Особенность традиции преподавания индийской астрологии


«Индийская традиция передачи знаний базируется

на заучивании наизусть священных текстов». К.Н. Рао.


«Три лозунга на белом фасаде министерства правды:
ВОЙНА – ЭТО МИР / СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО /НЕЗНАНИЕ – СИЛА» 
Дж. Оруэлл


  Легализации в индийской астрологии столь беспардонной подмены представлений о духовности (12-й дом) и религиозности (9-й дом), с попыткой присвоить 9-му дому то, что ему не принадлежит – духовность, благоволит традиция преподавания астрологии в Индии, которая испокон времен навязывает ученикам необходимость заучивания наизусть «священных текстов», сообразно «индийской традиции передачи знаний» (2). Вполне очевидно, что эта традиция не способствует пониманию предмета изучения, делая из учеников подобие «попугайчиков», не понимающих глубины смысла воспроизводимых ими по памяти текстов, что и содействует внедрению в их сознание совершенно ложных представлений будь то о духовности или религиозности (дхарма), как и о многих других понятий индийской астрологии.


  Навыки понимания и заучивания наизусть – это два диаметрально противоположных по конечному результату процесса в ментальной сфере усвоения информации:


   – Если вам доступно понимаете сути процессов (базовых понятий, азов), лежащих в основе того или иного изучаемого явления (предмета исследования), то вам нет нужды заучивать наизусть чужие формулировки, претендующие на результат постижение этих «истин» каким-либо авторитетом (например, академиком от астрологии), за редким исключением. Эта способность позволяет вам самому своими словами формулировать то, что стало доступным вашему пониманию, так, по мнению Эйнштейна, «если вы понимаете что-то, то вы должны быть способны объяснить это и ребенку», уточним в контексте данной темы – не заставляя его прибегать к механическому запоминанию.
  Чем в большей степени задействовано понятийное восприятие базовых основ предмета исследования (своих изысканий), тем более осмысленно происходит дальнейший процесс постижения тех или иных его нюансов, исключительно апеллируя к доводам здравого смысла, что и лежит, в частности, в основе научного образа мышления. Понимание базовых основ астрологии является своего рода фундаментом последующего неискаженного чьим-либо субъективизмом восприятия её целостной картины.


   – Заучивание наизусть весьма оправдано там, где вовсе не требуется понимание сути предмета, например литературных произведений в стихотворном жанре, которые ценятся за изысканную форму стихосложения, а она и подлежит доскональному по точности воспроизведению – цитированию, как результату заучивания наизусть. Или заучивание наизусть религиозных гимнов, прославляющих Объект религиозного почитания, включая тексты Св. Писания, что, формально, и соответствует проявлению внешних (Солнце, ян, внешний) признаков религиозности (Юпитер), сообразно её принадлежности к 9-му дому.
  Поэтому акцентированный в гороскопе 9-й дом нередко и наделяет своих избранников отменной памятью, благоволя им воспроизводить по памяти большие объемы текстов, будь то религиозные гимны или тексты из «авторитетной астрологической литературы», где сведены все «истины» астрологической науки, утвержденные авторитетом академиков от астрологии, которые, как и академики иных наук, имеют отношение к 9-му дому, как и сама Академия Наук.
  Для подобных представителей 9-го дома, в частности, от религии, с легкостью заучивающих наизусть большие объемы религиозных текстов, навыки понимания их глубинной сути категорически противопоказаны, значительно затрудняя им возможность достижения финансового благополучия по 9-му дому, где и фигурируют: «роскошь и восемь форм богатства». Негоже ставить под сомнение положения догматики попытками разобраться в её обоснованности, что грозит уличением в ереси – самом тягчайшем грехе для верующего и уж тем более для служителей культа. Так можно скатиться и до уровня философии материализма, приверженцем которой был Джон Локк, утверждавший в «Письме о терпимости» (1685-1686 гг.), что «религиозные верования невозможно никаким образом обосновать». (6)


  Любые попытки углубиться в понимание сути «священных текстов» (Св. Писания) сродни еретическому деянию, поэтому лучший способ для демонстрации своей религиозности по 9-му дому (дхарма) – это неукоснительное их цитирование по памяти, на чем и основана индийская традиция передачи знаний, базирующаяся на «заучивании наизусть священных текстов».
  Человеку с идеальной памятью гораздо легче воспроизвести по памяти ту или иную информацию, не заморачивая себя необходимостью разобраться с её осмыслением, проникая в глубь «предмета», что и влечет за собой выбор им профессиональной деятельности, в которой и востребованы навыки превосходной памяти.


