Особенности влияние на египетскую цивилизацию каждого из периодов истории религии Осириса
Мемфисскому периоду истории религии Осириса соответствовали «Тексты пирамид».
Догматика религии Осириса этого периода, в части представлений о загробном мире и вечной жизни в нем, была ориентирована на весьма узкий контингент клиентов заупокойного бизнеса, ограниченный лишь номархами и фараонами, включая их ближайшее окружение(?).
«О ба обыкновенных людей в последнем смысле слова древнейшие тексты хранят молчание – в «Текстах пирамид» упоминается только ба умершего фараона». (1)
Вполне закономерно, что этот факт принципиально исключал из догматики религии Осириса саму идею концепции загробного суда над «властителями мира сего» – фараонами и номархами. Поэтому никакой иной альтернативы для их посмертной участи, кроме благостных перспектив вечной жизни в обществе богов правящей династии – для фараонов, и номовых богов – для номархов, догматика религии Осириса этого периода не предусматривала.
* * * * *
Посмертная же участь остальных египтян была обусловлена их принадлежностью к проторелигии Египта с её концепцией беспристрастного загробного «суда Маат», предопределявшего как начальные условия участи в последующей реинкарнации (в подлунном мире), так и посмертную участь временного их пребывания в загробном царстве Осириса* проторелигии Египта:
«Их души приходят на суд царства мертвых, и, если они творили добро на земле, здесь воздают им добром, но если они творили зло, здесь воздают им злом.
Так ведется извечно и не изменится никогда». (Сказка о доле богача и бедняка в загробном царстве Осириса)
Концепция загробного «суда Маат» в проторелигии Египта и позволяла культивировать искреннее стремление египтян «прожить жизнь с Маат в сердце», т.е. строго придерживаться этических устоев своего социума и его законов, в чем, вполне закономерно, были заинтересованы как номархи, действовавшие в едином тендеме с жречеством своих номовых религиозным центрам, так и фараоны, покровительствовавшие жречеству богов проторелигии Египта крупных и второстепенных религиозных центров, периодически одаривая их «щедрыми дарами движимого и недвижимого имущества»:
«В широко известном папирусе Харрис I, хранящемся в Британском музее, самом длинном из известных нам папирусов (длина его 45 м), содержится перечень даров – движимого и недвижимого имущества, – которые фараон XX династии Рамсес III (1182–1151 гг. до н.э.) пожаловал трем крупнейшим религиозным центрам страны – Фивам, Гелиополю и Мемфису, а также второстепенным центрам». (1)
Тем более что жречество богов проторелигии Египта представляло собой интеллектуальную и научную элиту в каждом из номов, развивая при храмах своих богов прикладные науки и медицину, высокие для своего времени достижения в развитии которых прославили египетскую цивилизацию.
* * * * *
Следовательно, религия жрецов Осириса с её догматикой времен Раннего и Древнего царства была исключительно элитарной религией номархов и фараонов, включая их ближайшее окружение, выведя номархов и фараонов из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта(!), обнадеживая царственных клиентов своего заупокойного бизнеса вечной жизнью в обществе главных богов царствующих династий (в каждом номе был свой главный бог, легитимизирующий божественный статус номарха, что в полной мере соответствовало главному богу любой правящей династии фараонов).
И что было ни менее важно – им в религии жрецов Осириса уже «не грозила» бесконечная череда перевоплощений души в подлунном мире, чему были подвержены все остальные египтяне, исповедовавшие проторелигию Египта!!!
* * * * *
Именно этот стереотип обоснования мнимых преимуществ веры в вечную загробную жизнь, с её могучим финансовым потенциалом организации заупокойного бизнеса, и был позаимствован в конце VIII – начале VII века до н.э. основателями ведического учения в Индуизме – брахманами, что столь же было унаследовано и основателями Буддизма и Джайнизма в первые века периода упанишад: «Период упанишад с 700 года до новой эры», ознаменовавшие собой в религиозной культуре населения Индостана «эпоху брожения умов» в VI-IV веках до н.э.
«Эпоха брожения умов», представлявшая собой резкий всплеск творческой активности религиозного и философского мышления представителей разных слоев населения Индостана, и стала следствием привнесения жрецами бога Брамы в религиозную культуру Индостана совершенно чуждой ей прежде парадигмы религиозного мышления жречества религии Осириса – веры в вечное потустороннее существование души в царстве мертвых Осириса.
В результате чего и возникла в Индуизме аналогичная вера в вечное потустороннее существование души – атмана в Браме (Брахман), олицетворявшего собой пространство потустороннего мира, в котором душа (атман), "посредством прекращения" своего бесконечного круговращение в колесе сансары, навечно воссоединялась с богом брахманов, Брамой. Что и стало заветной мечтой всех индусов – последователей ведического учения Индуизма.
