«Негативная исповедь» или «исповедь отрицания»
«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)
Актуальность создания своей собственной концепции загробного суда в религии Древнего Египта возникла лишь после краха Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.) и была связана с заботами дельцов заупокойного бизнеса (жрецов заупокойного культа) по продвижению услуг своего бизнеса в широкие слои населения Египта, что и подразумевало под собой значение выражения: «демократизация» заупокойного культа, вошедшего в употребление среди египтологов.
Дабы способствовать процветанию заупокойного бизнеса уже в условиях «демократизации» заупокойного культа, жреческие коллегии крупных религиозных центров пришли к консенсусу в разработке коррупционноёмкой процедуры загробного судопроизводства, основанной на произнесении подсудимым «негативной исповеди» перед двумя составами богов загробного судилища. Эта процедура и предполагала возможность влияния Всесильной магии «Книги мертвых» на вердикт загробного суда, что и позволяло дельцам заупокойного бизнеса извлекать немалые доходы из торговли этими заупокойными текстами.
Рис 1. Второй состав богов загробного судилища.
Религиозные центры также достигли согласия, канонизировав число пунктов «негативной исповеди» – 42, соотнеся их с численностью второго состава богов судилища, представленного 42-я демоническими существами, в ведении каждого из которых находился один из этих 42-х ритуальных и нравственных грехов подсудимого.
Тем не менее традиционный для номов религиозный сепаратизм в отстаивании значимости местных богов предусматривал для разных религиозных центров возможность формирования на свое усмотрение первого состава богов загробного судилища, дополняя к числу эннеады богов Гелиополя своих местных богов, в результате чего мы имеем некоторую вариативность численности богов загробного судилища первого состава.
Рис 2 и 3. Два варианта численности первого состава богов загробного судилища.
Это косвенно подтверждается и присутствием в двух вариантах «негативной исповеди» греха, связанного с непочтительным отношением к местному богу:
– «я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога;»
– «я не относился с презрением к богу моего города».
Вместе с этим, на усмотрение разных религиозных центров оставлялось и формулирование конкретики содержания каждого из 42-х пунктов перечня «негативной исповеди», и как следствие этого в разных вариантах «Книги мертвых» отсутствует их каноническое единообразие в части формулировок, а также присутствует некоторое разнообразие смыслового содержания, по всей видимости, наиболее актуального для конкретных религиозных центров. Это связано с тем, что число пунктов «негативной исповеди» могло быть и куда большим, чем 42-а, поскольку, гипотетически, при желании «моралистов с законодательным статусом при дворе каждого номарха» перечень ритуальных и нравственных грехов можно было раздуть и до куда большего числа пунктов, ограждая ими как частоколом жизнедеятельность простых египтян, коим и вменялось в обязанность «прожить жизнь с Маат в сердце».
Однако в большинстве своем пункты «негативной исповеди» в разных вариантах «Книги мертвых» идентичны по смыслу, что и соответствует их общечеловеческой значимости как нравственного кодекса, благоприятствующего развитию и процветанию любого общества.
Ниже приведены два варианта перечня пунктов «негативной исповеди», при внимательном анализе содержания которых можно выявить некоторые расхождения как в формулировках, так и в смысловом содержании.
1. Перечень пунктов «негативная исповедь» из «Книги мертвых» времен XVIII династии:
«Я не совершил несправедливостей против людей;
я не был жесток к животным;
я не совершал грехов в Месте Истины;
я не пытался узнать то, что еще не стало;
я не был безразличен, видя зло;
я не был... мое имя не было сообщено водителю Ладьи;
я не богохульствовал;
я не отнимал [ничего] у бедняка;
я не нарушал божественного табу;
я не вредил служителю в глазах его хозяина;
-
я не отравлял;
я не заставлял [никого] рыдать;
я не убивал;
я не приказывал убивать;
я никому не причинял страдания;
я не преуменьшал пищевые доходы храма;
я не портил хлеба для богов;
я не крал печенья [поднесенные] для умерших;
я не был педерастом;
я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога;
-
я не увеличивал и не уменьшал никаких мер;
я не изменял [площади] аруры;
я не обманывал и на поларуры;
я не увеличивал веса гири;
я не надувал на весах;
я не отнимал молока от уст младенцев;
я не лишал мелкий скот пастбища;
я не ловил птиц [предназначенных] богам;
я не удил их рыбу;
я не устанавливал заслонов для [отведения] воды;
-
я не тушил горящего [на алтаре] огня;
я не нарушал мясной пост;
я не останавливал скот;
...
я не задерживал выхода бога [из храма]».
(М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)
2. Перечень пунктов «негативная исповедь» из папируса «Книги мертвых» фиванского писца, Ани, созданной около 1250 года до н. э. во времена XIX династии (78-метровый папирус Ани):
«Я не совершал греха.
Я не занимался вооружённым разбоем.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не покушался на предметы богов.
Я не лгал.
Я не чревоугодничал.
Я не произносил проклятия.
-
Я не прелюбодействовал.
Я не заставлял других плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести].
Я не бросался в драку.
Я не прибегал к хитрости и уловкам.
Я не присваивал обрабатываемых земель.
Я не подслушивал украдкой.
Я не клеветал [на человека]
Я не сердился без причины.
Я не покушался на чужую жену.
-
Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
Я не был неряхой.
Я не изводил никого.
Я не преступал [закона].
Я не гневался.
Я не закрывал уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не был жесток.
Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не действовал (не судил) поспешно.
-
Я не лез не в своё дело.
Я не говорил многозначно.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Я не мешал [потокам] воды.
Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
Я не богохульствовал.
Я не поддавался слепой ярости.
Я не крал хлеб у богов.
Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших.
Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу».