Бог загробного царства проторелигии Египта
Алекс Кандр
«Египет преимущественно перед другими странами богат мужами, сведущими в науках. … И действительно, невозможно найти ни в одной области знания сведущего человека — не египтянина родом. Поэтому Египет всегда привлекал философов и мужей науки, которые отличались исключительной мудростью. Ведь они чужды какого бы то ни было шарлатанства…» Анонимный географический трактат IV в. н. э.
Парадигма религиозного мышления проторелигии Египта – вера в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, подразумевает под собой существование загробного царства, как места временного пребывания душ усопших перед последующей реинкарнацией, в котором и вершит свой беспристрастный суд богиня Маат.
«Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (1)
Вера последователей проторелигии Египта в высшую справедливость божественного правосудия и стимулировала в них стремление «прожить жизнь с Маат в сердце» – придерживаться этических устоев своего социума и его законов, что во второй половине I тысячелетия до н.э. отразилось на восприятии Геродота и других античных авторов, называвших египтян «самым благочестивом из всех народов»:
«Геродот и другие античные авторы подтверждают сложившееся у нас впечатление, называя египтян самым благочестивым из всех народов». Ян Ассман. (2)
Рис 1. Бог царства мертвых Осирис
В свою очередь, мифология Осириса, повествующая о трагической судьбе бога-царя Египта, Осириса, «убиенного» своим завистливым братом, представляет собой результат теологического творчества жрецов заупокойного культа, с целью обоснования основ своей религии – веры в вечную загробную жизнь в царстве мертвых своего бога, Осириса, навечно покинувшего бренный мир людей «в результате перенесенных страданий»:
«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших». (1)
Тем не менее авторы этого мифотворчества дают исчерпывающие представления о том, что возникновению их религии предшествовала проторелигия Египта, одним из богов которой и был бог-царь Египта, Осирис, при своей «жизни» проявлявший трогательную заботу о своем народе, «научив египтян чтить богов»:
«Воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов». (3)
А эти боги, вполне закономерно, являясь «современниками ещё здравствовавшего бога-царя Египта, до его трагической гибели от рук своего брата», присутствовали в религиозной культуре населения Египта, как и сам бог-царь Египта, Осирис, задолго до возникновения религии жрецов заупокойного культа и её парадигмы религиозного мышления, генезис которых как раз и обусловлен «мифологизированным фактом убийства бога-царя Египта».
Чего никак «не могут осмыслить» апологеты веры в вечную загробную жизнь, доминирующие в академических кругах египтологов, лицемерно настаивающие на том, что вера в вечную загробную жизнь была якобы исконной верой населения долины Нила, в то время как альтернативная ей парадигма религиозного мышления и основанные на ней учения о бессмертии души в череде её перевоплощений в подлунном мире якобы «были чужды египетским воззрениям». (4)
Подтверждением факта существования проторелигии Египта «задолго» до привнесения в религиозную культуру долины Нила жрецами заупокойного культа своей веры, обоснованием которой и служит мифология Осириса в его аллегории бога-царя Египта, являются результаты теологического творчества жречества гелиопольского религиозного центра.
Рис 2. Атум – бог солнца проторелигии Египта в Гелиополе
Сообразно которому предшественником Осириса на царском престоле Египта был бог солнца, Атум-Ра:
«Насколько можно судить по данным, которыми располагает наука, Гелиополь был древнейшим и вместе с тем крупнейшим религиозным центром древнего Египта.
Следы концепции гелиопольского жречества обнаружены во множестве текстов, и в первую очередь в «Текстах пирамид», древнейшем сборнике магическо-религиозных формул. …
В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра (Атум).

Рис 3. Ра – бог солнца в религии жрецов Осириса Гелиополя
Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра (Атум) – первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор». (1)
Следовательно, главные герои мифологии Осириса – сам Осирис, Исида и их сын Хор (Гор), вошли в теогонию гелиопольского религиозного центра всего лишь в качестве третьего поколения богов:
«От Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Итак, Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду». (1)
Этот факт столь же лицемерно проигнорирован апологетами веры в вечную загробную жизнь от египтологии в контексте их заверений о якобы исконности веры в вечную загробную жизнь населения долины Нила.
Актуальность мифологии Осириса для религиозного сознания последователей и жречества двух религий – проторелигии Египта и религии жрецов Осириса, состояла для каждой из них в следующем:
– В закреплении в религиозном сознании последователей проторелигии Египта памяти о постигшей население Египта климатической катастрофы – усыхания климата в Северной Африке, в результате чего 90% территории былого царства растительности Осириса в Египте было поглощено враждебными человеческой природе песками пустынь бога Сетха.
В то время как оставшиеся 10% пришлись на территорию долины Нила, в которой бог растительности Египта, Осирис, и сохранил остатки своего былого царства, продолжая проявлять заботу о своем народе, мигрировавшем в долину Нила с опустошенных песками пустынь владений бога Сетха. Из чего следовало, что бог царства растительности Египта, Осирис, в его аллегории бога-царя Египта, по-прежнему оставался богом-царем Египта, покровительствуя развитию египетской цивилизации долины Нила.
– В обосновании веры в вечную загробную жизнь, символом которой и стал бог жрецов заупокойного культа, Осирис, навечно покинувший бренный мир людей, исключительно, по факту использования в его мифологии, отнюдь, не образа бога растительности Египта, а всего лишь аллегории этого образа – бога-царь Египта. Вследствие чего, бог-царь Египта и лишился жизни в подлунном мире, «убиенный» своим братом, навечно став повелителем потустороннего мира.
Таким образом, умышленное искажение объективной реальности и позволило жрецам заупокойного культа спровадить навечно своего бога в преисподнюю, обосновав этой ложью как веру в вечную загробную жизнь в царстве мертвых Осириса, так и свой заупокойный бизнес.
Прежде чем перейти к конкретизации персоны бога загробного царства проторелигии Египта, следует уделить внимание выяснению причины исключительной по своей важности роли бога растительности в пантеона богов номовых религиозных центров. Это послужит одним из продолжений в развитии темы Утраченного в песках времени изначального смысла мифологии Осириса, позволив ответить и на вопрос: кто был богом загробного царства проторелигии Египта?
- Назад
- Вперёд >>