Причина исключительного душегубства ветхозаветного Бога


«Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык,
Бог великий, сильный и страшный» (Второзаконие 10:17)

 

  В свете известных нашим современникам представлений о посмертной участи грешников в религии христиан, исключительное душегубство ветхозаветного Бога, Яхве (Господа), проявленное к «согрешившим» перед Ним египтянам и представителям Своего народа за 40 лет скитаний евреев по пустыне, вызывает искреннее недоумение у непредвзятых читателей Пятикнижия.
  «Бог Евреев» (Исход 9:1) методично демонстрировал еврейскому народу многочисленные примеры Своего душегубства, что в отношении египтян (десять казней египетских и финальная сцена утопления фараона и его войска) хоть как-то было оправдано Его заботами о том, чтобы еврейский народ уверовал в Него, глядя на гибель египтян:

«И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря».
«И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его». (Исход 14:30-31).


  Вот по отношению к согрешившим пред Ним представителям Своего народа последующее Его душегубство выглядит совершенно излишним и неоправданным в свете представлений христианского богословия о том, что смерть грешника не избавляет за грехи его тяжкие, особенно пред Господом, от участи «целую вечность(!) гореть в Аду», что и является более действенным способом достижения религиозного послушания, нежели угроза смертью без акцента на посмертные страдания грешников.

 


  Возникает непраздный вопрос: почему Яхве ограничился лишь физическим истреблением представителей Своего народа, примеров чему в тексте Книги Исход предостаточно, а не воспользовался более действенным способом добиться их религиозного послушания – посредством устрашения потенциальных грешников адскими муками в загробном мире?
  Вполне очевидно, что актуальность создания («сотворения») загробного мира для ветхозаветного Бога, Творца библейского мироздания, должна была возникнуть после выдворения Адами и Евы из Рая, невзирая даже на продолжительность жизни первых потомков этой пары, исчисляемой сотнями лет.


  Имел ли Яхве, а правильнее поставить вопрос: имели ли авторы Пятикнижия, включая Моисея, представления об Аде для грешников в той библейской картине мира, Творцом которой они и представили своего Бога? Уточним, не столько на момент «сотворения мира», сколько уже ко временам исхода еврейского народа из Египта.
  Это далеко не праздный вопрос, поскольку ропот евреев на условия своей жизни в пустыне и делал их в глазах Яхве грешниками, достойными почему-то лишь физического истребления:

– «да воспламениться гнев Мой на них, и истреблю их» (Исход 32:10)
– «Поражу его (народ) язвою, и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его». (Числа 14:11, 12)
– «Отстранитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение». (Числа 16: 45)
– «А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;» (Числа 14:33)

И т.п.


  Такой способ устрашения представителей Своего народа, с целью добиться их рабской покорности и веры в Своего Бога, и вызывает недоумение:

«Потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (Левит 25:55)

 


  Создается впечатление, что авторы Пятикнижия, включая Моисея, как основатели Иудаизма совершенно не были осведомлены о существовании столь эффективного способа прививки религиозного послушания, которое взяли на вооружение в Христианстве, как и вообще о загробной участи согрешивших пред Господом – тех, кого Яхве подвергал насильственной смерти, примеров чему в Пятикнижие приведено множество.
  По всей видимости, ветхозаветный Бог, представленный в Книге Бытия Творцом библейского мироздания, даже не подозревал на том этапе Творения, как и значительно позже – ко временам исхода евреев из Египта, о необходимости создания загробного мира для (душ) смертных, коль по заверениям христианских богословов душа (бессмертная) сотворена вместе с (бренным) телом.


  Вполне возможно, что доля (душ) умерших праведников была Им предопределена вознесением в Рай, на чем авторы Пятикнижия попросту не акцентируют внимание, поскольку оно посвящено в основном описанию забот Бога Евреев о земных перспективах бытия Своего народа, ведомого Им в «земли обетованные».
  Однако, вполне очевидно, что у авторов Пятикнижия полностью отсутствовали представления о посмертной участи тех, кто разгневал Яхве, согрешив пред Ним, что и предопределило в наказание за это их безальтернативную участь – «лишь» физическую смерть:

1) «Люди недовольны манной и хотят мяса
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?
Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок.
А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». (Числа 11: 4-7)

Перепела. Те, кто их ел, умирают …» (Числа 11:4-34)


2) «Гнев Господа. Моисей и Аарон заступаются за Израильтян

И сказал Господь Моисею, говоря:
Отстранитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои.
И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу, и положи в неё огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу, и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение.
И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курение и заступил народ;
Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корреву». (Числа 16: 41-49)


3) «Ядовитые змеи. Моисей делает медного змея
От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути.
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

И послал Господь на народ ядовитых змей, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых». (Числа 21:4-6)
И пр.


