Единый бог загробного царства двух религий
Сказка о Са-Осирисе примечательна ещё и тем, что во главе загробного царства двух религий, основанных на альтернативных парадигмах религиозного мышления – проторелигии Египта и религии жрецов Осириса, находится единый для этих религий бог Осирис!!!
Основы веры в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире
В проторелигии Египта, являвшейся исконной религии населения долины Нила, богом загробного царства был Осирис в качестве здравствующего бога царства растительности Египта, которое предоставило приют и пропитание фауне и египтянам, предопределив этим фактом в мифологии Осириса его аллегорию бога-царя Египта.
Оба образа Осириса: бога растительности в его аллегории бога-царя Египта и бога загробного царства в проторелигии Египта были органично взаимосвязаны между собой, не противореча друг другу!
Ибо как бог царства растительности Египта, Осирис, отождествлял собой доктрину бессмертия души в череде её перевоплощений в подлунном мире, подтверждением чему и служили циклы гибель и возрождение к новой жизни растительности…, «как свидетельство вечной жизни» – Г. Кеес. (4)
Эта доктрина подразумевала под собой и безусловное наличие загробного царства в проторелигии Египта, столь же подвластного Осирису в силу его исключительной роли в циклах как гибели, так и возрождения к жизни …, фактически, являвшемуся символом бессмертия души в двух мирах: подлунном и загробном!
И вполне закономерно, что бог царства растительности Египта, Осирис, реализуя в проторелигии Египта это своё основное предназначение, ещё и стал богом загробного царства, в котором душа пребывала в ожидании очередной реинкарнации в подлунном мире в той же мере, в какой черная плодородная земля долины Нила после завершения сезона половодья способствовала обновлению в нильской долине растительности и прорастанию посевов, в частности, зерновых злаков на сельскохозяйственных угодьях египтян.
Поэтому для жречества проторелигии Египта бог растительности, Осирис, в качестве бога живой природы оставался всегда здравствующим богом, дав приют и пропитание фауне и египтянам в долине Нила, что и соответствовало по-прежнему его аллегории бога-царя Египта, не противореча его образу бога загробного царства проторелигии Египта, а органично дополняя его.
Органичное единение этих двух образов Осириса в проторелигии Египта составляло основу её парадигмы религиозного мышления – веры в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, подразумевавшей под собой и некий период её существования в загробном мире.
Впоследствии, результаты адекватного восприятия жречеством проторелигии Египта природных явлений и прославили египетскую цивилизацию среди иных народов, благодаря высочайшему для своего времени уровню развития прикладных наук и медицины, значительно повысив культурный и научный уровень населения Древнего Египта, о чем свидетельствуют слова автора «Анонимного географического трактата IV в. н. э. (34–37: сведения о Египте и Александрии)»:
«Во всяком случае, Египет преимущественно перед другими странами богат мужами, сведущими в науках. Ведь в его главном городе Александрии ты найдешь философов любого племени и любой школы. Когда между египтянами и греками возник спор о первенстве, египтяне признанные более глубокими и совершенными в мудрости, победили, и первенство было присуждено им.
И действительно, невозможно найти ни в одной области знания сведущего человека — не египтянина родом. Поэтому Египет всегда привлекал философов и мужей науки, которые отличались исключительной мудростью. Ведь они чужды какого бы то ни было шарлатанства; каждый из них доподлинно знает то, о чем говорит, и поэтому никто не берется за все, но каждый исполняет свое дело, украшая его ученостью».
Основы веры в вечную загробную жизнь
В свою очередь, жречество религии Осириса, лживо извратив в корыстных целях реальные последствия климатической катастрофы, воспользовалось в своей мифологии лишь аллегорией Осириса в качестве бога-царя Египта, формально, очеловечив образ бога царства растительности Египта, что и позволило им «посредством его убийства» узаконить в своей религии лишь один-единственный образ Осириса – бога царства мертвых:
«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших». (1)
В то время как в проторелигии Египта Осирис фигурировал в двух своих образах, органичное слияние которых и составляло основу её парадигмы религиозного мышления.
Отсутствие меркантилизма у жречества богов проторелигии Египта и не позволило им скатиться в пропасть Лжи и Лицемерия, подобно жрецам религии заупокойного культа, умудрившихся «лишить земной(!) жизни своего бога», спровадив его навечно в преисподнею.
И это(!), невзирая на бессмертный статус, в целом, богов природных стихий, каковыми и были два брата – боги природных стихий: Осирис как бог царства растительности в его аллегории бога-царя Египта и бог царства пустынь, Сетх, в связи с чем они и фигурируют в мифологии Осириса как братья.
Следствием из приведенной выше аргументации является констатация предельно очевидного факта – в основе веры в вечную загробную жизнь, возникшей в IV тысячелетии до н.э. в среде жречества религии Осириса, лежит ложь и корыстолюбие этих предприимчивых основателей заупокойного бизнеса, в своей совокупности позволившие им обогащаться на торговле местами в раю царства вечной загробной жизни своего бога.
