2. Литературный обзор темы

 

   Нумерологические ряды, используемые в настоящее время в астрологии для определения взаимосвязи природы аспектов и планет, имеют отнюдь не астрологическое происхождение, а заимствованы из различных эзотерических источников.

    А.В. Щипунов (1) предлагает нумерологический ряд, как он пишет: «который не лучше, но и не хуже других», основываясь на некоторых пространных рассуждениях, предположениях и догадках достаточно субъективного характера: «Итак, аспекты можно поделить на стабилизирующие, успокаивающие – янь, и дестабилизирующий, будоражащие – инь. Как это можно сделать? Ну, например, так. Не очень-то меня самого устраивает то, что я вам предложу, но что делать, если ничего другого просто нет».

   Янь обозначает мужскую природу, которая символизирует собой активность, деятельность, инициативность и т.п., поэтому потребность в стабильности и успокоенности противоречит самой природе янь. Инь – женская природа, которая, в отличие от мужской, более инертная и пассивная, поэтому все дестабилизирующее и будоражащее скорее приведет к стрессу и дисгармонии природных качеств инь, что вызовет реакцию отторжения подобного рода влияния, враждебного женской природе. Приписывать мужской природе успокаивающее влияние, а женской природе будоражащее влияние – это значить противоречить здравому смыслу, что просто абсурдно.


   В табл.1 приведена взаимосвязь планета = аспект, как «толкование аспектов через вписывание в круг фигуры», где N – число из нумерологического ряда, символизирующее, по мнению А.В. Щипунова, природные качества планеты: «Для начала распишем все планеты в ряд по цифрам» - две первые колонки табл.1.
 

 

№   Планеты  Аспекты  Значение
1 Солнце  Соединение  0º 
 2  Луна  Оппозиция  180º 
Марс  Трин  120º 
4 Меркурий  Квадрат  90º 
Юпитер  Квинтиль  72º 
 6 Венера  Секстиль  60º 
 7 Сатурн  Септиль  51,4º 
8 Уран Полуквадрат 45º
9 Нептун Нонагон 40º
12 Белая Луна Полусекстиль 30º

Табл. 1

   Распределение планет в нумерологическом ряду носит субъективный характер, находящий поддержку лишь у астрологов, в минимальной степени озабоченных сутью фундаментальных основ астрологии.
   Для человека «недалекого» в астрологии выведенная А.В. Щипуновым ассоциация аспекта квадратуры с энергетикой Меркурия может и не вызвать недоумения в той степени, как оно возникает с аспектом трин, якобы, тождественным энергетике Марса. Аспект трин, по мнению многих практикующих астрологов, является достаточно пассивным, инертным, гармоничным аспектом, в то время как Марсу такие ассоциации просто чужды, поскольку противны его природе. А.В.Щипунов пишет: «Эти (красные) аспекты показывают стабилизирующую, успокаивающую форму взаимодействия, а значит, чтобы совершить действие, чтобы сдвинуть что-то с места, необходимо проявить личную активность (Марс), преодолев инерцию».
   Автор признает, что аспект трин по природе пассивный, инертный и ему не хватает динамики, личной активности, которую якобы необходимо сознательно проявлять, что служит примером «хорошего» совета практикующего астролога обладателю трина. Таким образом, согласно логике автора, если рассматриваемому аспекту, инертному по своей природе, не хватает энергии для субъективно воспринимаемого автором позитивного проявления качеств, входящих в аспект планет, то отсутствующие качества у этого аспекта должны символизировать саму природу аспекта.
   Логика А.В.Щипунова понятна и, если взять ее на вооружение, то, скажем, воинственного и конфликтного Марса (планету), несомненно, лишенного нежности и мягкости, свойственных Венере, стоит впредь именовать ВЕНЕРОЙ, ведь благие пожелания мягкости и нежности в адрес Марса, несомненно, сделают его природу и нашу жизнь бесконфликтной и более гармоничной. «Благими пожеланиями вымощена дорога ...». Абсурдность такой логики, применительно к природным качествам планет и аспектов, вполне очевидна.


