Итоги влияния религии Осириса на вектор развития египетской цивилизации и всего человечества


  Подведем итоги влияния на египетскую цивилизацию и державу Древнего Египта, каждого из трех первых периодов в развитии догматики религии Осириса, с верой её «пастырей» и «паствы» в вечную загробную жизнь в царстве мертвых бога дельцов заупокойного бизнеса, что и позволяло «пастве» презирать богиню Маат – этические устои общества:


     1.    «Паства» религии Осириса времен Раннего и Древнего царства – номархи и фараоны:


а) власть царя выше законов и этических устоев общества, вменяемых в обязанность всем подданным, как основа для возникновения авторитаризма;
б) волюнтаризм бюджетной политики государства в угоду «прихотям» номархов и фараонов, столь же отразившимся впоследствии на нравах авторитарных правителей всех времен и народов.


     2.    Вовлечение со времен Среднего царства в «паству» религии Осириса сановной знати номархов и фараонов:


а) возникновение коррупции во всех ветвях власти номархов и фараонов, что наиболее показательно отражалось на судебной системе – взяточничество судей светских судов: «на суде бедняк не находил управы на обидчиков». (6)
б) казнокрадство и распил бюджета уже в пользу сановной знати номархов и фараонов, наносивший их казне куда больший урон, нежели урон казне от удовлетворения собственных «прихотей» – пункт 1. б).


     3.    Вовлечение во времена Нового царства в «паству» религии Осириса мало-мальски состоятельные египтяне из разных слоев общества:


 Усугубление тенденции скатывания египетской цивилизации в пропасть аморального апокалипсиса«крайняя степень противоправного беспредела, приводящего к распадению социальных, экономических, этических и культурных структур общества».


  Перечисленные выше «новшества», привнесенные жрецами заупокойного культа религии Осириса в египетскую цивилизацию, стали следствием их озабоченности наращивания масштабов индустрии своего заупокойного бизнеса. Дельцы заупокойного бизнеса в своих мечтах лелеяли надежду на вовлечение в свою «паству» всех поголовно египтян, что и грозило египетской цивилизации аморальным апокалипсисом.



  И именно религиозная реформа фараона XVIII династии, Аменхотепа IV-Эхнатона, стала поворотным пунктом в истории развития заупокойного бизнеса религии Осириса и движения египетской цивилизации к аморальному апокалипсису, невзирая даже на реванш жречества Осириса и Амона после смерти Эхнатона, восстановивших свое влияние на последующие династии фараонов.
  Чему содействовала интеллектуальная и научная элита общества – жречество богов проторелигии Египта, всемерно поддержавшее религиозную реформу Эхнатона, а впоследствии, продолжавшее свою деятельность по дискредитации заупокойного бизнеса религии Осириса, в частности, и посредством сказок, подобных сказке о доле богача и бедняка в царстве мертвых Осириса, как единого бога царства мертвых двух религий!

  В своей деятельности жречество богов проторелигии Египта добилось неоспоримых успехов (Некоторые аспекты религиозной реформы Эхнатона), чему подтверждением являются:

     Во-первых, увядание культа Осириса уже по окончании эпохи Нового царства, о чем свидетельствует утрата былого блеска Абидоса как центра культа Осириса:

«По окончании эпохи Нового царства блеск Абидоса тускнеет и центр культов Осириса и Исиды перемещается дальше к югу, на острова близ первого порога Нила – Филэ и Бигэ». (1)


     Во-вторых, признание во второй половине I тысячелетия до н.э. Геродотом и другими античными авторами «египтян самым благочестивым из всех народов» (2)


  А это уже свидетельствовало о возвращении египетской цивилизации к исходному вектору своего развития, обусловленному ценностными приоритетами проторелигии Египта, жречество которой и предотвратило реализацию заветной мечты дельцов заупокойного бизнеса – навязать всем египтянам веру в вечную загробную жизнь(!), в связи с чем и стало отождествляться с язычниками – врагами Христианства, после его возведения в статус государственной религии Римской империи в конце IV века.

