«Негативная исповедь» или «исповедь отрицания»


«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)


  Актуальность создания своей собственной концепции загробного суда в религии Древнего Египта возникла лишь после краха Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.) и была связана с заботами дельцов заупокойного бизнеса (жрецов заупокойного культа) по продвижению услуг своего бизнеса в широкие слои населения Египта, что и подразумевало под собой значение выражения: «демократизация» заупокойного культа, вошедшего в употребление среди египтологов.
  Дабы способствовать процветанию заупокойного бизнеса уже в условиях «демократизации» заупокойного культа, жреческие коллегии крупных религиозных центров пришли к консенсусу в разработке коррупционноёмкой процедуры загробного судопроизводства, основанной на произнесении подсудимым «негативной исповеди» перед двумя составами богов загробного судилища. Эта процедура и предполагала возможность влияния Всесильной магии «Книги мертвых» на вердикт загробного суда, что и позволяло дельцам заупокойного бизнеса извлекать немалые доходы из торговли этими заупокойными текстами.

 

  Рис 1. Второй состав богов загробного судилища. Второй состав богов загробного судилища.

 

  Религиозные центры также достигли согласия, канонизировав число пунктов «негативной исповеди» – 42, соотнеся их с численностью второго состава богов судилища, представленного 42-я демоническими существами, в ведении каждого из которых находился один из этих 42-х ритуальных и нравственных грехов подсудимого.
  Тем не менее традиционный для номов религиозный сепаратизм в отстаивании значимости местных богов предусматривал для разных религиозных центров возможность формирования на свое усмотрение первого состава богов загробного судилища, дополняя к числу эннеады богов Гелиополя своих местных богов, в результате чего мы имеем некоторую вариативность численности богов загробного судилища первого состава. 

 

  Рис 2 и 3. Два варианта численности первого состава богов загробного судилища.

Первый вариант первого состава богов судилищаВторой вариант первого состава богов судилища

 

  Это косвенно подтверждается и присутствием в двух вариантах «негативной исповеди» греха, связанного с непочтительным отношением к местному богу:

– «я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога;»


– «я не относился с презрением к богу моего города».


  Вместе с этим, на усмотрение разных религиозных центров оставлялось и формулирование конкретики содержания каждого из 42-х пунктов перечня «негативной исповеди», и как следствие этого в разных вариантах «Книги мертвых» отсутствует их каноническое единообразие в части формулировок, а также присутствует некоторое разнообразие смыслового содержания, по всей видимости, наиболее актуального для конкретных религиозных центров. Это связано с тем, что число пунктов «негативной исповеди» могло быть и куда большим, чем 42-а, поскольку, гипотетически, при желании «моралистов с законодательным статусом при дворе каждого номарха» перечень ритуальных и нравственных грехов можно было раздуть и до куда большего числа пунктов, ограждая ими как частоколом жизнедеятельность простых египтян, коим и вменялось в обязанность «прожить жизнь с Маат в сердце».
  Однако в большинстве своем пункты «негативной исповеди» в разных вариантах «Книги мертвых» идентичны по смыслу, что и соответствует их общечеловеческой значимости как нравственного кодекса, благоприятствующего развитию и процветанию любого общества.


  Ниже приведены два варианта перечня пунктов «негативной исповеди», при внимательном анализе содержания которых можно выявить некоторые расхождения как в формулировках, так и в смысловом содержании.


     1.   Перечень пунктов «негативная исповедь» из «Книги мертвых» времен XVIII династии:


«Я не совершил несправедливостей против людей;
я не был жесток к животным;
я не совершал грехов в Месте Истины;
я не пытался узнать то, что еще не стало;
я не был безразличен, видя зло;
я не был... мое имя не было сообщено водителю Ладьи;
я не богохульствовал;
я не отнимал [ничего] у бедняка;
я не нарушал божественного табу;
я не вредил служителю в глазах его хозяина;
-
я не отравлял;
я не заставлял [никого] рыдать;
я не убивал;
я не приказывал убивать;
я никому не причинял страдания;
я не преуменьшал пищевые доходы храма;
я не портил хлеба для богов;
я не крал печенья [поднесенные] для умерших;
я не был педерастом;
я не предавался прелюбодеянию в святилище моего городского бога;
-
я не увеличивал и не уменьшал никаких мер;
я не изменял [площади] аруры;
я не обманывал и на поларуры;
я не увеличивал веса гири;
я не надувал на весах;
я не отнимал молока от уст младенцев;
я не лишал мелкий скот пастбища;
я не ловил птиц [предназначенных] богам;
я не удил их рыбу;
я не устанавливал заслонов для [отведения] воды;
-
я не тушил горящего [на алтаре] огня;
я не нарушал мясной пост;
я не останавливал скот;
...
я не задерживал выхода бога [из храма]».
(М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)

 


     2.   Перечень пунктов «негативная исповедь» из папируса «Книги мертвых» фиванского писца, Ани, созданной около 1250 года до н. э. во времена XIX династии (78-метровый папирус Ани):


«Я не совершал греха.
Я не занимался вооружённым разбоем.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не покушался на предметы богов.
Я не лгал.
Я не чревоугодничал.
Я не произносил проклятия.
-
Я не прелюбодействовал.
Я не заставлял других плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести].
Я не бросался в драку.
Я не прибегал к хитрости и уловкам.
Я не присваивал обрабатываемых земель.
Я не подслушивал украдкой.
Я не клеветал [на человека]
Я не сердился без причины.
Я не покушался на чужую жену.
-
Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
Я не был неряхой.
Я не изводил никого.
Я не преступал [закона].
Я не гневался.
Я не закрывал уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не был жесток.
Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не действовал (не судил) поспешно.
-
Я не лез не в своё дело.
Я не говорил многозначно.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Я не мешал [потокам] воды.
Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
Я не богохульствовал.
Я не поддавался слепой ярости.
Я не крал хлеб у богов.
Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших.

Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу».