Истоки возникновения идеи загробного суда, основанного на нравственных принципах


  Как свидетельствует приведенная выше аргументация, жречеству религии Осириса принципиально не могла принадлежать идея «загробного суда, основанного на нравственных принципах», в то время как именно ему египетская цивилизация обязана «уничтожением высоких приобретений нравственного порядка», принимая во внимание последствия для египетского общества аморальной подоплеки торговли свитками папируса «Книги мертвых».

  Концептуальное обоснование «загробного суда, основанного на нравственных принципах», принадлежало теологам проторелигии Египта, имея ещё более глубокую предысторию своего возникновения. И связано это с тем, что проторелигия за многие столетия своего поступательного развития в долине Нила достигла своей зрелости ко временам завершения процесса формирования в номах административных и религиозных институтов, ставших опорой и инструментом реализации власти глав номов, номархов.


  Важность концептуального обоснования загробного суда ещё в лоне проторелигии была обусловлена ролью жреческого сословия при номархах в поддержании законности и правопорядка на подконтрольных ному территориях, на которых изначально проживали лишь сообщества коренных племен нильской долины. Произошедшая позднее интенсивная миграции пришлых племен в долину Нила значительно увеличила численность населения в каждом из номов, что лишь несколько позже привело к возникновению религии Осириса.
  Поэтому ещё в лоне проторелигии усилия жреческого сословия в каждом из номов были направлены на совершенствование верований египтян, закреплявших в их религиозном сознании необходимость соблюдения этических норм поведения в сообществах племен на подконтрольной администрации нома территории.
  Это было предопределено ещё традициями служителей культов неолитических племен (по всему миру), которые, являясь опорой вождей племен, так или иначе совместно закладывали основы этических (и ритуальных) норм поведения своих соплеменников, накладывая табу под страхом гнева богов на те или иные неблаговидные или вовсе преступные поступки, что подкреплялось наказанием за это со стороны вождя племени, выступавшего в роли судьи в конфликтах между соплеменниками.


  Закрепление этических норм поведения соплеменников на уровне их религиозного сознания актуализировало принцип неотвратимости наказания даже за проступки (преступления) совершенные тайно, дабы избежать их осуждения вождем племени.
  Следовательно, вполне естественно напрашивается вывод о том, что актуальность закрепления в религиозном сознании соплеменников этических норм, содействующих благополучию и процветанию племени, была во все времена первостепенной задачей альянса служителя культа и вождя племени, а позднее – жреческого сословия нома и номарха.


  Так что ещё до возникновения религии Осириса в общественной жизни и в религиозной культуре населения долины Нила уже существовали как «светские» представления о важности соблюдения этических норм (и законов) для благополучия общественной жизни (поселения, нома), так и закреплявшие эти нормы религиозные представления об ответственности за их нарушение пред богами каждого из номов. Первое было прерогативой администрации номов во главе с номархами, а второе – жреческого сословия каждого из номов. В большинстве своем эти этические нормы имели общечеловеческое значение, поэтому и были тождественны для всех без исключения социально зрелых сообществ людей, что подтверждается их присутствием в культурном наследии у цивилизованных народов.
  Поэтому правильным будет вначале рассмотреть концепцию загробного суда проторелигии Египта с её единственной «процедурой загробного судопроизводства», реализующей идею кармы. Впоследствии она была заимствована в несколько утрированном виде жречеством религии Осириса при создании ими своей собственной концепции загробного суда, актуальность появления которой возникла в религии Осириса лишь после краха Древнего царства.