Для этого им и потребовалось совершить несуразное для здравого смысла деяние – «лишить земной жизни бога» одной из природных стихий, а именно бога живой природы Египта, Осириса, лицемерно воспользовавшись в своей мифологии о нем лишь его аллегорией – бога-царя Египта.
Наряду с этим фактом, следует констатировать ещё одно ни менее важное обстоятельство – заимствование (плагиат) жречеством религии Осириса образа своего бога в качестве бога царства мертвых из проторелигии Египта, в которой Осирис ещё задолго до возникновения религии жрецов заупокойного культа и фигурировал в образе бога загробного царства, как места временного пребывания в нем души в ожидании последующей реинкарнации.
Этому факту, в частности, свидетельствует Сказка о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса, авторство которой принадлежало жречеству проторелигии Египта, а сообразно её смыслу – бог царства мертвых Осирис и инициирует реинкарнацию Са-Осириса:
«В заключение сказки говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый колдун и волхв, снова посланный жить на землю самим царем мертвых, богом Осирисом».
Основы мирного сосуществования двух религий
Религия жрецов Осириса, возникнув первоначально в качестве элитарной религии номархов и фараонов, имела свою исключительную привлекательность для них, тем не менее они были крайне заинтересованы в результатах деятельности жречества богов проторелигии Египта, в частности, сообразно одному из её аспектов, благотворно отражавшемуся на морально-нравственный климат общества.
Формально, с возникновением религии дельцов заупокойного бизнеса, бог проторелигии Египта, Осирис, стал универсальным богом загробного царства для обеих религий, поэтому жречество этих религий и сосуществовало мирно на первых порах – в эпоху Раннего и Древнего царства, как, впрочем, и за несколько веков до объединения Египта – с момента концептуального обоснования парадигмы религиозного мышления жрецов заупокойного культа, что и соответствовало генезису религии Осириса.
Жречество религии Осириса не возникло на пустом месте, скажем, где-то вне религиозных номовых центров, а представляло собой совокупность наиболее меркантильной прослойки жречества проторелигии Египта, включившей в себя жрецов пришлых племен, мигрировавших в нильскую долину с территорий Египта, поглощенных песками пустынь бога Сетха.
По всей видимости, в среде жрецов пришлых племен и зародилась идея вечной загробной жизни, воспринятая с восторгом корыстолюбивой прослойков жрецов проторелигии Египта, основавших совместно собственную религию заупокойного культа в номовых религиозных центрах. Более подробно этот процесс описан в работе Тайны религии Древнего Египта Часть I в разделах:
1. Предыстория возникновения верований о вечной загробной жизни в религиозной культуре населения долины Нила.
2. Проторелигия нильской долины и причины возникновения религии Осириса
3. Неординарная особенность возникновения религии Осириса в религиозной культуре долины Нила
Опираясь на представления об Осирисе в проторелигии Египта, который олицетворял собой доктрину бессмертия души, утрированно, «путешествующей» по обоим мирам – подлунному и загробному, основателям заупокойного культа, ставшим «свидетелями» гибели растительности Египта на бесконечных просторах по обоим берегам Нила, и снизошла идея веры в вечное загробное существование души.
Эта идея нашла свое концептуальное обоснование в среде корыстолюбивой прослойки жрецов проторелигии Египта, посредством гиперболизации продолжительности загробного периода существования души в проторелигии Египта, устремленного в вечность. Чем, формально, и была обоснована вера в вечную загробную жизнь в религии жрецов заупокойного культа.
Следовательно, религия жрецов Осириса возникала, исключительно, на базе проторелигии Египта в номовых религиозных центрах,
во-первых, унаследовав из неё образ Осириса как бога загробного царства;
а во-вторых, гиперболизация продолжительности периода временного пребывания души в загробном царстве Осириса проторелигии Египта, устремленная в вечность, стала основой веры в вечную загробную жизнь.
В свою очередь, гиперболизация продолжительности периода пребывания души в загробном царстве проторелигии Египта, став основой веры в вечную загробную жизнь, обрекла бога Осириса в религии жрецов заупокойного культа на утрату одного из двух образов Осириса, которые органично сосуществовали в проторелигии Египта – бога царства растительности и бог загробного царства, а именно на утрату образа Осириса как бога царства растительности! Ибо в контексте парадигмы религиозного мышления жрецов заупокойного культа, образ Осириса как бога растительности не просто утратил свой смысл, а категорически противоречил основам веры в вечную загробную жизнь. Ведь именно этот образ Осириса и отождествляет собой бессмертия души в подлунном мире, чему и соответствует ежегодный процесс обновления растительности в подлунном мире, которому и покровительствует Осирис в образе бога царства растительности.