 


  В результате уничтожения святынь и храмов язычников Египта – жречества богов проторелигии Египта, что в полной мере относилось и к мужам науки античного мира, христианизированная Европа погрузилась в пучину религиозного мракобесия «Темного средневековья», шлейф которого протянулся вплоть до XIX века, о чем и свидетельствовало доминировавшее положение в обществе большинства европейских стран Церкви. Её влияние, в частности, прослеживается и в академических кругах египтологов, «изучавших и изучающих» египетскую религию.
  Чему египтология обязана апологетам религии Осириса от египтологии в их категорическом отрицании какой бы то ни было иной парадигмы религиозного мышления населения долины Нила, кроме веры в вечную загробную жизнь. Поэтому-то и «египетская религия» всецело отождествляется ими лишь с религией Осириса, сообразно четырем периодам «истории египетской религии, по версии О.Р. Тіеlе», как именно истории монотеистической религии Осириса.


  Распиаренное в египтологии и широкой общественности стремление апологетов религии Осириса от египтологии выдать амарнскую религию фараона XVIII династии Аменхотепа IV-Эхнатона за первую в истории человечества монотеистическую религию, преследует совершенно иные цели – скрыть истинную причину религиозной реформы Эхнатона, как и некоторые её особенности.
  Ибо она, прежде всего, была направлена на запрет монотеистической религии Осириса из-за тлетворного влиянием её заупокойного бизнеса на свою «паству», посредством выведения её из-под юрисдикции загробного «суда Маат» проторелигии Египта, что грозило египетской цивилизации во времена Нового царства скатиться в пропасть аморального апокалипсиса.



  Присутствие в религиозной культуре населения Древнего Египта монотеистической религии жрецов Осириса с её верой в вечную загробную жизнь, на фоне иной парадигмы религиозного мышления проторелигии Египта, как совокупности номовых политеистических религий, совершенно не препятствует отождествлению религии Осириса с понятием монотеистической религии в той же мере, в какой, например, сосуществование Христианства на равных правах с политеистическими религиями Римской империи при императоре Константине I, совершенно не искажает восприятие Христианства как монотеистической религии, каковой её и принято традиционно представлять.
  Поэтому первой в истории религиозной культуры человечества монотеистической религией является религия Осириса, ставшая образцом для подражания и прародительницей других монотеистических религий, к числу которых по времени их возникновения относятся:


     1.    Иудаизм, ставший результатом религиозной реформы Моисея еврейской религии – переход от политеизма языческих богов 12-ти колен Израилевых к монотеизму Бога Моисея (XII-X века до н.э.). Идея единобожия была заимствована авторами Пятикнижия Моисея из религии Осириса, унаследовав из «Книги мертвы» ещё и большую часть заповедей «Бога Евреев, Господа».
  Тем не менее в Иудаизме и Христианстве «почему-то?» предпочитают не акцентировать внимание своей паствы на этом заимствовании, по умолчанию, приписывая Ветхозаветному Богу, приоритет происхождения заповедей и законов, данных Им через Моисея Своему народу.


  Заимствование авторами Пятикнижия Моисея (и других Книг Ветхого Завета) идеи единобожия Моисея из религии жрецов Осириса Боге, прослеживается и на их представлениях о Своем Боге, Яхве (Господе), проявлявшем изрядное душегубство по отношению к согрешившими пред Ним представителям Своего народа, что столь же находит свое объяснение в отсутствии концепции Ада для грешников в религии Осириса времен Исхода евреев из Египта.
  Концепция Ада для грешников появилась в догматике религии Осириса лишь через несколько веков после Исхода евреев из Египта, что впоследствии и было унаследовано Христианством. Поэтому душегубство Ветхозаветного Бога по отношению к согрешившим пред Ним представителям Своего народа выглядит совершенно излишним и неоправданным в свете представлений христианского богословия о том, что смерть грешника не избавляет за грехи его тяжкие, особенно пред Господом, от участи «целую вечность(!) гореть в Аду», что и является более действенным способом достижения религиозного послушания, нежели угроза смертью без акцента на посмертные страдания грешников.

