Основные положения хорарной астрологии
«Хорарная астрология стала популярной, т.к. люди хотели задавать вопросы звездам, но не знали точного времени своего рождения. Многие правила, которыми мы пользуемся сегодня, взяты из «Христианской Астрологии» Уильяма Лилли, написанной в XVII веке. Лилли, в свою очередь, позаимствовал эти правила у астрологов средневековья и древних греков, которые заимствовали их из разных и часто противоречивых источников.
Большинство хорарных текстов после Лилли просто копировали его правила практически бездумно. В результате хорарная ветвь астрологии увяла после середины XVII века» – из книги Э. Льюис «Хорарная астрология. Простая и понятная» (2).
Несколько цитат из Вильяма Лилли, «Христианская Астрология» (1):
«Глава XX. Каковы сигнификаторы кверента и квесита.
Введение в суждение по вопросу
Кверент – это тот или та, кто задает вопрос и желает разрешения. Квесит - это тот или та, или вещь, о которой спрашивают или которую ищут.
Сигнификатор – это всего лишь планета, управляющая домом, который означает желаемую вещь. Так, если восходит Овен, то Марс, владыка Овна, будет сигнификатором кверента; т. е. восходящий знак будет частично означать его сложение, тело или фигуру, а владыка Асцендента, Луна и планета в Асценденте, или та, с которой Луна или владыка Асцендента находятся в аспекте, будет показывать его качество и кондиции, так же смешанные друг с другом. Так что когда восходит какой-либо знак, то планета, являющаяся владыкой этого знака, будет называться владыкой дома или сигнификатором того, кто спрашивает, и т.д.
Поэтому в первую очередь, когда задан тот или иной вопрос, восходящий знак и его владыка всегда отдаются тому или той, кто задал вопрос.
Во-вторых, ты должен затем рассмотреть предложенное дело и посмотреть, к какому из двенадцати домов оно определенно относится. Когда ты нашел дом, рассмотри знак и владыку этого знака, как и в каком знаке, и в какой части небес он расположен, какие имеет достоинства, какой аспект образует с владыкой Асцендента, кто препятствует твоему сигнификатору, кто является ему другом, т.е. какая это планета и владыкой какого дома является, или в каком доме расположена – от мужчины или женщины, означаемых этой планетой, ты получишь поддержку или помеху, или они будут в таком отношении к тебе, на которое указывает та планета, владыкой какого дома она будет – таков и враг. Если владыка дома, означающего врагов, то действительно враг, если дружественного дома, то друг. В этих словах заключен естественный ключ ко всей астрологии, если они правильно поняты. С помощью нижеследующих примеров я разъясню все вещи, поскольку не хочу и не собираюсь ничего скрывать, дабы не держать изучающего в состоянии неизвестности относительно того, что полезно для правильного понимания и что обязательно нужно знать.
Во всех вопросах мы считаем Луну косигнификатором кверента или владыки Асцендента (некоторые считают, что сигнификатором является также и планета, от которой отделилась Луна, что я никоим образом не подтверждаю, и в своей практике никогда не мог найти свидетельств этому).
Подобным образом они присовокупили в суждении планету, к которой Луна апплицирует в момент вопроса, как косигнификатора владыки дома квесита, или требуемой вещи.
Рассмотрев должным образом несколько аппликаций и сепараций владык домов, означающих вопрос, а также Луну, положение в небесах и качества аспектов, которые Луна и каждый из сигнификаторов делают друг к другу, ты можешь начать судить и рассматривать, произойдет ли требуемое, – да или нет, какими или чьими средствами, когда, и будет ли это хорошо для кверента в продвижении его потребностей, да или нет.
Глава XXI. Как узнать придет ли желаемая вещь к завершению, да или нет
Древние передали нам, что существуют четыре пути или средства, которые открывают, будет ли разрешен вопрос или достигнута желаемая вещь, да или нет.
Соединение. Первый – посредством соединения, когда ты находишь, что владыка Асцендента и владыка дома, означающего требуемую вещь спешат к соединению, и в первом доме или любом угловом, и сигнификаторы встречаются без воспрепятствования или рефранации до того, как они придут к точному соединению; тогда ты можешь судить, что желаемое произойдет без каких бы то ни было помех или препятствий, и тем быстрее, если сигнификаторы быстры в движении и эссенциально или акцидентально сильны. Но если это соединение сигнификаторов происходит в последующем доме, дело будет завершено, однако не так быстро; если в падающем доме – то с неопределенными потерями времени, некоторыми трудностями и значительной борьбой.
