Монотеизм религии Осириса
Алекс Кандр


«Именно в этой стране мы должны искать
истоки цивилизации». Ж.–Ф. Шампольон


  Концептуальное оформление во второй половине IV тысячелетия до н.э. парадигмы религиозного мышления основателей заупокойного культа – веры в бессмертие души в вечности загробной жизни, представлявшей собой альтернативу исконной парадигме религиозного мышления населения долины Нила (проторелигии Египта) – вере в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, заложило основы формирования первой в истории религиозной культуры человечества монотеистической религии Осириса.


  Генезис религии жречества Осириса значительно повлиял на вектор развития египетской цивилизации, как и всего человечества, обусловленный ранее ценностными приоритетами парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта, стимулировавшими стремление её последователей «прожить жизнь с Маат в сердце» – строго придерживаться этических устоев своего социума и его законов, под каким бы иным именем, изначально, богиня Маат не фигурировала бы в каждом из номов. Поскольку отождествляемые ею этические устои общества универсальны для социума любого нома:

«В свете науки любая этика, и египетская в том числе, является результатом объективного развития общества, рождается социальной необходимостью». (1)


  Механизм реализации бессмертия души в череде её перевоплощений в подлунном мире основан на идее кармической ответственности человека за содеянные им при жизни «злые и добрые дела», отражавшиеся как на «его участи» в последующей реинкарнации, так и на посмертную участь временного пребывания в загробном царстве Осириса* проторелигии Египта. Где и вершила свой беспристрастный суд богиня Маат, воздавая усопшим по их прижизненным заслугам – «добром за добро и злом за зло», что и стимулировало в религиозном сознании последователей проторелигии Египта стремление «прожить жизнь с Маат в сердце».

 

Маат

Рис 1. Маат


«Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда. …
Маат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов.
Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (1)


  Этот аспект деятельности жречества богов проторелигии Египта каждого из номов, вполне закономерно, был чрезвычайно важен для номархов, значительно облегчая им процесс управление своими подданными, предрасположенными к законопослушанию и благонравию, что, безусловно, отражалось позитивно на морально-нравственном климате социума любого из номов.
  Стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», культивируемое жречеством проторелигии Египта в египетском обществе, касалось не только простолюдинов, но и номархов, столь же призванных почитать богиню Маат, что и позволяло им стоя на страже её принципов, отчасти, оформленных в законодательном порядке светской властью номарха в виде законов, подкрепленных «надзорными органами» и судебной системой.


  Кроме оценок этических аспектов жизни человека в социуме, механизм реализации бессмертия души в череде её перевоплощений в подлунном мире предусматривал в себе наследование навыков профессиональной и социальной деятельности, приобретаемых человеком в предыдущих воплощениях, столь же стимулируя их развитие в последующих. Эта важнейшая особенность парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта являлась исчерпывающим доказательством её реалистичности, ибо позволяло на её основе, в частности, дать объяснение врожденным способностям детей, с малолетства предрасположенным к тому или иному роду деятельности.
  Поэтому парадигма религиозного мышления жречества проторелигии Египта и её последователей имела не только позитивно оцениваемые последствия своего влияния на морально-нравственный климат социума любого из номов, но и оказывала столь же позитивное влияние на готовность египтян совершенствовать свои врожденные навыки из воплощения в воплощение, что стимулировало их трудолюбие и осознанное отношение к результатам своей деятельности; в своей совокупности позволяя в каждом последующем воплощении, оттачивая свои врожденные навыки, совершенствовать свое профессиональное мастерство. О чем свидетельствовали высочайшие для своего времени достижения в развитии прикладных наук, в частности, способов обработки каменных блоков, и в архитектуре, принимая во внимание несколько тысячелетий истории египетской цивилизации, исчисление которой как минимум на тысячелетие отстояло от времен образования единого государства на рубеже IV-III тысячелетия до н.э.


  Следовательно, парадигма религиозного мышления жрецов проторелигии Египта выполняла в египетском обществе не просто роль какой-то бижутерии – пустышки, используемой для манипуляцией религиозным сознанием египтян с известной целью, а имела под собой вполне реальную основу, позволявшую дать объяснение многим закономерностям человеческого бытия, позитивно отражаясь на всех аспектах жизнедеятельности египтян.

 


Основы политеизма проторелигии Египта


  Исконный политеизм номовых религий и, в целом, проторелигии Египта, с их неким разнообразие богов во главе с главным богом каждого из номов, стал следствием прагматизма религиозной культуры населения долины Нила, отчасти, свойственного и другим ранним цивилизациям. Его основу составляло многообразие как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого существования, которые были поставлены в зависимость от тех или иных сил природной стихии и иных её факторов, вследствие чего и ставших прообразами многочисленных богов в каждом из номов долины Нила.
  В прагматизме религиозной культуры населения долины Нила нет ничего удивительного, поскольку жречество богов проторелигии Египта представляло собой интеллектуальную и научную элиту любого из номов, развивая при храмах своих богов прикладные науки и медицину, что было, безусловно, направлено на улучшение условий жизнедеятельности египтян и их здоровья, позитивно отражаясь на продолжительности жизни (в подлунном мире).
  Результаты своей деятельности жречество проторелигии Египта приписывало своим богам, таким образом проявлявших заботу об египтянах каждого из номов, чему, в частности, соответствовали представления о боге живой природы, Осирисе, как о боге царства растительности, по этой причине представленном в своей аллегории бога-царя Египта в его мифологии, который и проявлял трогательную заботу о своем народе:

«Воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов». (3)


  Впоследствии, достижения жречества проторелигии Египта в развитии прикладных наук прославили египетскую цивилизацию в глазах мужей науки иных народов. В частности, на базе заимствования древнегреческими философами достижений египетской науки, ими были основаны многочисленные школы философии, заложившие основы науки западной цивилизации…


  Поэтому жречество богов проторелигии Египта, с их прагматичным и строго научным подходом к восприятию тайн окружавшего мира, которые и порождали собой мистицизм естественного богословия и многобожия, представляло собой прототип ученых эпохи Возрождения, столь же наделенных естественным богословием, которое ни столько не препятствовало их занятием в сфере естественных наук, сколько благоприятствовало успеху в их деятельности. Это естественное богословие и поощряло их выходить за рамки догматики ортодоксального Христианства в поисках научного объяснения тех или иных явлений природы, что, мягко говоря, не приветствовалось Церковью.

 


  Таким образом, парадигма религиозного мышления проторелигии Египта, подкрепленная учением о «суде Маат» с его идеей кармического воздаяния усопшим, придавала вполне определенное направление вектору развития египетской цивилизации. Что впоследствии – ко второй половине I тысячелетия до н.э., и отразилось на представления о египетском народе Геродота и других античных авторов, «как о самом благочестивом из всех народов»:

«Геродот и другие античные авторы подтверждают сложившееся у нас впечатление, называя египтян самым благочестивым из всех народов». (2)


  Однако сохранение этого вектора развития египетской цивилизации ко второй половине I тысячелетия до н.э. было сопряжено с многовековой борьбой с силами, пытавшимися в корне его изменить, предав ему диаметрально противоположное направление, о чем и пойдет речь далее.

 


 

Основы парадигмы религиозного мышления монотеизма религии Осириса


  Основу религии жрецов заупокойного культа составляла альтернативная парадигма религиозного мышления – вера в бессмертие души в вечности загробной жизни, ставшая результатом фальсификации её жречеством губительных для флоры и фауны Египта последствий усыхания климата в Северной Африке.

