Обоснование элитарности религии Осириса – её привлекательности для номархов и фараонов

 

  Принципиально новая для религиозной культуры долины Нила религии жрецов Осириса, первый этап поступательного развития которой пришелся на последнюю треть IV тысячелетия до н. э. вплоть до краха Древнего царства, изначально была ориентирована на удовлетворении притязаний номархов – глав светской власти номов, на исключительно их право обладать благостными перспективами в вечности загробной жизни в обществе главных богов нома.
  Поскольку именно главный бог нома и легитимизировал власть номарха посредством религиозной фикции, ставшей традиционной впоследствии и для фараонов – обожествление которых создавало иллюзию их родственных связей с главным богом правящей династии, что в полной мере касалось любого номарха и главного бога его нома.


  С другой стороны, что было ни менее важно для номархов в их стремлении возвести религию жрецов Осириса в статус религии своей правящей династии номархов: удовлетворение притязаний номархов на перспективы вечной загробной жизни в обществе (своей родни) богов нома избавляло их от участи своих подданных, «обреченных» в контексте проторелигии Египта на бесконечный процесс перерождения своей души, и необходимостью предстать перед судом Маат в потустороннем мире, который и решал последующую участь усопших, к числу которых в проторелигии Египта принадлежали и номархи.


  Следовательно, жрецы заупокойного культа религии Осириса прельщали, главным образом, номархов приведенными выше соблазнами отказаться от традиции своих предков, исповедовавших проторелигии Египта, и отдать свое предпочтение религии жрецов Осириса, исключительно, лишь в качестве религии правящей династии нома.
  На что многие номархи с превеликой охотой и соглашались, поскольку соблазн был действительно велик. Это их избавляло изначально от необходимости чтить принципы Маат, поскольку им уже не угрожала перспектива после смерти предстать перед судом Маат, позволяя таким образом властвовать над подданными так, как им заблагорассудиться, невзирая на этическую подоплеку их решений и поступков.

 


  Таким образом, религия жрецов Осириса прельщала номархов наряду с приведенными выше аргументами ещё и тем, что они становились выше божественных законов(!), не гнушаясь игнорированием принципов Маат.
  Впоследствии именно это и предопределило стратегию поведения монаршей власти образца абсолютизма – быть выше законов социума. Диктовать законы от первого лица!


  В свою очередь, традиционное следование принципам Маат в контексте проторелигии долины Нила вменялось в обязанность подданным номарха, прививая им с детства стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», на чем и зиждилось религиозная предпосылка законопослушания жителей нома, как результат деятельности жречества религиозного центра нома, вполне закономерно, действующего в интересах номарха, с одной стороны, облегчая ему задачу управлением государством (номом), с другой стороны, создавая благоприятный нравственно-моральный климата для жизнедеятельности всех граждан нома.

  Поэтому-то номархи, возведя религию жрецов Осириса в статус религии своей «номаршей» династии, тем не менее стремились сохранить традиционную для долины Нила проторелигию, создавая все условия, чтобы их подданные исповедовали проторелигию Египта, поддерживая финансово храмы богов проторелигии своего нома!

 


  Ещё одним достоинством религии жрецов Осириса, исключительно, для номархов, стремившихся распространить свою власть на смежные номы, посредством военной экспансии, стала её роль в деле смягчения радикализма религиозно-номового сепаратизма, что было крайне важно для целей объединения номов в более крупное государственное образование, коими и стали два царства: Верхнего и Нижнего Египта, впоследствии объединенные под властью царя Верхнего Египта.
  Заинтересованность номархов (к счастью, далеко не всех) в религии жрецов Осириса позволило жрецам заупокойного культа со временем «протянуть свои щупальцы» во все номы Верхнего и Нижнего Египта, где-то встречая одобрение номархов, а где-то они не находили понимания своей «миссии» – ставить номархов выше божественных законов, в частности, представленных в концепции Маат. Поскольку концепция Маат подразумевала под собой торжество её принципов, как говориться, невзирая на лица, – это и являлось сдерживающим фактором для распространения религии жрецов Осириса среди номарших особ Древнего Египта.


Цари Верхнего и Нижнего ЕгиптаРис 15. Цари Верхнего и Нижнего Египта.


  Поэтому также нет ничего удивительного в том, что во времена решающей битвы между царями Верхнего и Нижнего Египта они отдавали свое предпочтение в качестве религии царской династии разным религиям:
Цари Верхнего Египта – религии жрецов Осириса;
Цари Нижнего Египта – проторелигии Египта.


  Отдав свое предпочтение религии жрецов Осириса, царь Верхнего Египта сделал все, чтобы подвластные ему номархи также лично были бы заинтересованы в религии жрецов заупокойного культа. В результате чего, жрецы Осириса в каждом из номов Верхнего царства вошли в состав жреческой коллегии этих номов, наряду с жрецами богов проторелигии «местного разлива» каждого нома.
  Появление во всех религиозных центрах номов Верхнего Египта жрецов заупокойного культа, объединенных религией своего единого бога, Осириса, и позволил нейтрализовать до некоторой степени проявления излишнего радикализма в выражении религиозного сепаратизма номов. Этот факт отразился позитивно на укреплении единства номов под властью царя Верхнего Египта, которому удалось связать номархов подвластных ему номов принадлежностью к единой для всех номархов религии жрецов Осириса!

пирамиды Гизы
Рис 16. Пирамиды Гизы


  Консолидация жрецов религии Осириса из разных номовых религиозных центров происходила на почве их единых целях в выработке концептуальных положений доктрины своей религии (концепции загробного мира, представлений о вечной загробной жизни и пр.), первый этап развития которой ограничивался вовлечением в число адептов религии Осириса лишь номархов и царей Верхнего Египта, а впоследствии в ним примкнули фараоны объединенного Египта и номархи Нижнего Египта.


  Этими аргументами и объясняется элитарность религии жрецов Осириса на первом этапе её распространения в долине Нила, начиная с последней трети IV тысячелетия до н.э. до завершения эпохи Древнего царства, чему являются подтверждением величественные пирамиды Гизы фараонов IV династии, представлявшие собой апофеоз развития индустрии заупокойного бизнеса жрецов религии Осириса.
    Июнь 2025г.