 


     2.    Индуизм, Буддизм и Джайнизм, ставшие результатом заимствования, начиная с VII века до н.э. основателями Индуизма, брахманами, идеи вечного потустороннего существования души – атмана в Браме, из религии жрецов заупокойного культа с её верой в вечную загробную жизнь в царстве мертвых Осириса.
  Выведение жречеством религии Осириса своей «паствы» из-под юрисдикции «суда Маат» проторелигии Египта имело для неё следующие взаимосвязанные последствия:

     во-первых, освобождало от участи последователей проторелигию Египта – от бесконечной череды перевоплощений души в подлунном мире, а это в полной мере соответствовало понятию сансары в индийских религиях.
  Следовательно, освобождение «паствы» религии Осириса от участи последователей проторелигии Египта является полным эквивалентом понятию «освобождение от сансары» в Индуизме!

     во-вторых, открывало «пастве» религии Осириса перспективы блаженства в вечности загробной жизни в царстве мертвых Осириса, что в полной мере соответствовало понятию брахманов о своем боге, Браме, как о некоем пространстве потустороннего мира, в котором душа (атман) воссоединяется навечно с богом брахманов, Браманом (Брамой) – соединение атмана с Брамой, что и «соответствует результатам освобождения от сансары».
( Период упанишад – зарождение заупокойного бизнеса брахманов )

  Таким образом, основателям брахманизма даже не пришлось переиначивать смысл «творческой инновации» жречества заупокойного культа религии Осириса, скопировав его основу, что не следует примитивизировать, воспринимая излишне буквально…

 


     3.    Христианство в первые века н.э., к формированию догматики которого было причастно высшее жречество религии Осириса, вследствие чего жречество богов проторелигии Египта, предотвратившее аморальный апокалипсис египетской цивилизации, и было отождествлено с язычниками – врагами Христианства…


     4.    И другие монистические религии, ставшие «уделом» нового тысячелетия от Р.Х.


  К счастью, далеко не все монотеистические религии и их отдельные конфессии унаследовали из монотеизма религии Осириса её главную особенность – заупокойный бизнес, служащий гарантией для «паствы» наследовать Рай в вечности «загробной жизни», что в полной мере относилось к торговле индульгенциями в Римско-католической церкви XVI века.

 


  Первый век от Р.Х. стал завершающим веком в истории монотеистической религии Осириса, поскольку сокрушительный удар по её увядавшему в I тысячелетии до н.э. заупокойному бизнесу нанесла Римская империя в 30 году до н.э., лишив Египет института фараонов…
  Популярность заупокойного культа в I тысячелетии до н.э. неуклонно падала в египетском обществе, что и являлось результатом деятельности жречества богов проторелигии Египта. Поэтому жречество религии Осириса трезво осознавало бесперспективность продолжения своего заупокойного бизнеса в египетском обществе, лелея надежды на его возрождении в несколько измененном виде в религии, податливой к влиянию на её догматику извне. И их выбор пал на религию ранних христиан… 


  Таким образом, кончина первой в истории религиозной культуры человечества монотеистической религии Осириса, увядание заупокойного бизнеса которой началось ещё со времен религиозной реформы Эхнатона, тем не менее успевшей «породив к жизни» в I тысячелетии до н.э. несколько монотеистических религий, не прошла бесследно как для египетской цивилизации, так и для религиозной культуры всего человечества, поскольку она возродилась к «новой жизни» в религии ортодоксального Христианства, времен её доминирования в религиозном сознании населения Европы и не только…


Сентябрь-октябрь 2025 года.


Литература


1. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Москва. Изд-во «Наука». 1976.
2. Ян Ассман. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва. Присцельс. 1999
3. А. Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Санкт-Петербург. изд. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2008.
4. Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. С.-Петербург. Типография М. Меркушева. Невский пр. 8. 1908.
5. Масперо Г. Древняя история народов Востока. М. Издание Солдатенкова. 1895.
6. О. Я. Перепёлкин. История Древнего Египта. СПб.: Изд-во «Журнал ,,Нева“». 2000.
7. В.В. Ребрик. Древнеегипетская магия и медицина. Санкт-Петербург. 2016.