Концепции загробного суда проторелигии и роль в ней богини Маат
В контексте проторелигии, детализация представлений о загробном мире не имела своей актуальности для её приверженцев, поскольку душа усопшего в нем прибывала всего лишь в ожидании своего перерождения. Тем не менее актуальность концепции загробного суда в этой парадигме религиозного мышления была вполне насущной, что предопределило представление о загробном суде с вполне конкретным его механизмом судопроизводства. И поскольку меркантилизм религии дельцов заупокойного бизнеса был чужд проторелигии, это и предопределило в ней некий механизм загробного судопроизводства, который априори исключал возможность вмешательства человеческого фактора (Всесильной магии) в этот процесс.
С другой стороны, в той же степени, в какой в проторелигии отсутствовала актуальность детализации представления о загробном мире, в этой же степени её концепция загробного суда не нуждалась в детализации процесса загробного судопроизводства, довольствуясь лишь констатацией участия в нем некой высшей силы абстрактного порядка, воплощением которой в доисторическом Египте стала богиня Маат.
Рис. Маат
«В египетском языке «маат» обозначало сложное, синтетическое понятие, объединяющее понятия: «правда», «истина», «правопорядок», «этическая норма», «божественное установление» (в природе и среди людей), «религиозные и нравственные устои» и т. п. «Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда». Тексты, в которых фигурирует богиня Маат, свидетельствуют о том, что она является обожествленным эквивалентом указанного синтетического абстрактного понятия». (1)
Маат воплощала собой идею справедливого правосудия, а реализация этого её предназначения уже в загробном суде гарантировала усопшим как неотвратимость, так и справедливость воздаяние за их добрые и злые дела при жизни – идея кармы (хорошей или плохой)! Понимание важности хорошей кармы подразумевало под собой закрепление в религиозном сознании египтян необходимости: «прожить жизнь с Маат в сердце». Это соответствовало насущным потребностям египетского общества в поддержании наиболее благоприятных условий для своего процветания, залогом которого и стали этические нормы, представленные впоследствии в перечне пунктов «негативной исповеди» из «Книги мертвых»:
«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (1)
Проторелигия лишь декларировала для своих последователей значимость этических норм, вошедших значительно позже в «негативную исповедь». В свою очередь, наиболее значимая часть из этих этических норм была подкреплена сводом светских законов, как результатом деятельности администрации номарха и его судебной ветви власти. Вполне естественно, что современные исследователи Древнего Египта располагают лишь (?) представлениями о религиозной значимости этических норм в египетском обществе благодаря перечню пунктов «негативной исповеди», из чего не следует, что большая часть из этих норм ни была подкреплена светскими законами номов.
Показателем высокой духовности жрецов проторелигии, не приемлющих меркантилизма, стала их вера в высшую справедливость загробного суда, которая (вера) не подразумевала под собой необходимости крючкотворства в детализации пунктов перечня «негативной исповеди» в процессе загробного судопроизводства с участием богини Маат. Поскольку основное её предназначение отождествлялось с мировым порядком, нарушение которого подразумевало и нарушение (ритуальных и) этических норм социальной жизни в египетском обществе.
И вообще, парадигма религиозного мышления, основанная на концепции реинкарнации (КР), априори подразумевает, что высшие силы, отождествляемые египтянами с богиней Маат, в курсе всех «нарушений мирового порядка», включая нарушения этических норм (и законов) в египетском обществе. Следовательно, сам факт участия богини Маат в процессе загробного судопроизводства в контексте проторелигии лишал смысла «негативную исповедь» усопшего в её присутствии за своей никчемностью. Именно поэтому процедура загробного судопроизводства с её символическим участием ограничена лишь весами (психостасия – взвешивание сердца), на одной чаше которых лежит сердце умершего, а на другой – перо Маат.
Рис. Психостасия
«Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни». (1)
Неслучайно перо Маат стало высшим мерилом добрых и злых дел усопшего, поскольку именно оно на изображениях богини вертикально возвышается над её головой, символизируя этим вещи более высокого порядка, нежели символизм придания богини облика земной женщины. Эта символика отражена и в вертикальным положении пера Маат на изображениях процедуры судопроизводства (психостасии), присутствующих в разных вариантах «Книги мертвых».
Недаром в современном мире символом правосудия является древнегреческая богиня правосудия, Фемида, с её атрибутами, среди которых присутствуют весы, по всей видимости, заимствованные древними греками, как и женское начало Фемиды, из символики Маат загробного суда проторелигии доисторического Египта, которая (проторелигия) признавала перерождение душ, что также было заимствовано древними греками, как об этом свидетельствовал Геродот в V веке до н. э. Как известно, древние греки сохранили свою приверженность к концепции реинкарнации, несмотря на отказ от неё в религии Древнего Египта, из чего можно заключить, что большинству древнегреческих философов был чужд меркантилизм, свойственный религии дельцов заупокойного бизнеса.
В той же степени, в какой религия Древнего Египта возникла в долине Нила не на пустом месте, а явилась следствием «модернизации» проторелигии доисторического Египта жрецами заупокойного культа, её концепция загробного суда унаследовала, отчасти, представления о загробном суде из проторелигии, существенным образом исказив их. Это заимствование стало лишь первым этапом длительного процесса формировалась в религии Древнего Египта своей собственной концепции загробного суда. Да и сама идея создания концепции загробного суда озадачила теологов заупокойного культа лишь после краха Древнего царства, что обусловлено несколькими причинами, включая меркантилизм дельцов заупокойного бизнеса. К чему этот меркантилизм привел, нам и предстоит разобраться.