 

Долина Нила

 

Рис 2. Долина Нила.


  Жречество религии Осириса умышленно и в корыстных целях – для обоснования своего заупокойного бизнеса, воспользовавшись в своей мифологии Осириса лишь его аллегорией бога-царя Египта (очеловечив его по своему образу и подобию, простых смертных), проигнорировало основополагающий образ Осириса как бога царства растительности Египта, давшего фауне и египтянам приют и пропитание в своем царстве, в связи с чем и возникла его аллегория бога-царя Египта, имевшая глубоко второстепенное смысловое значение.


  Образ Осириса как бога растительности Египта и заключал в себе изначальный смысл его мифологии, закреплявший в религиозном сознании населения долины Нила память о трагических для египетского народа последствиях усыхания климата в Северной Африке, выразившихся в гибели 90% растительности (саванн) Египта, замещенной песками пустынь бога Сетха. В связи с чем «египтяне, прежде расселенные по всей территории Египта», нашли убежище от враждебных человеческой природе пустынь Сетха в долине Нила, которая по-прежнему сохраняла за собой статус территории царства растительности Осириса в его аллегории бога-царя Египта, подтверждением чему и служило ежегодное возрождение в ней растительности, давшей приют и пропитание фауне и населению Египта.


  Поэтому ни о какой смерти бога-царя Египта не могло быть и речи, сообразно изначальному смыслу мифологии Осириса, невзирая даже на замещение 90% территорий былого царства Осириса в Египте песками пустынь бога Сетха:

«Любовь и уважение людей давали Осирису благостную в своей основе власть над людьми и над всем миром. Это вызывало острую зависть со стороны его брата — Сета (Сетха), который захотел стать царем Египта и решил предательски уничтожить Осириса». (4)


  Следовательно, парадигма религиозного мышления религии Осириса – вера в вечную загробную жизнь, является порождением лжи и корыстолюбия жрецов заупокойного культа, чей бизнес процветал многие столетия в Древнем Египте, поэтапно наращивая свое тлетворное влияние на морально-нравственный климат египетского общества, по мере столь же поэтапного роста численности клиентуры заупокойного бизнеса.

 


  И как на современный лад говорят в подобных случаях: «какой поп, таков и приход», поскольку ложь и корыстолюбие «пастырей» религии Осириса неизменно отражалась, отнюдь, не в лучшую сторону на моральном облике «паствы», т.е. на клиентах её заупокойного бизнеса. А им предоставлялась возможность внести «финансовое обеспечение» в качестве гарантии их благостной перспективы – заполучить «теплое местечко» в вечности загробной жизни в раю царства мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса, безотносительно их прижизненного морального облика, что и стимулировало в них презрение к богине Маат и этическим устоям общества.
  В свою очередь, эти гарантии райской жизни посредством её «финансового обеспечения» перед смертью, наделяли «паству» религии Осириса, по примеру их «пастырей»:
     во-первых, правом не гнушаться никакими возможностями для своего обогащения, чему и свидетельствовал аморальный в своей основе заупокойный бизнес «пастырей» религии Осириса;
     во-вторых, для «паствы», презиравшей богиню Маат и этические устои общества, открывались куда большие возможности для своего обогащения в нарушении этических устоев общества, в перечне которых были запреты: лгать, красть, убивать, лжесвидетельствовать и множество других запретов.

  Так что для своей «паствы» религия Осириса открывала, поистине, многообещающие перспективы для обогащения, что и позволяло скопить перед смертью весьма немалую сумму денежных средств для «финансового обеспечения» благостных перспектив в вечности своей райской жизни…

 


  Таким образом, с момента возникновения парадигмы религиозного мышления жречества религии Осириса, влияние её «пастырей» и их заупокойного бизнеса на морально-нравственный климат египетского общества следует оценить как диаметрально противоположное изначальному вектору развития египетской цивилизации, обусловленному приоритетами парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта.


  И именно религии Осириса выпала честь представлять собой первую в истории религиозной культуры человечества монотеистическую религию, ибо её жречество, присутствовавшее в каждом из номовых религиозных центрах после объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., поклонялось единому для них богу царства мертвых, консолидировано участвуя в выработке догматики своей религии на протяжение более трех тысячелетий своего существования, что и позволяет судить о ней как о монотеистической религии.
  Догматика религии жрецов заупокойного культа за три с лишним тысячелетия претерпела в своем развитии существенные изменения, происходившие поэтапно, сообразно сменам эпох истории единого государства Древнего Египта: 

 

   Додинастический период                IV тысячелетия до н.э.             
   Объединение Верхнего и Нижнего Египта около 3000г до н. э
   Раннее царство (1–я и 2–я династии) 3000 – 2778гг до н. э.
   Древнее царство (3–я – 6–я династии) 2778 – 2263гг до н. э.
   Первый переходный период (7–я – 10–я династии) 2263 – 2040гг до н. э.
   Среднее царство (11–я и 12–я династии) 2160 –1785гг. до н. э.
   Второй переходный период (13–я – 16–я династии) 1785 –1580гг. до и. э.
   Новое царство (17–я – 20–я династии) 1580 – 1085гг. до н. э.

   Поздний Египет

   Саитский период (26-я династия)

1085 – 332 гг. до н. э.

656 – 525 до н.э.
   Эллинский период 332 – 30 гг. до н. э. 
   Завоевание Египта Римом 30г до н. э.

 Табл. 1. Хронология истории Древнего Египта по П. Монте.


  Смена же эпох истории Древнего Египта от Раннего и Древнего царства к Среднему и т.д., в значительной мере, была предопределена поэтапно усугублявшимися, от предыдущей эпохи к последующей, результатами тлетворного влияния религии жрецов Осириса на социальный уклада жизни египетского общества.
  Поэтому каждой из эпох истории Древнего Египта соответствовал свой этап в развитии догматики религии жрецов Осириса, в ещё большей степени усугублявший её тлетворное влияние на морально-нравственный климат общества, суммарный для каждой эпохи результат которого и приводил к её краху.

  В свою очередь, смена эпохи и влекла за собой необходимость для жречества религии Осириса «совершенствовать» её догматику в целях реорганизации своего бизнеса, по мере столь же поэтапного наращивания масштабов индустрии услуг заупокойного бизнеса и роста численности «паствы».

 


  Каждой из эпох истории Древнего Египта были присущи свои отличительные особенности догматики религии Осириса, что и предопределило присутствие четырех «периодов в истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», отождествленной в египтологии апологетов веры в вечную загробную жизнь, всецело, лишь с религией Осириса, без упоминания истории номовых религий – проторелигии Египта:

«Тіеlе был первым и единственным ученым, отважившимся написать связную и довольно подробную историю египетской религии. … О.Р. Тіеlе (1902) делит всю историю египетской религии на 4 периода:
1) мемфисский пер. (древнее царство);
2) первый фиванский пер. (среднее царство);
3) второй фиванский (новое царство) и
4) саитский период.
Древнее царство обнимает собой первые 6 династий». (5)


  Этот способ деления «истории египетской религии», до сих пор сохранивший свою актуальность, соотнесен, в частности, с тремя первыми этапами в развитии догматики религии жрецов Осириса, каждому из которых соответствовали свои заупокойные тесты, предназначенные, отчасти, для разных категорий клиентов заупокойного бизнеса по мере столь же поэтапного роста их численности:

     1) Мемфисскому периоду (Древнее царство) соответствовали «Тексты пирамид» (конец V династии – 24 век до н.э.).
     2) Первому фиванскому периоду (Среднее царство) – «Тексты саркофагов».
     3) Второму фиванскому периоду (Новое царство) – «Книга мертвых».