Аспект секстиль или трин. Дела также приходят к завершению, когда главные сигнификаторы приближаются к аспекту секстиль или трин из хороших домов и мест, где они обладают эссенциальными достоинствами (и не встречают враждебных аспектов, приближаясь к точному аспекту секстиль или трин).
Аспект оппозиция. Дела также идут к завершению, когда сигнификаторы сближаются в аспекте квадратура, если при этом каждая планета обладает достоинством в тех градусах, где она расположена, и приближение происходит из подходящих и хороших домов, в противном случае – нет. Иногда случается, что дело происходит, когда сигнификаторы сближаются к оппозиции, но такое бывает, когда присутствует взаимная рецепция по домам, и из дружественных домов, и Луна отделяется от сигнификатора желаемой вещи и приближается в настоящее время к владыке Асцендентa. Я редко видел, чтобы что-нибудь завершилось таким путем, через оппозицию; но для кверента было бы лучше, если бы вещь не произошла. Если вопрос касался брака, стороны редко приходят к согласию, но вечно спорят и ссорятся, и каждая сторона жалуется, на свою злую участь, проклиная своих алчных родителей, как будто у них самих нет ума. А если вопрос касался приданного или денег, кверент добивался своего, получал обещанные деньги или долю, но ему обходилось дороже судебное решение, чем того стоил долг, и т.д., и так, я видел, происходит во многих других делах.»
«Какие отметины, родинки или шрамы имеет кверент на любой части тела
... но если у тебя есть точное время, ты никогда не будешь разочарован справедливостью этого суждения, которое бесконечно будет удовлетворять любого из изучающих, и будет причиной их великого наслаждения искусством, и позволит понять, что во всем искусстве астрологии много искренности, когда оно правильно понято и практикуется, что в наше время встретить очень трудно».
Обратите внимание на неоднократное упоминание в тексте В. Лилли мысли о важности правильного понимания астрологической премудрости, что возводит астрологию в ранг искусства. Эти слова В. Лилли позволяют предположить, что в его времена было крайне мало астрологов, правильно понимающих астрологию. На этом общем фоне поверхностного восприятия хорарной астрологии вряд ли стоит подвергать сомнению слова Э. Льюиса о бездумном копировании правил В. Лилли в последующих трудах, что, бес сомнения, привело к деградации и необоснованности многих суждений в астрологии у последующих поколения.
И как результат процесса деградации астрологического знания уже на современном профессиональном «среднестатистическом» уровне, мы наблюдаем разительное отличие современного, мягко говоря, поверхностного анализа темы тюремного заключения по натальной карте от глубокого и многостороннего анализа этого вопроса В. Лилли, о чем более детально написано в статье «Тайны 12 дома. Часть вторая». В отличие от В. Лилли многие астрологи нашего времени, видимо, как и большинство его современников, крайне шаблонно и примитивно подходя к этому вопросу, основывая свои суждения только по 12 дому.
Тот, кто внимательно читал книгу «Христианская Астрология», не мог не обратить внимания на то, что сам В. Лилли, приводя примеры, во многих случаях игнорировал рассмотрение сигнификаторов того дома, к которому формально относится вопрос. Например, «Глава XLVIII. Получит ли слуга свободу от своего хозяина?» не содержит в тексте ни слова упоминания о 6 доме карты (слуга) и его сигнификаторе (владыке). Еще пример: «Глава XCVL Леди о своем заключенном муже, когда он будет освобожден? Этот вопрос относится к двенадцатому дому; ...», а далее по тексту так же нет упоминаний о сигнификаторе 12 дома.
Это лишь свидетельствует о том, что В. Лилли избегал примитивных шаблонов при рассмотрении вопросов, относящихся к определенному дому гороскопа, уделяя внимание полному анализу хорарной карты и пониманию символической взаимосвязи картины хорара c реальным процессом реализации Божьего Промысла.