  С чем же была связана такая недальновидность представлений авторов Пятикнижия как о масштабах творения их Бога, исключавших ареал загробного существования (душ) грешников – потомков Адама и Евы, так и о столь безальтернативной участи согрешивших пред их Богом представителей еврейского народа, достойных лишь физической смерти?

 


  Ответ на этот вопрос кроется в предыстории возникновения религии Моисея, который вывел еврейский народ из Египта во времена Нового царства (1580–1085гг. до н. э.), что соответствует предположению многих авторитетных исследователей, включая З. Фрейда и о. А. Меня, которые посвятили основательные труды исследованию исторических условий, предопределивших причины возникновения еврейского монотеизма.
  Вполне очевидно, что потребность в создании новой религии для еврейского народа возникла задолго до исхода евреев из Египта, поскольку политеизм религии древних израильтян за четыре столетия («Время же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исход 12:40)) их рабского существования в Египте испытывал кризис, связанный с неспособностью языческих богов 12 колен Израилевых защитить еврейский народ от рабских условий существования под гнетом власти фараонов.


«Религия древних израильтян и иудеев, как и религии других окружавших их народов, была политеистичной. Главой древне-израильского пантеона был общесемитский верховный бог Эл (иначе Элоах или Элохим). Само это имя, собственно, и значит «бог».
Эл был верховным богом и главой совета богов (Пс 81:1), он (Эл Всевышний) был творцом и владыкой неба и земли. В иудейско-израильском пантеоне фигурируют также Ашера — верховная богиня и супруга Эла, богиня любви и плодородия Астарта, земледельческий бог Баал (Ваал) …
Очень популярными были культы войска небесного — Солнца, Луны и звезд (Иер. 8:2). Звезды изображаются сражающими против врагов Израиля (Суд. 5:20).

Поклонение Баалу и Ашере неоднократно с осуждением упоминается в Ветхом завете (Суд. 2:13; 10:6).

Особое место в иудейском пантеоне занимал бог Яхве (Йахве). Само его имя (оно означает «сущий») избегали произносить; вместо него говорили и читали «господь мой» («адонай»)».
(Ветхий Завет и его мир, И.Ш. Шифман, М. Политиздат, 1987)


  Вполне естественно, что авторы Пятикнижия, как люди приоритетно-религиозного склада ума, находились под влиянием религиозных воззрений, с одной стороны, служителей культов языческих богов 12 колен Израилевых, один из которых – бог Яхве, и стал единым Богом религии Моисея, а с другой стороны, под влиянием религии Древнего Египта, своеобразным стержнем которой, объединявшим вокруг себя конгломерат культов разнообразных её богов, была религия жрецов заупокойного культа с их единым богом Осирисом, покровителем вечной загробной жизни.

 


  Как предполагают многие исследователи, исход евреев из Египта происходил не позднее времен завершения эпохи Нового царства (1580–1085гг. до н. э.). По всей видимости, это было связано с каким-то серьезным кризисом царской власти, который мог иметь место как после краха религиозной реформы Эхнатона (XVIII династии), что соответствует точке зрения З. Фрейда и о. А. Меня, так и во времена завершения эпохи Нового царства.
  Поэтому в этих условиях правящие круги Египта были озабочены решением более серьезных государственных проблем, нежели проявлением заботы об участи рабов. И не исключено, что кризису царской власти сопутствовал и экономический кризис, в результате чего возникли сложности с продовольственным обеспечением (а) «рабов», что стало серьезной проблемой, учитывая численность, в частности, еврейского народа (б):

а) «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок». (Числа 11: 4-7)
б) «В пасхальную ночь Израильтяне покидают Египет
… И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;» (Исход 12:37)


