ЧАСТЬ I
Этапы развития заупокойного бизнеса религии Осириса и учения о вечной загробной жизни
Усыхания климата в Северной Африке, постепенно превращавшего в V- IV тысячелетиях до н.э. некогда полные жизни саванны в безжизненные пустыни, привело к вынужденной миграция племен охотников и собирателей, в частности, в долину Нила с необъятных просторов Северной Африки, простиравшихся к востоку и к западу от нильской долины. Вследствие чего произошел стремительный рост численности населения каждого из номов долины Нила, включая возникновение новых номов, в целом приведя к резкому росту численности и плотности населения в нильской долине, учитывая её относительно ограниченные размеры.
Вот этот факт значительного прироста численности и увеличение плотности населения в номах долины Нила и стал отправной точкой последующего бурного развития цивилизации нильской долины, представленной уже к концу IV тысячелетия до н.э. двумя царствами, разделившими долину Нила на Верхний и Нижний Египет. Каждое из этих царств имело свою предысторию формирования, отличаясь символами царской власти:
Белая корона – (Хеджет) символ царской власти Верхнего Египта.
Красная корона – (Дешрет) символ царской власти Нижнего Египта.
Эти символы царской власти не утрачивали своего значения на всей протяженности существования Древнего Египта, поскольку символом верховной власти фараонов над двумя царствами, объединенными в единое государство, стала сдвоенная корона, соединяющая в себе оба символа царской власти Верхнего и Нижнего Египта.
Рис 3. Символы царской власти Верхнего, Нижнего и единого Египта.
Этот факт свидетельствует о том, что фараоны объединенного Египта отдавали дань уважения самобытности каждой из территории Верхнего и Нижнего Египта, объеденных под властью царя Верхнего Египта.
Рис 4 Осирис.
Поэтому и Осирис вошел в состав эннеады богов Гелиополя, города в Нижнем Египте, в высокой белой короне – символе царской власти Верхнего Египта, лишь незначительно видоизмененной за счет добавления двух перьев, обрамлявших с двух сторон высокую белую корону, таким образом увековечив в истории факт победы царя Верхнего Египта в войне двух царств за объединение Египта.
Приоритеты египтологии
Египтологи в большинстве своем отдают предпочтение изучению истории, культуры и религии Древнего Египта, преимущественно, начиная с рубежа IV-III тысячелетия до н.э., когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, в то время как для так называемого додинастического периода развития цивилизации нильской долины, вполне естественно, был характерен длительный процесс формирования и становления этих двух царств, каждое из которых имело свою предысторию образования, в конечном итоге разделив долину Нила на Верхний и Нижний Египет.
Рис 5. Цари Верхнего и Нижнего Египта.
Это «предпочтение» египтологов, особенно в контексте исследования религиозного наследия цивилизации Древнего Египта, исторически обусловлено влиянием Церкви, поскольку именно для династического периода, начиная с Раннего царства, в религии фараонов Древнего Египта доминировала парадигма религиозного мышления, основанная на вере в вечную загробную жизнь, которая впоследствии и легла в основу религии христиан. Поэтому лоббирование интересов Церкви в египтологии было всегда приоритетным делом для слуг Господа, учитывая былое могущество Римско-католической церкви XVIII-XIX веков, обладавшей несоизмеримо большими рычагами финансового и общественно-политического давления на представителей естественных наук.
Тем не менее Церковь и по сей день, по всей видимости, используя лишь своё финансовое могущество, оказывает подспудное давление на современных египтологов, чудным образом игнорирующих в своих научных изысканиях религиозное наследие додинастического Египта. Чему способствует и тот факт, что архитектурные и иные памятники Древнего Египта, в большинстве своем, отражают лишь религиозные предпочтения правящих династий фараонов, ровным счетом не проливая свет на религиозные приоритеты народа Египта. Так что и современные египтологи, в частности, Ян Ассман, Николас Ривз и их многочисленные единомышленники, в унисон с апологетами Церкви, «склонны придаваться иллюзии» в своих научных трудах о доминировании в религиозной жизни якобы всего населения Древнего Египта лишь единственной парадигмы религиозного мышления, основанной на вере в вечную загробную жизнь в раю царства мертвых Осириса. Что косвенным образом и свидетельствует о продолжающимся до сих пор влиянии, в частности, Римско-католической церкви, подспудно направляющей египтологов «по богоугодному пути научных изысканий».