Большинство наших современников, как и современников В. Лилли, не утруждая себя заботой понимания астрологии, довольствуются тиражированием шаблонов, заимствованных из первоисточников, смысл которых для них остается скрытым, а «творческая способность домысливать» что-то за классика у них в избытке. Это же может относиться и к классикам, которые каждый по своему модифицировали первоисточники, опираясь на собственные представления и опыт, что приводило уже к разногласию в некоторых вопросах среди классиков астрологии. Поэтому неслучайно Э. Льюис написал о своей книге:
«Эта книга появилась в связи с хаосом, с которым я столкнулся во время чтения хорарной литературы. Когда я делал заметки, чтобы прояснить некоторые хорарные понятия, я обнаружил множество противоречий у авторов, писавших об этом искусстве. Похоже, что авторитеты не могли прийти к соглашению о значении многих терминов, обычно используемых в хорарной практике. Чтобы понять основы некоторых определений, я обратился к авторам XIX века, таким как Симмонит. Я обнаружил, что почти все написанное о хорарной астрологии после XVII века было в основном взято из «Христианской астрологии» – шедевра Лилли, изданного в 1647 г. Лилли был гением хорарного анализа... Написание этой книги и изучение многих хорарных карт помогло прояснить мои мысли о хорарном искусстве. Попробовав многие правила и различные системы, я вернулся к основам, которых придерживались Доротей, Бонатти и Лилли» (2)
Несмотря на то, что У. Э. Льюис сам констатировал факт бездумного копирования текстов В. Лилли, ему самому также не удалось избежать этой участи, по крайней мере, по отношению к 12 дому, что подтверждается его весьма нелицеприятной интерпретацией этого дома:
«Соответствия: горе, страх, несчастье, беда, зло, отчаяние, заключение под стражу или в тюрьму, самоуничтожение, любой род страдания; карма, прошлое, отсрочка приговора; ведьмы, большие животные и крупный скот (больше козы), секретные осведомители; те, кто злонамеренно подкапывают под соседей; изгнанники; неназванные тайные враги, любой человек, заключенный в тюрьму; пленные, рабы, заложники; институты, связанные с заключением и ограничением, монастыри, госпитали, тюрьмы, изоляторы, места уединения».
Однако в следующем абзаце, посвященном знаку Рыб, читаем: «Мечтательные, мистические, скрытные, эмоциональные, поэтичные, духовные, жертвующие собой, подобно Христу, Рыбы ассоциируются с XII домом».
Разве у здравомыслящего человека может возникнуть гармоничная ассоциативная связь между характеристиками знака Рыб, которые «ассоциируются с XII домом» по мнению Э. Льюиса, и характеристиками 12 дома из предыдущего абзаца? О здравомыслие тот и говорить не приходится. Как вариант, объясняющий эту нелепость, – это бездумное копирование Э. Льюисом чужих текстов.
Любой дом гороскопа имеет негативно оцениваемую составляющую своего «содержимого», но не в такой же степени, как это преподносится Э. Льюисом, продолжающий далее уже в 5-6 абзацах «закручивать гайки», нагоняя страх и вызывая отвращение у читателя к 12 дому, подчеркивая его крайне плохую репутацию.
Вряд ли Э. Льюису вообще могла прийти мысль о таком позитивно ассоциативном ряде понятий в отношении 12 дома как личное Счастье, личная Свобода, праздность и т.п. Однако такое «содержимое» 12 доме, как это не странно, достаточно гармонично и без логических диссонансов сопоставимо с характеристиками знака Рыб от самого Э. Льюиса, включая характеристики знака Рыб от В. Лилли: «праздный, изнеженный, непостоянный знак, или представляющий бездействующую сторону».
Знак Рыб просто должен на ассоциативном уровне быть связан с 12 домом, чего мы явно не наблюдаем в хорарной астрологии. Отсутствие ассоциативной связи значений знака Рыб и 12 дома нами не должно быть оставлено без внимания, потому что противоречит здравому смыслу, значение которого для В. Лилли было приоритетным: «соедини вместе искусство и здравый смысл, а не полагайся сверх меры на общие правила искусства».
Вернемся к основным положениям хорарной астрологии уже в изложении современных авторов.
Наши современники уже преимущественно не ограничиваются только 7 планетами, используя в своей практике 10 планет, а разные школы астрологии имеют множество отличительных особенностей в алгоритмах и правилах уже внутреннего применения, которые им позволяют более достоверно (?) давать суждения по хорарной карте, как они об этом утверждают.