  По этой причине еврейский народ быль оставлен, банально, на произвол судьбы, чем и воспользовались основатели Иудаизма, выводя свой народ из Египта, что представляется более реалистичным ходом развития событий исхода евреев из Египта, нежели результаты мифотворчества на эту тему, представленные в Книге Исход. И даже З. Фрейд и о. А. Мень полностью игнорируют упоминание десяти казней египетских в своих трудах, что свидетельствует об их скептическом отношении к реалистичности этих «событий», вполне очевидно, отождествленных ими с результатами мифотворчества авторов Пятикнижия.
  Впоследствии исход евреев из Египта как раз и стимулировал основателей Иудаизма, авторов Пятикнижия, к изрядному мифотворчеству, чтобы последующим поколениям еврейского народа внушить веру в своего единого Бога, Яхве, поскольку языческие боги 12 колен Израилевых, как и их жрецы, к тому времени не пользовались религиозным авторитетом среди большинства еврейского народа. Возможно, этим кризисом политеизма и объясняется та строптивость в среде еврейского народа, которую неоднократно отмечают авторы Пятикнижия, сокрушаясь по этому поводу:

«Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный». (Исход 32:21, 22)
«Моисей увидел, что этот народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его». (Исход 32:25)
«Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас;» (Исход 33:5)


  Вера в единого Бога Яхве прививалась основателями Иудаизма посредством устрашения народа Его мифологическим всемогуществом, что и представлено во всех шокирующих подробностях в Книгах Исход и Числа. Да и Моисей сам неоднократно отождествляет «Бога Евреев», Яхве (Господа), с богом великим и страшным, вменяя в обязанность еврейскому народу бояться Его:

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?
Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего,
ходил всеми путями Его, и служил Господу, Богу твоему,» (Второзаконие 10:12)
«Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,» (Второзаконие 10:17)

 



Атон  З. Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» развивает гипотезу о заимствовании Моисеем «идеи Единого Бога» своей религии из религии Аменхотепа IV-Эхнатона с её единым богом Атоном в образе солнечного диска, которого фараон противопоставил традиционным богам религии Древнего Египта.

  Однако отождествление религии Эхнатона с монотеизмом – весьма ошибочное суждение, поскольку Атон был не единственным богов в религии Эхнатона, да и гонению при нем подверглись культы далеко не всех богов религии Древнего Египта.

 

  Отец А. Мень в своей книге «История религии», Том 2. («ДОМ РАБСТВА. МОИСЕЙ Египет, ок. 1300—1230 гг.) выражает явное несогласие с точкой зрения З. Фрейда о влиянии на Моисея реформы Эхнатона. Он приводит достаточно убедительную аргументацию против этого:

«Существует предположение, что Моисей заимствовал идею Единого Бога от тайных последователей Эхнатона, которые могли сохраниться до его времени.
Но эта гипотеза, в сущности, ни на чем не основана.
В религии Моисея слишком ясно выражена связь с верой еврейских праотцев, и, кроме того, мы не находим в ней никаких следов солнцепоклонства.
Буря, тучи, пламя и дым — вот постоянные символы ветхозаветных Богоявлений.
Образ Солнца в них никогда не участвует. Оно не включено ни в один из поэтических эпитетов Ягве во всей Библии».


  От. А. Мень, указывая на такие «символы ветхозаветных Богоявлений» как «буря, тучи, пламя и дым», противопоставляя их солнцепоклонству Эхнатона, мог бы привести и более веский аргумент из текста Книги Исход, который противопоставляет значимость солнца (бога Атона) в религии Эхнатона, как источника света, тому мраку, в который вступил Моисей, дабы приблизиться к Богу:

«Моисей приближается в Богу,
а народ стоит вдали

И стоял народ вдали, а Моисей вступил
во мрак, где Бог». (Исход 20:18-21)


  Столь существенная разница в восприятии Эхнатоном и Моисеем своих богов как раз и делает несостоятельной гипотезу З. Фрейда, что усугубляется ещё и полным крахом реформы Эхнатона, свидетелем которого был Моисей, по версии З. Фрейда.

 

Осирис 

  Вот в религии жрецов заупокойного культа действительно существовало единобожие, представленное повелителем царства мертвых (загробного мира) – богом Осирисом, который стал единым богом для жрецов заупокойного культа во всех номах Древнего Египта. Именно его мифология и стала краеугольным камнем веры в вечную загробную жизнь и основой мощной индустрии заупокойного бизнеса жрецов религии Осириса.