И это несмотря на то, что египтология располагает многочисленными как косвенными, так и прямыми свидетельствами, проливающими свет на религиозное наследие доисторического Египта – проторелигию нильской долины с её парадигмой религиозного мышления, основанной на вере в переселение душ.
Проторелигия Египта была представлена конгломератом разнообразных номовых религий, сформировавшихся ещё в условиях былой независимости каждого из многочисленных номов долины Нила, а это соответствует временам зарождения нильской цивилизации, что на одно-два тысячелетия предшествовало объединению царств Верхнего и Нижнего Египта на рубеже IV-III тысячелетия до н.э.
Только после объединения Египта в единое государство религия жрецов Осириса была возведена в статус элитарной религии фараонов, и до краха Древнего царства совершенно не обременяла себя заботами о вечной загробной жизни простых египтян, т.е. была им чужда. Лишь начиная со времен Среднего царства у жречества религии Осириса возникла потребность в распространении и популяризации культа своего бога, преимущественно, среди мало-мальски состоятельных слоев египетского общества:
«Приблизительно в это же время (Среднее царство) начинается распространение и популяризация культа Осириса – бога умерших и повелителя загробного мира…» Коростовцев М.А. (4)
Додинастический период | V тысячелетие до н. э. |
Объединение Верхнего и Нижнего Египта | около 3000г до н. э |
Раннее царство (1–я и 2–я династии) | 3000 – 2778гг до н. э. |
Древнее царство (3–я – 6–я династии) | 2778 – 2263гг до н. э. |
Первый переходный период (7–я – 10–я династии) | 2263 – 2040гг до н. э. |
Среднее царство (11–я и 12–я династии) | 2160 –1785гг. до н. э. |
Второй переходный период (13–я – 16–я династии) | 1785 –1580гг. до и. э. |
Новое царство (17–я – 20–я династии) | 1580 – 1085гг. до н. э. |
Поздний Египет | 1085 – 332 гг. до н. э. |
Эллинский период | 332 – 30 гг. до н. э. |
Завоевание Египта Римом | 30г до н. э. |
Табл. 1. Хронология истории Древнего Египта по П. Монте.
Возникновение шумерской цивилизации столь же было предопределено результатами усыхания климата в Северной Африки и на Аравийском полуострове, что отчасти затронуло и ареалы обитания племен охотников и собирателей к востоку от долины рек Тигра и Евфрата, которые (племена) также были вынуждены мигрировать в Междуречье. Вполне очевидно, что племена, ранее промышлявшие охотой и собирательством в саваннах Аравийского полуострова, могли мигрировать как в долину рек Тигр и Ефрата, так и в долину Нила.
Принимая во внимание площади территорий, с которых мигрировали племена в долину Нила и в Междуречье, можно даже не сомневаться в том, что численность и плотность населения в нильской долине, в любой из моментов времени рассматриваемого периода, значительно превышала численность и плотность населения в Месопотамии. А превышение определенного порога плотности населения и является тем критическим фактором, который способствует возникновению и ускоренным темпам развития цивилизации.
Поэтому стремление некоторых ученых отдать пальму первенства шумерской цивилизации, по всей видимости, связано с попыткой умышленного принижения значимости додинастического периода развития цивилизации нильской долины, опять же в угоду интересов Церкви, дабы не поднимать публично весьма щекотливый для слуг Господа вопрос о существовании проторелигии Египта с её верой в реинкарнацию и переселение душ. Чтобы посредством этого умолчания и отвлечения внимания на шумерскую цивилизацию вообще скрыть факт существования проторелигии Египта и её религиозных приоритетов, а заодно и факт её сосуществования в египетском обществе на равных правах с религией жрецов Осириса на всей протяженности уже династического периода истории Древнего Египта.
Эта неуклюжая попытка утаить от мировой общественности присутствие в религиозной жизни населения Древнего Египта альтернативной религии, не признававшей веры в вечную загробную жизнь, несомненно, отражает интересы Церкви, пытающейся через податливых на её влияние археологов внушить ложные представления о якобы доминировании в религиозном сознании всех поголовно египтян веры в вечную загробную жизнь.
Сокрытие факта сосуществования в Древнем Египте проторелигии Египта с религией жрецов Осириса также благоволит сокрытию брахманами тайны происхождения Индуизма и ряда других индийских религий, что и предопределило необходимость экскурса в историю зарождения парадигмы религиозного мышления, основанной на вере в вечную загробную жизнь, т.е. основанной на отказе от веры в реинкарнацию.