  Об особенностях влияния на египетскую цивилизацию каждого из этих трех периодов «истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе»истории монотеистической религии Осириса, и пойдет речь далее.

 


 

Особенности влияние на египетскую цивилизацию каждого из периодов истории религии Осириса


  Мемфисскому периоду истории религии Осириса соответствовали «Тексты пирамид».
  Догматика религии Осириса этого периода, в части представлений о загробном мире и вечной жизни в нем, была ориентирована на весьма узкий контингент клиентов заупокойного бизнеса, ограниченный лишь номархами и фараонами, включая их ближайшее окружение(?).

«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона». (1)


  Вполне закономерно, что этот факт принципиально исключал из догматики религии Осириса саму идею концепции загробного суда над «властителями мира сего» – фараонами и номархами. Поэтому никакой иной альтернативы для их посмертной участи, кроме благостных перспектив вечной жизни в обществе богов правящей династии – для фараонов, и номовых богов – для номархов, догматика религии Осириса этого периода не предусматривала.


*            *            *            *            *


  Посмертная же участь остальных египтян была обусловлена их принадлежностью к проторелигии Египта с её концепцией беспристрастного загробного «суда Маат», предопределявшего как начальные условия участи в последующей реинкарнации (в подлунном мире), так и посмертную участь временного их пребывания в загробном царстве Осириса* проторелигии Египта:

«Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда». (Сказка о доле богача и бедняка в загробном царстве Осириса)


  Концепция загробного «суда Маат» в проторелигии Египта и позволяла культивировать искреннее стремление египтян «прожить жизнь с Маат в сердце», т.е. строго придерживаться этических устоев своего социума и его законов, в чем, вполне закономерно, были заинтересованы как номархи, действовавшие в едином тендеме с жречеством своих номовых религиозным центрам, так и фараоны, покровительствовавшие жречеству богов проторелигии Египта крупных и второстепенных религиозных центров, периодически одаривая их «щедрыми дарами движимого и недвижимого имущества»:

«В широко известном папирусе Харрис I, хранящемся в Британском музее, самом длинном из известных нам папирусов (длина его 45 м), содержится перечень даров – движимого и недвижимого имущества, – которые фараон XX династии Рамсес III (1182–1151 гг. до н.э.) пожаловал трем крупнейшим религиозным центрам страны – Фивам, Гелиополю и Мемфису, а также второстепенным центрам». (1)


  Тем более что жречество богов проторелигии Египта представляло собой интеллектуальную и научную элиту в каждом из номов, развивая при храмах своих богов прикладные науки и медицину, высокие для своего времени достижения в развитии которых прославили египетскую цивилизацию.


*            *            *            *            *


  Следовательно, религия жрецов Осириса с её догматикой времен Раннего и Древнего царства была исключительно элитарной религией номархов и фараонов, включая их ближайшее окружение, выведя номархов и фараонов из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта(!), обнадеживая царственных клиентов своего заупокойного бизнеса вечной жизнью в обществе главных богов царствующих династий (в каждом номе был свой главный бог, легитимизирующий божественный статус номарха, что в полной мере соответствовало главному богу любой правящей династии фараонов).
  И что было ни менее важно – им в религии жрецов Осириса уже «не грозила» бесконечная череда перевоплощений души в подлунном мире, чему были подвержены все остальные египтяне, исповедовавшие проторелигию Египта!!!


*            *            *            *            *


  Именно этот стереотип обоснования мнимых преимуществ веры в вечную загробную жизнь, с её могучим финансовым потенциалом организации заупокойного бизнеса, и был позаимствован в конце VIII – начале VII века до н.э. основателями ведического учения в Индуизме – брахманами, что столь же было унаследовано и основателями Буддизма и Джайнизма в первые века периода упанишад: «Период упанишад с 700 года до новой эры», ознаменовавшие собой в религиозной культуре населения Индостана «эпоху брожения умов» в VI-IV веках до н.э.
  «Эпоха брожения умов», представлявшая собой резкий всплеск творческой активности религиозного и философского мышления представителей разных слоев населения Индостана, и стала следствием привнесения жрецами бога Брамы в религиозную культуру Индостана совершенно чуждой ей прежде парадигмы религиозного мышления жречества религии Осириса – веры в вечное потустороннее существование души в царстве мертвых Осириса.
  В результате чего и возникла в Индуизме аналогичная вера в вечное потустороннее существование души – атмана в Браме (Брахман), олицетворявшего собой пространство потустороннего мира, в котором душа (атман), "посредством прекращения" своего бесконечного круговращение в колесе сансары, навечно воссоединялась с богом брахманов, Брамой. Что и стало заветной мечтой всех индусов – последователей ведического учения Индуизма.


«Незатейливое творчество брахманов периода упанишад и позволило им совершить столь незамысловатый переход от богов Ригведы ведийского «доклассического» периода, с его ещё незамутненной верой в реинкарнацию, к своему богу Браме, который уже стал олицетворять собой идею вечного потустороннего существования души – атмана в Браме (Брахман), «соответствуя результатам освобождения от сансары»». (Тайна происхождения Индуизма раздел: Период упанишад – зарождение заупокойного бизнеса брахманов)


*            *            *            *            *


  Тлетворное влияние заупокойного бизнеса религии жрецов Осириса, как сугубо элитарной религии номархов и фараонов времен Раннего и Древнего царств, ещё не представляло собой серьезной угрозы морально-нравственному климату общество, тем не менее оно отразилось негативно на судьбе Древнего царства весьма специфическим образом, обусловив его крах. Чему и послужил причиной факт выведения номархов и фараонов в религии жрецов Осириса из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта, что им «предоставляло право» действовать, не оглядываясь на законы государства, игнорируя и этические устои общества, а то и другое «находилось под патронажем» богини Маат, вменяясь в обязанность всем их подданным.

  Отсюда и возникла впоследствии тенденция глав авторитарной власти ставить себя над законом или диктовать закон от первого лица, игнорируя при этом нормы общественной морали и нравственности.

 


  Однако(!) следует особо акцентировать внимание на том, что факт главенствующей роли в социуме нома его царя, номарха, как и фараона единого государства – над своими подданными, ещё не тождественен сам по себе их праву самим попирать законы, а тем более править, не гнушаясь нарушением этических устоев общества, установленных Творцом!!!
  В проторелигии Египта роль богини Маат, как дочери бога Солнца – Атум-Ра в Гелиополе, подразумевала под собой главенство в жизни египетского общества моральных и нравственных норм поведения всех его представителей, включая номархов и фараонов. Поэтому фараонам и вменялась в обязанность охранять и восстанавливать Маат – и это не просто правопорядок, как интерпретирует Маат, в частности, Ян Ассман в своих работах, а весь комплекс этических устоев общества: «Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (1)


  Фараоны разных династий в религиозном сознании египтян тем или иным образом (в процессе синкретизма) были уподоблены богу солнца, Атум-Ра:

«В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра (Атум).
Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра (Атум) – первый фараон.
Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат…»


  Проторелигия Египта с её «судом Маат» в загробном царстве Осириса* культивировала в религиозном сознании египтян стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», что в полной мере касалось и номархов, по крайней мере, до возникновения религии жрецов заупокойного культа.

