Меркантилизм мифотворчества о вечной загробной жизни – основа индустрии услуг заупокойного бизнеса
Процесс создания универсальной концепции загробного мира, с его загробным судом и представлениями о вечной жизнью египтян в раю, «сехет иару», завершился, условно, лишь к концу Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.), при последующей популяризации учения о загробном суда уже во времена Нового царства (1580 – 1085 гг. до н. э.), когда и получили широкое распространение заупокойные тексты «Книги мертвых». Поэтому консолидация усилий на этом поприще жреческих коллегий крупных (и местных) религиозных центров Древнего Египта продолжалась на протяжении многих столетий, пройдя этапы своего развития в Раннем, Древнем и Среднем царствах, да и с завершение эпохи Нового царства представления о загробном мире продолжали совершенствоваться.
Усилия жреческих коллегий были направлены, в частности, на выработку единых представлений о вечной загробной жизни египтян, что предусматривало необходимость формирования единых представлений о загробной «субстанции» человека (душе), которые изначально были индивидуализированы в своих первоисточниках – в жреческих коллегиях крупных религиозных центров, имевших приоритет в выработке общеегипетских представлений о загробной жизни. Все это усугублялось тем, что условия сотрудничества жреческих коллегий подразумевали соблюдение толерантности к проявлениям религиозного сепаратизма своих коллег по общему делу из других религиозных центров.
Только таким ходом развития событий и можно объяснить существование в религии Древнего Египта противоречивых представлений о тех или иных понятиях, относящихся к загробной жизни. В частности, это относится к нескольким самостоятельным загробным «субстанциям» человека: «ба» и «ка», которые соотносятся с представлениями о «душе». Исследователи египетской религии столкнулись с трудностями в четком разграничении этих понятий:
«многочисленные, несогласованные, а порой противоречивые высказывания текстов до сих пор не дали возможности ученым выработать окончательные определения и четко разграничить понятия «ба» и «ка» и т. п.» (1)
Вполне возможно, что в качестве общеегипетских представлений о загробных «субстанциях» человека («ба» и «ка») были заимствованы наиболее перспективные наработки нескольких религиозных центров, дополнявшие друг друга, скажем, раскрывая суть «предмета» с разных сторон.
Рис. Ба
«Ба мыслилось как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. …
Из заупокойных текстов разных времен после падения Древнего царства очевидно, что ба считалось элементом, в какой-то степени оживляющим мумию умершего, что ба и тело умершего были связаны тесными узами и что ба, по крайней мере частично, обитало в гробнице. Вместе с тем ба, которое мыслилось как птица, могло покидать гробницу, удаляться куда угодно, подниматься на небо, но неизменно должно было возвращаться в могилу к тому, чьей душой оно было.
Таким образом, ба вело, так сказать, двойственное существование.
Во времена Рамессидов ба изображалось иногда в «Книге мертвых» сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано. Иначе говоря, более или менее постоянным местом пребывания ба была гробница умершего.
Рис. Ка фараона
Переходим к ка. Это слово встречается в египетских текстах бесчисленное количество раз. Оно употребляется в разных значениях. Однако каждое из этих значений как-то связано с личностью умершего. В рецензии на издания X. Юнкера («Giza II», 1934; «Giza III», 1938) Р. О. Фолкнер писал: «Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка; оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего.
Таким образом, у древних египтян не было четких представлений о ка. Более того, они как будто противоречивы и даже временами исключают друг друга.
…
В поздних текстах слово «ка» обозначало не только душу, но и скульптурное изображение. Это подтверждает, что иногда «ка» означало «двойник».