   Конфликтностью и резкостью Луна не наделена по своей природе (конфликтность не входит в перечень ее функциональных особенностей, не принимая во внимание влияние на неё разных знаков Зодиака, в которых она приобретает дополнительные, присущие этим знакам свойства), поэтому её связь с природой аспекта оппозиции, конфликтной и резкой по своей сути, вызывает чувство недоумения. В астрологии справедливо отмечена такая характерная черта Луны как непостоянство и изменчивость, однако, если говорить о том, какая планета в большей степени способствует непостоянству и изменчивости, то на первое место, несомненно, выйдет Уран, по сравнению с которым Луна является символом стабильности и консерватизма.
   Из вышеизложенного можно сделать вывод лишь о том, что рассуждения А.В.Щипунова чудовищно противоречивы и лишены какого-либо понимания сути рассматриваемого вопроса, что, надо отдать должное автору, компенсировано большой долей само иронии и сарказма: «Как это сделать? Я не знаю. Поэтому будем делать через задницу».
   Читая подобные откровения, вряд ли можно серьезно относиться к трактовке аспектов А.В. Щипунова и вообще ссылаться на него, однако нередко можно услышать его трактовку природы аспектов из уст, как это не странно, астрологов с большим опытом и даже преподавателей астрологии, без тени сомнения цитирующих А.В.Щипунова. Возможно, этот его «труд» утвержден, как учебное пособие, в некоторых российских астрологических школах, что и приводит к тиражированию подобного астрологического вздора.


   Рассмотрим еще один вариант трактовки природы аспектов, предложенный А. Подводным (2), цитата:

«Природа каждого аспекта определяется, во-первых, числом, указывающим, сколько раз он укладывается в полной дуге 360° (оппозиция – 2, трин – 3 и т.д.), а во-вторых, точками зодиакального круга, образующими данный аспект с точкой 0° Овна (для оппозиции это единственная точка 0° Весов, для трина это 0° Льва, и 0° Стрельца и т.д.). Планеты, управляющие знаками содержащими эти точки, мы будим называть управителями аспектов, а планеты, находящиеся в этих знаках в заточении, кульминации и падении, соответственно, заточителями, кульминаторами и декадентами этого аспекта. Природа аспекта определяется, в основном, его числом, дополнительные характеристики дают его управитель, заточитель, кульминатор и декадент».


   Сосредотачиваясь на рассмотрении дополнительных характеристик природы аспектов, привязывая их к тем или иным планетам, А. Подводный абсолютно забывает связать каким-либо образом сами числа, определяющие по его словам «в основном» природу аспектов, с той или иной планетой.
   А. Подводный пытается нас уверить в правомерности следующего соответствия второстепенных характеристик аспектов, тем или иным сочетаниям планетарных влияний, из которых управитель, по всей видимости, является более значимым на фоне трех других второстепенных факторов:


   Соединение - число 1 (Абсолют), управитель Марс, (заточитель Венера, кульминатор Солнце, декадент Сатурн);
   Оппозиция – число 2 (природа – ?), управитель Венера, (заточитель Марс, кульминатор Сатурн, декадент Солнце);
   Трин – число 3 (природа – ?), управитель Солнце, (заточитель Меркурий, Уран, кульминатор Плутон, декадент Меркурий);
   Квадрат – число 4 (природа – ?), управители и заточители Луна, Сатурн, (кульминаторы и декаденты Марс, Юпитер, Нептун);
   Квинтиль – число 5 (природа – ?), управители Меркурий, Сатурн, (заточители Луна, юпитер, кульминатор Марс, декаденты Юпитер, Нептун);
   Секстиль – число 6 (природа – ?), управители Меркурий, Уран, (заточители Юпитер, Солнце, кульминатор Меркурий, декадент Плутон); и т.д.


   Люди высокого интеллектуального потенциала, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими, стараются прибегать к нарочито сложным ментальным конструкциям, в которые «въехать», выражаясь языком обывателя, чрезвычайно затруднительно простому смертному. Для оккультной области знаний это особенно характерно.
   Единственная и конкретная характеристика числа, определяющего «в основном» природу аспекта, дана только в отношении числа 1 – «1 символизирует Абсолют, потенциальную возможность», да и она не является астрологическим фактором. Надо заметить, что Абсолюту, как Творцу всего сущего, А. Подводный отводит весьма скромную роль в его же творении.
   Много говорится о четырех (!?) эфемерных уровнях проработки аспекта, которые вообще не имеют никакого астрологического обоснования, в то время как основные характеристики природы аспекта остались необозначенными, в плане их планетарного влияния.