 


  Религия жрецов Осириса и стала столь привлекательной для номархов и фараонов времен Раннего и Древнего царств в связи с тем, что позволила им выйти из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта, обнадежив благостными перспективами вечной жизни в обществе богов правящей династии.
  Прельстившись столь радужными перспективами вечной загробной жизни, фараоны и стали первыми жертвами корыстолюбия дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса.


     Возникает вполне закономерный вопрос:
  Как отразилось на Древнем царстве (2778 – 2263гг до н. э.) и египетской цивилизации вовлечение номархов и фараонов в лоно религии жрецов Осириса?

 

Пирамиды Гизы

Рис 3. Пирамиды Гизы


  Наиболее вероятной и глубинной причиной краха Древнего царства стала прихоть его фараонов тратить львиную долю бюджета страны на возведение для себя «домов вечной жизни».

  А эта тенденция в бюджетной политике единой державы и сыграла свою неблаговидную роль, когда при последнем фараоне VI династии возникла критическая ситуация для правящей династии, вызванная отсутствием «бюджетных средств» на восполнение запасов продовольствия в связи с чередой неурожайных годов. Что и спровоцировало голодные бунты населения страны и крах Древнего царства, на смену которому пришел период смут и отсутствия единовластия – Первый переходный период (2263 – 2040гг до н. э.).


  Этому могли поспособствовать и какие-то внешние причины, но не более чем послужив спусковым механизмом к развалу уже прогнившей изнутри державы Древнего царства с губительной для её экономики бюджетной политикой чрезмерных трат на личные прихоти царствующих персон, оказавшихся в заложниках у корыстолюбия жрецов («пастырей») первой в истории человечества монотеистической религии Осириса.


  Тлетворное влияние элитарной религии Осириса времен Древнего царства на «солнцеликих» клиентов своего заупокойного бизнеса породило впоследствии весьма характерную для авторитарных правителей тенденцию не только ставить себя над законом, попирая этические устои общества, но и использовать казну государства для удовлетворения своих непомерных в финансовом отношении «прихотей».

 


  Таким образом, Древнее царство и было обязано своим крахом дельцам заупокойного бизнеса религии Осириса, что, в свою очередь, вынудило её жречество, лишившееся столь сказочно богатых клиентов своего бизнеса, как-то восполнять эту финансовую потерю. В связи с чем и потребовалось переориентировать заупокойный бизнес во времена Первого переходного периода на более перспективную для своего обогащения клиентуру, сделав ставку к эпохе Среднего царства на вовлечение в свою «паству» наиболее состоятельных египтян из числа сановной знати. Снижение планки былой элитарности своей религии позволяло жречеству Осириса значительно расширить клиентуру своего бизнеса, стимулируя дальнейшее развитие индустрии услуг заупокойного бизнеса, о чем и пойдет речь далее.

 


 

Особенности влияние на египетскую цивилизацию второго этапа развития догматики религии Осириса


  Первому фиванскому периоду истории религии Осириса соответствовали «Тексты саркофагов».

  Крах Древнего царства, негативно отразившийся на заупокойном бизнесе, вынудил жречество религии Осириса из разных номов столь же консолидировано усовершенствовать догматику своей религии, с целью наращивания клиентской базы своего заупокойного бизнеса, посредством проведения кампании по «демократизации» заупокойного культа. Первый этап этой кампании пришелся на времена Среднего царства, весьма незначительно снизив планку былой элитарности религии Осириса, поскольку в число клиентов заупокойного бизнеса было позволено войти лишь представителям знати, сановной знати:

«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона.

В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати» (1)


  И как писал Г. Масперо в книге «Древняя история народов Востока», в контексте «изменения представлений о загробной жизни (времен Среднего царства), о средствах достижения загробного счастья», это счастье совершенно не зависело от того, каков был моральный облик при жизни «паствы» религии Осириса:

«Земная жизнь человека не имела при этом никакого влияния на его загробное существование: злой или добрый, справедливый или несправедливый, раз над ним совершены были определенные обряды и аккуратно произносились известные молитвы, становился счастливым и богатым в загробной жизни». (6)


  В этой цитате речь идет, формально, как о номархах, фараонах и их ближайшем окружении Среднего царства, так и о более широком круге знати, прежде всего – сановной знати, как наиболее перспективной клиентуре заупокойного бизнеса, способной оплатить весьма недешевые, по тем временам, услуги заупокойного бизнеса, гарантировавшие заказчикам счастливые перспективы в вечности их загробной жизни, всего лишь посредством «совершения определенных обрядов и аккуратно произнесенных молитв», и совершенно безотносительно их прижизненного морального облика.

 


  Следовательно, как и в былые времена Древнего царства, когда лишь номархи и фараоны были выведены из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, подчеркивая элитарность религии Осириса, так и во времена Среднего царства из-под юрисдикции «суда Маат» были выведены представители сановной знати, в руках которых находились рычаги управления государством.


  Догматика религии Осириса после краха Древнего царства изменилась весьма существенно в плане представлений как о загробном мире, так и о царстве мертвых Осириса, преимущественно, как о месте счастливой и богатой посмертной жизни клиентуры заупокойного бизнеса, численность которой значительно возросла за счет включения в неё сановной знати, что и подразумевал под собой первый этап кампании по «демократизации» заупокойного культа времен Среднего царства.
  Поэтому и на этом этапе развития догматики религии Осириса, она по-прежнему не предусматривала идею загробного суда по отношению уже к расширенному контингенту клиентов заупокойного бизнеса – сановной знати, предоставляя ей эксклюзивное право выйти из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, и насладиться «богатством и счастьем» в вечности загробной жизни, безотносительно особенностей своего прижизненного морального облика.
 


  Таким образом, во времена Среднего царства и сановная знать, наравне с номархами и фараонами, вошедшая в число «паствы» религии Осириса, была избавлена от участи подавляющего большинства египтян, исповедовавших проторелигию Египта – от круговорота перерождений души в подлунном мире, позволив и сановной знати пренебрежительно относиться к богине Маат, т.е. презирать этические устои общества.


     Возникает непраздные вопросы:
  Каким образом вовлечение в число «паствы» религии Осириса сановной знати отразилось на морально-нравственном климате египетского общества и, в целом, на египетской цивилизации?
  И как это отразилось на судьбе Среднего царства?

 


  Тлетворное влияние заупокойный бизнес жрецов Осириса на религиозное сознание своей «паствы», в число которой во времена Среднего царства вошла сановная знать фараонов и номархов, стимулировала в их среде произвол казнокрадства, мздоимства, злоупотребления в корыстных целях властью, включая судебную, в надежде на возможность скопить достаточно финансовых средств на столь перспективном для своего обогащения поприще, для оплаты недешевых по тем временам услуг дельцов заупокойного бизнеса, посредством чего открыть себе перспективы богатства и счастья ещё и в вечности загробной жизни. (Зарождение коррупции – Религия Осириса враждебна всему, что собой олицетворяет Маат)

  Закономерным следствием тлетворного влияния религии жрецов Осириса на моральный климат египетского общества, времен Среднего царства, стало зарождение в Древнем Египте таких пагубных для процветания государства явлений как коррупция, казнокрадство, мздоимство и пр. злоупотреблений властью в среде сановной знати, что, вполне закономерно, привело к ещё большим проблемам в бюджетной сфере могущественной державы Древнего Египта, изъязвляя её могущество изнутри.