И поскольку образ Осириса как бога растительности в его аллегории бога-царя Египта категорически противоречил основам веры в вечную загробную жизнь, жречество заупокойного культа поступило «мудро», решив его изъять посредством мифотворчества для обоснования лишь единственного в своей религии образа Осириса, исключительно, лишь как бога царства мертвых.
Процесс и результат этого изъятия и описан жрецами заупокойного культа в мифологии Осириса, повествующей о гибели бога-царя Египта, т.е. бога царства растительности Египта, от рук своего «завистливого» брата, бога царства пустынь Сетха.
И закономерным следствием гибели бога-царя Египта, т.е. гибели бога царства растительности Египта, становится его, условно, восшествие в потусторонний мир в образе бога царства мертвых религии жрецов заупокойного культа:
«Осирис же, «утомленный сердцем» (wrd ib) в результате гонений и перенесенных страданий, становится царем в потустороннем мире, судьей умерших». (1)
В мифологии Осириса приведено логичное и вполне правдоподобное для «паствы» религии жрецов Осириса обоснование веры в вечную загробную жизнь и генезиса бога царства мертвых, для чего и потребовалось лишить «жизни» бога одной из природных стихий – бога царства растительности Египта, Осириса, в его аллегории бога-царя Египта.
Поэтому лишь образ Осириса как бог загробного царства стал универсальным его образом в обеих религиях(!), в то время как Осирис в образе бога растительности, сохранив свое значение в проторелигии Египта, утратил его в религии жрецов заупокойного культа.
Это и составляет основу отличия двух альтернативных парадигм религиозного мышления(!), характерных не только для проторелигии Египта и религии жрецов Осириса, но и для религиозной культуры всего человечества.
Таким образом, в религии жрецов заупокойного бизнеса бог Осирис представлен в единственном своём образе – бога загробного царства, что и служит обоснованием парадигмы религиозного мышления жречества заупокойного культа – веры в вечную загробную жизнь в царстве мертвых Осириса.
В то время как в проторелигии Египта, Осирис представлен в обоих своих образах, органичное слияние которых столь же служит обоснованием веры в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире, подразумевая под собой чередование двух образов Осириса в процессе реинкарнации души, «совершающей последовательно путешествие» по обоим мирам: подлунному и загробному, что и соответствует смыслу парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта.
Следовательно, в египетской цивилизации получили свое обоснование две альтернативные парадигмы религиозного мышления религиозной культуры человечества:
– веры в бессмертие души в череде её перевоплощений в подлунном мире;
– веры в бессмертие души в вечности загробной жизни.
Осирис, олицетворяя собой доктрину бессмертия души в обеих религиях, является единым для них богом загробного царства!
И если Осирис в образе бога загробного царства проторелигии Египта, опосредованно – через свое жречество, стимулировал стремление её последователей «прожить жизнь с Маат в сердце», благотворно отражавшееся на морально-нравственном климате египетского общества, в чем были крайне заинтересованы как номархи, так и фараоны.
То Осирис, в той же ипостаси, но уже в религии дельцов заупокойного бизнеса, символизируя собой идею вечной загробной жизни, столь же опосредованно – через свое жречество, оказывал диаметрально противоположное влияние на моральный климат общества, посредством растления клиентов своего заупокойного бизнеса, стимулируя у них чувство презрения к богине Маат, т.е. к этическим устоям египетского общества.
Обе религии выполняли в социуме каждого нома и, в целом, единого государства, каждая свое предназначение, в чем были заинтересованы номархи и фараоны, как элитарные клиенты религии жрецов заупокойного культа времен Древнего царства, получившие в ней свои преференции от веры в вечную загробную жизнь, оставив своим подданным прерогативу исповедовать проторелигию Египта, в чем они столь же были заинтересованы.
Тем не менее тлетворное влияние заупокойного бизнеса религии Осириса на моральный климат египетского общества возрастало по мере увеличения численности её «паствы» на каждом из трех этапов развития индустрии её заупокойного бизнеса, которые соответствовали трем эпохам истории Древнего Египта: Древнего (1-я – 6-я династии), Среднего и Нового царства.
В отличие от политеизма многочисленных номовых религий – проторелигии Египта, религия жрецов Осириса представляет собой первую в истории религиозной культуры человечества монотеистическую религию, значительно повлиявшую на вектор развития египетской цивилизации, как и всего человечества, о чем более детально речь пойдет отдельно, в контексте развития темы – Монотеизм религии жрецов Осириса.
Сентябрь-октябрь 2025г.
Литература
1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.
2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999
3. Плутарх. Исида и Осирис. Киев. изд. УЦИММ-ПРЕСС, 1996.
4. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.: Изд-во «Журнал ,,Нева“». 2005.
5. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. изд. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2008.
6. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М. Издание Солдатенкова. 1895.
7. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
8. Ребрик. В.В. Древнеегипетская магия и медицина. Санкт-Петербург. 2016.
- << Назад
- Вперёд