Подводя итог сказанному, приходится констатировать, что наши представления о ка весьма неопределенны и эта неопределенность – следствие той неопределенности, которая, по-видимому, имела место и в трактовке ка древними египтянами. Бесспорно лишь то, что ка, по понятиям египтян, постоянно обитало в гробнице, но имело возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился – под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу». (1)
Эти затруднения египтологов могут найти свое объяснение, во-первых, в общеегипетской тенденции «напластования и смешения взглядов разных времен и местностей», и это признанно в египтологии, а во-вторых, что не менее существенно, в различной степени мотивации у конкретных составителей (писцов) заупокойных текстов, влиявшей на их усердие, и как следствие этого – на точность передачи «смыслов». Мотивация писца в каждом конкретном случае составления заупокойного текста находилась в прямой зависимости от финансовых возможностей родственников усопшего заказать различные по своей стоимости варианты заупокойных текстов. Как следствие этого, заупокойные тексты, внутри каждой из трех своих разновидностей: «Тексты пирами», «Тексты саркофагов» и тексты «Книги мертвых», весьма разнородны (гетерогенны) и отличаются между собой по своему составу, что подразумевает и наличие возможных неточностей в передаче тех или иных смыслов терминов.
«Как и «Тексты пирамид», эти тексты («Тексты саркофагов») весьма гетерогенны – по месту и по времени возникновения. Гетерогенность происхождения «Текстов саркофагов» отражена и в их содержании». (1)
В ни меньшей степени на качество работы писца, начиная со Среднего царства, влияло его личное отношение к последующей судьбе составленного им заупокойного текста, предназначенного, исключительно, для его прочтения «умершим», для чего эти тексты, собственно, и подлежали захоронению вместе с его мумией в гробнице. Да и отсутствие прямых свидетельств возвращения из загробного мира клиентов заупокойного бизнеса, возмущенных нерадивостью писцов, и вовсе оказывали расхолаживающее влияние на усердие писцов, что в большей степени касалось текстов «Книги мертвых», процесс написания которых на свитках папируса был поставлен на поток в «домах жизни»:
«Около больших и богатых храмов разных городов располагался «дом жизни». Деятельность этого учреждения была весьма разносторонней, можно даже сказать, универсальной для того времени. Здесь составлялись тексты религиозного содержания (гимны, молитвы, «анналы» богов, и в первую очередь заупокойные тексты). А. Вольтен показал, что «Книга мертвых», а раньше «Тексты саркофагов» и «Тексты пирамид» были продукцией «домов жизни». Здесь же создавались другие магические и религиозные произведения и даже медицинская литература. Словом, «дома жизни» были в те отдаленные времена средоточием умственной жизни страны, в целом поставленной на службу теологическим и сакральным целям». (1)
Принимая во внимание разные финансовые возможности заказчиков, не приходится удивляться тому, что «во времена Древнего царства ба (душа) было только у фараона» (1), и только фараон мог себе позволить такую «роскошь», ставшую доступной для влиятельных персон из числа знати лишь в Среднем царстве:
«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона. В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати». (1)
Вполне очевидно, что с момента зарождения заупокойного бизнеса взоры жрецов заупокойного культа были устремлены, главным образом, на власть предержащих, номархов и фараонов, включая их сановников, как самых состоятельных заказчиков, претендовавших на исключительно комфортные условия вечной загробной жизни, естественно, в обществе богов.
Поэтому, ориентируясь на таких заказчиков, заупокойный бизнес и «пошел в гору», постоянно совершенствуя технологию и качество своих услуг:
1) оборудование мест погребения;
2) мумифицирования тел усопших;
3) изготовление саркофагов (египетских гробов);
4) изготовление заупокойных тестов писцами «домов жизни»;
И наращивая их разнообразие:
а) организация похоронных процессий с привлечением многочисленных жрецов и профессиональных плакальщиц;
б) прощальные обряды похоронного ритуала, в частности – «отверзание уст», что «обеспечивало» покойнику возможность дышать, говорить и питаться в загробном мире;
в) и др.