  Во времена Среднего царства не только фараоны и номархи позволяли себе использовать казну страны на удовлетворение своих «прихотей», включавших в себя воздвижения «домов вечной жизни» и храмовых комплексов подле них, хотя и умерили свой пыл, памятуя о посмертной участи фараонов Древнего царства, однако эта условная умеренность трат фараонов и номархов из казны с лихвой компенсировалась казнокрадством и мздоимством их сановной знати, наносившими бюджету страны гораздо больший урон.

 


Поэтапное развитие индустрии заупокойного бизнеса


  Каждому из представленных выше двух этапов в развитии догматики религии жрецов Осириса соответствовал и свой масштаб индустрии заупокойного бизнеса. Лишь после завершения войн за объединение Египта, которые опустошали казну царей Верхнего и Нижнего Египта, наступил благоприятный период для жречества заупокойного культа проявить свою трогательную заботу о перспективах вечной загробной жизни первых клиентов своего заупокойного бизнеса – номархов и фараонов эпохи Раннего царства. И поскольку финансовые возможности номархов в своих тратах на обретение благостных перспектив загробной жизни в «домах вечной жизни», несоизмеримо уступали аналогичным возможностям фараонов первых и последующих династий, индустрия услуг заупокойного бизнеса столь же была пристрастно ориентирована на самых состоятельных из числа своей «паствы».
  Объединение Египта, формально, и стало отправной точкой для развития индустрии услуг заупокойного бизнеса религии Осириса, позволив жрецам заупокойного культа со времен Раннего царства совершенствовать, фактически, с нуля, в частности:
     – как способы мумификации тел усопших:

«Самый авторитетный специалист по египетским мумиям, английский медик Элиот Смит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии (3050–2890 гг. до н. э.), а при II династии (2890–2685 гг. до н. э.) существовал несовершенный способ мумификации». (1)


     – так и архитектуру «домов вечной жизни» для фараонов, чему свидетельством является динамика развития архитектуры пирамид фараонов III-IV династии, начиная ещё с уровня архитектуры мастаб фараонов I-II династии, венцом которой стала ступенчатая пирамида фараона III династии, Джосера.

 


  Включение в клиентуру заупокойного бизнеса сановной знати во времена Среднего царства, хоть и понизило планку былой её элитарности, тем не менее позволило значительно увеличить масштабы индустрии заупокойного бизнеса, компенсировав за счет этого потери от утраты своих сказочно богатых и щедрых клиентов эпохи Древнего царства.
  Однако фараоны династий Первого переходного периода (VII–X династии) и Среднего царства (XI и XII династии) уже не были столь щедры в своих тратах на возведения для себя помпезных «домов вечной жизни», как это было присуще фараонам Древнего царства, особенно, фараонам IV династии. Поскольку они прекрасно были осведомлены о плачевной участи погребальных комплексов и мест погребения своих предшественников, разграбленных во времена Первого переходного периода не столько рядовыми мародёрами, сколько толпами простых египтян, доведенных до крайности голодом или иными бедами, обрушившимися на Египет в преддверии краха Древнего царства.
  До народа Египта наконец-то дошло осознание лживости иллюзий, навязанных им религиозной пропагандой жречества религии Осириса, о том, что фараоны и в потустороннем мире, наслаждаясь обществом богов правящей династии, проявляют рачительную заботу о благополучие египетского народа. Из чего следовало, что к усыпальницам фараонов надлежало относиться с пиететом и глубоким религиозным почтением.
  Осознание лживости заверений жречества религии Осириса, не оправдавших себя на момент краха Древнего царства, и стимулировало часть населения Египта выместить свою ненависть, в частности, на неприкосновенных ранее местах погребения фараонов, забывших о своих прямых обязанностях – в вечности загробной жизни в обществе богов Египта проявлять заботу о благоденствии своего народа.


  Вот так лживые посулы дельцов заупокойного бизнеса фараонам не только позволяли им беззастенчиво «доить» казну Древнего царства, но и обратились впоследствии для доверчивых фараонов проклятием последующих поколений египтян, уничтоживших их мумии при разграблении «домов вечной жизни», оказавшихся по этой причине далеко не гарантией вечной жизни их «обитателей». Ибо уничтожение мумии, формально, как и изображения фараона, включая его двойника – Ка, «было равносильно прекращению вечной жизни и полному забвению», чем и закончилась эпопея вечной жизни в обществе богов Египта большинства фараонов эпохи Древнего царства, доверившихся лживым посулам дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса, основанной на вере в вечную загробную жизнь, и ставшей первой монотеистической религии в религиозной культуре человечества.


  И каждая последующая страница истории религии Осириса также была пропитана ложью её жрецов – её «пастырей», ибо в основе мотивации их деятельности лежало корыстолюбие, тлетворно влиявшее на морально-нравственный облик «паствы».
  Поэтому и не удивителен вывод ещё жречества проторелигии Египта о том, что религия Осириса враждебна всему, что собой олицетворяет богиня Маат.


*            *            *            *            *


  Таким образом, тлетворное влияние заупокойного бизнеса религии Осириса, в целом, на египетское общество во времена Среднего царства, соответствуя второму этапу развития её догматики, привнесло в египетскую цивилизацию такие явления в социальной жизни общества как коррупция во всех ветвях власти, казнокрадство и прочие «шалости» «паствы» религии Осириса – сановной знати, стимулировавшие их безмерное обогащение, вопреки этическим устоям общества, что и являлось результатом их выведения из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта.
  Роскошь и нравы сановной знати описывает О.Я. Перепёлкин в книге «История Древнего Египта»:

«Роскошь, которую позволяла себе знать, была действительно необыкновенной: золото, черное дерево, слоновая кость, страусовые перья, тончайшее полотно, цветы, курения, благовония... Стоило, говорили, сановнику кликнуть одного слугу, как откликалась тысяча. И, приветствуя господина, слуги и подчиненные падали перед ним ниц.
Но точно так же, как знать заставляла пресмыкаться перед собой подчиненных, она сама пресмыкалась перед царем, и великолепный двор приветствовал его, лежа на животах и лобзая землю». (7)


  Как свидетельствует история авторитарных государств, нравы и стремление к роскоши египетской сановной знати, вопреки этическим устоям общества и его законам, чему египетская цивилизация была обязана её вовлечению в лоно религии Осириса, остаются до сих пор неотъемлемым атрибутом чиновничества высшего (и не только) ранга.

