Запрет религии Осириса и её заупокойного бизнеса


  От религиозной реформы Эхнатона пострадала, наряду со жречеством общеегипетских богов Амона-Ра и Ра, преимущественно, более многочисленная каста жрецов заупокойного культа и её храмы в честь Осириса и других богов из его мифологии – это Хор, Исида и пр.
  Эти храмы с особым усердием воздвигались по всему Египту во времена Среднего царства, исключительно, в рамках кампании по «демократизации» заупокойного культа, с целью популяризацией религии Осириса и её заупокойного бизнеса в разных слоях общества:

«Центральным религиозным событием Среднего царства было распространение культа Осириса (можно даже сказать, религии Осириса) в египетском обществе».
«Не позднее, чем со времени Среднего царства он (Осирис) стал повсеместно почитаться как бог мертвых и его власть распространилась на всех смертных». (2)


  Популяризация заупокойного культа предусматривала паломничество адептов религии Осириса к разным местам захоронения его частей тела, сообразно мифологии Осириса. Где главным объектом паломничества стала родина возвышения культа Осириса, Абидос, и что не менее важно – место захоронение его головы.
  В связи с этим нюансом мифологии Осириса, немаловажно отметить и то обстоятельство, что Абидос являлся ещё и родиной фараонов Первой (тинисской) династии, а также местом их погребения: «В Абидосе были обнаружены погребения фараонов первых двух династий». Символом их царской власти в Верхнем Египте была высокая белая корона, которая как раз и увенчивала голову Осириса как верховного бога ещё религии царей Верхнего Египта.
  Поэтому далеко не случайно Абидос в мифологии Осириса стал местом, где Сет «захоронил» его голову:

«Во времена Среднего и Нового царств наблюдается расцвет Абидоса, центра культа Осириса. Считалось, что в Абидосе погребен Осирис (часть некрополя, называвшаяся Пекер), вернее, его голова.
Гробницей Осириса числили гробницу одного из царей I тинисской династии – фараона Джера». (1)


  Именно, с целью популяризации в разных уголках Египта религии Осириса и её заупокойного бизнеса, мифология Осириса и предусмотрела расчленение его тела на многие части, разбросанные Сетом (Сетхом) по всему Египту. Вот к этим, условно, «мощам» и совершали паломничество адепты религии Осириса. Появление в мифологии Осириса, а есть несколько её вариантов, эпизода с расчленением его тела Сетом, относится ко временам Первого переходного периода или начала Среднего царства, когда и возникла необходимость в популяризации культа Осириса в целях так называемой «демократизации» заупокойного культа.
  Так что мифология Осириса сформировалась ни без задней мысли: наилучшим образом поспособствовать популяризации во всех уголках Египта культа Осириса за счет множества мифологических «захоронений» его частей тела («мощей). Лишь богатые египтяне могли себе позволить совершить паломничество из отдаленных уголков Египта в Абидос, а остальные довольствовались менее престижными местами мифологического захоронения «мощей» Осириса.


  В связи с популяризацией культа Осириса по всему Египту, каста жрецов заупокойного культа, имея во всех номах Египта своих жрецов, представляла собой весьма грозного противника. Её жрецы явно не желали смериться с потерей столь легкий способ обогащения: на торговле, фактически, «филькиными грамотами» – заупокойными текстами «Книги мертвых», даже несмотря на их относительно высокую себестоимость изготовления, которая была несравнимо выше себестоимости изготовления индульгенций («папских отпущений»), образца торговли ими XVI века.
  Подстрекая жрецов других богов религии Древнего Египта, они, по всей видимости, занимались банальным вредительством, препятствуя проведению религиозной реформы Эхнатона по всему Египту. Ещё бы, ожидать от них иной реакции на запрет самой прибыльной статьи доходов своего заупокойного бизнеса.

 

  Об упразднении традиционного заупокойного культа религии Древнего Египта во времена правления Эхнатона свидетельствует отсутствие изображений властелина загробного царства, Осириса, в Амарне, что установлено в ходе археологических раскопок, и о чем пишет Н. Ривз в своей книге «Эхнатон – лжепророк Египта»:

«вездесущий властелин иного мира Осирис, равно как и его угрюмая свита,

в эль-Амарне нигде не встречалась». (3)


  Уточним, что для традиционного заупокойного культа жрецов религии Осириса было характерно, в частности, присутствие в гробницах влиятельных вельмож изображения Осириса как до, так и после реформы Эхнатона.
  Прямым текстом уже об отказе от традиционного заупокойного культа жрецов религии Осириса, во времена проведения Эхнатоном религиозной реформы, свидетельствует замещение изображения Осириса в гробницах вельмож Эхнатона на изображение бога Атона (фараона Эхнатона и его жены). Это также стало достоянием египтологии в результате археологических раскопок гробниц вельмож Эхнатона, расположенных в некрополе к востоку от Амарны:

«Однако в Амарне существуют нецарские гробницы, принадлежащие высшим вельможам Эхнатона. Они были вырублены в скалах к востоку от города двумя раздельными группами – возможно, для чиновников разного ранга.

Также они могут рассказать нам и о новой религии
В гробницах полностью отсутствуют сцены, на которых умершие предстают перед традиционными богами (что связано с «очистительной» сутью новой религии Эхнатона). Боги загробного мира заменены изображениями царя и царицы, приносящих обильные жертвы Атону, от которых умершему, судя по всему, должна быть какая-то польза…» (3)


  Таким образом, отсутствие изображения Осириса в гробницах вельмож Эхнатона в Амарне свидетельствует не только об отказе Эхнатона от религии Осириса, но и об упразднении (запрете) Эхнатоном традиционного заупокойного культа жрецов религии Осириса.


  Естественно, египтяне не перестали умирать после запрета Эхнатона религии Осириса, поэтому в значительной мере сохранился и похоронный бизнес, так что дельцы заупокойного бизнеса имели возможность во времена правления Эхнатона перебиваться «с хлеба на квас», довольствуясь лишь крохами от былых прибылей. Им пришлось выступать в роли руководителей похоронных бригад, состоявших из профессионалов своего дела – исполнителей конкретных работ: рытье и обустройство погребений, бальзамировщиков и пр.
  Можно даже не сомневаться в том, что адепты религии Осириса тайно прибегали к услугам дельцов заупокойного бизнеса, проводя тайно же ритуалы захоронения своих родственников, что сформировало теневой бизнес, например, наподобие торговли алкоголем во время сухого закона в США. Конечно, сравнение с торговлей алкоголем не совсем корректно, поскольку адептов религии Осириса было несоизмеримо меньше, чем желавших купить алкоголь во времена сухого закона в США. И вообще, бизнес часто уходит в тень, столкнувшись, в частности, с полным его запретом, чего, естественно, не избежал и бизнес жрецов заупокойного культа во времена правления Эхнатона.
  Это им и позволило переждать лихие годины реставрации проторелигии в статусе амарнской религии Эхнатона с её верой в перевоплощение (переселение) душ, которые (души) тем не менее пребывали некое время в потустороннем мире перед очередным воплощением.


  Так что жрецы религии Осириса, уйдя в подполье, существовали отчасти легально, обслуживая похороны сторонников реинкарнации сообразно их пожеланиям, а отчасти и нелегально, проводя тайно похоронные обряды адептов своей религии, что приносило им уже несоизмеримо большие доходы в каждом конкретном случае, как и всякий теневой бизнес.