   Если у А.В. Щипунова Луна соответствует негармоничному и напряженному аспекту оппозиции, то А. Подводный Луну, как управителя аспекта, делает ответственной за гораздо более агрессивный по своей природе аспект квадрат, находя этому свои аргументы: «Луна как управитель и заточитель квадрата символизирует двойственное отношение человека к проявлениям квадрата».
   Двойственность отношения человека к чему-либо стоит искать в конфликтном единстве мужского (янь) и женского (инь) начала в каждом доме гороскопа через одновременное присутствие в них знаков разной природы, а не взваливать ответственность за это на «женские плечи», делая крайней Луну.
   Венера, являясь символом любви, эстетического восприятия, красоты и гармонии, как управитель аспекта, низведена А. Подводным до управления напряженным и явно не гармоничным аспектом оппозиции. Тоже проделал и А.В. Щипунов с Луной в отношении оппозиции.


   Содеянное этими господами по отношению к Луне и Венере, воспринимается как элементарное надругательство над женским началом в астрологии, а грубое несоответствие природных качеств планет энергетике аспектов, можно объяснить царящим в западной и, в частности, российской астрологии мужским шовинизмом, лишающим её понимания основ Астрологии.
   Любой "изм", применительно к восприятию основ астрологии, искажает астрологическую реальность до неузнаваемости, делая астрологию наложницей определенных социальных групп, навязывающих остальной части социума, удобную для реализации своих местнических интересов картину мира.
   В изначальном конфликте мужского и женского начала в природе (частный случай) человека доминирование солнечного, мужского начала в западной астрологии имеет многовековую традицию по праву сильного и более значимого для достижений «истинно королевского уровня социального благополучия и величия» и т.п. Это положение свидетельствует лишь о том, что астрология идет на поводу «сильных мира сего», потакая их неуёмной спеси, а являясь инструментом влияния, закрепляет на бессознательном уровне людей идею превосходства мужского над женским началом. При этом берется во внимание несомненное превосходство мужского начала над женским в сфере жизнедеятельности человечества, являющейся ареной «поистине» мужского единоборства. Однако существует и другая сфера жизнедеятельности человечества, в которой превосходство женского над мужским началом неоспоримо, что попросту игнорируется.
   Если учесть, что Природа (Бог, Абсолют,...), разделив человеческий род по признаку половой принадлежности, оставила возможным объединить мужское и женское начало в каждом из нас независимо от пола, подчинив управление ими общей системе астрологических факторов, то «перетягивание каната», в смысле выяснения большей важности того или иного начала, представляется не более чем детской игрой в песочнице, лишенной глубокого смысла.


   Если в отношении оценочной характеристики аспектов современные астрологи стараются избегать примитивизма оценок типа хороший/плохой, то в отношении мужского (Солнце) и женского (Луна) начала продолжают по инерции насаждать тот же примитивизм, ассоциируя с Солнцем все позитивное, а Луне приписывая негативные качества.
   В подтверждении сказанного приведу две выдержки из книги Ч. Картера «Книга аспектов» (3):

1. «Я должен сказать откровенно, что вряд ли найдется что-либо, причиняющее большей ущерб здравомыслящей астрологии, нежели наше постоянное пустословие о «хороших» и «плохих» аспектах. Мы уподобляемся детям, говорящим про «милые конфетки» и «противное лекарство». Такая точка зрения недостойна и вредна, она делает из астрологов людей, главной целью жизни которых представляется поиск покоя и комфорта и избежания трудностей... Действительно, мы должны пользоваться терминами обычного языка, но не следует утверждать, что спокойствие – это единственное добро, а дискомфорт – единственное зло»;


2. «Солнце и Луна, столь различные с астрономической точки зрения, в астрологическом плане рассматриваются как небесные тела одного порядка.

   Они составляют пару, или диаду, которая рассматривается с нескольких точек зрения: мужское и женское, активное и пассивное, настоящее и прошлое, сознательное и бессознательное, свет и тьма, объективное и субъективное...