 


Завершение эпохи Среднего царства


  Последствия тлетворного влияния религии жрецов Осириса на моральный облик своей «паствы» отразились столь же пагубно на судьбе Среднего царства, как и предыдущая их деятельность во времена Древнего царства, завершившаяся его крахом.
  Завершению эпохи Среднего царства египетская цивилизация также обязана корыстолюбию жречества религии Осириса, сообразно уже второму этапу развития её догматики, в результате чего урон казне фараонов Среднего царства из-за коррупции и казнокрадства сановной знати, возраставший (урон казне) по мере их вовлечения в лоно религии Осириса, ко временам правления последнего фараона XII-й династии стал настолько непомерным обременением для экономики и бюджета страны, потенциально, приближая его кончину, что этим просто не могли ни воспользоваться внешние враги Египта – гиксосы, «люди неизвестного происхождения», как бы это не выглядело смехотворно, в контексте былого могущества державы Среднего царства. Они представляли собой либо народ, либо союз племен, завоевавший северную часть Древнего Египта во времена правления фараонов XIII—XVII династий с 1785 по 1580гг. до н. э., что и соответствовало в истории Древнего Египта Второму переходному периоду.


  Казнокрадство, мздоимство и коррупция сановной знати времен Среднего царства настолько ослабили экономическую мощь державы и её военный потенциал, отразившись негативно на способности центральной власть контролировать ситуацию в стране, что кончина правления фараонов XII-й династии Среднего царства стала делом времени…
  Тем более, что коррупция в судебной системе столь же не могла ни отразиться негативно на отношение простых египтян к власть-предержащим, не мотивируя их выступить в её защиту, когда в страну вторглись полчища внешних врагов, что касалось, по всей видимости, и рядовых «военнослужащих», столь же не проявлявших особого рвения проливать свою кровь…


  По мере вовлечение судей светских судов в лоно религии Осириса, коррупция процветала в их среде, позволяя судьям презирать богиню Маат – этические устои общества, верша в корыстных целях неправедное правосудие, что в значительной мере усугубилось ко временам Нового царства:

«Статьи указа против взяточничества судей свидетельствовали, что и на суде бедняк не находил управы на обидчиков». (6)


  Многие предыдущие годы последователи проторелигии Египта – подавляющее большинство египтян, являлись свидетелями попрания принципов Маат в высших сферах египетского общества – сановной знатью, принадлежность которой к «пастве» религии Осириса, выводило её из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта. Следовательно, во времена Среднего царства религия Осириса оказывала несоизмеримо в большей степени тлетворное влияние на морально-нравственный климат общества, многократно увеличив численность своей «паствы», по сравнению с влиянием её заупокойного бизнеса эпохи Древнего царства.
  Поэтому от результатов тлетворного влияние «пастырей» и «паствы» религии Осириса на морально-нравственный климат египетского общества, в конечном итоге, во времена Среднего царства страдали уже все слои общества, а не только казна и бюджет как местных царьков, номархов, так и центральной власти фараонов.

 


  Моральная деградация высших слоев египетского общества во времена Среднего царства, по всей видимости, и породила выражение: «Рыба гниёт с головы», чему человечество столь же обязано первой в его истории религиозной культуры монотеистической религии Осириса.


  И как после крах Древнего царства последовал почти двухсотлетней продолжительности Первый переходный период (VII–X династии), так и после кончины Среднего царства, которую также нельзя назвать безвременной, последовал двухсотлетней продолжительности уже Второй переходный период (XIII–XVI династии).


  В свою очередь, Второй переходный период позволил жречеству заупокойного культа вновь прибегнуть к модернизации догматики своей религии, все также, исключительно, в целях развития индустрии своего заупокойного бизнеса, чему и был посвящен уже второй этап кампании по «демократизации» заупокойного культа, приуроченный к эпохе Нового царства, о чем и пойдет речь далее.

 


 

Особенности влияние на египетскую цивилизацию третьего этапа развития догматики религии Осириса


  Второму фиванскому периоду истории религии Осириса соответствовала «Книга мертвых».
  Её появление в религии Осириса времен Нового царства было сопряжено со стремлением жрецов заупокойного культа ещё более нарастить масштабы индустрии заупокойного бизнеса, за счет вовлечения в «паству» своей религии мало-мальски состоятельных египтян из разных слоев общества, столь же гарантируя им место в раю царства мертвых своего бога, безотносительно их морального облика при жизни.
  И это(!) невзирая на появление в догматике религии Осириса Нового царства концепции загробного суда(!), который, казалось бы, должен был стимулировать стремление её «паствы» при жизни придерживаться этических устоев общества:

«Если в 125-й главе «Книги мертвых» очень важную, можно сказать основную, роль играет загробный суд, основанный на нравственном принципе, то магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей». (1)


  Одна из двух процедур загробного судопроизводства концепция загробного суда религии Осириса явилась своеобразной приманкой для вовлечения в неё мало-мальски состоятельных египтян, ранее исповедовавших проторелигию Египта с её единственной процедурой загробного судопроизводства – «судом Маат», пользовавшимся исключительным доверием подавляющего большинства египтян. В связи с чем, она и была позаимствована дельцами заупокойного бизнеса для своей концепции загробного суда лишь в качестве «приманки».

 

Суд Осириса

Рис 4. Суд Осириса.


  Ложь и корыстолюбие жрецов религии Осириса в своей совокупности не утратила своего приоритетного значения на третьем этапе совершенствования догматики своей религии в эпоху Нового царства, стимулируя их усердие в наращивании масштабов индустрии заупокойного бизнеса за счет дополнительного расширения её клиентской базы, посредством проведения второго этапа кампании по «демократизации» заупокойного культа.

«Сущность этой демократизации состояла в том, что теперь не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только его вельможная и сановная знать, погребенная в многочисленных мастаба, но и простые смертные претендуют на привилегии в потустороннем мире». (1)


  Поэтому и неудивительно, что, солгав не единожды в корыстных целях своим доверителям – своей «пастве», на предыдущих этапах развития догматики религии Осириса, консолидированные усилия её жрецов из разных номов, увенчались выработков единой концепции загробного суда, с небольшими вариациями для каждого из номов.
  В своей концепции загробного суда дельцы заупокойного бизнеса лицемерно исказили суть позаимствованной ими процедуры загробного судопроизводства проторелигии Египта, придав её второстепенное значение, уступавшее коррупционноемкой процедуре загробного судопроизводства – произнесение подсудимым «негативной исповеди» перед двумя составами загробного судилища, ставшей приоритетной, исключительно, за счет привлечения заупокойной магии.
  А она и подразумевала под собой полную дискредитацию результатов и значимости «суда Маат» – психостасии («взвешивание сердца»), позволяя адептам религии Осириса, прикупившим перед смертью «Книгу мертвых», предстать перед судьями загробного суда в облике «безгрешных и святых», гарантированно избежав обвинительного вердикта суда Осириса. То есть прикупив перед смертью «Книгу мертвых» у дельцов заупокойного бизнеса, любой её обладатель, безотносительно его прижизненного морального облика, получал гарантии вечной жизни в раю бога дельцов заупокойного бизнеса:

«Умерший, ссылаясь на знание имен судей, делает их для себя безопасными и превращает свои оправдания в магические формулы, заставляющие признать его невиновность. Всякий египтянин с этой главой (125-й главов) в руках и на устах оказывался безгрешным и святым, … Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения». (1)


  Следовательно, загробная магия «Книги мертвых» гарантировала оправдательный вердикт любому, кто прикупил её перед смертью, будь им самый отъявленный грешник, в связи с чем он «оказывался безгрешным и святым» в глазах судей загробного судилища. Что самым беспардонным образом противоречило результатам единственной в проторелигии Египта процедуры загробного судопроизводства – беспристрастному «суду Маат», которая (процедура), формально, и присутствовала в качестве одной из двух процедур загробного судопроизводства в концепции загробного суда религии Осириса.
  Этот факт подтверждает в очередной раз лживую и лицемерную сущность жрецов религии Осириса, извративших результат позаимствованной из проторелигии Египта процедуру «суда Маат», полностью девальвируя её роль в своей религии, что вдобавок усугублялось дискредитацией богов загробного судилища, униженных своим ничтожеством перед лицом эфемерной магией дельцов заупокойного бизнеса.

