Неординарная особенность возникновения религии Осириса в религиозной культуре долины Нила
Нельзя ни отметить весьма неординарную особенность процесса возникновения совершенно новой парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, в религиозной культуре населения долины Нила, ранее представленной проторелигией Египта.
Концепция перевоплощения души испокон времен мирно сосуществовала с представлениями у разных племен и народов об их разнообразных богах, которые покровительствовали, преимущественно, различным аспектам земной жизни людей. Это и позволило на этапе зарождения религии Осириса в доисторическом Египте отказаться от этой концепции без какого–либо ущерба для существа проторелигии «местного разлива», предопределявшей мистическую картину восприятия земной жизни египтян под покровительством сонма номовых богов.
Поэтому такая особенность возникновения религии жрецов Осириса в религиозной культуре населения долины Нила существенным образом не отразилась на мифологии местных богов в каждом из многочисленных номов, совершенно не изменив ни уклада жизни жрецов, ни их традиций храмового служения богам номов.
Несмотря на то, что проторелигия Египта подразумевала под собой совокупность всех номовых религий, в основе которых лежала вера в реинкарнацию (перевоплощение души), тем не менее характерным признаком каждой религии нома был религиозно-номовый сепаратизм, разобщавший жреческие сословия многочисленных номов, которые не имели никаких стимулов для взаимного сотрудничества, и более того – были крайне враждебно настроены к своим «коллегам» из других номов, воспринимая их как врагов. Именно этот радикализм в проявлении религиозного сепаратизма и нашел свое отражение «в дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер», в котором говорится, что «от бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». (1)
Этот радикализм особенно был актуален для религиозных центров, начиная с их возникновения и до объединения Египта, когда номархи ещё воевали как за свою независимость, так и за первенство в объединении, первоначально – отдельно Верхнего и Нижнего Египта, а затем и за объединение всего Египта.
Задолго до объединения Египта вполне самодостаточные религиозные культы номовых богов (местные религии) как раз и представляли основу религиозного сепаратизма, и единственным, что объединяло эти религии — это их принадлежность к парадигме религиозного мышления, основанной на признании КР, что и позволяет соотнести эти местные религии того времени с понятием «проторелигии долины Нила» (проторелигии Египта).
Во времена войн за объединение Египта религиозно-номовый сепаратизм в контексте проторелигии Египта представлял собой серьезное препятствие для целей создания единого государства, поскольку поверженные номархи становились вассалами лишь как представители светской власти, тем не менее религиозные центры их номов сохраняли свою религиозную независимость в силу как раз своего религиозного сепаратизма, в значительной степени, не утратившего своего значения во все времена существования цивилизации Древнего Египта.
«По странному стечению обстоятельств» как раз отказ от концепции реинкарнации в религии жрецов Осириса способствовал преодолению, главным образом, радикализма в проявлениях религиозного сепаратизма номов по мере того, как жрецы религии Осириса появлялись в каждом из номов – в их религиозных центрах. Религия жрецов единого для них бога Осириса стала со временем своеобразным стержнем политеистической религии Древнего Египта, способным консолидировать усилия жрецов Осириса разных номов в их устремлениях создать единую концепцию вечной загробной жизни!
Формально, отказ от концепции реинкарнации в долине Нила был связан с возникновением совершенно новой, условно, «касты» жрецов заупокойного культа, жрецы которой со временем появились в каждом из многочисленных номов по всему Египту, ознаменовав этим существенные измерения в религиозной культуре населения долины Нила. Вот как раз служители культов из пришлых племен, податливые в своем большинстве к религиозному модернизму, и стали основателями совершенно новой для населения долины Нила религии жрецов Осириса.
Таким образом, служители культов пришлых племен, по мере роста их численности в каждом из номов и в меру своей склонности к религиозному модернизму, основали принципиально новую для религиозной культуры долины Нила религию Осириса, что явилось результатом их отказа от КР, который был, отчасти, востребован в их религиозном сознании в связи с катастрофическими последствиями усыхания климата в северной Африке. Поскольку они были не просто сторонними свидетелями прекращения возрождения к жизни флоры и фауны на обширных территориях к западу и востоку от долины Нила, что характерно было для коренных племен нильской долины, а стали непосредственными жертвами этой глобальной климатической катастрофы, утратив веру даже в своих прежних богов. Это и позволило привнести им в религиозную культуру нильской долины идею отказа от КР, основав таким образом в долине Нила свою собственную, условно, «касту» жрецов заупокойного культа, представители которой со временем появились во всех номовых религиозных центрах Древнего Египта.