  Вот для людей, не отличающихся фотографической памятью при запоминании больших по объему текстов, приходится волей-неволей осмысливать суть изучаемого ими «предмета», лишь поняв её, впоследствии, они уже не нуждаются в формальном запоминании каких-то его признаков и критериев. Это и позволяет им становиться экспертами, как правило, в узкой области знаний, в то время как обладатели превосходной памяти становятся блестящими эрудитами, часто выступая в роли своеобразных ретрансляторов информации, апробированной авторитетными инстанциями, вполне закономерно, относящимися к 9 дому.
  Способностью к осмысленному восприятию в процессе усвоения новых знаний столь же является индивидуальной чертой ментальной сферы человека, как и способность заучивать наизусть большие объемы информации, являясь своеобразным даром Свыше, природа которого скрыта в наработке каждого из этих навыков в предыдущих реинкарнациях, а редким счастливчикам удавалось добиться совершенства, освоив в равной мере оба эти навыка «усвоения» информации, что и встречается изредка среди наших современников.

 


  Традиция обучения астрологии в Индии по сути своей и тождественна процессу «посвящения последователя ведической религии Индуизма в её таинства», путем заучивания наизусть «священных текстов», что заведомо сужается его кругозор, делая мышление косным по отношению к любым идеям, не вписывающимся в догматику этой религии. Вот эта косность мышления, часто имеющая под собой меркантильную подоплеку, и компенсируется обещаниями «даров» 9-го дома.
  Поэтому быть «попугайчиком», беспрекословно следуя наставлениям учителей индийской астрологии, весьма и весьма выгодно в финансовом отношении, привлекая в их ряды людей весьма меркантильных, впоследствии старающихся извлечь из этого «ремесла» максимальную финансовую выгоду, что и является одной из причин присутствия львиной доли шарлатанов от астрологии, наличие которых в Индии (и не только) и их меркантильную заинтересованность отмечают К.Н. Рао и Д. Фроули в своих книга.

«В области астрологии в наши дни расплодилось шарлатанов больше, чём в какой-либо другой сфере». (2)


  Исключительно под предлогом сакральности астрологических знаний, якобы ставших доступными человечеству посредством откровений индийских мудрецов (риши), преподавание астрологии в индийской культуре и базируется на заучивании наизусть «священных тестов», позволяя её преподавателям навязывать в качестве «откровений», претендующих на «истину», весьма абсурдные и противоречащие друг другу представления как о духовности, так и о многом ином.
  Как и утверждают в своих книгах учителя индийской астрологии, К.Н. Рао и Д. Фроули, пропагандирующие её непревзойденность среди западных астрологов, особенностью её обучения в Индии является заучивание наизусть «священных текстов»:

«Индийская традиция передачи знаний базируется на заучивании наизусть священных текстов…» (2)


  Уточним, что это характерно и для передачи астрологических знаний, в противном случае упоминание об этой традиции отсутствовало бы в книгах по индийской астрологии.

  К.Н. Рао о важности запоминания путем заучивания наизусть:

«Сегодня многие люди открывают для себя астрологию и начинают изучать ее лишь в зрелом возрасте, когда способность к запоминанию уже не столь высока. Но то, что не удается запомнить путем прямого заучивания, несомненно, можно запомнить, используя ассоциативную память». (3) 

 

  В качестве примера:

«Часть I. Первый урок.
Начнем с того, что выделим в первом уроке три части и запомним их содержание.
1. Во-первых, вспомним порядок дней недели: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота. Эти семь дней представляют семь планет, соответственно: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн». (3)


  На гипотетический вопрос ученика: почему семь дней недели соответствуют именно такой последовательности планет, он вряд ли получит вразумительный ответ, поскольку там, где востребовано заучивание наизусть, подобные вопросы табуируются: твое дело тупо заучить наизусть и не задавать глупых вопросов, на которые учитель ответить попросту неспособен.
  Если бы К.Н. Рао был способен дать объяснение подобной нумерологической последовательности соотношения дней недели и планет, то, вполне очевидно, ему не пришлось бы просить своих потенциальных учеников – читателей своей книги, прибегать к запоминанию.


