Особенности влияние на египетскую цивилизацию второго этапа развития догматики религии Осириса


  Первому фиванскому периоду истории религии Осириса соответствовали «Тексты саркофагов».

  Крах Древнего царства, негативно отразившийся на заупокойном бизнесе, вынудил жречество религии Осириса из разных номов столь же консолидировано усовершенствовать догматику своей религии, с целью наращивания клиентской базы своего заупокойного бизнеса, посредством проведения кампании по «демократизации» заупокойного культа. Первый этап этой кампании пришелся на времена Среднего царства, весьма незначительно снизив планку былой элитарности религии Осириса, поскольку в число клиентов заупокойного бизнеса было позволено войти лишь представителям знати, сановной знати:

«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона.

В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати» (1)


  И как писал Г. Масперо в книге «Древняя история народов Востока», в контексте «изменения представлений о загробной жизни (времен Среднего царства), о средствах достижения загробного счастья», это счастье совершенно не зависело от того, каков был моральный облик при жизни «паствы» религии Осириса:

«Земная жизнь человека не имела при этом никакого влияния на его загробное существование: злой или добрый, справедливый или несправедливый, раз над ним совершены были определенные обряды и аккуратно произносились известные молитвы, становился счастливым и богатым в загробной жизни». (6)


  В этой цитате речь идет, формально, как о номархах, фараонах и их ближайшем окружении Среднего царства, так и о более широком круге знати, прежде всего – сановной знати, как наиболее перспективной клиентуре заупокойного бизнеса, способной оплатить весьма недешевые, по тем временам, услуги заупокойного бизнеса, гарантировавшие заказчикам счастливые перспективы в вечности их загробной жизни, всего лишь посредством «совершения определенных обрядов и аккуратно произнесенных молитв», и совершенно безотносительно их прижизненного морального облика.

 


  Следовательно, как и в былые времена Древнего царства, когда лишь номархи и фараоны были выведены из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, подчеркивая элитарность религии Осириса, так и во времена Среднего царства из-под юрисдикции «суда Маат» были выведены представители сановной знати, в руках которых находились рычаги управления государством.


  Догматика религии Осириса после краха Древнего царства изменилась весьма существенно в плане представлений как о загробном мире, так и о царстве мертвых Осириса, преимущественно, как о месте счастливой и богатой посмертной жизни клиентуры заупокойного бизнеса, численность которой значительно возросла за счет включения в неё сановной знати, что и подразумевал под собой первый этап кампании по «демократизации» заупокойного культа времен Среднего царства.
  Поэтому и на этом этапе развития догматики религии Осириса, она по-прежнему не предусматривала идею загробного суда по отношению уже к расширенному контингенту клиентов заупокойного бизнеса – сановной знати, предоставляя ей эксклюзивное право выйти из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, и насладиться «богатством и счастьем» в вечности загробной жизни, безотносительно особенностей своего прижизненного морального облика.
 


  Таким образом, во времена Среднего царства и сановная знать, наравне с номархами и фараонами, вошедшая в число «паствы» религии Осириса, была избавлена от участи подавляющего большинства египтян, исповедовавших проторелигию Египта – от круговорота перерождений души в подлунном мире, позволив и сановной знати пренебрежительно относиться к богине Маат, т.е. презирать этические устои общества.


     Возникает непраздные вопросы:
  Каким образом вовлечение в число «паствы» религии Осириса сановной знати отразилось на морально-нравственном климате египетского общества и, в целом, на египетской цивилизации?
  И как это отразилось на судьбе Среднего царства?

 


  Тлетворное влияние заупокойный бизнес жрецов Осириса на религиозное сознание своей «паствы», в число которой во времена Среднего царства вошла сановная знать фараонов и номархов, стимулировала в их среде произвол казнокрадства, мздоимства, злоупотребления в корыстных целях властью, включая судебную, в надежде на возможность скопить достаточно финансовых средств на столь перспективном для своего обогащения поприще, для оплаты недешевых по тем временам услуг дельцов заупокойного бизнеса, посредством чего открыть себе перспективы богатства и счастья ещё и в вечности загробной жизни. (Зарождение коррупции – Религия Осириса враждебна всему, что собой олицетворяет Маат)

  Закономерным следствием тлетворного влияния религии жрецов Осириса на моральный климат египетского общества, времен Среднего царства, стало зарождение в Древнем Египте таких пагубных для процветания государства явлений как коррупция, казнокрадство, мздоимство и пр. злоупотреблений властью в среде сановной знати, что, вполне закономерно, привело к ещё большим проблемам в бюджетной сфере могущественной державы Древнего Египта, изъязвляя её могущество изнутри.


  Во времена Среднего царства не только фараоны и номархи позволяли себе использовать казну страны на удовлетворение своих «прихотей», включавших в себя воздвижения «домов вечной жизни» и храмовых комплексов подле них, хотя и умерили свой пыл, памятуя о посмертной участи фараонов Древнего царства, однако эта условная умеренность трат фараонов и номархов из казны с лихвой компенсировалась казнокрадством и мздоимством их сановной знати, наносившими бюджету страны гораздо больший урон.