  Религиозная реформа Эхнатона как раз и предусматривала запрет культа Осириса (вместе с его заупокойным бизнесом) в числе культов других традиционных богов, противопоставив им культ бога Атона в образе солнце. В свою очередь, крах реформы Эхнатона сопровождался реставрацией культов традиционных богов религии Древнего Египта, включая возрождение из временного небытия и культа Осириса – единого бога религии жрецов заупокойного культа.

  Да и владыка загробного мира, Осирис, в большей степени, чем Атон – солнце (свет), соответствует представлениям авторов Пятикнижия, включая Моисея, о своем Боге: «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исход 20:21).
  Поэтому, если уж и приписывать заимствование идеи единобожия основателям Иудаизма, то эту идею они позаимствовали из религии жрецов заупокойного культа (религии Осириса), которые присутствовали во всех номах Древнего Египта, что было немаловажным обстоятельством, учитывая локальное размещение еврейского народа на просторах державы Древнего Египта – в отдалении от её столицы в Фивах.

 


  Заимствованию Моисеем идеи Единого Бога у жречества религии Осириса способствовало ещё одно важное обстоятельство, объясняющее непримиримое отношение «Бога Евреев», Яхве (Господа), к многобожию язычников.
  Дело в том, что жречество религии Осириса при создании концепции загробного суда во времена так называемой «демократизации» заупокойного культа, начавшейся после завершения эпохи Древнего царства, умудрилось дискредитировать в глазах значительной части египетского общества многочисленных богов религии Древнего Египта своими представлениями о Всесилии заупокойной магии «Книги мертвых», что было связано с популяризацией учения о загробном суде во времена Нового царства.


  Заупокойная магия «Книги мертвых», фактически, превращала некогда достойных почитания богов религии Древнего Египта, выступавших в роли судей загробного суда, в безвольные марионетки корыстолюбивых дельцов заупокойного бизнеса. И как результат влияния заупокойной магии «Книги мертвых» на богов загробного судилища, они закрывали глаза своего праведного правосудия на грехи подсудимых, прикупивших перед смертью «Книгу мертвых», которая и стала по этой причине талисманом от загробного осуждения, «отворяя» врата рая («сехет иару») царства мертвых Осириса для самых закоренелых грешников (и моральных уродов).
  Вердикт загробного суда для этих закоренелых грешников при отсутствии у них заупокойных текстов «Книги мертвых» был бы совершенно иным – участь навечно сгинуть телом и душой в пасти чудовища Аммат здесь же в зале суда Осириса.
  Поэтому желание прикупить перед смертью «Книгу мертвых» стало доминирующем среди отъявленных грешников и моральных уродов, презиравших нравственные нормы египетского общества, существовавшие под покровительством богини Маат задолго до возникновения концепции загробного суда в религии Древнего Египта.


  В свою очередь, дискредитация многочисленных богов религии Древнего Египта привела к возникновению антагонизма между жречеством религии Осириса, извлекавшим прибыль из торговли «Книгами мертвых», и служителями культов (жрецами) других многочисленных богов религии Древнего Египта, что впоследствии и предопределило ненависть апологетов единобожия к язычникам, нашедшую в полной мере свое отражение в религии Моисея.
  Вот эта совокупность фактов и подтверждает заимствование основателями Иудаизма идеи Единого Бога у жрецов религии Осириса, противопоставленного ими многобожию религии Древнего Египта, что и предопределило в Пятикнижие категорическое неприятие «Богом Евреев», Яхве (Господом), языческого многобожия.

 


  Авторы Пятикнижия, включая Моисея, не ограничились заимствованием лишь идеи Единого Бога из религии жрецов заупокойного культа (религии Осириса), позаимствовав и представления о моральном кодексе египтян, сформулированном в виде пунктов «негативной исповеди», произнесение которой перед судьями загробного суда было обязанностью усопших в соответствии с учением о загробном суде:

«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)


  В результате этого заимствования, большая часть из десяти заповедей «Бога Евреев», Яхве (Господа), данных еврейскому народу через Моисея, соответствует основным нравственным грехам из морального кодекса египтян – пунктам «негативной исповеди», в чем можно убедиться в приведенной ниже Табл. 1, в которой они и сопоставляются.

