Концептуальное обоснование отказа от веры в реинкарнацию

Исходное учение жрецов Осириса о вечной загробной жизни


  Возникновение концептуального обоснования парадигмы религиозного мышления, основанной на отказе от веры «в реинкарнацию и переселение душ», относится, предположительно, ко второй половине – последней трети IV тысячелетия до н.э., что было предопределено влиянием на религиозное сознание мигрировавших в долину Нила племен последствий усыханием климата в Северной Африки, соответствуя, в контексте данной темы, результатам демонстрации Солнцем своего могущества, достаточного для превращения саванн к востоку и западу от нильской долины, преимущественно, в безжизненные пустыни.


Осирис.Рис 6. Осирис.


  Эта парадигма религиозного мышления легла в основу религии бога Осириса, повелителя царства мертвых, которая уже в качестве религии фараонов со времен Раннего царства (3000 – 2778гг до н. э.) стала своеобразным стержнем религии Древнего Египта, представлявшей собой конгломерат разнообразных номовых и столичных религий.


  Численность номов в долине Нила к концу IV тысячелетия до н.э. составляла несколько десятков, объединенных под властью царей Верхнего и Нижнего Египта. Изначально – VI-V тысячелетие до н.э., каждый ном представлял собой обособленное административно-территориальное образование, возглавляемое воинственным номархом, который легитимизировал законность своей власти, опираясь на поддержку жреческой касты нома. В свою очередь, каждая из жреческих каст, некогда обособленных и независимых номов, культивировала среди жителей номов свою собственную номовую религию со своими местными богами.
  До возникновения религии Осириса всем номовым религиям была присуща парадигма религиозного мышления, основанная на вере в реинкарнацию, что и предопределяло предназначение номовых богов – покровительство разнообразным аспектам жизнедеятельности населения нома: легкие роды, исцеление от недугов, удача в охоте и рыболовстве, обильные урожаи, успехи в животноводстве и многое пр. Эта парадигма религиозного мышления была характерна для проторелигии доисторического Египта, как раз и представленной разнообразием номовых религий.


  Номовые религии и их боги были приоритетны для жителей своих номов, благодаря деятельности жречества каждого из их, отстаивавшего приоритеты веры в своих богов, что легло в основу номового религиозного сепаратизма, сохранявшего свою актуальность для жителей разных номов на протяжении всей последующей истории Древнего Египта.

«В дидактическом демотическом тексте, известном в науке как папирус Инсингер, говорится: «От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага». Под «нечестивцем» подразумевается человек, покидающий свой ном и номового бога. В данном случае мы имеем дело с откровенной пропагандой исконного местного религиозного сепаратизма». (4) (Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. изд. «Наука». 1976.)

 

  Этот религиозный сепаратизм номов, в проявлениях своего радикализма, служил серьезным препятствием для объединения номов в ходе междоусобных войн между номархами, первоначально – в масштабах войн за право стать царем одного из двух царств: Верхнего и Нижнего Египта, а впоследствии – за право стать фараоном (царем) единого Египта. Появление же религии Осириса имело позитивное значение для последующего объединения всех номов в единое государство, способствуя преодолению излишнего радикализма в проявлениях религиозного сепаратизма каждого из номов.

 

  Находя своих (меркантильных) сторонников из среды жречества в каждом из номов, религия Осириса не составляла конкуренцию номовым религиям, не покушаясь на незыблемость веры жителей номов в местных богов!
  Цель религии Осириса, в отличие от номовых религий, была совершенно иной – забота о благостных перспективах вечной загробной жизни, изначально, до объединения Египта, – лишь номархов и царей Верхнего Египта, а во времена Раннего и Древнего царств (3000 – 2778 – 2263гг до н. э.) заупокойный бизнес жрецов Осириса сосредоточился также лишь на самой состоятельной клиентуре того периода, к числу которой принадлежали фараоны и номархи, их семьи, включая избранных из числа придворных фараона.


