Причина возникновения коррупции в светских судах Древнего Египта
Как отмечалось ранее, к сожалению, далеко не всех фараонов как до, так и после правления Аменхотепа III и его сына, Эхнатона, заботила такая «безделица» как нравственное здоровье египетского общества. Об этом со всей очевидностью свидетельствует коррупция, процветавшая в светских судах (ещё во времена Среднего царства), что, по мнению М. А. Коростовцева, и послужило прообразом коррупционной процедуры загробного судопроизводства – произнесение «негативной исповеди», разработкой которой и занимались в те времена жрецы заупокойного культа в крупных религиозных центрах, дабы содействовать процветанию своего бизнеса в условиях «демократизации» заупокойного культа.
Таким образом, сообразно предположению египтологов, мнение которых выражает М. А. Коростовцев, коррупция в светских судах легла в основу творчества идеологов коррупционной начинки концепции загробного суда в религии Осириса:
«На представление о загробном суде, несомненно, наложили отпечаток реальные земные нравы, в том числе судебные – процветающая среди судей коррупция». (3)
В реальности же, дело обстояло с точностью до наоборот!
Это возникновение концепция загробного суда в элитарной по тем временам религии Осириса с её коррупционной начинкой и породила коррупцию в светских судах. Ещё в начале эпохи Среднего царства (2160 –1785гг. до н. э.) жречество религии Осириса предоставляло клиентам своего заупокойного бизнеса гарантии счастья и богатства в вечной жизни вне зависимости от их прижизненного нравственного облика, таким образом порождая среди адептов своей религии пренебрежительное отношение к этическим устоям общества и к богине Маат: «концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (3)
Вполне очевидно, что судьи светских судов принадлежали к привилегированной прослойке общества, а их приверженность к элитарной религии Осириса как раз и стала предпосылкой для их коррумпированности, позволяя им безнаказанно игнорировать Маат (истину) в части одного из главных её предназначений – вершить справедливое правосудие!
Поступая так, коррумпированные судьи умножали свои греховные дела (зло), ничуть не беспокоясь последствиями этого в перспективе вечной загробной жизни, и уже ко временам Нового царства надеялись, банально, прикупить перед смерть «Книгу мертвых». Ибо, благодаря их «коррупционной сделке» с дельцами заупокойного бизнеса: по передаче «денежных средств» за «Книгу мертвых», и в загробном суде им также будет вынесен оправдательный вердикт, невзирая на содеянное ими зло, достойное участи сгинуть в пасти чудовища Аммат.
Кто ж как ни судьи светских судов должны были стать первыми жертвами аморального заупокойного бизнеса жречества Осириса и их концепции загробного суда, разработанной во времена Среднего царства. Если уж боги загробного судилища закрывали глаза «своего праведного правосудия» на грехи подсудимых, «знавших их тайные имена», исключительно, благодаря коррупционной сделки с дельцами заупокойного бизнеса (прикупив у них перед смертью «Книгу мертвых»), то и судьям светских судов надлежало во всем подражать богам загробного судилища.
И это лишь один из примеров чудовищных последствий тлетворного влияния религии Осириса на нравственные устои египетского общества. Поэтому есть веские основания считать, что возникновению коррупции в светских судах Среднего царства египетская цивилизация была обязана тлетворному влиянию дельцов заупокойного бизнеса на адептов религии Осириса, к числу которых во времена Среднего царства и принадлежала сановная знать во всех ветвях государственной власти:
«В «Текстах саркофагов» (Среднее царство) говорится о ба погребенных в этих саркофагах представителей знати». (3)
Вследствие чего, судьи светских судов стали вершить неправедный суд в корыстных целях, таким образом, презирая богиню Маат. А уже ко временам Нового царства концепции загробного суда с её аморальной и коррупционной начинкой получила широкое распространение в египетском обществе в связи с популяризацией текстов «Книги мертвых» среди уже мало-мальски состоятельных египтян.
И эту информацию следует воспринимать в свете высказывания Ж.–Ф. Шампольона:
«Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации».
В свою очередь, концепция реинкарнации в проторелигии подразумевала под собой осознание египтянами необходимости: «прожить свою жизнь с Маат в сердце», т.е. вести максимально праведный образ жизни, что было важно для благостных перспектив последующей жизни (идея карма тождественна суду Маат – психостасии), включая и период загробного существования души.
В контексте этой парадигмы религиозного мышления, судьи неукоснительно должны были придерживаться Маат – «закона, истины и справедливости», т.е. вершить справедливое и беспристрастное правосудие.
Рис 22. Маат
И даже во времена Древнего царства богиня Маат почиталась с особым усердием адептами элитарной религии фараонов:
«Авторитет Маат особенно возрос в конце эпохи Древнего царства. Богиня была поставлена в непосредственную связь с богом Ра как его дочь. А поскольку бог солнца (начиная с V династии) становится верховным богом – покровителем царей, их «отцом», постольку Маат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов».
«Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат; судьи в более позднее время носили на шее на цепочке ее изображение». (3)
Таким образом, тлетворное влияние дельцов заупокойного бизнеса некогда элитарной религии Осириса на своих адептов из высших кругов общества, фактически, поощряя их наплевательской отношение к этическим устоям общества и к богине Маат, породило коррупцию в светских судах, которая распространилась и на другие структуры управления государством.
А иного и быть не могло в египетском обществе того времени при существовании двойных стандартов религиозного мышления, которые ещё во времена Раннего и Древнего царств не влекли за собой подобных катастрофических последствий для нравственного здоровья египетского общества.
Проторелигия воплощала собой альтернативу аморальным «ценностям» религии жрецов заупокойного культа (религии Осириса), поэтому её реставрация в статусе религии фараонов (и их сановной знати) и стала миссией Эхнатона по восстановлению Маат – по восстановлению «религиозных и нравственных устоев» всего египетского общества, объединенного не какой-то новой единой религией, а единой парадигмой религиозного мышления – верой в реинкарнацию, которая и была достоянием проторелигии Египта!