«Демократизация» заупокойного культа
В результате крушения централизованной (имперской) власти фараонов, начиная с Первого переходного периода (VII – X династии, 2263 – 2040гг до н. э.), произошла так называемая «демократизация» заупокойного культа, которая была обусловлена утратой для дельцов заупокойного бизнеса своих самых состоятельных заказчиков – фараонов времен Древнего царства. Это и заставило обратить их взоры на более на более многочисленный контингент потенциальных заказчиков из разных слоев общества, среди которых представители высшей сановной знати во времена Среднего царства (2160 –1785 гг. до н. э.) также были «удостоены чести» иметь своё «ба», о чем во времена Древнего царства они и мечтать не смели:
«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» (Древнее царство) упоминается только ба умершего фараона. В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати». (1)
«Начиная с VII династии представления о загробной жизни демократизируются», – вполне правильно указывает Тураев. Сущность этой демократизации состояла в том, что теперь не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только его вельможная и сановная знать, погребенная в многочисленных мастаба, но и простые смертные претендуют на привилегии в потустороннем мире». (1)
И поскольку религия жрецов заупокойного культа времен Древнего царства была ориентирована, исключительно, на заботах по обеспечению благостных условий вечной загробной жизни фараонов, номархов и их ближайшего окружения, её концепция загробной жизни в принципе не подразумевала каких-либо привилегий в потустороннем мире для простых смертных, что стало проблемой №1, требующей своего решения, да и сама идея загробного суда над фараонами была чужда элитарной религии, поэтому в ней вообще отсутствовала концепция загробного суда – проблема №2.
Так что в религии жрецов Осириса времен Раннего и Древнего царств концепции загробного суда вообще не было, наравне с отсутствием представлений о комфортных условиях потустороннего существования египтян даже из состоятельных слоев общества – в качестве потенциальных клиентов заупокойного бизнеса.
Такое положение вещей, естественно, препятствовало распространению некогда сугубо элитарной религии в широких слоях египетского общества, что после краха Древнего царства поставило жрецов заупокойного культа в затруднительное положение, связанное со стагнацией их бизнеса, утратившего своих наиболее состоятельных клиентов – фараонов и их ближайшее окружение времен Древнего царства. Поэтому жречеству религии Осириса, входившему в жреческие коллегии крупных религиозных центров Древнего Египта, пришлось совместными усилиями устранять эти две проблемы, препятствовавшие продвижению в египетском обществе их религии, а следовательно, и заупокойного бизнеса.
Иными словами, их усилия были направлены на то, чтобы элитарная прежде религия фараонов «вошла» в народ, что и подразумевает под собой терминология «демократизации» заупокойного культа.
Решение проблемы № 1 – разработка универсальной концепции загробной жизни египтян
В концепции загробной жизни фараонов времен Древнего царства потусторонний (загробный) мир для них был представлен в образе «сехет иару» («поле камыша»), что в «Текстах пирамид» интерпретировалось как «некое место в восточной части неба, куда стремится добраться умерший царь при помощи «перевозчика поля камыша», желанное место пребывания богов». (1)
Поэтому дополнить уже существующую концепцию загробной жизни фараонов представлениями о загробной жизни представителей сановной знати Среднего царства, а затем и просто мало-мальски состоятельных египтян времен Нового царства, не составило труда для меркантильных теологов этой религии, которые без затей представили загробную жизнь египтян в раю, сехет иару («поле камыша»), уподобив её знакомым египтянам реалиям из их повседневной земной жизни, вознаградив трудолюбивых адептов своей религии в раю отсутствием тягот земного бытия и богатыми урожаями:
Рис 23. Сехет иару.
«Согласно египетским верованиям, в потустороннем мире все устроено так же, как на земле, но только гораздо лучше. Там, на загробных «полях Иалу» («полях Иару» — в другом произношении), и урожаи лучше, и разливы Нила происходят регулярно, но для того, чтобы воспользоваться всеми этими благами, необходимо работать: рыть каналы, сеять зерно, собирать урожаи, ухаживать за плодовыми деревьями и т.д.» (2)
Как видим, теологи религии Осириса, не мудрствуя лукаво, воспользовались той же терминологией в своих представлениях о потустороннем мире времен Древнего царства, «сехер иару», как о желанном месте пребывания фараонов в обществе богов. Они лишь расширили представления египтян о райской жизни в египетском раю, «сехер иару», сообразно житейским реалиям земной жизни, в которых фараон как полубог занимал в иерархии египетского общества высшее положение, общаясь с богами в их храмах и принося им подношения, что было исключительной привилегией фараонов и более того – их прямой обязанностью: проявлять заботу о процветании Египта. Ну и остальным египтянам в «сехер иару» также нашлось место, подобающее их земному положению в египетском обществе.
«Демократизация заупокойного культа, происшедшая в Первый переходный период, не внесла, по существу, ничего принципиально нового в воззрения египтян на загробную жизнь, она лишь распространила загробные блага на широкие массы населения». (1)
В результате, концепция загробной жизни в религии Осириса приобрела целостную структуру, включавшую в себя представления о загробной жизни всех слоев общества. Тем не менее эти представления, как и прежде, со времен Древнего царства, продолжали входить в противоречие с представлениям о посмертных «субстанциях» человека (фараона) – «ба» и «ка», отчасти обитавших в гробнице усопшего.
Решению проблемы № 2, т.е. созданию концепции загробного суда, в процессе формирования которой можно выделить два этапа, будут посвящены следующие две страницы. И начать следует с обоснования целесообразности этих двух этапов.