  Подобное положение вещей в религии жрецов Осириса соответствовало её элитарному положению в египетском обществе, в котором продолжала сохранять свою актуальность проторелигия (доисторического) Египта для подавляющего большинства населения. Это было обусловлено высокими нравственными критериями, лежавшими в основе проторелигии Египта с её верой в переселение душ, и ролью в этом процессе «загробного суда богини Маат».

  «Прожить с Маат в сердце» вменялось в обязанность египтянам, озабоченным благостными перспективами как периода своего загробного существования в потустороннем мире, так и своего последующего перерождения, что культивировало в египетском обществе представления о важности соблюдения законов, норм морали и нравственности, на страже которых и стояла богиня Маат, «верша своей загробный суд» – психостасия (взвешивание сердца, перо Маат).

 

 

Маат.

 

Рис 7. Маат.


«В египетском языке «маат» обозначало сложное, синтетическое понятие, объединяющее понятия: «правда», «истина», «правопорядок», «этическая норма», «божественное установление» (в природе и среди людей), «религиозные и нравственные устои» и т. п.
«Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда».
Тексты, в которых фигурирует богиня Маат, свидетельствуют о том, что она является обожествленным эквивалентом указанного синтетического абстрактного понятия». Коростовцев М.А. (4)


  Маат воплощала собой идею справедливого правосудия, а реализация этого её предназначения уже в загробном суде «гарантировала усопшим» как неотвратимость, так и справедливость воздаяние за их добрые и злые дела при жизни – идея кармического воздаяния, идея кармы (хорошей или плохой)!
  Понимание важности хорошей кармы и подразумевало под собой закрепление в религиозном сознании египтян необходимости: «прожить жизнь с Маат в сердце», т.е. вести максимально праведный образ жизни. И даже высшие слои общества, включая придворных фараона, во времена Древнего царства не были лишены представлений о важности почитания богини Маат для благостных перспектив либо своего вечного загробного существования, либо следующего перерождения, которое также подразумевало под собой некий период загробного существования души.

 


  Сосуществование двух религий в египетском обществе – одной для элиты, а другой для остальных египтян, было выгодно не только фараонам, представлявшим собой светскую власть, но и жречеству бога Осириса, позволяя не обременять себя заботами о благостных перспективах вечной загробной жизни менее состоятельных египтян.

«Погребения обыкновенного трудового люда совершались до конца эпохи Древнего царства, как и в доисторические времена, без каких-либо специальных погребальных сооружений и мумификации».(4)

 

  В элитарной религии фараонов «их потустороннее существование комфорта не предполагало»(4), что имело вполне закономерное объяснение: вера в переселение душ, актуальная для подавляющего большинства египтян, не предполагала жизнь вечную в потустороннем мире.


Рис 8. Пирамиды Гизы. Пирамиды Гизы

 

  Жрецы заупокойного культа религии Осириса гарантировали своим баснословно состоятельным клиентам благостные перспективы вечной загробной жизни в обществе богов Египта, главным образом, посредством своей заупокойной магии, своеобразный антураж которой был представлен результатами развития целой индустрии заупокойного бизнеса, достигшей грандиозных размахов во времена Древнего царства, с его величественными пирамидами, заупокойными храмовыми комплексами и прочей помпезной атрибутикой заупокойного культа.

 

  Религия Осириса периода Раннего и Древнего царств априори не нуждалась в концепции загробного суда над столь элитарной клиентурой, и уж тем более над фараонами. Поскольку, согласно значительно модернизированной после объединения Египта доктрине религиозного центра Гелиополя, фараон связан божественными и фамильными узами с верховным богом Ра (Солнце) – первым фараоном Египта, и с сыном Осириса и Исиды, богом Хором (Гором), который, в свою очередь, представлял собой прообраз всех египетских фараонов:

«Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра – первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. …
Фараоны – его (Хора) земное воплощение.
Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора». (4)


  Эта фикция божественной природы фараонов и ограждала религию жрецов Осириса от необходимости присутствия в ней концепции загробного суда, вплоть до краха Древнего царства.