Принцип Солнца проявляется в человеке в стремлении к действию, ..., позитивное (выделено мной), агрессии,... Принцип Луны – это глубоко сокрытое, личное, негативное, это самозащита ... ».


   Именно эта концепция крайностей: позитивное - Солнце и негативное – Луна лежит в основе теоретических изысканий А.В. Щипунова, А. Подводного и подобных им астрологов.
   Могу сказать, что с точки зрения вреда, наносящего еще больший «ущерб здравомыслящей астрологии» (3), вред от таких примитивных сравнительных ассоциаций по отношению к Солнцу и Луне, как позитивному (хорошее) и негативному (плохое), несопоставим по недостойности и своему вреду с ярлыками «хороший/плохой» для аспектов.


   Луна это единственный в своем роде объект, который сосредоточен исключительно на нашем настоящем и сиюминутном, так что ассоциация ее с прошлым имеет весьма субъективный характер, основанный на теории реинкарнации, являющейся мистической надстройкой в астрологии, и опираться на её представления в обосновании основ астрологии – это все равно, что «ставить телегу впереди лошади».

   Луна это единственный объект, которому мы обязаны здравомыслию, т.е. тому, что нас удерживает от поступков способных нанести непоправимый ущерб своему здоровью, что не позволяет сделать последний «шаг в пропасть» в повседневной жизни. Она заботиться о нашем благополучии, как любящая МАТЬ, оберегая от необдуманных поступков, наделяя нас инстинктом самосохранения. Если Солнце реализует свои функции исключительно во время нашего бодрствования, то Луна опекает нас ежечасно от рождения до самого момента смерти.
   Без Солнца – сознание, мы легко обходимся во время сна или в критических ситуациях бессознательного состояния, когда это «позитивное» солнечное сознание нас «предательски» покидает, оставляя на попечение и исцеление лунному, спасительному женскому началу в каждом из нас. Одномоментное отсутствие «материнской заботы» Луны, оставившей нас без своей опеки, автоматически означает нашу СМЕРТЬ, пусть даже кратковременную – клиническую. В таком случае говорят, что «душа отлетела». Луна – это астрологический синоним слова Душа человека.
   Насколько же надо быть ничтожным «мэном» от астрологии, чтобы утверждать «свое» мужское превосходство, сознательно принижая, искажая и фальсифицируя значение качеств Луны. Имя этому мужской шовинизм в астрологии.


   В этой ситуации стоит развенчать еще одно заблуждение в отношении Солнца из цитаты Ч. Картера: Солнце / Луна = объективное / субъективное.
   Солнце ни в коей мере не гарантирует объективности («объективное»), т.к. более субъективного, волюнтаристического и своевольного начала в природе человека не существует. Исключительно солнечное понятие – это волюнтаризм (мое мнение, слово и т.п. превыше всего, единственное верное; отсутствие заботы вообще считаться с чужим мнением – это суть солнечного начала), как понятие, полностью исключающее заботу о какой-либо объективности.
   «Волюнтаризм – субъективное произвольное решение, игнорирующее объективно существующие условия и закономерности». Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегова.
   Именно волюнтаризм Солнца является мощным источником творческого процесса, привнося в жизнь субъективное и индивидуальное видение чего-либо, что является сутью творчества. Забота об объективности ниже достоинства «царской особы», если она не ограничена благотворным влиянием Сатурна и Юпитера.
   Могу добавить, что основным показателем невежества в человеке является именно Солнце, т.к. само незнание чего-либо и не владение информацией не выявляет невежества в той степени, в какой невежда само утверждается в своем незнании через Солнце.


   В объективности следующего утверждения Ч. Картера: Солнце / Луна = свет / тьма, также стоит усомниться.
   Байка из жизни детей: «Ребенка спросили: что важней Солнце или Луна? Образчик детской непосредственности, не задумываясь, ответил: конечно, важнее Луна, ведь она светит, когда темно, а Солнце светит, когда и так светло».
   Даже ребенку понятно, что Луна освещает наш путь во мраке ночи, когда Солнце «отдыхает», а то, что она светит отраженным светом Солнца, значимости Луны как источника света в ночи не умоляет.
   Тьма – это одновременное отсутствие света Солнца и Луны, как значимых источников света!