 


Поэтапное развитие индустрии заупокойного бизнеса


  Каждому из представленных выше двух этапов в развитии догматики религии жрецов Осириса соответствовал и свой масштаб индустрии заупокойного бизнеса. Лишь после завершения войн за объединение Египта, которые опустошали казну царей Верхнего и Нижнего Египта, наступил благоприятный период для жречества заупокойного культа проявить свою трогательную заботу о перспективах вечной загробной жизни первых клиентов своего заупокойного бизнеса – номархов и фараонов эпохи Раннего царства. И поскольку финансовые возможности номархов в своих тратах на обретение благостных перспектив загробной жизни в «домах вечной жизни», несоизмеримо уступали аналогичным возможностям фараонов первых и последующих династий, индустрия услуг заупокойного бизнеса столь же была пристрастно ориентирована на самых состоятельных из числа своей «паствы».
  Объединение Египта, формально, и стало отправной точкой для развития индустрии услуг заупокойного бизнеса религии Осириса, позволив жрецам заупокойного культа со времен Раннего царства совершенствовать, фактически, с нуля, в частности:
     – как способы мумификации тел усопших:

«Самый авторитетный специалист по египетским мумиям, английский медик Элиот Смит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии (3050–2890 гг. до н. э.), а при II династии (2890–2685 гг. до н. э.) существовал несовершенный способ мумификации». (1)


     – так и архитектуру «домов вечной жизни» для фараонов, чему свидетельством является динамика развития архитектуры пирамид фараонов III-IV династии, начиная ещё с уровня архитектуры мастаб фараонов I-II династии, венцом которой стала ступенчатая пирамида фараона III династии, Джосера.

 


  Включение в клиентуру заупокойного бизнеса сановной знати во времена Среднего царства, хоть и понизило планку былой её элитарности, тем не менее позволило значительно увеличить масштабы индустрии заупокойного бизнеса, компенсировав за счет этого потери от утраты своих сказочно богатых и щедрых клиентов эпохи Древнего царства.
  Однако фараоны династий Первого переходного периода (VII–X династии) и Среднего царства (XI и XII династии) уже не были столь щедры в своих тратах на возведения для себя помпезных «домов вечной жизни», как это было присуще фараонам Древнего царства, особенно, фараонам IV династии. Поскольку они прекрасно были осведомлены о плачевной участи погребальных комплексов и мест погребения своих предшественников, разграбленных во времена Первого переходного периода не столько рядовыми мародёрами, сколько толпами простых египтян, доведенных до крайности голодом или иными бедами, обрушившимися на Египет в преддверии краха Древнего царства.
  До народа Египта наконец-то дошло осознание лживости иллюзий, навязанных им религиозной пропагандой жречества религии Осириса, о том, что фараоны и в потустороннем мире, наслаждаясь обществом богов правящей династии, проявляют рачительную заботу о благополучие египетского народа. Из чего следовало, что к усыпальницам фараонов надлежало относиться с пиететом и глубоким религиозным почтением.
  Осознание лживости заверений жречества религии Осириса, не оправдавших себя на момент краха Древнего царства, и стимулировало часть населения Египта выместить свою ненависть, в частности, на неприкосновенных ранее местах погребения фараонов, забывших о своих прямых обязанностях – в вечности загробной жизни в обществе богов Египта проявлять заботу о благоденствии своего народа.


  Вот так лживые посулы дельцов заупокойного бизнеса фараонам не только позволяли им беззастенчиво «доить» казну Древнего царства, но и обратились впоследствии для доверчивых фараонов проклятием последующих поколений египтян, уничтоживших их мумии при разграблении «домов вечной жизни», оказавшихся по этой причине далеко не гарантией вечной жизни их «обитателей». Ибо уничтожение мумии, формально, как и изображения фараона, включая его двойника – Ка, «было равносильно прекращению вечной жизни и полному забвению», чем и закончилась эпопея вечной жизни в обществе богов Египта большинства фараонов эпохи Древнего царства, доверившихся лживым посулам дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса, основанной на вере в вечную загробную жизнь, и ставшей первой монотеистической религии в религиозной культуре человечества.


  И каждая последующая страница истории религии Осириса также была пропитана ложью её жрецов – её «пастырей», ибо в основе мотивации их деятельности лежало корыстолюбие, тлетворно влиявшее на морально-нравственный облик «паствы».
  Поэтому и не удивителен вывод ещё жречества проторелигии Египта о том, что религия Осириса враждебна всему, что собой олицетворяет богиня Маат.