 

 

Заповеди «Бога Евреев», Яхве (Господа),
данные через Моисея Своему народу

(Исход 20:1-27)

Пункты «негативной исповеди»,
соответствующие им
Да не будет у тебя других
богов пред лицом Моим; и пр.
Я не нарушал божественного табу.
Я не покушался на предметы богов.
Я не богохульствовал.
Я не совершал грехов в Месте Истины.
Не убивай. Я не убивал мужчин и женщин.
Я не отравлял.
Я не приказывал убивать.
Не прелюбодействуй. Я не прелюбодействовал.
Не кради. Я не воровал.
Я не крал зерно.
Я не занимался вооружённым разбоем.
Я не похищал приношения.
Я не надувал на весах.
Я не крал печенья [поднесенные] для умерших.
Не приноси ложного свидетельства на ближнего своего. Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не клеветал [на человека]
Я не лгал.
Я не заставлял других плакать.
Я не совершил несправедливостей против людей.
 Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Я не покушался на чужую жену.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не присваивал обрабатываемых земель.
Я не вредил служителю (рабу) в глазах его хозяина. И т.п.
 
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.   О важности почитания родителей в религии Древнего Египта (ещё времен Древнего царства) свидетельствуют посмертные автобиографии вельмож. Например, в гробнице Уни, служившего при двух фараонах VI династии, это сформулировано так: «Я был постоянно любим отцом своим и хвалим матерью своей, приятен своим братьям». (Религия Древнего Египта. Коростовцев М. А. М. изд. «Наука». 1976)

Таб. 1


  Как видим, выводя еврейский народ из Египта, Моисей сформулировал десять заповедей Яхве (Господа), фактически, позаимствовав представления о нравственных грехах египтян времен Нового царства из религии Древнего Египта, которые были представлены в «негативной исповеди» – моральном кодексе египтян (*). Соблюдение египтянином при жизни пунктов этого морального кодекса и являлось предметом рассмотрения богов загробного судилища.


Суд ОсирисаРис. Загробный суд в царстве мертвых Осириса.


  Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что авторы Пятикнижия, как люди приоритетно-религиозного склада ума, были в курсе всех нюансов учения о загробном суде в религии Древнего Египта времен Нового царства.

  Концепция загробного суда в те времена предусматривала лишь вечную загробную жизнь «праведников» в египетском раю, «сехет иару», как следствие вынесения им оправдательного вердикта загробного суда.
  Грешники же, чей вердикт загробного суда не предусматривал для них столь желанной доли, были обречены на безальтернативную участь – сгинуть на веке в пасти чудовища Аммат здесь же в зале суда, т.е. погибнуть окончательно и безвозвратно телом и душой.


  Ни о каких загробных муках грешников, подобных мукам грешников в христианском Аду, жрецы заупокойного культа религии Осириса во времена Нового царства ни сном ни духом не ведали.
  Возникновение прототипа христианского Ада для грешников в религии Древнего Египта произошло лишь в I тысячелетии до н. э., т.е. значительно позже Исхода евреев из Египта. Поэтому лишь учение о загробном суде над умершими в царстве мертвых Осириса, ставшее популярным во времена Нового царства, и возымело свое влияние на основателей Иудаизма, наделивших своего Бога, Яхве (Господа), также лишь безальтернативным отношение к согрешившим пред Ним, карая их смертью, что было тождественно участи египтян-грешников в загробном мире, отданных судом Осириса на пожирание чудовищу Аммат.


  Таким образом, нет ничего удивительного в том, что ветхозаветный Бог, Яхве (Господь), прибегал лишь к исключительному душегубству по отношению к согрешившим пред Ним, поскольку авторы мифотворчества о Нем – авторы Пятикнижия, и сами не имели представлений о существовании в их библейской картине мироздания ареала загробного мира (Ада), предназначенного для грешников.
  И уже Христианство восполнило «пробел» в библейском мироздании ветхозаветного Бога, обустроив в нем ареал обитания душ грешников (Ад в христианском загробном мире), позаимствовав свои представления об Аде из религии Осириса уже времен середины-конца I тысячелетия до н.э.


  Ж.–Ф. Шампольон был абсолютно прав, говоря об Египте, что «Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации».

