Пророки Ригведы и «историческая ведийская религия»


  Укоренившаяся в религиозном сознании большинства египтян терминология, персонифицирующая в образе богини Маат концепцию «вечного морального порядка (закона)», «моральных и нравственных устоев общества» в проторелигии Египта, стала результатом деятельности жрецов гелиопольского религиозного центра ещё в бытность Гелиополя столицей Нижнего Египта в IV тысячелетии до н. э.
  Проторелигия доисторического (додинастического) Египта представляла собой конгломерат разнообразных номовых религий, объединяющим началом для которых служила парадигма религиозного мышления, основанная «на вере в реинкарнацию и переселение душ». То есть, когда речь идет о проторелигии Египта, то этот термин не означает какую-либо отдельную религию среди прочих номовых и столичных религий Древнего Египта, а означает именно совокупность номовых религий, объединенных единой для них парадигмой религиозного мышления – верой в реинкарнацию и переселение душ.


  Это уместное здесь уточнение позволит разобраться в таким понятием как «ведизм», представленный так называемой «исторической ведийской религией», которая соответствовала ведийскому «доклассическому» периоду развития Индуизма, а это период с XVI по VII века до н. э.

 


  Ведизм или «историческая ведийская религия», как предтече современного Индуизма, является понятием, в какой-то мере тождественным понятию проторелигии Египта, тем не менее представляя собой, на том этапе деятельности пророков Ригведы, формально, вполне конкретную религию со своими богами, ещё доклассического поколения индийских богов, фигурирующих в гимнах Ригведы:

«Из трех вед — Ригведы, Яджурведы и Самаведы — первая является основной работой, остальные две содержат гимны Ригведы, расположенные тем или иным образом, удобным для их исполнения при жертвоприношениях.


Гимны Ригведы состоят главным образом из молитв, обращенных ко многим божествам: Агни, Митре, Варуне, Индре и др.
В гимнах воспеваются могущество и великие деяния разных богов и содержатся молитвы, взывающие к их помощи и милости.


Жертвоприношения богам состояли в возлиянии очищенного коровьего масла и других веществ в жертвенный огонь, сопровождавшемся гимнами и песнопениями в их честь.
Эти божества считались реальностями, порождающими и руководящими всеми явлениями природы, как, например, огнем, солнцем, ветром, дождем и пр., от которых зависят такие явления, как жизнь, земледелие и благосостояние.
Природа, хотя и населенная различными божествами, считалась подчиненной некоторому основному закону (рита), управляющему всем миром — предметами природы, так же как и живыми существами. Функцией этого закона является не только сохранение порядка, но и установление справедливости во Вселенной». (6)


  Впрочем, разнообразием местных богов отличались во времена пророков Ригведы все без исключения региональные религии Индостана, сформировавшиеся в каждом из некогда независимых и изолированных друг от друга княжеств, возглавляемых князьями или царями (раджа или махараджа); что столь же было характерно и для становления номовых религий нильской долины ещё в V-IV тысячелетии до н.э.

 


  Главное, что сближает представления о проторелигии Египта и о «исторической ведийской религии», связано уже с деятельностью брахманов последующего периода – «этот период есть последняя стадия ведийского периода, представление о котором мы получаем из упанишад».

«Период упанишад с 700 года до новой эры». (7)

«Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются дополнением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед), и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный Брахман».


  Именно жрецы бога Брамы (Брахмана) периода упанишад предприняли попытку внедрения в религиозное сознание своих современников (исповедовавших многочисленные региональные религии Индостана) единую терминологию «вечного морального порядка (закона)» под названием «Рита», воспользовавшись в качестве основы для этого текстами гимнов Ригведы, авторы которых и были возведены брахманами в статус пророков.


  Вряд ли вызовет сомнение предположение о том, что и в любой из множества других региональных религий Индостана существовали аналогичные гимну, прославлявшие своих местных богов с той же преданностью и почитанием, какая присутствует в гимнах пророков Ригведы, включая признание важности жертвоприношений богам. Констатация этого факта столь же очевидна, как и констатация принадлежности авторов таких гимнов к жречеству воспеваемых в них богов, что в полной мере и относится к пророкам Ригведы, воспевавших в своих гимнах богов собственной религии, являвшейся лишь одной из множества других региональных религий Индостана.


  Выбор основателей религии бога Брамы гимнов Ригведы для их популяризации в обще индийском масштабе был обусловлен, банально, их потомственной принадлежностью к жречеству региональной религии пророков Ригведы, чьи гимны уже в собственных целях брахманы и популяризировали в своем ведическом учении, ставшим впоследствии основой Индуизма, представленного совокупностью многочисленных региональных религий Индии.

 


  Представления о «вечном моральном порядке (законе)» в контексте веры в переселение душ присутствовали под каким-то своим названием в каждой из региональных религий Индостана ещё времен «доведийского» периода развития религиозной культуры Индостана. Поэтому деятельность брахманов, продолжительностью в несколько столетий, по введению единой терминологии «Рита», впоследствии и увенчалась полным успехом, что и позволило объединить почти все(?) региональные религии Индии под крылом ведического учения религии Индуизм. И это несмотря на то, что в каждой из региональных религий были и есть свои боги как древнеиндийские, соответствующие временам пророков Ригведы, так и боги последующего поколения индийских богов – Вишну, Шива и др.


  Вся совокупность региональных религий Индостана ведийского «доклассического» периода соотносится с понятием «исторической ведийской религии», т.е. с ведизмом, в той же мере, в какой проторелигия Египта включала в себя совокупность многочисленных номовых и столичных религий нильской долины. Объединяющим началом для их сопоставления служит единая для этих религий парадигма религиозного мышления, основанная на «вере реинкарнацию и переселение душ».


  Причина акцентирования внимания на сопоставление так называемой «исторической ведийской религии» с проторелигией Египта, связана с тем, что ведизму «доклассического» периода развития Индуизма была присуща парадигма религиозного мышления, основанная на вере в реинкарнацию, мягко говоря, ещё незамутненной результатами «новаторских начинаний» брахманов последовавшего за ним периода развития Индуизма – периода брахманов и упанишад – священных текстов шрути ведического учения. О чем и пойдет речь далее.