Жрецы при храмах местных богов проторелигии в каждом из номов были в меньшей степени озабоченны потусторонней судьбой соплеменников, отдавая предпочтение служению своим богам, важность которых была актуальна для повседневной жизни обитателей нома и их благополучия, что было архи важно как до, так и после появления жрецов религии Осириса в каждом из номов. Они, как и прежде, воздавали должное своим богам в их храмах, принося им жертвы и совершая ритуальные церемонии ради приумножения земных благ и процветания нома. Т.е. с появление жрецов религии Осириса в жизни жрецов номовых богов существенным образом ничего не изменилось!
И уже теологическое творчество жрецов заупокойного культа, вошедших после объединения Египта в религиозные центры всех номов, стало консолидирующим фактором в деятельности жреческих коллегий религиозные центры по всему Египту, сконцентрировав усилия жрецов Осириса каждого нома на создании и усовершенствовании концепций как загробного мира, так и загробной жизни адептов своей религии.
Это и способствовало преодолению до некоторой степени религиозно-номового сепаратизм, позволяя уже вести речь не о множестве номовых религий, как о проторелигии долины Нила, а о единой политеистической религии Древнего Египта, своеобразным стержнем которой стала религия жрецов Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, за счет чего и появилась возможность преодолеть излишний радикализм в проявлениях религиозно-номового сепаратизма.
Многие последующие поколения египетских жрецов, посвятивших себя теологическому творчеству при жреческих коллегиях в крупных и местных религиозных центрах Египта, также вносили свою лепту в мифотворчество своих предшественников, не только совершенствуя мифологию местных богов, но и перенимая наиболее перспективные наработки своих коллег по всему Египту. Это касалось, в частности, жрецов Осириса, которые общими усилиями создавали мифологию загробного мира, впоследствии ставшую единой для Египта – мифология о боге Осирисе как о «смертном боге», ставшим по этой причине владыкой царства мертвых.
Так что несмотря на прерогативу религиозного сепаратизма жрецов каждого из многочисленных номов в отстаивании культов местных богов, тем не менее этот сепаратизм «почему-то не стал преградой» для объединения усилий жрецов религии Осириса из разных номовых религиозных центров по всему Египту: с целью создания единой мифологии загробного мира.
Объяснение этому «парадоксу» весьма банальное: именно единая мифология загробного мира, общими усилиями жрецов заупокойного культа насаждавшая потенциальным адептам религии Осириса веру в вечную загробную жизнь, и заложила основы сверхприбыльного заупокойного бизнеса (индустрии услуг заупокойного бизнеса), процветавшего по крайней мере два их трех тысячелетий существования религии Осириса. Поэтому и нет ничего удивительного в преодолении религиозного сепаратизма номов в делах веры, касавшихся напрямую процветания заупокойного бизнеса жрецов Осириса в каждом из номов.
Таким образом, возникновение совершенно новой парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от КР, в религиозной культуре населения долины Нила, с одной стороны, существенным образом не затронуло внутреннего содержания проторелигии «местного разлива» в каждом из номов, не покушаясь на прерогативу религиозного сепаратизма их жрецов, а, с другой стороны, консолидировало усилия жрецов заупокойного культа разных номов на создание единой мифологии загробного мира и участи усопших в нем, что стало внутренним стержнем политеистической религии Древнего Египта, в целом, оставившей свой след из глубины тысячелетии в виде памятников заупокойного культа.
* * * * *
Подводя итоги, можно констатировать, что своему возникновению цивилизация Древнего Египта обязана усыханию климата в северной Африке, которое вынудило многочисленные племена, ранее равномерно распределенных по необъятным её территориям, мигрировать в долину Нила, значительно повысив плотность населения в ней, что и стимулировало стремительное развитие этой великой цивилизации в IV тысячелетии до н. э. Своему процветанию она была обязана природным условиям нильской долины, благоприятным для развития земледелия и скотоводства.
И уже катастрофические последствия усыхания климата в северной Африке оказали решающее влияние на готовность некоторой части служителей культа пришлых в долину Нила племен отказаться от КР, что привело к возникновению совершенно новой парадигмы религиозного мышления, носителями которой стали жрецы заупокойного культа, основавшие религию Осириса.
Процветание заупокойного бизнеса было обусловлено меркантилизмом жречества заупокойного культа религии Осириса, который в полной мере представлен в результатах их мифотворчества о вечной загробной жизни последователей своей религии. Плоды этого меркантильного мифотворчества заложили основу величайшей в истории человечества индустрии услуг заупокойного бизнеса, о чем и пойдет речь далее.