«Незатейливое творчество брахманов периода упанишад и позволило им совершить столь незамысловатый переход от богов Ригведы ведийского «доклассического» периода, с его ещё незамутненной верой в реинкарнацию, к своему богу Браме, который уже стал олицетворять собой идею вечного потустороннего существования души – атмана в Браме (Брахман), «соответствуя результатам освобождения от сансары»». (Тайна происхождения Индуизма раздел: Период упанишад – зарождение заупокойного бизнеса брахманов)
* * * * *
Тлетворное влияние заупокойного бизнеса религии жрецов Осириса, как сугубо элитарной религии номархов и фараонов времен Раннего и Древнего царств, ещё не представляло собой серьезной угрозы морально-нравственному климату общество, тем не менее оно отразилось негативно на судьбе Древнего царства весьма специфическим образом, обусловив его крах. Чему и послужил причиной факт выведения номархов и фараонов в религии жрецов Осириса из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта, что им «предоставляло право» действовать, не оглядываясь на законы государства, игнорируя и этические устои общества, а то и другое «находилось под патронажем» богини Маат, вменяясь в обязанность всем их подданным.
Отсюда и возникла впоследствии тенденция глав авторитарной власти ставить себя над законом или диктовать закон от первого лица, игнорируя при этом нормы общественной морали и нравственности.
Однако(!) следует особо акцентировать внимание на том, что факт главенствующей роли в социуме нома его царя, номарха, как и фараона единого государства – над своими подданными, ещё не тождественен сам по себе их праву самим попирать законы, а тем более править, не гнушаясь нарушением этических устоев общества, установленных Творцом!!!
В проторелигии Египта роль богини Маат, как дочери бога Солнца – Атум-Ра в Гелиополе, подразумевала под собой главенство в жизни египетского общества моральных и нравственных норм поведения всех его представителей, включая номархов и фараонов. Поэтому фараонам и вменялась в обязанность охранять и восстанавливать Маат – и это не просто правопорядок, как интерпретирует Маат, в частности, Ян Ассман в своих работах, а весь комплекс этических устоев общества: «Концепция Маат составляет основное звено египетской этики». (1)
Фараоны разных династий в религиозном сознании египтян тем или иным образом (в процессе синкретизма) были уподоблены богу солнца, Атум-Ра:
«В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра (Атум).
Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра (Атум) – первый фараон.
Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат…»
Проторелигия Египта с её «судом Маат» в загробном царстве Осириса* культивировала в религиозном сознании египтян стремление «прожить жизнь с Маат в сердце», что в полной мере касалось и номархов, по крайней мере, до возникновения религии жрецов заупокойного культа.
Религия жрецов Осириса и стала столь привлекательной для номархов и фараонов времен Раннего и Древнего царств в связи с тем, что позволила им выйти из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта, обнадежив благостными перспективами вечной жизни в обществе богов правящей династии.
Прельстившись столь радужными перспективами вечной загробной жизни, фараоны и стали первыми жертвами корыстолюбия дельцов заупокойного бизнеса религии Осириса.
Возникает вполне закономерный вопрос:
Как отразилось на Древнем царстве (2778 – 2263гг до н. э.) и египетской цивилизации вовлечение номархов и фараонов в лоно религии жрецов Осириса?

Рис 3. Пирамиды Гизы
Наиболее вероятной и глубинной причиной краха Древнего царства стала прихоть его фараонов тратить львиную долю бюджета страны на возведение для себя «домов вечной жизни».
А эта тенденция в бюджетной политике единой державы и сыграла свою неблаговидную роль, когда при последнем фараоне VI династии возникла критическая ситуация для правящей династии, вызванная отсутствием «бюджетных средств» на восполнение запасов продовольствия в связи с чередой неурожайных годов. Что и спровоцировало голодные бунты населения страны и крах Древнего царства, на смену которому пришел период смут и отсутствия единовластия – Первый переходный период (2263 – 2040гг до н. э.).
Этому могли поспособствовать и какие-то внешние причины, но не более чем послужив спусковым механизмом к развалу уже прогнившей изнутри державы Древнего царства с губительной для её экономики бюджетной политикой чрезмерных трат на личные прихоти царствующих персон, оказавшихся в заложниках у корыстолюбия жрецов («пастырей») первой в истории человечества монотеистической религии Осириса.
Тлетворное влияние элитарной религии Осириса времен Древнего царства на «солнцеликих» клиентов своего заупокойного бизнеса породило впоследствии весьма характерную для авторитарных правителей тенденцию не только ставить себя над законом, попирая этические устои общества, но и использовать казну государства для удовлетворения своих непомерных в финансовом отношении «прихотей».
Таким образом, Древнее царство и было обязано своим крахом дельцам заупокойного бизнеса религии Осириса, что, в свою очередь, вынудило её жречество, лишившееся столь сказочно богатых клиентов своего бизнеса, как-то восполнять эту финансовую потерю. В связи с чем и потребовалось переориентировать заупокойный бизнес во времена Первого переходного периода на более перспективную для своего обогащения клиентуру, сделав ставку к эпохе Среднего царства на вовлечение в свою «паству» наиболее состоятельных египтян из числа сановной знати. Снижение планки былой элитарности своей религии позволяло жречеству Осириса значительно расширить клиентуру своего бизнеса, стимулируя дальнейшее развитие индустрии услуг заупокойного бизнеса, о чем и пойдет речь далее.