*            *            *            *            *


  Таким образом, тлетворное влияние заупокойного бизнеса религии Осириса, в целом, на египетское общество во времена Среднего царства, соответствуя второму этапу развития её догматики, привнесло в египетскую цивилизацию такие явления в социальной жизни общества как коррупция во всех ветвях власти, казнокрадство и прочие «шалости» «паствы» религии Осириса – сановной знати, стимулировавшие их безмерное обогащение, вопреки этическим устоям общества, что и являлось результатом их выведения из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта.
  Роскошь и нравы сановной знати описывает О.Я. Перепёлкин в книге «История Древнего Египта»:

«Роскошь, которую позволяла себе знать, была действительно необыкновенной: золото, черное дерево, слоновая кость, страусовые перья, тончайшее полотно, цветы, курения, благовония... Стоило, говорили, сановнику кликнуть одного слугу, как откликалась тысяча. И, приветствуя господина, слуги и подчиненные падали перед ним ниц.
Но точно так же, как знать заставляла пресмыкаться перед собой подчиненных, она сама пресмыкалась перед царем, и великолепный двор приветствовал его, лежа на животах и лобзая землю». (7)


  Как свидетельствует история авторитарных государств, нравы и стремление к роскоши египетской сановной знати, вопреки этическим устоям общества и его законам, чему египетская цивилизация была обязана её вовлечению в лоно религии Осириса, остаются до сих пор неотъемлемым атрибутом чиновничества высшего (и не только) ранга.

 


Завершение эпохи Среднего царства


  Последствия тлетворного влияния религии жрецов Осириса на моральный облик своей «паствы» отразились столь же пагубно на судьбе Среднего царства, как и предыдущая их деятельность во времена Древнего царства, завершившаяся его крахом.
  Завершению эпохи Среднего царства египетская цивилизация также обязана корыстолюбию жречества религии Осириса, сообразно уже второму этапу развития её догматики, в результате чего урон казне фараонов Среднего царства из-за коррупции и казнокрадства сановной знати, возраставший (урон казне) по мере их вовлечения в лоно религии Осириса, ко временам правления последнего фараона XII-й династии стал настолько непомерным обременением для экономики и бюджета страны, потенциально, приближая его кончину, что этим просто не могли ни воспользоваться внешние враги Египта – гиксосы, «люди неизвестного происхождения», как бы это не выглядело смехотворно, в контексте былого могущества державы Среднего царства. Они представляли собой либо народ, либо союз племен, завоевавший северную часть Древнего Египта во времена правления фараонов XIII—XVII династий с 1785 по 1580гг. до н. э., что и соответствовало в истории Древнего Египта Второму переходному периоду.


  Казнокрадство, мздоимство и коррупция сановной знати времен Среднего царства настолько ослабили экономическую мощь державы и её военный потенциал, отразившись негативно на способности центральной власть контролировать ситуацию в стране, что кончина правления фараонов XII-й династии Среднего царства стала делом времени…
  Тем более, что коррупция в судебной системе столь же не могла ни отразиться негативно на отношение простых египтян к власть-предержащим, не мотивируя их выступить в её защиту, когда в страну вторглись полчища внешних врагов, что касалось, по всей видимости, и рядовых «военнослужащих», столь же не проявлявших особого рвения проливать свою кровь…


  По мере вовлечение судей светских судов в лоно религии Осириса, коррупция процветала в их среде, позволяя судьям презирать богиню Маат – этические устои общества, верша в корыстных целях неправедное правосудие, что в значительной мере усугубилось ко временам Нового царства:

«Статьи указа против взяточничества судей свидетельствовали, что и на суде бедняк не находил управы на обидчиков». (6)


  Многие предыдущие годы последователи проторелигии Египта – подавляющее большинство египтян, являлись свидетелями попрания принципов Маат в высших сферах египетского общества – сановной знатью, принадлежность которой к «пастве» религии Осириса, выводило её из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта. Следовательно, во времена Среднего царства религия Осириса оказывала несоизмеримо в большей степени тлетворное влияние на морально-нравственный климат общества, многократно увеличив численность своей «паствы», по сравнению с влиянием её заупокойного бизнеса эпохи Древнего царства.
  Поэтому от результатов тлетворного влияние «пастырей» и «паствы» религии Осириса на морально-нравственный климат египетского общества, в конечном итоге, во времена Среднего царства страдали уже все слои общества, а не только казна и бюджет как местных царьков, номархов, так и центральной власти фараонов.

 


  Моральная деградация высших слоев египетского общества во времена Среднего царства, по всей видимости, и породила выражение: «Рыба гниёт с головы», чему человечество столь же обязано первой в его истории религиозной культуры монотеистической религии Осириса.


  И как после крах Древнего царства последовал почти двухсотлетней продолжительности Первый переходный период (VII–X династии), так и после кончины Среднего царства, которую также нельзя назвать безвременной, последовал двухсотлетней продолжительности уже Второй переходный период (XIII–XVI династии).


  В свою очередь, Второй переходный период позволил жречеству заупокойного культа вновь прибегнуть к модернизации догматики своей религии, все также, исключительно, в целях развития индустрии своего заупокойного бизнеса, чему и был посвящен уже второй этап кампании по «демократизации» заупокойного культа, приуроченный к эпохе Нового царства, о чем и пойдет речь далее.