Конкретизация персоны бога загробного царства проторелигии Египта
Для жречества религии Осириса с её верой в бессмертие души в вечности загробной жизнь было архи важно предоставить адептам своей религии исчерпывающие представления о царстве мертвых своего бога, как о месте благостной для них перспективы вечной загробной жизни!
Поэтому развитию концепции загробного мира уделялось особое внимание на всех этапах совершенствования представлений о нем, которые (этапы) соответствовали, в частности, четырем «периодам истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», отождествленной в египтологии апологетов веры в вечную загробную жизнь, всецело, лишь с религией жрецов Осириса, при игнорировании самым беспардонным образом истории номовых религии – проторелигии Египта:
«Тіеlе был первым и единственным ученым, отважившимся написать связную и довольно подробную историю египетской религии. … О.Р. Тіеlе (1902) делит всю историю египетской религии на 4 периода:
1) мемфисский пер. (древнее царство);
2) первый фиванский пер. (среднее царство);
3) второй фиванский (новое царство) и
4) саитский период.
Древнее царство обнимает собой первые 6 династий». (7)
Каждому из первых трех «периодам истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», т.е. истории религии жрецов Осириса, соответствовали свои заупокойные тесты, предназначенные, отчасти, для разных категорий клиентов заупокойного бизнеса по мере столь же поэтапного роста их численности:
1) Мемфисскому периоду (Древнее царство) соответствовали «Тексты пирамид» (конец V династии – 24 век до н.э.), предназначенные для фараонов (номархов) и их ближайшего окружения, что соответствовало элитарному статусу религии Осириса:
«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона». (1)
2) Первому фиванскому периоду (Среднее царство) – «Тексты саркофагов»,
предусматривавшие по ходу первого этапа кампании по «демократизации» заупокойного культа вовлечение в число адептов религии Осириса представителей знати, сановной знати, что соответствовало лишь незначительному уровню «снижения планки» былой элитарности религии жрецов Осириса, по мере поступательного развития индустрии заупокойного бизнеса:
«Крушение Старого царства явилось глубоким потрясением для политического и духовного развития Египта… Изменения наступили и в погребальном культе, началась его "демократизация", появляются "Тексты саркофагов…" (8)
3) Второму фиванскому периоду (Новое царство) – «Книга мертвых», вошедшая в употребление на втором этапе кампании по «демократизации» заупокойного культа, развернутой в эпоху Нового царства в целях дальнейшего наращивания масштабов индустрии заупокойного бизнеса, за счет вовлечения в число адептов религии Осириса уже мало-мальски состоятельных египтян из разных слоев общества:
«Сущность этой демократизации состояла в том, что теперь не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только его вельможная и сановная знать, погребенная в многочисленных мастаба, но и простые смертные претендуют на привилегии в потустороннем мире». (1)
Клиентура заупокойного бизнеса, по мере роста её численности и снижения былого уровня элитарности религии Осириса в каждом последующем периоде её истории, тем не менее неизменно получала единые гарантии «наследовать рай в загробном царствие бога жрецов заупокойного культа», безотносительно своего прижизненного морального облика.
Формально, этот заупокойный бизнес был уподоблен банальной торговле местами в раю царства мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса, коль скоро особенности морального облика претендентов на это вечное загробное «счастье» ровным счетом не имели никакого значения, поскольку «при наличие денежного обеспечения, место в раю было гарантировано» ...
И заметьте, не было ни одного негативного отзыва от многочисленных клиентов, воспользовавшихся услугами жрецов заупокойного культа, в части их претензии на какие-либо неудобства, причиненные (ему или ей) в райской обители вечной жизни.
Это ли не лучшая реклама услуг заупокойного бизнеса.
Таким образом, для жречества религии Осириса было чрезвычайно важно уделять особое внимание, на каждом из этапов совершенствования концепции загробного мира, представлениям о благостных перспективах вечной жизни в нем клиентов своего бизнеса, по мере роста их численности и развития индустрии услуг заупокойного бизнеса.
Для жречества же богов проторелигии Египта с её верой в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, подразумевавшей под собой некий период потустороннего её существования перед последующей реинкарнацией, актуальность темы загробного существования души была не столь насущной, как для жречества религии Осириса. Тем не менее парадигма религиозного мышления проторелигии Египта подразумевала под собой существование загробного царства как места временного пребывания душ усопших перед последующей реинкарнацией, в котором и вершила свой праведный суд над усопшими богиня Маат, отождествлявшая в своем лице весь перечень этических устоев египетского общества, установленных Творцом:
Рис 5. Маат
«Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда. …
Маат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов.
Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (1)
Следовательно, в загробном царстве проторелигии Египта и вершился «суд Маат», беспристрастно воздавая усопшим по их прижизненным заслугам – «добром за добро и злом за зло», стимулируя в религиозном сознании последователей проторелигии Египта стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», т.е. вести праведный и законопослушный образ жизни, что и было одним из важнейших аспектом деятельности жречества проторелигии Египта (каждого из номов)!