 


  * – Нельзя исключать и возможности существования в религии евреев-язычников 12 коле Израилевых, ещё до «порабощения» еврейского народа царями Египта, морального кодекса, также содержавшего в себе перечень пунктов, соответствующих большинству из десяти заповедям Бога Моисея. Поскольку подобная конкретика пунктов моральных кодексов была присуща всем социально зрелым сообществам людей (народам), преследуя цель создания благоприятного нравственно-этического климата в общественной жизни каждого такого сообщества (народа), тем самым способствуя его процветанию и укреплению единства.
  В основе процветания любого социально зрелого сообщества людей (народа) как раз и лежали категорические запреты, сформулированные в наиболее важных пунктах морального кодекса египтян, к которым и относятся большинство из десяти заповедей, позаимствованных Моисеем либо из морального кодекса египтян, о чем свидетельствует приведенное выше их сопоставление, либо из морального кодекса ещё евреев-язычников, о существовании которого можно только догадываться, не исключая такой возможности.


  Моральный кодекс любого из социально зрелых сообществ людей (народов) был предназначен (и применим), исключительно, для членов (к членам) сообщества, не распространяясь на представителей иных сообществ людей, если, конечно, речь не шла об условиях мирного сосуществования нескольких сообществ (народов). Это и подразумевало под собой правомерность убийства и порабощения врагов в условиях войны, не противореча запрету убивать, который касался лишь членов своего сообщества для каждой из воюющих сторон.
  Так что по отношению к рабам, не имевшим статуса равноправных членов сообщества, моральный кодекс имел существенные ограничения, причисляя рабов к частной собственности членов сообщества, на стаже которой стояли уже соответствующие пункты морального кодекса, защищавшие право частной собственности, например, запрет воровства – «не кради» и т.п., включая, запрет нанесения вреда чужому рабу, что соответствовало одному из пунктов «негативной исповеди»: «Я не вредил служителю (рабу) в глазах его хозяина».


*            *            *            *            *


  Наравне с высокой вероятностью заимствования Моисеем большей части из десяти заповедей Яхве (Господом) из морального кодекса египтян, некоторые из законов, данных Богом через Моисея Своему народу, также соответствуют содержанию отдельных пунктов «негативной исповеди», о чем можно судить по их сопоставлению в Табл. 2:

 

 

И вот законы, которые ты
объявишь им: (Исход 21:1)
Пункты «негативной исповеди»,
соответствующие им

Ворожей не оставляй в живых.
(Исход 22:18)

Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Я не пытался узнать то, что еще не стало.
Я не произносил проклятия.
Будьте милосердны к бедным
(Исход 22:21)
Я не отнимал [ничего] у бедняка.
Об уважении к начальствующим
Судей не злословь и начальника
в народе твоем не поноси.
(Исход 22:28)
Я не порицал.
Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Будьте справедливы!
Не внимай пустым слухам, не
давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. (Исход 23:1,2)
Я не был безразличен, видя зло.
Я не заставлял [никого] рыдать.
Я не прибегал к хитрости и уловкам.
Я не клеветал [на человека].
Я не закрывал уши от слов правды.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не совершил несправедливостей против людей.
И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; (Левит 24:15) Я не богохульствовал.

Табл. 2.

 

  Как известно, Исход евреев из Египта, по версии авторов Пятикнижия, сопровождался дарованием Яхве (Господом) милости «народу Своему в глазах Египтян, и они давали ему» вещи серебряные и золотые:

«И сделали сыны Израилевы по слову Моисея
и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд».
«Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян:
и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исход 12:35-36)


  В той же мере, в какой Господь «обобрал Египтян», сообразно терминологии авторов Книги Исход(!), Он с Моисеем ещё и позаимствовал многое из морального кодекса египтян, который служил целям укрепления нравственного здоровья египетского общества, что было столь же актуально и для народа Господа, чем и объясняется это заимствование.

 


  Таким образом, четырехсотлетнее пребывание еврейского народа в Египте и невольное приобщение авторов Пятикнижия к религиозной культуре египтян времен Нового царства, как видим, нашло свое отражение в религии Моисея, что в полной мере предопределило и отсутствие представлений у авторов Пятикнижия о существовании в библейской картине мира подобия Ада для грешников, согрешивших пред Яхве (Господом). В результате чего ветхозаветный Бог и ограничился лишением жизни тех, кто согрешил пред Ним, что, формально, соответствовало во времена Нового царства участи представших перед судом Осириса египетских грешников – погибнуть безвозвратно телом и душой.


Октябрь-декабрь 2021г.