Утверждение: Солнце/Луна=Настоящее/Прошлое – несостоятельно!
Утверждение: Солнце/Луна=Объективное/Субъективное – несостоятельно!
Утверждение: Солнце/Луна=Свет/Тьма – несостоятельно!
Утверждение: Солнце/Луна=Позитивное/Негативное – носит исключительно субъективное (достойное качеств Солнца, точнее «мэнов» от астрологии) и оценочное значение типа «хороший/плохой», от чего современные астрологи в отношении характеристик аспектов отказываются, признавая примитивизм и недостойность таких оценок, наносящих астрологии только вред.


   Остается только признать, что здравомыслие в астрологии действительно хромает на «обе ноги».
   Человек, ставший рабом любого изма, уже неспособен видеть мир в его первозданной красоте, воспринимая окружающее через призму предвзятости, обречен на узость видения, а стало быть, и узость мышления, выраженного в махровом субъективизме, сознательном или бессознательном искажение картины мироздания.
   Цитата из (4) Алан Лео о Луне: «Все, что относится к Луне, должно быть окружено особым вниманием. Она влияет на разум, являющийся важнейшей частью человеческого существа».
   Разум, здравомыслие и благоразумие имеют непосредственную связь с Луной, значение которой чрезмерно занижено по сравнению с Солнцем, с его тотальным волюнтаризмом в астрологии, что негативно отражается на восприятии астрологии людьми, наделенными природным здравомыслием.


   Один из наиболее известных американских астрологов и основатель Церкви Света К.К. Цайн (К.К. Заин) в книге « ... природа астрологических энергий» (5) приводит взаимосвязь характера влияния аспекта с тождественным ему влиянием планеты (аспект = планета), которая выглядит следующим образом:

«1. Соединение. Это аспект, образуемый двумя планетами, которые находятся в одном градусе зодиака. Влияние этого аспекта весьма заметно. Оно сравнимо с влиянием Солнца, изменяемое по природе и в зависимости от планет, которые составляют этот аспект, может быть гармоничным или диссонансным. Это аспект известности.
2. Полусекстиль. ... Его влияние сравнимо с влиянием Луны, оно мягкое и гармоничное. Это аспект роста.
3. Секстиль. ... Влияние секстиля сравнимо с влиянием Венеры. Это аспект оптимизма, он светлый и очень гармоничный: аспект возможности.
4. Квадрат. ... Его влияние сравнимо с влиянием Марса. Это аспект энергичный, волевой, сильный, безудержный, разрушительный и крайне напряженный: аспект препятствия.
5. Трин. ... Его влияние сравнимо с влиянием Юпитера; конструктивный, благоприятный и в высшей степени гармоничный аспект. Это аспект удачи.
6. Квиконс. ... Его влияние сравнимо с влиянием Нептуна. Квиконс несколько различается по действию: если он составлен гармоничными планетами, его действие слегка гармонично, если же он составлен планетами диссонансными, он дает некоторую напряженность. Это аспект расширения.
7. Полуквадрат. ... Его влияние сравнимо с влиянием Меркурия: неустойчивое, напряженное и слегка дисгармоничное. Это аспект трения.
8. Оппозиция. ... Влияние оппозиции сравнимо с влиянием Сатурна: медленно разделяющее, холодно разрушающее. Это крайне неблагоприятный, напряженный и дисгармоничный аспект, аспект разделения.
9. Полутораквадрат. ... Его влияние сравнимо с влиянием Урана по резкости, внезапности, взрывчатости, пробойности и некоторой напряженности. Это аспект возбуждения».