  Таким образом, особенность преподавания астрологии в Индии, выраженная в необходимости заучивании наизусть «священных текстов», является камнем преткновения (препятствием) на пути к пониманию учениками, главным образом, основ астрологии. Поэтому стоит ли удивляться тому, что по мнению Д. Фроули, в Индии много шарлатанов, практикующих астрологию:

«За десятилетний период, истекший со времени первой публикации этой книги, я часто бывал в Индии и общался там со множеством астрологов. Ведическая астрология не просто живет в Индии по сей день, а процветает и переживает настоящую эпоху ренессанса. Встречается много шарлатанов, но вместе с тем есть немало серьезных астрологов, выпускающих хорошие книги и проводящих важные исследования». (1)


  Наличие множества шарлатанов на рынке астрологических услуг имеет несколько причин, включая упомянутый выше банальный меркантилизм, среди которых самая безобидная в нравственном отношении астрологов к своему ремеслу (искусству) связана с ущербностью традиции преподавания индийской астрологии.

 


  Базовые основы астрологии требуют не механического запоминания – заучивания наизусть, как в приведенном выше примере, а понимания их суть, в свою очередь, требующей осмысленного отношения ученика к предмету изучения, что подразумевает и помощь учителя в этом процессе, который и должен обладать способностью осмысленного отношения к «постижению таинств» астрологии.

  Примеров, подтверждающих весьма «поверхностное» и даже искаженное восприятие некоторых базовых астрологических понятий преподавателями индийской астрологии, будет приведено немало по ходу её исследования, в свете заявлений К.Н. Рао о том, что именно она якобы является «действительно настоящей астрологией с присущим ей здравым смыслом и на научной основе». (2)

 


  В качестве первого примера прокомментирую несколько цитат из книги Д. Фроули «Астрология провидцев» (1):

«Часть II. Методология ведической астрологии. 4. Планеты
Планеты, или Великие Космические Сигнификаторы, — это ретрансляторы, принимающие и пере излучающие энергию звезд. Рассматривать их следует не только в рамках нашей Солнечной системы, но и в связи с силами Галактики и всей вселенной.
Астрология — это не что иное, как наука о планетах как о передатчиках звездных энергий». (73 стр.)


  Упоминание звезд, Галактики и всей вселенной – это не более чем умозрительное допущение (домысел), которое к основам астрологии не имеет никакого отношения, и обусловлено заинтересованностью академиков от индийской «ведической» астрологии в использовании не тропического Зодиака, а сидерического – звездного, имея под собой весьма меркантильную подоплеку, которая и способствует гиперболизации значимости в индийской астрологии 9-го дома и знака Стрельца сидерического Зодиака, соответствующего зодиакальному созвездию Стрельца. Этой теме мы уделим особое внимание отдельно в разделе, посвященном причине разнообразия сидерических Зодиаков, используемых в индийской астрологии.


  Несмотря на то, что Д. Фроули, формально, декларирует важность понимания предмета изучения на 73 стр.:

«Сущность астрологии заключается в понимании значения планет. Значения зодиакальных знаков, домов, аспектов и других астрологических факторов определяются планетами, которые ими управляют и символизируют их». (73 стр.)


  Тем не менее он сам же и демонстрирует в своих текстах обратное, например на 96 стр.:

«Марс — мужская планета, а Венера — женская. Это позитивная и негативная, активная и пассивная сторона нашей воспринимающей природы. Венера — это эмоциональная чувствительность, которая может развиться до степени утонченности; Марс — эмоциональная возбудимость, которая может выродиться в насилие. Таким образом, в общем плане Венера символизирует благотворную сторону нашей эмоциональности, а Марс — пагубную». (Характеристики планет, 96 стр.)


  Это вообще пример какого-то чудовищного извращения функционала Венеры, которая символизирует собой весь спектр восприятия, в частности, человеком себя во внешнем мире своего ближайшего окружения, данное ему от природы посредством органов чувств, которые Венера и отождествляет собой.
  Наша воспринимающая внешний и внутренний мир природа как раз и ограничена органами чувств, к которой Марс не имеет никакого отношения, поскольку он отождествляет собой наше деятельное начало, посредством которого организм под покровительством Луны (и Солнца) и реализует свою деятельную реакцию. Да и «воспринимающая природа» сама по себе априори пассивна, поэтому упоминать в связи с ней Марс – заведомо неправомерно, что и свидетельствует об отсутствия понимания базовых основ астрологии.


