Ашрамы Индии
Почему же К.Н. Рао акцентирует внимание на том, что родиной духовных практик является Азия?
«Более высокими и тонкими силами были духовные практики, которые все без исключения пришли из Азии». (4)
Отчасти, это связано с тем, что в отличие от демонстрации внешних признаков религиозности, сообразно её принадлежности к 9-му дому, духовные практики, преимущественно, имеют отношение к 12-му дому, дела которого не афишируются громогласно, с чем и связана приписываемая ему таинственность.
Одно дело, когда речь идет об религиях, отличающихся своей принадлежностью к 9-му дому с его «дарами», предназначенными для тех, кто демонстрирует внешние признаки религиозности (дхарма), т.е. своей принадлежности к той или иной религиозной общине, включая жречество этих религий. Подобная деятельность всегда демонстративна, как проявление внешних (Солнце, ян, внешний) признаков религиозности (Юпитер), чему и соответствует символический управитель (естественный сигнификатор) дел 9-го дома, представленный соединением Юпитера и Солнца.
И совсем другое дело, когда речь идет о закрытом от посторонних глаз образе жизни тех, кто интуитивно (12-й дом) следует по образу и подобию святых отшельников минувших веков, вне зависимости от внешних признаков своей принадлежности к то или иной религии, и в разных уголках обитаемой части планеты, включая поиски путей к просветлению сознания в индийской духовной традиции.
Так что деятельность «духовных искателей», выражаясь терминологией К.Н. Рао, наделена присущей 12-му дому «таинственностью», поскольку скрыта от посторонних глаз своей аскетичностью образа жизни, что и создает у К.Н. Рао «иллюзию» её отсутствия в западной цивилизации.
Эта «иллюзия» подпитывается преувеличенной значимостью для индийской духовной культуры «своеобразной традиции» обучения духовным практикам в многочисленных ашрамах Индии. Однако коллективные занятия духовными практиками под руководством духовных наставников (гуру), которые практикуются в ашрамах Индии, привлекая интерес к себе представителей западной цивилизации, имеют весьма отдаленное отношение к 12-му дому и к духовности, преимущественно относясь к тематике 11-го дома – социальная активность, выраженная в объединении единомышленников. Предлогом для этого может быть не только потребность в духовном совершенствовании посредством духовных практик, как в рассматриваемом случае, но и тысячи других стимулов для объединения людей по их интересам, что и характерно для 11-го дома.
Ашрам в переводе с санскрита – «место без страдания», где приставка «а» означает отрицание, «шрам» – страдание. Изначально под этим термином подразумевалось местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов (риши) вдали от людской суеты, стремившихся уединиться в потаенных уголках дикой природы, что в полной мере ассоциируется с 12-м домом.
Сейчас же под этим словом подразумевается специальная «религиозная коммуна», чему в астрологии и соответствует 11 дом – социальная активность людей, в частности, выраженная в их объединении на основе общности интересов к духовным практикам под руководством гуру («духовных наставников»).
Формально, в ашрамах Индии духовные наставники преподносят своим «послушникам» своеобразный ликбез, давая им базовые сведения о духовных практиках и духовности, и обучая элементарным навыкам духовных практик, развитие которых уже выходит за рамки обучающего процесса ашрамов.
Деятельность ашрамов призвана удовлетворить, преимущественно, интеллектуальный голод «послушников», проявивших искренний и деятельный интерес к духовной сфере бытия, посредством совершения поездки в ашрам, а также позволяет многим из них, благодаря своей посвященности в азы духовных практик, в какой-то мере решить свои внутренние проблемы и изменить отношение к жизни, что является неоспоримой пользой для общества в целом, что и ассоциируется с достоинствами 11-го дома.
Эти коллективные занятия духовными практиками в ашрамах Индии, что, по всей видимости, и является предметом гордости К.Н. Рао, как и далекий от идеала образ жизни монахов в монастырях, лишь потенциально создают благоприятные условия для духовного развития, тем не менее оставаясь весьма далекими от образа жизни «духовного искателя», сообразно как исходным представлениям К.Н. Рао о нём, так и изначальному смыслу термина «ашрам».
Следовательно, изменение значения термина «ашрам», изначально ассоциируемого с тематикой 12-го дома, на нечто весьма отдаленно имеющего отношение к жизни «духовного искателя», свидетельствует о том, что духовные наставники ашрамов занимаются лишь ликбезом по теме духовности, прививая «послушникам» азы духовных практик, и не более того. Одновременно с этим в большинстве ашрамов Индии духовные практики преподносятся «послушникам» подспудно под соусом возвеличивания ведической религии, Индуизма, и её богов, что является по сути своей религиозной пропагандой – тема 9-го дома. Этот аспект деятельности ашрамов в ещё большей степени отдаляет содержательную часть их миссии от источника духовных ценностей – 12-го дома, придавая деятельности ашрамов не только вполне закономерные особенности 11-го дома, но и дополняя её тематикой 9-го дома – религиозной пропагандой.
И не следует забывать, что ашрамы представляют собой коммерческие предприятия, извлекающие прибыль из своей деятельности, одним из аспектов которой является религиозная пропаганда (9-й дом), вероятней всего, имеющая дополнительные источники спонсорского финансирования, позволяющие владельцам ашрамов (гуру, духовным наставникам) безбедное существование, что опять же отсылает нас к тематике 9-го дома, а не 12-го.
Принимая во внимание всю эту совокупность фактов, касающихся деятельности ашрамов в Индии, вряд ли следует их воспринимать в качестве места для совершенствования духовных качеств, особенно, для западных паломников, совершающих заграничное путешествие к местам духовных практик. Поскольку для таких паломников их поездка относится к тематике 9-го дома, а в ашрамах духовные практики преподносятся под соусом религиозной пропаганды – также тема 9-го дома.
Интеллектуальная подоплека заинтересованности большинства представителей западной цивилизации в духовных практиках Индии, удовлетворяемая ими в индийских ашрамах, не имеет ничего общего с внутренней потребностью «святых отшельников» в сугубо индивидуальном поиске духовного совершенства, посредством аскетического образа жизни вне материальных ценностей мирской жизни. Поэтому деятельность большинства ашрамов Индии – это всего лишь имитация приобщения к высокой духовности, сродни временному пребыванию монаха в монастыре, вскоре вернувшегося к мирской жизни.
Стоит ли удивляться тому, что подобная деятельность ашрамов в Индии и приводит в конечном итоге к весьма искаженному стереотипу восприятия такого понятия как высокая духовность у представителей западной цивилизации, посещавших индийские ашрамы, что, в свою очередь, и служит предметом критики К.Н. Рао:
«Наиболее смущающим пунктом американского мышления является вера в то, что человек может быть высокодуховным и в то же время жить свободной половой жизнью безо всяких ограничений и правил. Они не понимают, что это не духовная жизнь, а викарма, соединенная с тем, что они представляют себе как духовную жизнь. …» (4)
Как говорят в таких случаях: «Что посеешь (в Ашраме), то и пожнешь».