   К.К. Цайн – Эльберт Бенджамин основал Церковь Света в Лос-Анджелесе в 1932 году. Церковь Света считает себя ответвлением Братства Света, которое, как считают, отделилось от египетской теократии в 2400 году до нашей эры и постепенно превратилось в тайный орден. Церковь Света учит, что существует только одна религия – законы природы. Подчеркивает, что астрология служит средством интерпретации законов природы, хотя признаются все оккультные науки. Церковь Света играет важную роль в истории астрологии в Соединенных Штатах. Церковь была одной из очень немногих организаций, которая в начале 20-го века предложила высококвалифицированные заочные курсы по астрологии, и многие из старших современных астрологов обучались в Церкви Света.
   Вариант взаимосвязи аспект = планета К.К. Заина, не принижая в целом значимости женского начала (инь) в астрологии, отводит Луне роль отчасти слабого аспектного влияния через аспект полусекстиль.
   Много вариантность теоретических изысканий, задачей которых является нахождение взаимосвязи аспект = планета, свидетельствует о наличии некоторых затруднений в осмыслении основ астрологии.

   Рассмотрим более подробно ещё один вариант теоретического обоснования взаимосвязи аспект = планета, предложенный лидером авестийской астрологии в книге «ASPECTARIUM» П. Глоба (14), цитата:

«Связь семи групп аспектов с числом
... С помощью чисел можно понять и описать мистерию и сокровенный смысл любого аспекта, так как каждый из них имеет свою числовую закономерность.
   Напомним числа, с которыми связаны планеты Солнечной системы.
1 – Солнце, 2 – Луна, 3 – Марс, 4 – Меркурий, 5 – Юпитер,
6 – Венера, 7 – Сатурн, 8 – Уран, 9 – Нептун, 10 – Плутон,
11 – Прозерпина, 12 – Хирон.
   Число является главным ключом к любому аспекту, потому что угловое расстояние, которое принимают в качестве аспекта, получается в процессе деления зодиакального круга в 360° на какое-либо определенное число... Числа, связанные с главным аспектом каждой группы, являются самым важным, потому что раскрывают сокровенный смысл каждой группы аспектов. К этим числам относятся: 0, 1, 2, 3, 5, 7, 9, 11...
Напряженные аспекты 180°, 90°, 135°, 45°.
   Число 2 – главное в группе напряженных аспектов, потому что при делении 360° на 2 мы выходим на первый основной аспект данной группы – 180°. С числом 2 связаны процессы поляризации, разделения, непостоянства, напряжения и побуждения к выбору. Имея связь с Луной, 2 является самым неполноценным и двойственным числом... 2 – активный источник колебаний. С этим числом сопоставимы все близнецовские мистерии».


   Обвиняя Луну в неполноценности, на нее вешается ответственность за всю группу напряженных аспектов (!). Однако через несколько страниц в главе «Отражение трех начал в аспектах» можно прочитать следующее: «С мужским началом связаны все напряженные, ... аспекты».
   Возникает закономерный вопрос из этих взаимно противоречивых утверждений: напряженные аспекты связаны с неполноценностью женского начала в лице Луны или все же с мужским началом и его неполноценностью?

   Попробуем разобраться с гармонизирующими аспектами, цитата:

« Гармонизирующие (стабильные) аспекты 120°, 60°, 150°, 30°.
В результате деления зодиакального круга на число 3 можно выйти на главный гармонизирующий аспект – 120°... Число 3 в отличие от колеблющегося числа 2 является сверхустойчивым и несокрушимым. С ним связаны стабильность и статичность. Поэтому 3 можно назвать числом воли и постоянства..


   Число 3 связано с планетой Марс, как следует из первой цитаты, а такие понятия как стабильность, статичность и тем более постоянство плохо увязываются с природной нетерпеливостью, резкостью и другими качествами Марса. В природе Марса сомневаться не приходится, она мужская!
   Что же можно прочитать в главе «Отражение трех начал в аспектах», цитата: «С женским началом связаны гармонизирующие и ... аспекты»
   Ситуация с гармонизирующими аспектами аналогичная по своей противоречивости и абсурдности, что явно не смущает автора. Это же, какие «скрытые, глубинные информационные пласты в астрологии» «можно прочесть», делая взаимоисключающие друг друга утверждения?


   В главе «Связь семи групп аспектов с планетами септенера» приведена связь аспектов уже с функциями планет, которая выглядит следующим образом:
      Соединение – Меркурий;
      Напряженные – Марс;
      Гармонизирующие – Венера;
      Творческие – Солнце;
      Кармические – Луна;
      Магические – Юпитер;
      Стерилизации – Сатурн.