Заупокойный бизнес также не обделял своим вниманием и менее состоятельных египтян, что стало актуальным лишь с времен Первого переходного периода (2263 – 2040гг до н. э.) и Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.) по мере «демократизации» заупокойного культа, произошедшей после завершения эпохи Древнего царства (2778 – 2263гг до н. э.):
«Погребения обыкновенного трудового люда совершались до конца эпохи Древнего царства, как и в доисторические времена, без каких-либо специальных погребальных сооружений и мумификации. Их потустороннее существование комфорта не предполагало». (1)
Вследствие меркантильной потребности жрецов заупокойного культа расширить свой бизнес, привлекая в качестве клиентов представителей широких слоёв населения, появился прейскурант цен как на полные пакеты услуг, так и на отдельные виды услуг заупокойного бизнеса, в зависимости от финансовых возможностей потенциальных заказчиков, что разделило египтян на несколько категорий:
а) самым состоятельным – предлагался полный пакет услуг с наилучшим качеством исполнения; (фараоны и члены их семей, сановная знать)
б) менее состоятельным – предлагался набор услуг и качество исполнения в соответствии с их финансовыми возможностями;
в) для тех, кто ещё имел возможность оплатить какой-то минимальный набор услуг, соответственно его и предлагали;
г) ну а совсем неимущие египтяне и просто сторонники проторелигии обходились, как и многие тысячелетия до этого, погребением в могилах, вырытых их родственниками в песках некрополей: «Практиковалось погребение в ямах, в песке, в эмбриональном положении, большей частью без саркофага или гроба, без мумификации». (1)
Рис. Анубис
Особенности погребения этой последней категории египтян (г) ещё с незапамятных времен привлекала к некрополям шакалов незащищенностью таких могил. По этой причине некрополи и стали одним из мест обитания шакалов, что привело к закреплению в религиозном мышлении образа шакала как защитника и покровителя умерших, бога Анубиса, изображавшегося либо в виде лежащего шакала, либо в образе человека с головой шакала.
Чтобы шакалам было невозможно добраться до тел усопших, заупокойный бизнес также предусматривал прейскурант цен на обустройство мест погребения разной сложности. Где одним из самых простых – стали шахты (могилы), уходившие в твердую породу песчаника, и уже в камерах на их дне мумии усопших были надежно защищен от проникновения туда как шакалов, так и рядовых вандалов. Возможно, по этой причине рядовые вандалы, промышляющих мелким воровством, и по сей день именуют «шакалами».
Для богатых египтян над шахтами, с погребенными на их дне мумиями усопших родственников, устанавливали надземные заупокойные сооружения – «мастаба». Чем состоятельнее был египтянин, тем более помпезней становилась надземная часть захоронения.
Рис. Некрополь возле пирамиды Хеопса в Гизе.
Некрополь Гизы как раз и представлен множеством гробниц-мастаб влиятельных персон (семейных усыпальниц), удостоенных погребения рядом с пирамидами царей, которым они верой и правдой служили.
Как известно, этот парад заупокойного тщеславия возглавили фараоны, воздвигавшие себе поистине грандиозные и дорогостоящие погребальные сооружения, пирамиды с заупокойными храмами, что в первую очередь относится к фараонам III и IV династий. Однако в их гробницах отсутствовали «Тексты пирамид», появившиеся лишь в гробницах фараонов, начиная с V династии.
Возникает непраздный вопрос: что обусловило появление заупокойных текстов, «Текстов пирамид», на стенах гробниц фараона V династии, Униса?
Возникновение концепции «ба» фараона (и его «ка») и «Тексты пирамид»
Пирамиды фараонов V (начиная с Униса) и VI династий хоть и уступали своими размерами пирамидам IV династии, тем не менее стены их погребальных камер были украшены «Тестами пирамид», имевшими особое предназначение, дабы способствовать как безопасности путешествия фараона по загробному миру, так и обеспечить комфорт его вечной жизни в обществе богов. Первым фараоном, стены погребальной камеры которого украшали «Тексты пирами», стал представитель V династии, Унис.
«В этих текстах были записаны магические заклинания и формулы, которые должны были обеспечить сохранность души фараона в его путешествии через Дуат». (1)
Рис. Тексты пирамид.
Этот способ нанесения заупокойных текстов на стенах погребальных помещений стал актуальным для фараонов и их «ба» (!), начиная с V династии тем, по всей видимости, что он обходился казне несколько дешевле, чем существовавшая прежде традиция привлечения многочисленных жрецов заупокойного культа для устного повторения магических формул как раз и обеспечивавших сохранность души фараона в его путешествии по загробному мире и пр. В частности, и для этих целей предназначались заупокойные храмы при пирамидах.