В результатах их деятельности, благотворно отражавшейся на морально-нравственном климате социума любого из номов, вполне закономерно, были заинтересованы как номархи, поощрявшие деятельность своих религиозных центров, так и фараоны, ещё со времен эпохи Раннего и Древнего царств оказывавшие покровительство крупным и второстепенным религиозным центрам, периодически преподнося им «щедрые дары движимого и недвижимого имущества». (1)
Своеобразным гимном беспристрастному «суду Маат» в загробном царстве проторелигии Египта служат назидательные слова главного героя «сказки о доле богача и бедняка в загробном царстве Осириса», Са-Осириса, своему отцу:
«Смотри, отец мой Сатни! Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда»". (1)
Предназначение этой сказки, авторство которой принадлежало жречеству проторелигии Египта, сводилось к дискредитации в глазах адептов религии Осириса представлений о загробном суде их религии времен Нового царства, в котором заупокойная магия «Книги мертвых» гарантировала любому её «обладателю» оправдательный вердикт судилища богов, что полностью обесценивало значимость процедуры судопроизводства, позаимствованной из проторелигии Египта – «суда Маат» (психостасия – «взвешивание сердца»):

Рис 6. Изображение суда Осириса из «Книги мертвых».
«Умерший, ссылаясь на знание имен судей, делает их для себя безопасными и превращает свои оправдания в магические формулы, заставляющие признать его невиновность. Всякий египтянин с этой главой в руках и на устах оказывался безгрешным и святым, … Таким образом, вся глава (125-я) была просто талисманом против загробного осуждения». (1)
В сказке о Са-Осирисе, фактически, приведено некое единообразие представлений о загробном суде в царстве мертвых двух религий(!): проторелигии Египта и религии жрецов Осириса, посредством упоминания в ней о двух процедурах загробного судопроизводства, обе из которых присутствовали в концепции загробного суда религии жрецов Осириса:
1) шестой зал соответствовал процедуре судопроизводства дельцов заупокойного бизнеса:
«Потом проникли они в шестой зал, и здесь Сатни-Хемуас увидел судилище богов в царстве мертвых. Каждый бог сидел на своем месте, и привратники царства мертвых оглашали приговоры». (1)
2) седьмой зал – процедуре судопроизводства проторелигии Египта, «суду Маат»:
«Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни Хемуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там великого бога Осириса. Он сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной Атеф. По левую руку от него стоял Анубис, великий бог, а по правую руку от него стоял Тот, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них.
Перед ними стояли весы, на которых боги судилища царства мертвых взвешивали содеянное людьми добро и зло. Великий бог Тот записывал то, что показывали весы, а Анубис оглашал приговоры богов». (1)
В отличие от приоритетной значимости в религии дельцов заупокойного бизнеса коррупционноемкой процедуры судопроизводства с её магией (шестой зал), якобы гарантировавшей её адептам оправдательный вердикт, в сказке о Са-Осириса значимость вердикта судей шестого зала попросту проигнорирована за своей никчемностью, поскольку решающее значение при вынесении приговора в седьмом зале имели показания весов в контексте процедуры «суда Маат» проторелигии Египта.
Фактически, в сказке о Са-Осирисе представлена приоритетная роль «суда Маат» проторелигии Египта в царстве мертвых, едином(!) для обеих религий на этапе вынесения вердикта суда, подчеркивая неподверженность «суда Маат» «всесильной магии» жрецов религии Осириса, в связи с чем и воздававшего справедливо подсудимым в царстве мертвых по их прижизненным «заслугам, взвешивая на весах содеянное ими добро и зло».
В этом и убеждается отец Са-Осириса, Сатни Хемуас, глядя на страдания богача – «шип двери торчит в его правом глазу...», доли которого в царстве мертвых Осириса он позавидовал, когда наблюдал за его пышными похоронами, в чем и состояла мораль этой сказки:
«И того богача, которого ты заметил, тоже привели на суд царства мертвых. Взвесили боги добрые и злые дела, совершенные им на земле, и нашли, что зло, им содеянное, перевешивает содеянное им добро. И тогда повелели боги покарать его в царстве мертвых. Ты видел его!.. Шип двери торчит в его правом глазу...»
Следовательно, в сказке о Са-Осирисе представлены приоритеты процедуры загробного судопроизводства проторелигии Египта в «седьмом зале» на фоне ничтожества заупокойной магии «Книги мертвых» и коррупционноемкой процедуры судопроизводства, чему и соответствовало судилище богов в «шестом зале».
Это дискредитирующее религию Осириса обстоятельство усугубляется ещё и упоминанием о повторной реинкарнации Са-Осириса, что вообще ставило под сомнение веру религии Осириса в вечную загробную жизнь:
«В заключение сказки говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый колдун и волхв, снова посланный жить на землю самим царем мертвых, богом Осирисом».
А это деяние «царя мертвых, бога Осириса», который «снова посылает жить на землю Са-Осириса», учитывая приведенную выше аргументацию, придает нашим поискам персоны бога загробного царства проторелигии Египта вполне конкретное направление, требующее своего обоснования. О чем и пойдет речь далее.