 


  Загробный суд религии Осириса времен Нового царства, представленный в свитках папируса «Книги мертвых», лишь с формально позаимствованной из проторелигии Египта процедурой «суда Маат» (психостасия – «взвешивание сердца»), уже неформально выводил из-под юрисдикции суда Маат проторелигии Египта и мало-мальски состоятельных египтян, вовлеченных в число «паствы» религии Осириса в ходе второго этапа кампании по «демократизации» заупокойного культа, для целей чего и была предназначена «Книга мертвых».
  Следовательно, жречество религии Осириса во времена Нового царства, в целях наращивания объемов индустрии своего заупокойного бизнеса, распространяло свое тлетворное влияние в ещё больших масштабах в египетском общества, по сравнению с эпохой Среднего царства, что угрожало египетской цивилизации уже аморальным апокалипсисом «крайней степенью противоправного беспредела, приводящего к распадению социальных, экономических, этических и культурных структур общества».


  И если бы не противодействие этой тенденции движения египетской цивилизации к аморальному апокалипсису, в угоду финансовому процветанию первой в истории человечества монотеистической религии Осириса, со стороны здоровых сил египетского общества, представленных жречеством проторелигии Египта при поддержке фараона XVIII династии Аменхотепа IV-Эхнатона, то судьба египетской цивилизации ко второй половине I тысячелетия до н.э. была бы совершенно иной, полностью противореча представлениям Геродота и других античных философов «о египтянах как о самом благочестивом из всех народов». (2)


  Эхнатон в ходе своей религиозной реформы запретил первую в истории религиозной культуре человечества монотеистическую религию жрецов Осириса(!), отказавшись от её традиционной роли в качестве религии фараонов в той же мере, в какой в XVI веке некоторые страны северной и центральной Европы отказались от Католицизма, уличив Римско-католическую церковь в аморальной торговле индульгенциями, отворявшей «врата рая Господа» за звонкую монету отъявленным грешникам:

«В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?» М. Лютер


что было полной аналогией торговли свитками «Книги мертвых» в религии дельцов заупокойного бизнеса Нового царства:

«магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе (125-й) призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей. Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения».

 


Завершение эпохи Нового царства


  Судьба же Нового царства, по итогам реванша жречества Осириса и Амона после смерти Эхнатона, восстановивших свое влияние на фараонов последующих династий, была столь же печальной, как и судьба Среднего царства. Ибо его упадок, начавшийся ещё во времена XIX династии, был связан с разгулом коррупции и прочих последствий тлетворного влияния религии Осириса на свою «паству», негативно отразившейся как на способности центральной власти контролировать ситуацию в стане и на её казне, так и на моральном климате среды, некогда служившей опорой центральной власти, чем не могли ни воспользоваться внешние враги:

«В конце 19 дин. (13 в. до Р.Х.) начинается медленный упадок Нового царства, признаками которого явились ожесточенная борьба за трон, усилившаяся коррупция чиновников и нападения извне, прежде всего т.н. "народов моря". (7)

 


 

Итоги влияния религии Осириса на вектор развития египетской цивилизации и всего человечества


  Подведем итоги влияния на египетскую цивилизацию и державу Древнего Египта, каждого из трех первых периодов в развитии догматики религии Осириса, с верой её «пастырей» и «паствы» в вечную загробную жизнь в царстве мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса, что и позволяло «пастве» презирать богиню Маат – этические устои общества:


     1.    «Паства» религии Осириса времен Раннего и Древнего царства – номархи и фараоны:


а) власть царя выше законов и этических устоев общества, вменяемых в обязанность всем подданным, как основа для возникновения авторитаризма;
б) волюнтаризм бюджетной политики государства в угоду «прихотям» номархов и фараонов, столь же отразившимся впоследствии на нравах авторитарных правителей всех времен и народов.


     2.    Вовлечение со времен Среднего царства в «паству» религии Осириса сановной знати номархов и фараонов:


а) возникновение коррупции во всех ветвях власти номархов и фараонов, что наиболее показательно отражалось на судебной системе – взяточничество судей светских судов: «на суде бедняк не находил управы на обидчиков». (6)
б) казнокрадство и распил бюджета уже в пользу сановной знати номархов и фараонов, наносивший их казне куда больший урон, нежели урон казне от удовлетворения собственных «прихотей» – пункт 1. б).


     3.    Вовлечение во времена Нового царства в «паству» религии Осириса мало-мальски состоятельные египтяне из разных слоев общества:


 Усугубление тенденции скатывания египетской цивилизации в пропасть аморального апокалипсиса«крайняя степень противоправного беспредела, приводящего к распадению социальных, экономических, этических и культурных структур общества».


  Перечисленные выше «новшества», привнесенные жрецами заупокойного культа религии Осириса в египетскую цивилизацию, стали следствием их озабоченности наращивания масштабов индустрии своего заупокойного бизнеса. Дельцы заупокойного бизнеса в своих мечтах лелеяли надежду на вовлечение в свою «паству» всех поголовно египтян, что и грозило египетской цивилизации аморальным апокалипсисом.



  И именно религиозная реформа фараона XVIII династии, Аменхотепа IV-Эхнатона, стала поворотным пунктом в истории развития заупокойного бизнеса религии Осириса и движения египетской цивилизации к аморальному апокалипсису, невзирая даже на реванш жречества Осириса и Амона после смерти Эхнатона, восстановивших свое влияние на последующие династии фараонов.
  Чему содействовала интеллектуальная и научная элита общества – жречество богов проторелигии Египта, всемерно поддержавшее религиозную реформу Эхнатона, а впоследствии, продолжавшее свою деятельность по дискредитации заупокойного бизнеса религии Осириса, в частности, и посредством сказок, подобных сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса, как единого бога царства мертвых двух религий!

  В своей деятельности жречество богов проторелигии Египта добилось неоспоримых успехов (Некоторые аспекты религиозной реформы Эхнатона), чему подтверждением являются:

     Во-первых, увядание культа Осириса уже по окончании эпохи Нового царства, о чем свидетельствует утрата былого блеска Абидоса как центра культа Осириса:

«По окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (1)


     Во-вторых, признание во второй половине I тысячелетия до н.э. Геродотом и другими античными авторами «египтян самым благочестивым из всех народов» (2)


  А это уже свидетельствовало о возвращении египетской цивилизации к исходному вектору своего развития, обусловленному ценностными приоритетами проторелигии Египта, жречество которой и предотвратило реализацию заветной мечты дельцов заупокойного бизнеса – навязать всем египтянам веру в вечную загробную жизнь(!), в связи с чем и стало отождествляться с язычниками – врагами Христианства, после его возведения в статус государственной религии Римской империи в конце IV века.