Актуальность нанесения на стенах погребальных камер «Текстов пирамид», отчасти позволявшая экономить на услугах жрецов заупокойного культа, была как раз обусловлена возникновением концепции «ба» («ка»), нашедшей своё отражение в «Текстах пирамид». Предполагалось, что «ба» («ка») фараона, коль оно позволяло оживлять его мумию, могло и само при необходимости зачитывать магические заклинания «Текстов пирамид», находясь в гробнице, а это и позволило экономить средства казны на услугах жрецов заупокойного культа, ранее устно произносивших магических формул.
Возможно, подобным образом жреческие коллегии крупнейших религиозных центров, разработавшие концепцию загробной «субстанции» фараона, «ба», пытались как-то оптимизировать подобную деятельность жрецов заупокойного культа, что отвечало и запросам очередного фараона по экономии финансовых средств на проведение заупокойных церемоний своих предшественников, число которых неумолимо возрастало от века к веку.
«Эта концепция («Текстов пирамид») была настолько успешной среди последующих фараонов, что уже в период Среднего царства их стали записывать на поверхности саркофагов (Тексты Саркофагов), а в период Нового царства вплоть до династии Птолемеев их уже записывали на более дешёвых папирусах (Книга мёртвых) и эти тексты стали доступны для простых людей». (1)
Приведенная цитата и подтверждает предположение о связи появления «Текстов пирамид» с возникновением в религии Древнего Египта концепции «ба», изначально – лишь «ба» фараона (и его «ка»). Ведь впоследствии «Тексты саркофагов» и тексты «Книги мертвых» как раз и предназначались для их прочтения усопшим при «посредничестве» его «ба» или «ка», специально введенных для этих целей авторами этой концепции для оживления мумии: «ба считалось элементом, в какой-то степени оживляющим мумию умершего».
Это и позволяет датировать возникновение концепции «ба» фараона (и его «ка» –?) в религии Древнего Египта временами V династии, а Унис был последним её фараоном, который и воспользовался плодами этой концепции. И поскольку религия дельцов заупокойного бизнеса была элитарной во времена Древнего царства, поэтому лишь фараон в ней приобрел привилегию обладать после смерти своей загробной «субстанцией» – «ба», «оживлявшей» его мумию в гробнице, чем и обусловлено появление «Текстов пирамид».
* * * * *
Именно парад заупокойного тщеславия, материализованный в архитектурных памятниках и предметах изобразительного искусства, и стал визитной карточкой религии дельцов заупокойного бизнеса – религии Древнего Египта.
Способ захоронения мумий усопших, относящихся к категории (в), в камерах, расположенных на дне неглубоких шахт, стал актуален для этих египтян, поскольку они могли себе позволить лишь недорогой способ мумификации, который мог и не защищать мумию покойного от посягательств шакалов на её целостность.
«Самый авторитетный специалист по египетским мумиям, английский медик Элиот Смит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии (3050–2890 гг. до н. э.), а при II династии (2890–2685 гг. до н. э.) существовал несовершенный способ мумификации». (1)
Прейскурант цен существовал на услуги мумифицирования разной сложности, о чем можно судить по описанию Геродотом нескольких способов мумифицирования, отличавшихся своей сложностью.
Чем сложнее был способ мумифицирования и качественнее его исполнение, тем выше была стоимость работы. Геродот приводит лишь три способа, отличавшихся своей сложностью и ценой, которые были предназначены для каждой из трех категорий заказчиков заупокойного бизнеса (1–а, 2–б, 3–в):
«Когда к ним (т. е. бальзамировщикам. – М. К.) приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, …
Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий – самый дешевый». (выдержка из полного теста, приведенного по ссылке)
Рис. Каменные саркофаги.
Разные технологии и качество изготовления саркофагов (египетских гробов) также подразумевали под собой дифференцирование их стоимости в зависимости от финансовых возможностей заказчиков. Наиболее дорогие саркофаги из цельного гранита или других твердых пород камня изготавливались на каменоломнях Верхнего Египта – первые пороги Нила, и предназначались для фараонов, их родственников и сановных персон.