   В главе «Ключ к бытовым аспектам через планеты септенера» читаем:

«Мы уже попытались связать семь групп аспектов с планетами септенера. Оказывается, через планеты, являющиеся главными составляющими астрологического алфавита, можно прочесть скрытые, глубинные информационные пласты в астрологии. Планеты раскрываются перед нами через разные уровни своего проявления. ... Каждую планету, как и любой материальный носитель информации можно охарактеризовать с точки зрения ее физических свойств. Мы возьмем это за основу при рассмотрении бытовых аспектов и нейтрального аспекта соединение...
Итак, планеты септенера следующим образом взаимосвязаны с аспектами:
Солнце – 0°
Меркурий – 30°, 45°
Венера – 60°
Марс – 90°
Юпитер – 120°
Сатурн – 180°
Луна – 135°, 150°
Вы сможете открыть для себя огромный пласт дополнительной информации об этих аспектах, если изучите физические свойства соответствующих планет».


   В приведенной автором взаимосвязи аспектов (бытовых – ?) с планетами септенера бросается в глаза явный диссонанс в распределении двух последних планет – Сатурна и Луны. Логичней было бы предположить, что Сатурн, как шестая по счету планета, а именно этот принцип положен в основу взаимосвязи аспект = планета, связан с аспектом квиконс (150°), а Луна, как не нашедшая более достойного места в этом «параде планет», займет в нем, как неполноценная по словам автора, последнее место, что свяжет ее с аспектом оппозиции (180°).
   Нарушение «порядкового принципа» связи планета = аспект по отношению к Сатурну и Луне становится еще более непонятным, если учесть изначально заявленную автором взаимосвязь Луны с числом 2: «Имея связь с Луной, 2 является самым неполноценным и двойственным числом», и всей группой напряженных аспектов, включая главный из них – 180°.
   Возможно, недоразумения с Сатурном и Луной объясняются опечаткой в тексте книги, если же это не так, то оно дополняет множество других крайне противоречивых утверждений автора.


   Подчеркнутая значимость, заявленного в первых главах, нумерологического ряда планет, взятого за основу: «С помощью чисел можно понять и описать мистерию и сокровенный смысл любого аспекта... Число является главным ключом к любому аспекту», по ходу рассуждений автора, полностью нивелируется и обесценивается. Во взаимосвязи планет септенера с аспектами угадывается нумерологический ряд, отличный от заявленного, представляющий собой порядковый номер планеты от Солнца, используемый по линейному (шаговому) принципу, а Луна, как неполноценная, уже по остаточному принципу замыкает эту группу аспектов.
   Само распределение планет по нумерологическому ряду, взятое за основу: «Напомним числа, с которыми связаны планеты Солнечной системы ...», имеет весьма субъективный характер, в основу которого положено все то же волюнтаристическое предубеждение о превосходстве солнечного начала.


   В авестийской астрологии создан самый сложный и внутренне противоречивый вариант теоретического обоснования природы аспектов, из всех представленных выше вариантов, а Луна напрямую обвиняется в неполноценности, утверждая в авестийской астрологии торжество мужского шовинизма.
   Из рассмотренных выше вариантов теоретических обоснований взаимосвязи природы аспект = планета самыми сложными для интерпретации этой взаимосвязи являются варианты, предложенные А. Подводным и П. Глобой, по своей неоднозначности и противоречивости.


   В этой связи хочется напомнить читателю высказывание академика А. Н. Колмогорова: «Чем более общий характер носит идея, тем проще она должна быть».

   Астрология носит непросто общий, а глобальный характер, что подразумевает наличие большей прозрачности и простоты основополагающих законов астрологии, определяющих, в частности, связь природы планет и аспектов, чему явно противоречат выше приведенные варианты теоретических изысканий в этой области.


   При таком обилии точек зрения на фундаментальные основы астрологии, правильней будет астрологию относить не к науке, как принято у астрологов себя позиционировать, а к религии, где процветает множество самостоятельных и противоборствующих религиозных доктрин, неспособных ни при каких обстоятельствах прийти к общему знаменателю. В ряде случаев можно говорить об астрологическом сектантстве.

«Каждый молится Богу на собственный лад ...» О. Хайям.