Тайны религии Древнего Египта. Часть II


Меркантилизм идеологов концепция загробного суда религии Древнего Египта


  Автор книги «Религия Древнего Египта», Коростовцев М. А., приходит к выводу о приоритете египтян в возникновении «идеи загробного суда, основанного на нравственных принципах», приписывая это достижение творчеству теологов религии Древнего Египта времен Среднего и Нового царств:

«Возникновение идеи загробного суда, основанного на нравственных принципах (даже при возможности магического воздействия на суд со стороны подсудимого), несомненно, очень значительное явление в истории религиозной жизни человечества. И именно египтянам принадлежит, по-видимому, приоритет в этом». (1)


  Крайне ошибочно приписывать идею «загробного суда, основанного на нравственных принципах», теологам религии дельцов заупокойного бизнеса, поскольку само по себе концептуальное обоснование «загробного суда, основанного на нравственных принципах», принадлежало теологам проторелигии доисторического Египта, имея ещё более глубокую предысторию своего возникновения. И связано это с тем, что проторелигия за многие столетия своего поступательного развития в долине Нила достигла своей зрелости ко временам завершения процесса формирования в номах административных и религиозных институтов, ставших опорой и инструментом реализации власти глав номов, номархов.


  Важность концептуального обоснования загробного суда ещё в лоне проторелигии была обусловлена ролью жреческого сословия при номархах в поддержании законности и правопорядка на подконтрольных ному территориях, на которых изначально проживали лишь сообщества коренных племен нильской долины. Произошедшая позднее интенсивная миграции пришлых племен в долину Нила значительно увеличила численность населения в каждом из номов, что лишь несколько позже привело к возникновению религии Древнего Египта.
  Поэтому ещё в лоне проторелигии усилия жреческого сословия в каждом из номов были направлены на совершенствование верований египтян, закреплявших в их религиозном сознании необходимость соблюдения этических норм поведения в сообществах племен на подконтрольной администрации нома территории.
  Это было предопределено ещё традициями служителей культов неолитических племен (по всему миру), которые, являясь опорой вождей племен, так или иначе совместно закладывали основы этических (и ритуальных) норм поведения своих соплеменников, накладывая табу под страхом гнева богов на те или иные неблаговидные или вовсе преступные поступки, что подкреплялось наказанием за это со стороны вождя племени, выступавшего в роли судьи в конфликтах между соплеменниками.


  Закрепление этических норм поведения соплеменников на уровне их религиозного сознания актуализировало принцип неотвратимости наказания даже за проступки (преступления) совершенные тайно, дабы избежать их осуждения вождем племени.
  Следовательно, вполне естественно напрашивается вывод о том, что актуальность закрепления в религиозном сознании соплеменников этических норм, содействующих благополучию и процветанию племени, была во все времена первостепенной задачей альянса служителя культа и вождя племени (жреческого сословия и номарха), вне зависимости от принадлежности парадигмы религиозного мышления к признанию или отказу от концепции реинкарнации!


  Так что ещё до возникновения религии Древнего Египта в общественной жизни и в религиозной культуре доисторического Египта уже существовали как «светские» представления о важности соблюдения этических норм (и законов) для благополучия общественной жизни (поселения, нома), так и закреплявшие эти нормы религиозные представления об ответственности за их нарушение пред богами каждого из номов. Первое было прерогативой администрации номов во главе с номархами, а второе – жреческого сословия каждого из номов. В большинстве своем эти этические нормы имели общечеловеческое значение, поэтому и были тождественны для всех без исключения социально зрелых сообществ людей, что подтверждается их присутствием в культурном наследии у цивилизованных народов.
  Поэтому правильным будет вначале рассмотреть концепцию загробного суда проторелигии доисторического Египта с её единственной «процедурой загробного судопроизводства», реализующей идею кармы. Впоследствии она была заимствована в несколько утрированном виде дельцами заупокойного бизнеса при создании ими своей собственной концепции загробного суда, представленной уже аж двумя процедурами загробного судопроизводства, каждая из которых была вполне самодостаточными для вынесения вердикта суда о виновности или невиновности подсудимого.