В эпоху Среднего царства появились каменные антропоморфные саркофаги.
Рис. Деревянные саркофаги.
Деревянные саркофаги отличались весьма существенно как своей формой: в виде простого ящика (Среднее царство) или саркофага антропоморфной формы (Среднее и Новое царство), так и мастерством нанесения на них заупокойных текстов, «Текстов саркофагов».
Отдельной строкой в перечне услуг заупокойного бизнеса было выделено изготовление заупокойных текстов: «Тесты пирамид», «Тексты саркофагов», тексты «Книги мертвых», представлявших из себя своеобразный путеводитель для усопшего по загробному миру, в таинства которого, естественно, и были посвящены основатели заупокойного бизнеса.
Содержание этих текстов модифицировалось на протяжении многих столетий, отделявших Древнее царство от Нового, о чем и свидетельствуют три их разновидности, отличавшиеся, в частности, местом и способом их нанесения:
– стены погребальных камер в пирамидах (V и VI династии Древнего царства);
– тексты на саркофагах, «Тексты саркофагов», (Среднее царство);
– тесты на свитках папируса, «Книга мертвых» (Новое царство), которые захоранивались вместе с мумией покойного.
Заупокойные тексты разных эпох неизменно являли собой пример меркантилизма теологического творчества жреческих коллегий, который усматривается, прежде всего, в попытках навязать египтянам мысль о своей исключительной значимость в деле обеспечения безопасности странствований усопшего по загробному миру, и последующей своей причастности к организации «комфортных условий» его вечной загробной жизни. Для этого дельцы заупокойного бизнеса взяли на вооружение Всесильную магию. Вполне естественно, что лишь состоятельные египтяне могли себе позволить оплатить столь дорогостоящие услуги по изготовлению заупокойных текстов, заблаговременно проявив заботу о комфорте своей вечной загробной жизни.
С времен Среднего царства для наиболее состоятельных египтян из тех, кого пугала необходимость физического труда в благословенных сехет иару – «полях зеленого тростника» (образ рая в загробном мире), в перечне услуг заупокойного бизнеса дополнительно предусматривалась услуга по изготовлению маленьких статуэток людей, «ушебти», что в переводе с египетского – «ответчик»:
«Ушебти – это изображения людей, которые в силу магии могли оживать и производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказаться призванным умерший, – по аналогии с земной жизнью». (1)
Рис. Ushabties of Tutankhamun. 18 из 413 ушебти, обнаруженных в гробнице Тутанхамона.
В 6-м изречении «Книги мертвых» говорится:
«О, ушебти! – Если будет призван покойный выполнять любую работу, какую выполняют в загробном мире, и будут тяготы ему там, как человеку, несущему свои обязанности, ты должен взять на себя все эти работы, которые делаются там: возделывать поля, обустраивать берега, перевозить песок с запада на восток. «Я сделаю это. Я здесь!» – скажешь ты!»
Таким образом, жрецы заупокойного культа религии Древнего Египта, навязав египтянам парадигму религиозного мышления, основанную на отказе от КР, заложили основу индустрии услуг заупокойного бизнеса.
Эта парадигма религиозного мышления получила свое развитие в конкретике концепции загробной жизни, благодаря результатам мифотворчества наиболее одаренных меркантилизмом представителей жреческих коллегий крупных и местных религиозных центров.
Если учесть, что религия дельцов заупокойного бизнеса возникла не на пустом месте, а явилась результатом модернизации проторелигии доисторического Египта, при этом сохранив в каждом из номов значимость культов местных богов, то так или иначе мифотворчество жреческих коллегий всех религиозных центров было вынуждено опираться на уже существовавшую в проторелигии теологию, влияние которой можно обнаружить в элементах эклектики концепций загробного мира и загробного суда религии Древнего Египта.
Проторелигия, сохранявшая свою приверженность к концепции реинкарнации (КР), существовала на задворках заупокойного бизнеса, не имея возможности конкурировать с ним, удерживаясь на плаву, разве что благодаря своей духовной составляющей, не приемлющей меркантилизма, который стал основой процветания религии Древнего Египта.