  Давать базовые представления о Венере и Марсе, употребляя в их отношении терминологию: «эмоциональная чувствительность» и «эмоциональная возбудимость» – это наглядный образец введения в заблуждение читателей, поскольку эмоциональность (эмоции) всецело является прерогативой Луны как хранительницы (мать) целостности и безопасной жизнедеятельности организма, воспринимающей посредством нервной системы (Меркурий) информацию от органов чувств (Венера). И сообразно присущей организму внутренней оценке и анализу этой входящей информации, т.е. Луне, она уже и реагирует на неё либо эмоционально, если эта информация от органов чувств (Венера) представляется жизненно важной, предавая восприятию и выражению чувств эмоциональность, либо без эмоционально – во всех остальных случаях. Заявленная в этом абзаце последовательность планет, реализующих свое предназначение на уровне организации базовых процессов функционирования любого организма, и представлена в роли хозяев знаков личностного сектора Зодиака по часовой стрелке: Рак – Луна, Близнецы – Меркурий, Телец – Венера, Овен – Марс.


«Марс — эмоциональная возбудимость, которая может выродиться в насилие». (Характеристики планет, 96 стр.)


  Марс не имеет никакого отношения к эмоциональной возбудимости, ни в части эмоциональности, ни в части возбудимости, поскольку термин «возбудимость» применим, исключительно, к нервной системе, которая представлена в организме, в частности, Меркурием. Сама по себе эмоциональная возбудимость ещё не тождественна деятельной реакции организма посредством Марса.
  И поскольку Венера, представляющая собой сферу чувств в восприятии внешнего (и внутреннего) мира, сама по себе не может отождествляться с эмоциональной (Луна) стороной восприятия, то она и не может символизировать собой ни благотворную, ни пагубную сторону нашей эмоциональности (Луна), что в полной мере относится и к Марсу.

 


  Эти вопиющие и многочисленные несоответствия в том, как преподносятся ученикам индийской «ведической» астрологии базовые понятия о природе и значениях планет, нам и демонстрируют несостоятельность даже преподавателей индийской астрологии освоить навыки понимания основ астрологии, что и влечет за собой их неспособность выделять и сформулировать основополагающие значения планет, не смешивая их между собой: чувства и эмоции, действия и возбудимость.
  Хотя, несколькими страницами ранее, Д. Фроули представляет вполне адекватно перечень значений Луны, где и фигурирует эмоциональная сфера – эмоции, что, по всей видимости, заимствовано им совершенно формально из источника астрологической информации, вполне адекватно представляющего перечень ключевых значений Луны:

«Ключевые значения планет
ЛУНА — мать, эмоции, личность, общительность, счастье, дом, популярность» (Планеты, 79 стр.)


  Вот такое, исключительно, формальное восприятие (бездумное заучивание наизусть с последующим цитированием) ключевых значений Луны, под покровительством которой и находится эмоциональны сфера (эмоции), и влечет за собой последующую неспособность адекватно сформулировать базовые значения Венеры и Марса, без смешивая их природных качеств с эмоциональной природой Луны.
  Для какого-нибудь посредственного психолога смешивать источники чувств (Венеру) и эмоций (Луну) в единое целое – это, пожалуй, в порядке вещей и встречается повсеместно, но только не для астрологов, а уж тем более никак не допустимо для преподавателей астрологии, претендующих на познание сакральных знаний индийской «ведической» астрологии. Хотя, может быть, в этом и заключена суть «сакральности» знаний индийской «ведической» астрологии.


  Как видим, на 79 стр. своей книги Д. Фроули приводит, скорей всего – судя по выделенному шрифту, цитирование из источника, вполне адекватно преподносящего Луну и её связь с эмоциями, содержание которого в части отождествления Луны с эмоциональностью Д. Фроули воспринимает совершенно формально, как и подобает тем, кто заучивает наизусть, без осмысления сути этой информации, которое (осмысление), в случае его присутствия, ему не позволило бы давать базовые представления о Венере, смешивая их с эмоциональностью Луны, как он это сделал на 96 стр.

  Этот пример и показывает всю ущербность формального подхода к усвоению информации, посредством заучивания наизусть, без должного её осмысливания, которое и позволяло бы Д. Фроули избегать подобных формулировок, искажающих представления об исконной природе Венеры и Марса.
  И подобных примеров из книги Д. Фроули «Астрология провидцев» можно привести немало, что и позволяет нам судить о его роли в качестве преподавателя ведической астрологии, как о прилежном последователе индийской традиции преподавания астрологии.