В современном изложении в книге «Хорарная астрология» А. Бударовского (3) методика В. Лилли выглядит следующим образом:
«Ответ может быть положительным в следующих случаях:
– если сигнификатор кверента и сигнификатор вопроса образуют друг с другом складывающийся благоприятный аспект и до завершения этого аспекта ни один из сигнификаторов не переходит в другой знак Зодиака, не образует неблагоприятного аспекта ни с какой другой планетой и не меняет направления своего движения;
– если сигнификаторы образуют распадающийся аспект либо сходящийся напряженный аспекта какая-либо планета, более быстрая, чем каждый из сигнификаторов, образует благоприятный аспект сначала с одним из них, а потом с другим (такая ситуация называется "переносом света"); традиция считает, что более быстрая планета должна находятся в месте эссенциального достоинства той из планет, от которой она отделяется;
– если сигнификаторы не образуют друг с другом аспекта или образуют распадающийся аспект, но сначала один из них, а потом другой образуют благоприятные аспекты с какой-либо планетой, более медленной, чем каждый из сигнификаторов (такая ситуация называется "собиранием света"); по традиции, третья, более медленная планета должна находиться в месте эссенциальных достоинств обоих сигнификаторов.
Несколько сложнее обстоит дело, если сигнификаторы образуют друг с другом напряжённый аспект, или перенос/передача света происходит через напряжённые аспекты. В этом случае необходимо тщательно учитывать все факторы, усиливающие или ослабляющие сигнификаторы. Традиция считает, что напряженный аспект отрицает завершение, если только сигнификаторы не в рецепции. Если сигнификаторы кверента и вопроса сильны (управление, экзальтация) и находятся в рецепции, то цель, скорее всего, будет достигнута, хотя и ценой большого напряжения сил. При этом Бонатти указывает, что есть разница между квадратом и оппозицией. При квадрате между сигнификаторами достижение цели более вероятно. При оппозиции между сигнификатором, даже если цель будет достигнута, то ценой больших усилий и, возможно, кверент пожалеет о том, что "ввязался в это дело". Если сигнификатор кверента слаб (ущерб, падение, планета без аспектов), то велик шанс, что обстоятельства окажутся сильнее его. Если слаб сигнификатор цели, то её достижение либо окажется "пирровой победой", либо просто не принесёт желаемого результата, либо кверент сам от неё откажется. Кроме того, в таком случае необходимо принять во внимание дополнительные факторы, уточняющие ответ на хорарный вопрос (см. ниже).
На вопрос можно дать отрицательный ответ в следующих случаях:
– если сигнификатор кверента (или квезита) и сигнификатор вопроса не образуют друг с другом аспекта или образуют распадающийся аспект;
– если сигнификатор кверента и сигнификатор вопроса образуют друг с другом складывающийся аспект, но до его завершения один из сигнификаторов переходит в другой знак Зодиака, или образует неблагоприятный аспект с какой-либо планетой, или меняет направление движения;
– если сигнификатор кверента и сигнификатор вопроса образуют друг с другом складывающийся, напряжённый аспект или перенос/передача света происходит через напряжённые аспекты, и при этом имеется много ослабляющих и поражающих сигнификаторы факторов.
Дополнительными факторами, принимаемыми во внимание при поиске ответа на хорарный вопрос, обычно являются:
– последний аспект Луны, который она делает до выхода из того знака Зодиака, в котором находится в хорарной карте,
– положение управителя 1\1 дома хорарной карты.
Если последний аспект Луны благоприятный, то это является, так сказать, общеукрепляющим фактором для карты и является одним из аргументов положительного ответа. Неблагоприятный последний аспект Луны - наоборот.
IV дом хорарной карты символизирует, помимо прочего, конец дела, исход рассматриваемого вопроса. Поэтому сильное положение и хорошая аспектация управителя IV дома также служит положительным фактором.
Кстати, если кверент не хочет рассказывать какие-то конкретные детали и формулирует вопрос в предельно общей форме, типа «Получится у меня ЭТО или нет?», то сигнификатор такого вопроса – как раз управитель IV дома карты, и для получения ответа необходимо рассмотреть его связь с сигнификатором кверента или квезита...
Итак, для того, чтобы отыскать ответ на хорарный вопрос, необходимо:
1. оценить положение сигнификаторов кверента и квезита;
2. учесть многочисленные «если».
Вот, в общих чертах, методические основы анализа хорарных карт, которые применял Лилли и используют современные астрологи...
... Существует главное правило: гармоничный аспект сигнификаторов дает ответ "ДА", а негармоничный – "НЕТ"»