Меркантилизм по своей природе чужд основам духовности, а с духовностью ассоциируется, в частности, деятельность духовных лидеров ряда восточных религий, признававших реинкарнацию (перерождение), учения которых (религий) не страдают своей внутренней противоречивостью настолько, насколько этому подвержены учения религий, основанных на парадигме религиозного мышления, отрицающей КР. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что меркантилизм теологического творчества жрецов заупокойного культа плодил откровенно нелепые и взаимно противоречивые представления о загробной жизни египтян.
Эти противоречия вызывают недоумение у исследователей религии Древнего Египта, что констатирует Коростовцев М. А.:
«Уже в «Текстах пирамид» V и VI династий магические тексты обнаруживают две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируется спокойное существование в его гробнице, с другой – его душе (ба) и его двойнику (ка) предоставляется возможность покинуть гробницу, сблизиться с великими богами и пребывать в их обществе в потустороннем мире.
Эти две диаметрально противоположные, даже взаимоисключающие тенденции сосуществуют на протяжении всей истории египетской религии. Более того, с течением времени они сливаются в единое, внутренне противоречивое целое». (1)
В приведенной выше цитате не упоминается ещё одна распространённая уже со времен Среднего царства разновидность представлений о загробной жизни египтян, отождествлявшая её с земным аналогом во всем, кроме тягот земной жизни:
Рис. Изображение египетского рая, «Сехет-иару» - «поле камыша».
«Сущность египетской концепции загробной жизни в эпоху Среднего царства состоит в том, что египтянин представляет ее себе как оптимальный вариант земной жизни. Яркой иллюстрацией этого является 109-я глава «Книги мертвых», заимствовавшая из «Текстов саркофагов», происходящих из Ассиута, описание египетского рая («сехет иару» – «поле камыша»), где земледельческий труд человека награждался сказочным урожаем.
Сказочные урожаи «поля камыша» были для египетского крестьянина лучшим вознаграждением в потусторонней жизни за нелегкий земной труд». (1)
Вот эта концепция загробной жизни вступает в противоречие с представлениями о «ба» и «ка», как возможностью для них прибывать в иных мирах с обязательной необходимостью возвращаться к месту захоронения мумии.
Так что представления о загробной жизни в религии Древнего Египта являли собой равноправное сосуществование весьма противоречивых результатов мифотворчества на эту тему жреческих коллегий крупных религиозных центров. Этому факту есть и иное объяснение, связанное с разными этапами продвижения религии дельцов заупокойного бизнеса в египетском обществе, которая во времена Раннего и Древнего царств была, исключительно, элитарной религией (религией номархов, фараонов и их сановников). Поэтому вполне естественно, что элитарная религия тех времен даже не обременяла себя представлениями о комфорте потустороннего существования простых египтян, поскольку «их потустороннее существование комфорта не предполагало».
Актуальность разработки более универсальной концепции загробной жизни египтян, включавшей в себя представления о «комфорте» загробной жизни простых смертных, была обусловлена крахом Древнего царства, в результате чего и произошла так называемая «демократизации» заупокойного культа, подразумевавшая под собой попытку продвижения дельцами заупокойного бизнеса своих услуг, а стало быть, и своей религии, в разные слои египетского общества. Вот для этого и пришлось модернизировать концепцию загробной жизни, придав ей универсальный вид.
Более детально о причинах «демократизации» заупокойного культа, обусловивших возникновение как универсальной концепции загробной жизни египтян, так и концепции загробного суда, речь пойдет в разделе, посвященном возникновению концепции загробного суда в религии Древнего Египта. Однако, прежде чем перейти к детальному исследованию причин возникновения весьма нетривиальной концепции загробного суда, следует прояснить ситуацию с возникновением совершенно новой в истории религиозной жизни человечества концепции загробного мира в религии Древнего Египта.
Ни менее противоречивыми и алогичными явились и представления о загробном мире, концепция которого раскрывала перед египтянами подробную картину загробного мира с царством мертвых и прочими его «закоулками», представлявшими опасность для усопших, что стало крайне актуально для парадигмы религиозного мышления, отрицающей концепцию реинкарнации.