисленные античные источники, повествующие об аналогичных целях посещения древнегреческими философами храмовых комплексов, в частности, Гелиополя, а впоследствии и Александрии, ставшей центром притяжения мужей науки многих народов:

«Греки рассказывают, что Солон, Пифагор, Платон, Евдоксий жили здесь (в Гелиополе) по несколько лет, изучая египетскую науку и философию». (4)


  Древнегреческие философы по нескольку лет жили, в частности, в Гелиополе, постигая таинства египетской науки и философии, а впоследствии они и сами основали собственные школы философии, заложив основу для развитию европейской науки и философии. Это в полной мере относится к полулегендарному учёному и философу Фалесу Милетскому (VII-VI век до н.э.), основавшему Милетскую школу:

«Античная традиция причисляла Фалеса к «семи мудрецам». С их именами связывают рождение древнегреческой философии, а самого Фалеса называли её отцом».


  По свидетельству греко-римского античного историка, географа и философа, Страбона (ок. 64/63 г. до н. э. – ок. 23/24 г. н. э.), лично посетившего Гелиополь, Платон несколько лет жил в Гелиополе, приобщаясь к тайнам научных и философских познаний гелиопольских жрецов:

«Из античных авторов лишь географ Страбон (ок. 64/63 г. до н. э. – ок. 23/24 г. н. э.) лично посетил Гелиополь и оставил заметку о нем:
«В Гелиополе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились.
Однако в Гелиополе нам показывали дома жрецов и школы Платона и Евдокса; Евдокс прибыл туда вместе с Платоном, и они оба, по словам некоторых писателей, провели 13 лет с жрецами».
На основании этих слов можно сделать вывод, что во времена Страбона Гелиополь находился в состоянии полного упадка. Совершенно иную роль играл этот город ранее». (3)


  «Состояние полного упадка Гелиополя» к концу I тысячелетия до н.э., о котором пишет М.А. Коростовцев, вполне объяснимо и связано с переносом центра интеллектуальной жизни жрецов-философов, в частности, из Гелиополя в основанную в последней трети IV века до н.э. столицу Египта, Александрию.
  Свидетельство автора «Анонимного географического трактата IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)»:

«Во всяком случае, Египет преимущественно перед другими странами богат мужами, сведущими в науках. Ведь в его главном городе Александрии ты найдешь философов любого племени и любой школы. Когда между египтянами и греками возник спор о первенстве, египтяне признанные более глубокими и совершенными в мудрости, победили, и первенство было присуждено им.
И действительно, невозможно найти ни в одной области знания сведущего человека — не египтянина родом. Поэтому Египет всегда привлекал философов и мужей науки, которые отличались исключительной мудростью. Ведь они чужды какого бы то ни было шарлатанства; каждый из них доподлинно знает то, о чем говорит, и поэтому никто не берется за все, но каждый исполняет свое дело, украшая его ученостью».

 


  Таким образом, египетская цивилизация обязана выдающимися для своего времени достижениями в развитии науки и медицины именно жречеству многочисленных номовых и столичных богов проторелигии долины Нила(!), с присущей ей верой в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, которая и предопределила приоритеты их деятельности.
  Можно лишь с глубочайшим прискорбием по поводу печальной участи многих поколений населения Европы констатировать факт отождествления жречества богов проторелигии долины Нила в Христианстве с язычниками, последствия бескомпромиссной борьбы c которыми имели вполне закономерный результат – более десяти столетий религиозного мракобесия «Темного средневековья». Этому факту есть свое объяснение, о чем и пойдет речь далее.