 


  В результате уничтожения святынь и храмов язычников Египта – жречества богов проторелигии Египта, что в полной мере относилось и к мужам науки античного мира, христианизированная Европа погрузилась в пучину религиозного мракобесия «Темного средневековья», шлейф которого протянулся вплоть до XIX века, о чем и свидетельствовало доминировавшее положение в обществе большинства европейских стран Церкви. Её влияние, в частности, прослеживается и в академических кругах египтологов, «изучавших и изучающих» египетскую религию.
  Чему египтология обязана апологетам религии Осириса от египтологии в их категорическом отрицании какой бы то ни было иной парадигмы религиозного мышления населения долины Нила, кроме веры в вечную загробную жизнь. Поэтому-то и «египетская религия» всецело отождествляется ими лишь с религией Осириса, сообразно четырем периодам «истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», как именно истории монотеистической религии Осириса.


  Распиаренное в египтологии и широкой общественности стремление апологетов религии Осириса от египтологии выдать амарнскую религию фараона XVIII династии Аменхотепа IV-Эхнатона за первую в истории человечества монотеистическую религию, преследует совершенно иные цели – скрыть истинную причину религиозной реформы Эхнатона, как и некоторые её особенности.
  Ибо она, прежде всего, была направлена на запрет монотеистической религии Осириса из-за тлетворного влиянием её заупокойного бизнеса на свою «паству», посредством выведения её из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, что грозило египетской цивилизации во времена Нового царства скатиться в пропасть аморального апокалипсиса.



  Присутствие в религиозной культуре населения Древнего Египта монотеистической религии жрецов Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, на фоне иной парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта, как совокупности номовых политеистических религий, совершенно не препятствует отождествлению религии Осириса с понятием монотеистической религии в той же мере, в какой, например, сосуществование Христианства на равных правах с политеистическими религиями Римской империи при императоре Константине I, совершенно не искажает восприятие Христианства как монотеистической религии, каковой её и принято традиционно представлять.
  Поэтому первой в истории религиозной культуры человечества монотеистической религией является религия Осириса, ставшая образцом для подражания и прародительницей других монотеистических религий, к числу которых по времени их возникновения относятся:


     1.    Иудаизм, ставший результатом религиозной реформы Моисея еврейской религии – переход от политеизма языческих богов 12-ти колен Израилевых к монотеизму Бога Моисея (XII-X века до н.э.). Идея единобожия была заимствована авторами Пятикнижия Моисея из религии Осириса, унаследовав из «Книги мертвы» ещё и большую часть заповедей «Бога Евреев, Господа».
  Тем не менее в Иудаизме и Христианстве «почему-то?» предпочитают не акцентировать внимание своей паствы на этом заимствовании, по умолчанию, приписывая Ветхозаветному Богу, приоритет происхождения заповедей и законов, данных Им через Моисея Своему народу.


  Заимствование авторами Пятикнижия Моисея (и других Книг Ветхого Завета) идеи единобожия Моисея из религии жрецов Осириса Боге, прослеживается и на их представлениях о Своем Боге, Яхве (Господе), проявлявшем изрядное душегубство по отношению к согрешившими пред Ним представителям Своего народа, что столь же находит свое объяснение в отсутствии концепции Ада для грешников в религии Осириса времен Исхода евреев из Египта.
  Концепция Ада для грешников появилась в догматике религии Осириса лишь через несколько веков после Исхода евреев из Египта, что впоследствии и было унаследовано Христианством. Поэтому душегубство Ветхозаветного Бога по отношению к согрешившим пред Ним представителям Своего народа выглядит совершенно излишним и неоправданным в свете представлений христианского богословия о том, что смерть грешника не избавляет за грехи его тяжкие, особенно пред Господом, от участи «целую вечность(!) гореть в Аду», что и является более действенным способом достижения религиозного послушания, нежели угроза смертью без акцента на посмертные страдания грешников.

 


     2.    Индуизм, Буддизм и Джайнизм, ставшие результатом заимствования, начиная с VII века до н.э. основателями Индуизма, брахманами, идеи вечного потустороннего существования души – атмана в Браме, из религии жрецов заупокойного культа с её верой в вечную загробную жизнь в царстве мертвых Осириса.
  Выведение жречеством религии Осириса своей «паствы» из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта имело для неё следующие взаимосвязанные последствия:

     во-первых, освобождало от участи последователей проторелигию Египта – от бесконечной череды перевоплощений души в подлунном мире, а это в полной мере соответствовало понятию сансары в индийских религиях.
  Следовательно, освобождение «паствы» религии Осириса от участи последователей проторелигии Египта является полным эквивалентом понятию «освобождение от сансары» в Индуизме!

     во-вторых, открывало «пастве» религии Осириса перспективы блаженства в вечности загробной жизни в царстве мертвых Осириса, что в полной мере соответствовало понятию брахманов о своем боге, Браме, как о некоем пространстве потустороннего мира, в котором душа (атман) воссоединяется навечно с богом брахманов, Браманом (Брамой) – соединение атмана с Брамой, что и «соответствует результатам освобождения от сансары».
( Период упанишад – зарождение заупокойного бизнеса брахманов )

  Таким образом, основателям брахманизма даже не пришлось переиначивать смысл «творческой инновации» жречества заупокойного культа религии Осириса, скопировав его основу, что не следует примитивизировать, воспринимая излишне буквально…

 


     3.    Христианство в первые века н.э., к формированию догматики которого было причастно высшее жречество религии Осириса, вследствие чего жречество богов проторелигии Египта, предотвратившее аморальный апокалипсис египетской цивилизации, и было отождествлено с язычниками – врагами Христианства…


     4.    И другие монистические религии, ставшие «уделом» нового тысячелетия от Р.Х.


  К счастью, далеко не все монотеистические религии и их отдельные конфессии унаследовали из монотеизма религии Осириса её главную особенность – заупокойный бизнес, служащий гарантией для «паствы» наследовать Рай в вечности «загробной жизни», что в полной мере относилось к торговле индульгенциями в Римско-католической церкви XVI века.

 


  Первый век от Р.Х. стал завершающим веком в истории монотеистической религии Осириса, поскольку сокрушительный удар по её увядавшему в I тысячелетии до н.э. заупокойному бизнесу нанесла Римская империя в 30 году до н.э., лишив Египет института фараонов…
  Популярность заупокойного культа в I тысячелетии до н.э. неуклонно падала в египетском обществе, что и являлось результатом деятельности жречества богов проторелигии Египта. Поэтому жречество религии Осириса трезво осознавало бесперспективность продолжения своего заупокойного бизнеса в египетском обществе, лелея надежды на его возрождении в несколько измененном виде в религии, податливой к влиянию на её догматику извне. И их выбор пал на религию ранних христиан… 


  Таким образом, кончина первой в истории религиозной культуры человечества монотеистической религии Осириса, увядание заупокойного бизнеса которой началось ещё со времен религиозной реформы Эхнатона, тем не менее успевшей «породив к жизни» в I тысячелетии до н.э. несколько монотеистических религий, не прошла бесследно как для египетской цивилизации, так и для религиозной культуры всего человечества, поскольку она возродилась к «новой жизни» в религии ортодоксального Христианства, времен её доминирования в религиозном сознании населения Европы и не только…


Сентябрь-октябрь 2025 года.


Литература


1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.
2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999
3. А. Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. изд. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2008.
4. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
5. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М. Издание Солдатенкова. 1895.
6. О. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта. СПб.: Изд-во «Журнал ,,Нева“». 2000.
7. В.В. Ребрик. Древнеегипетская магия и медицина. Санкт-Петербург. 2016.